Скачать 2.79 Mb.
|
Практическое руководство для экологов предприятийСодержание Введение Глава 1. Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятия. Глава 2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения Глава 3. Охрана поверхностных вод от загрязнения Глава 4. Охрана окружающей среды при обращении с отходами производства Глава 5. Плата за негативное воздействие на окружающую среду Глава 6. Документация предприятия по вопросам охраны окружающей среды Глава 7. Организация производственного экологического контроля Глава 8. Государственный экологический контроль действующего предприятия Литература Приложения 2.1. Формы первичного учета охраны атмосферного воздуха 2.2. Структура проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ) 2.3. Форма журналов для контроля за выбросами от автотранспорта 3.1. Формы первичного учета охраны поверхностных вод 3.2. Структура проекта предельно-допустимых сбросов (ПДС) 4.1. Порядок учета образования отходов производства 4.2. Определение классов опасности отходов 4.3. Паспорт опасного отхода 4.4. Структура проекта нормативов образования отходов и лимитов размещения (ПНООЛР) 4.5. Структура проекта нормативов образования отходов и лимитов размещения (ПНООЛР) по упрощенной форме 4.6. Примерная форма Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах 4.7. Порядок оформления лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами 5.1. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов Российской Федерации 5.2. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками 5.3. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками для различных видов топлива 5.4. Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты 5.5. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек 5.6. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления 5.7. Форма ежеквартального расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду ВВЕДЕНИЕ Настоящее Руководство разработано в рамках Программы малых проектов в сфере охраны окружающей среды ( SEPS -3), руководство которой осуществляется Британским Советом. Финансирование его создания осуществлено Министерством охраны окружающей среды, продовольствия и развития сельских районов Великобритании ( Defra ). Руководство разработано Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с Экологическим бюро «Космос» с целью совершенствование природоохранной практики на действующих предприятиях Санкт-Петербурга и отражает требования законодательства по состоянию на 2004 год. При изложении материала использовано общепринятое разделение природоохранной деятельности по направлениям:
Руководство ориентировано на руководителей и экологов предприятий, ответственных за принятия решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду. ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Основные принципы охраны окружающей среды допускают воздействие предприятий на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия на окружающую среду должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятий установлены в главе 8 федерального закона «Об охране окружающей среды». Законом определено, что эксплуатация предприятий и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию предприятий, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды и обязаны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Наложение административных штрафов на виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде. Компенсация причиненного вреда осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Нарушение требований в области охраны окружающей среды также влечет за собой приостановление или прекращение эксплуатации предприятий. Выполнение предписаний об ограничении или о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности являются обязательными для исполнения. Ответственность за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, несет руководитель предприятия и (или) лицо им назначенное. Для крупных предприятий организационно выгодно создание экологической службы предприятия. Для средних и мелких предприятий назначается инженер по охране окружающей среды (эколог) предприятия. В соответствие с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года N 37, в составе возможных должностей специалистов предусмотрена должность инженера по охране окружающей среды (эколога). Данный квалификационный справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно - правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров. Должностные обязанности инженера по охране окружающей среды (эколога) квалификационным справочником определены как следующие:
Инженер по охране окружающей среды (эколог) должен знать:
В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» руководители предприятий и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны проходить подготовку и переподготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Действующее предприятие оказывает техногенное воздействие на все компоненты окружающей среды - на атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. На вышепоименованные компоненты окружающей среды оказывают влияние:
Более конкретные экологические требования к эксплуатации предприятий в части охраны атмосферного воздуха, охраны поверхностных вод и охраны от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления, введены соответствующими законами Российской Федерации. Во исполнении требований федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны:
В процессе эксплуатации любой объект потребляет определенное количество чистой воды, а также сбрасывает очищенные или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению поверхностных вод. В общем случае, источниками загрязнения поверхностных и подземных вод являются неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды; поверхностный сток с промплощадок; фильтрационные утечки вредных веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений; аварийные сбросы и проливы сточных вод на сооружениях и промышленных объектах; осадки, выпадающие на поверхность водных объектов и содержащие пыль и загрязняющие вещества от промышленных выбросов. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:
При эксплуатации промышленных объектов особую актуальность приобретают вопросы удаления и складирования, а в дальнейшем утилизации и захоронения отходов производства. Промышленные отходы требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. Во исполнении требований закона «Об отходах производства и потребления» (ст. 11) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации. |
Организация аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность | Областное государственное образовательное бюджетное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей г.... | ||
Среди долговых обязательств, выступающих в форме облигаций, важное место занимают государственные долговые обязательства, выпускаемые... | Студентам: электронная книга | литература | указатель | форум | мнения | однокурсники | рейтинг | ||
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9 | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | ||
Документационное обеспечение управления и архивоведение (базовая подготовка), изучающих учебную дисциплину «Литература» – Пермь:... | Специальность: 40. 05. 01 (030901. 65) Правовое обеспечение национальной безопасности; специализация уголовно-правовая | ||
Заявление о присоединении к Регламенту по форме приложения №1(а) или 1(б) к Регламенту |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |