Учебно-деловой игры «выборы президента» практические рекомендации москва 2003г. А. А. Котенков


НазваниеУчебно-деловой игры «выборы президента» практические рекомендации москва 2003г. А. А. Котенков
страница1/4
ТипРешение
filling-form.ru > Туризм > Решение
  1   2   3   4
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ

УЧЕБНО-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

«ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА»
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Москва

2003г.

А.А.КОТЕНКОВ, кандидат юридических наук, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
КУЛЬТУРЕ ДЕМОКРАТИИ НАДО УЧИТЬ С ДЕТСТВА…

Разрушение тоталитарной системы и последующая демократизация страны позволила каждому гражданину Российской Федерации стать реальным субъектом государственной политики, активным участником формирования органов государственной власти. В то же время новейшая история России показывает, что только активная жизненная, гражданская позиция и позитивная инициатива каждого гражданина Российской Федерации является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим все большее значение для российского общества приобретает уровень политической культуры и гражданской активности каждого человека.

К сожалению, в недалеком прошлом в политической мысли и практической политике вдумчивый глубокий подход и анализ подчас подменялся прожектерством, умозрительностью, откровенным и вульгарным популизмом, что, в свою очередь, порождало у некоторой части общества романтическую веру в возможность быстрых благих перемен. Очевидно, что демократия в настоящее время понимается не только как способ формирования и осуществления власти, не только как область профессиональной деятельности, но и как достижение современной цивилизации, общечеловеческая ценность. Демократия не формируется волевым решением. Это - сложный длительный процесс становления традиций гражданской культуры, причем, не только профессиональных политиков, но и общества в целом. При бесспорной необходимости воспитания профессиональных политиков необходимо помнить о важности элементарной правовой и политической культуры общества в целом. Надо отдавать себе отчет, что это длительный процесс, включающий в себя совокупность целого ряда необходимых условий. Одним из таких условий является демократическое образование, главная цель которого состоит в воспитании граждан с активной гражданской позицией, обладающих аналитическим взглядом на окружающую действительность, не только принимающих права человека как высшую ценность, но и готовых исполнять обязанности, которые демократия налагает на гражданина как основную составляющую гражданского общества и демократического правового государства.

Решение этих задач возможно только лишь при условии конструктивного целенаправленного взаимодействия государства и общества, посредством взаимодополняемости и взаимопомощи общественных и государственных структур и институтов.

Примером такого конструктивного сотрудничества, безусловно, является совместная деятельность Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации (РЦОИТ) и «Школы парламентаризма и самоуправления» при Региональной благотворительной организации «Лицом к человеку».

Поддержав в 1994 году идею создания «Школы парламентаризма и самоуправления», мы ставили перед ней задачу обучения детей и подростков основам демократии, воспитания в них позитивного восприятия норм и ценностей демократического правового государства, умения пользоваться своими правами и осознанно исполнять свои конституционные обязанности. За восемь лет работы коллективом Школы разработаны интересные и эффективные методики обучения и воспитания подростков, позволяющие успешно готовить как лидеров детских и молодежных организаций, так и организаторов школьного самоуправления. Все выпускники Школы парламентаризма и самоуправления успешно поступают в высшие учебные заведения, и, как правило, становятся лидерами в своих студенческих коллективах.

Особенно важным представляется то, что обучающие программы Школы парламентаризма и самоуправления, подкрепленные практической и методической помощью специалистов РЦОИТа, дают возможность слушателям школы не только изучить основы избирательного права и избирательного процесса, но и, непосредственно общаясь с общественными и политическими деятелями, государственными служащими, глубже постичь суть проходящих в стране политических и экономических преобразований, получить квалифицированное разъяснение внутренней и внешней политики нашего государства. А это значит, что, приходя в будущем на избирательные участки, молодые граждане России сделают осознанный выбор. Принимая гражданскую ответственность за будущее страны, они не позволят сделать себя объектом манипуляций политических авантюристов и прожектеров.

Только политически активные и позитивно настроенные граждане способны создать полноценное гражданское общество, без которого, в свою очередь, немыслимо существование правового демократического государства. В этом смысле сотрудничество Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК Российской Федерации и Школы парламентаризма и самоуправления, безусловно, является одним из примеров реального практического содействия становлению цивилизованного гражданского общества в России.


Т.Е. РЫДЛЕВИЧ, руководитель Школы парламентаризма и самоуправления при Региональной благотворительной организации «Лицом к человеку».
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - ФУНДАМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА.

Гражданское общество начинается с воспитания Гражданина. В практическом решении задачи воспитания гражданина очевидна огромная роль современной школы. Именно в ее стенах закладывается основа политической культуры, гражданственности. Именно в школе человек впервые осознает себя гражданином государства и членом общества. Именно в школе существуют наиболее естественные условия для воспитания основы вдумчивого, ответственного отношения к реалиям сегодняшнего дня.

Обучение в средней школе - это самостоятельный законченный образовательный процесс, цель которого - дать человеку набор и уровень знаний, необходимый и достаточный для жизни в цивилизованном обществе и современном демократическом государстве. Окончив среднюю школу, человек должен быть полностью готов к жизни и трудовой деятельности. Из школы он должен выйти Гражданином своей страны, знающим свои права и готовым исполнять свои обязанности.

К сожалению, сегодня среднюю школу рассматривают и воспринимают зачастую как своеобразные подготовительные курсы для поступления в вуз. Конечно, эту функцию средней общеобразовательной школы ни в коем случае нельзя игнорировать, но и делать ее преобладающей, довлеющей над основной задачей средней школы тоже, на наш взгляд, нельзя. В результате такого подхода к среднему образованию в школьных программах отдается явное предпочтение тем предметам, по которым в основном сдаются экзамены в большинство вузов страны. Объемы изучения математики, физики, химии стоят государству немалых средств, а детям - немалого здоровья. Положа руку на сердце, многим ли из нас понадобились знания математики, химии или физики в тех объемах, в которых мы изучали эти предметы в школе? Но вспомните, как часто мы сожалели о своей правовой некомпетентности. Ну, а незнание русской грамматики сегодня, по-моему, уже никого не удивляет. Безграмотная речь, книги и газеты с невероятным количеством ошибок стали привычным явлением нашей жизни. Обозначившийся перекос среднего образования идет в ущерб тем предметам, знания по которым понадобятся любому человеку. Говоря откровенно, сегодня школьники не получают знаний в оптимальных объемах по русскому языку и литературе, истории России, иностранным языкам. У большинства старшеклассников напрочь отсутствует культура речи и общения. Дети, выходя из стен школы, обнаруживают свою полную правовую безграмотность. Они не владеют элементарными трудовыми навыками, необходимыми в повседневной жизни каждому человеку, независимо от рода его деятельности, профессии и образования. А правовой нигилизм нашей молодежи, вероятно, не имеет аналогов среди цивилизованных европейских стран.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Вероятно, сегодня его надо искать в рамках дополнительного образования, которое способно восполнить те «пробелы» в знаниях, которые сегодня по ряду объективных причин средняя школа не может дать в необходимых объемах.

Но, как показала практика, дополнительное образование требует и дополнительного финансирования. Бюджетных средств явно недостаточно. Требовать с родителей плату за дополнительное образование - дело бесперспективное, так как они и так несут огромные финансовые затраты на основное образование. Где же выход? В привлечении внебюджетных средств, в том числе, средств заинтересованных общественных организаций и государственных учреждений. Если государство заинтересовано в законопослушных гражданах, МВД и Минюст должны участвовать в правовом образовании всех граждан, а не только тех, которые учатся в юридических учебных заведениях. Они должны сами идти в школы и организовывать там правовой «ликбез», помогать тем общественным структурам, которые готовы заниматься этим вопросом.

Примером здесь может служить деятельность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которая, будучи заинтересованной в том, чтобы граждане России осознали необходимость исполнения своего гражданского долга по формированию органов власти путем участия в выборах, создала Российский центр обучения избирательным технологиям (РЦОИТ), содействующий повышению знаний населения в области избирательного права и избирательного процесса.

Совместная работа Школы парламентаризма и самоуправления с РЦОИТ, на наш взгляд, доказала эффективность такого сотрудничества. Обучение школьников основам избирательного права и избирательного процесса не только не противоречит задачам средней школы и общеобразовательным программам, но и дополняет их. В процессе обучения нами применяются различные методики, наиболее эффективными из которых, безусловно, следует признать учебно-деловые игры, моделирующие процесс реальных выборов. Во время обучения школьники получают необходимые правовые знания, знакомятся с деятельностью и механизмом формирования органов государственной власти, приобретают навыки публичного выступления, изучают основы психологии делового общения, овладевают основами профессии журналиста. Занятия по программе Школы парламентаризма и самоуправления дополняют курсы общеобразовательной школы по граждановедению, обществоведению, истории России, русскому языку, литературе, они значительно расширяют правовые познания школьников. Но самое главное, что, участвуя в таких играх, ребята вынуждены глубже вникать в проблемы жизни общества и государства, искать решение этих проблем. В результате у подростков вырабатывается активная жизненная и гражданская позиция, появляется осознание себя как субъекта государственной и общественной деятельности. Занимаясь с подростками, завтрашними избирателями, мы ставим перед собой задачу, чтобы участие в выборах должно стать для наших детей естественной нормой жизни. У них не должно даже возникать вопроса - идти ли на выборы? Вопрос должен быть только один - как голосовать?

И хотя школьники в силу возрастных ограничений и других объективных причин не могут быть включены в реальные политические процессы, происходящие в обществе и государстве, тем не менее, эти процессы, проходя перед глазами детей и подростков, все равно оказывают на них определенное воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления. Задача общества и государства заключается в том, чтобы молодое поколение, входя в жизнь, четко ставило перед собой позитивные цели и имело все необходимые навыки для их достижения.
В.А.ОРЛОВ, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ
  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-деловой игры «выборы президента» практические рекомендации москва 2003г. А. А. Котенков iconПрактические рекомендации по организации и проведению ролевой игры «Выборы» часть вторая
Образцы документов для организации и проведения выборов и памятки для участников игры

Учебно-деловой игры «выборы президента» практические рекомендации москва 2003г. А. А. Котенков iconПрактические рекомендации по организации и проведению ролевой игры «Выборы» часть вторая
Образцы документов для организации и проведения выборов и памятки для участников игры

Учебно-деловой игры «выборы президента» практические рекомендации москва 2003г. А. А. Котенков iconМетодика проведения деловой игры «Самопрезентация» для школьников Г. П. Сорокина Москва 2009 г
Развитие навыков вербального представления своих личностных и квалификационных характеристик

Учебно-деловой игры «выборы президента» практические рекомендации москва 2003г. А. А. Котенков iconДипломная работа тема: «Выборы Президента рф» Работу
Правовое регулирование выборов Президента Российской Федерации

Учебно-деловой игры «выборы президента» практические рекомендации москва 2003г. А. А. Котенков iconУчебно-методический комплекс 2 (Актуализированный) Москва, 2014 г....
Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Учебно-деловой игры «выборы президента» практические рекомендации москва 2003г. А. А. Котенков icon1. требования, предъявляемые к рентгеновскому кабинету при приемке...
Абинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований, утвержденных 14 февраля 2003г. Главным государственным санитарным...

Учебно-деловой игры «выборы президента» практические рекомендации москва 2003г. А. А. Котенков icon1. требования, предъявляемые к рентгеновскому кабинету при приемке...
Абинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований, утвержденных 14 февраля 2003г. Главным государственным санитарным...

Учебно-деловой игры «выборы президента» практические рекомендации москва 2003г. А. А. Котенков iconВыборы Президента Российской Федерации 2 марта 2008 года
Анализ предвыборной агитации кандидатов на должность Президента Российской Федерации

Учебно-деловой игры «выборы президента» практические рекомендации москва 2003г. А. А. Котенков iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовой статус юридических лиц»
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия

Учебно-деловой игры «выборы президента» практические рекомендации москва 2003г. А. А. Котенков iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовой статус юридических лиц»
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск