Скачать 4.01 Mb.
|
МБДОУ ДСКВ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. СРЕДНЯЯ «А» ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА И ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ. НИЖНЕВАРТОВСК 2011-2012. РЕЖИМ ДНЯ. Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. Внимательный воспитатель замечает в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4-5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Особенно внимательно относится воспитатель к детям, которые по тем или иным причинам (робость, застенчивость, агрессивность) не могут найти себе в группе друзей, то не реализуют свою возрастную потребность в общении. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Значительная время отводится для игр по выбору детей. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно – развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования. Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими» и другие. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Воспитателю необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь – подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия. Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей – в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада. Задача воспитания и развития детей пятого года жизни:
Взаимодействуя с дошкольниками, воспитатель использует несколько педагогических позиций: - партнерство и сотрудничество; - передача опыта; - обращение за помощью к детям. Образовательная область «Физическая культура» Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными Задачи воспитания и развития детей
Целесообразна интеграция с образовательными областями «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд». Интеграция возможна в освоении сенсорных эталонов, овладении правилами безопасного поведения, социальным опытом, опытом общения с детьми и взрослыми, речевыми умениями, отражении в подвижных играх различных образов, обыгрывании действий сказочных персонажей, героев детских стихов, песен, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активным двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его возможностях, благоприятных условиях жизни. Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Дети узнают о том, что можно выполнять общеразвивающие упражнения в разном темпе, с разными предметами; в этих упражнениях разнообразные движения рук, требования к правильной осанке во время ходьбы и в положениях стоя и сидя, разные виды бега. Узнают основные требования к технике ловли и отбивания мячей от пола, ползанию разными способами, лазанию по лестнице, исходному положению и замаху при метании вдаль, специальные упражнения на развитие физических качеств. Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Порядковые упражнения; общеразвивающие упражнения; исходные положения; одновременные и поочередные движения рук и ног, махи, вращения рук; темп. Основные движения. По мере накопления двигательного опыта у детей формируются следующие новые двигательные умения: - самостоятельно перестраивается в звенья с опорой на ориентиры; - сохранять исходное положение- четко выполнять повороты в стороны; - выполнять общеразвивающие упражнения в заданном темпе; - сохранять правильную осанку; И др. Для успешного освоения детьми образовательной области «Физическая культура» воспитатель организует совместную деятельность с ребенком и самостоятельную двигательную деятельность детей. Итоги освоения содержания образовательной области Достижения ребенка (Что нас радует) - ребенок гармонично физически развивается, в двигательной деятельности проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость. - уверенно и активно выполняет основные элементы техники основных движений. - проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям. - осуществляет элементарный контроль за действиями сверстников. - самостоятельная двигательная деятельность разнообразна. - проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей - ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья, часто болеет. - ребенок допускает существенные ошибки в технике движений. - затрудняется в оценке движений других детей. Образовательная область «Здоровье» Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи формирования начальных представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения
Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков
Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Дошкольники узнают о человеке, об особенностях внешнего вида здорового и заболевшего человека, об особенностях своего здоровья, строении тела человека, о назначении отдельных органов и систем, о целостности организма. Знакомятся с правилами здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека. Получают информацию о вредных привычках, приводящих к болезням, об опасных ситуациях для здоровья, а также о том, как их предупредить, и о том, как себя вести в случае их возникновения. Узнают о том, как поквать взрослого на помощь в соответствующих обстоятельствах. Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Воспитатель создает условия для активной игровой совместной деятельности с детьми 4-5 лет. Предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевые игры. Вовлекает детей в усложняющиеся по содержанию игры-экспериментирования и игры-путешествия, связанные с личной гигиеной, режим дня. Организует игровую среду в группе, направленную на развитие игровой деятельности детей и эффективное игровое взаимодействие с детьми. Предлагает детям вместе рассмотреть фотографии детей, членов семьи в ходе совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры. Воспитатель создает условия для проведения индивидуальных и подгрупповых бесед с детьми, обязательно с опорой на личный опыт дошкольников, организует рассказывание, чтение произведений детской литературы. Постепенно вводит в совместную деятельность с детьми простейшие ситуационные задачи. Итоги освоения содержания образовательной области Достижения ребенка - Ребенок с интересом узнает новое о человеке, стремится как можно больше узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы. - Ребенок может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. - Стремится к самостоятельному выражению своих витальных потребностей, осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации. - Ребенок активен в самообслуживании, стремится помогать взрослому в организации процесса питания, режимных моментов. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей - У ребенка наблюдается ситуативный интерес к здоровьесберегающей деятельности, изучению человека и факторов, обеспечивающих здоровье, правилам здорового образа жизни. Не готов ответить на вопрос взрослого, как он себя чувствует, болит ли у него что-то, не заболел ли он. - Испытывает затруднения в выполнении процессов умывания, питания, одевания и раздевания, пользовании туалетом, элементарного ухода за своим внешним видом. - Ребенок выглядит неопрятно, болезненно, именно по этой причине часто отвергнут сверстниками для совместной деятельности, игр, общения. Не стремится к самостоятельному осуществлению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения. - Не готов выполнять инструкции взрослого в обстоятельствах, угрожающих здоровью. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ Цель — изучить особенности ценностного отношения детей младшего и среднего дошкольного возраста к здоровью. Для достижения обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература, например В. Берестов «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр». Примерные вопросы к ребенку:
В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2 по 4). Собственно, он и становится показателем отношения дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущности и значимости для человека, его жизни. В ходе наблюдения за ребенком четвертого года жизни в повседневной жизнедеятельности обратите внимание на такие детские проявления, как: - интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; - удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры; - положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; - интерес к самопознанию; - радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми; - удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами; - тенденции к самостоятельным проявлениям культуры здоровья. Наличие выделенных проявлений в поведении малыша свидетельствует о правильном отношении ребенка к здоровью и здоровому образу жизни. Результаты наблюдения заносятся в таблицу. Отношение ребенка (лет, мес.) к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
В ходе наблюдения за ребенком пятого года жизни в повседневной жизнедеятельности обратите внимание на: - устойчивость интереса, который проявляется к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; - самостоятельность проявления здоровьесберегающей компетентности в разных видах детской деятельности и поведении; - удовольствие, с которым ребенок выполняет простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, процессы самообслуживания, удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий; - радость и доброжелательность общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни; - осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке; - направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезный для здоровья результат. Наличие выделенных проявлений в поведении ребенка свидетельствует о его правильном отношении к здоровью и здоровому образу жизни. Результаты наблюдения также заносятся в таблицу. Отношение ребенка (лет, мес.) к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Опросник для детей младшего и среднего дошкольного возраста Цель опросника – изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыков, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению. |
Пояснительная записка | Рабочая программа по развитию познавательных способностей детей с диагнозом зпр 4-5 лет | ||
Рабочая программа для детей старшей группы «Солнышко» мдоу «Детский сад комбинированного вида №214» (далее Программа) разработана... | Рабочая программа предназначена для детей 5- 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи... | ||
«Народные инструменты» срок обучения 8 (9) лет (для детей в возрасте с 6,5 до 9 лет); 5 (6) лет (для детей в возрасте с 10 до 12... | Организация режима пребывания детей планируемые результаты освоения детьми ооп | ||
«Детский сад №146» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно – эстетического... | Психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 4-5 лет с речевыми нарушениями | ||
Характеристика развития детей 5- 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |