Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли области


НазваниеХарактеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли области
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы

Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли области

Состояние, структура, тенденции и динамика развития потребительского рынка отражают социально-экономическое положение региона в целом. Сектор торговли, как правило, является конечным звеном любой производственной цепочки, а соответственно от широты и разнообразия каналов, а также уровня их развития зависят эффективность, объемы и скорость, с которыми производимые в экономике и ввозимые на территорию страны, региона товары достигают своего потребителя. Таким образом, стимулируя качественное развитие сферы торговли, можно способствовать созданию необходимых условий для продвижения товаров различных отраслей, что положительно скажется на экономике региона и страны в целом, а также для обеспечения населения всеми необходимыми товарами и услугами.

Торговля является динамично развивающейся сферой экономики. В 2010 году доля торговли в структуре ВРП Тюменской области составляла 16,0 %, и занимала второе место после обрабатывающих производств.

Оборот розничной торговли Тюменской области в 2011 году составил 203,7 млрд. рублей. На одного жителя области в 2011 году продано товаров на сумму 150,6 тыс. рублей. За 9 месяцев 2012 года оборот розничной торговли составил 177,5 млрд. рублей, темп роста к соответствующему периоду 2011 года - 114,3%. На душу населения продано товаров на сумму около 131,3 тыс. рублей. По данному показателю Тюменская область занимает 2-е место в Уральском федеральном округе и превышает среднероссийский показатель.

Рост оборота розничной торговли связан с увеличением денежных доходов населения и ростом заработной платы.

Так, за 2011 год номинальные денежные доходы населения на 1 жителя в месяц составили 21,0 тыс. рублей, или 110,8% к 2010 году, заработная плата -24,7 тыс. рублей (111, 2%).

Торговля - это отрасль с высоким уровнем занятых в экономике области, которая обеспечивает рабочими местами значительную часть населения в трудоспособном возрасте, в том числе оставшуюся без работы в связи со спадом производства и закрытием ряда предприятий и организаций.

Следует отметить вклад торговли в общее развитие предпринимательства в регионе, так как, зачастую, именно торговля является для многих предпринимателей «первым шагом» в бизнесе.

В 2011 году удельный вес среднесписочной численности работников малых предприятий, занятых в сфере оптовой и розничной торговли, ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования составил 26,9% в общем количестве работников малых предприятий (без микропредприятий).

В Российской Федерации более 70% оборота малых предприятий приходится на сектор торговли. В Тюменской области данный показатель составил 59,7 %.


Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере торговли способствует повышению конкуренции в данной сфере деятельности, стабилизации уровня цен, не позволяет крупным торговым сетям диктовать свои условия на рынке. Кроме того, малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых видов товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Поддержка малого бизнеса в Тюменской области является одной из приоритетных задач органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Сфера розничной торговли успешно развивалась в период 2001–2008 гг. Начиная с 2001 года, оборот розничной торговли характеризовался устойчиво высокими темпами роста. Последствия экономического кризиса, снижение реальных доходов населения отразились в 2009 году на динамике и структуре развития торговли. После незначительного снижения оборота розничной торговли, в 2010 году отмечался его ежемесячный прирост. В 2011году населению области продано товаров на сумму 203,7 млрд. рублей, что выше 2010 года на 5,1%.

Продажа товаров на душу населения в Тюменской области (без автономных округов) превышает среднероссийский показатель.


Произошли изменения в структуре оборота розничной торговли: удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в 2009 году составил 52,2% при среднем за 2005–2008 годы - 46%. Таким образом, можно сделать вывод, что население области больше тратило на приобретение продовольственных товаров. Изменение структуры оборота розничной торговли обусловлено сложившейся ситуацией 2009 года в связи с финансово-экономическим кризисом. Сложившаяся в 2009 году тенденция в изменении структуры оборота сохранялась и в 2010 году. Наиболее быстрыми темпами рос продовольственный рынок, за 2010 год рост продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 105,7% по сравнению с 2009 годом.

В 2011году ситуация изменилась, продажи непродовольственных товаров растут более быстрыми темпами по сравнению с продовольственной группой. Так, темп продажи промышленных товаров за 2011 год составил 115,6%, в тоже время продажа продуктов питания сократилась на 4,3%. Данная ситуация положительным образом сказалась на структуре оборота розничной торговли. За 2011 год соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговле показывает незначительное увеличение доли последних (удельный вес непродовольственных товаров составляет 50,7%, пищевых продуктов – 49,3%). За 9 месяцев 2012 года удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачных изделий, составил 45,9%, непродовольственных товаров 54,1%.



Состояние торговой инфраструктуры на территории области.
Рынок Тюменской области, будучи одним из развитых региональных рынков, создает хорошую базу для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса. В последние годы одним из положительных направлений развития потребительского рынка является совершенствование инфраструктуры розничной торговли, связанное, прежде всего, с укрупнением и специализацией торговых предприятий, постепенным переходом преимущественно на магазинные формы торговли.

В 2011 году удельный вес торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынка, в обороте розничной торговли составлял 94,6%.

Индикатором развития потребительского рынка любого региона, муниципального образования является обеспеченность населения торговыми площадями. За последние 5 лет (2007–2011 гг.) торговые площади в области увеличились в 1,56 раза. По состоянию на 01.01.2012 в Тюменской области (без автономных округов) функционировало 8933 объекта розничной торговли общей площадью более 1711,4 тыс.кв. метров, более 650 объектов оптовой торговли.

Ежегодный прирост торговых площадей позволил довести уровень обеспеченности населения области площадью торговых объектов в 2011 году до 773,7 кв. метров в расчете на 1000 жителей, что соответствует среднеевропейскому показателю. Это самый высокий показатель в Уральском федеральном округе. Во всех муниципальных образованиях, кроме Тюменского, Тобольского, Ялуторовского районов, обеспеченность населения площадью торговых объектов выше норматива, установленного распоряжением Правительства Тюменской области от 29.11.2010 № 1830-рп.

По состоянию на 01.10.2012 в области функционировало 9178 объектов розничной торговли общей площадью 1803,2 тыс. кв. метров, 656 объектов оптовой торговли. За 9 месяцев 2012 года было введено 245 новых объектов торговли, общей торговой площадью 80,9 тыс. кв. метров. Основную часть данных объектов составляют магазины небольшого формата торговой площадью до 150 кв. метров. В г. Тюмени из наиболее крупных новых объектов розничной торговли, введенных за 9 месяцев 201 2 года можно выделить: гипермаркет «Оꞌ Кей» (ул. Широтная,199) общей площадью 14,5 тыс. кв. метров, торговой - 9,0 тыс. кв. метров, Торговый центр «На Ямской» (ул. Б.Комиссаров,5) общей площадью 13 тыс. кв. метров, торговой 12,5 тыс. кв. метров, магазин «Пчелка» (ул. Богдановича,8/5) общей площадью 600 кв. метров и торговой площадью 450 кв. метров, магазин «Лагуна» (ул. В. Гольцова,10/23) общей и торговой площадью 554 кв. метра и другие. На территории Казанского района в январе-сентябре 2012 года открыты – магазин федеральной торговой сети «Магнит» (г. Краснодар), дискаунтер «Браво» региональной торговой сети «Пчелка» (г. Тюмень) и продуктовый склад-магазин «Низкоцен» федеральной торговой сети «Холлифуд» (г. Омск).

В Тюменском районе введены в эксплуатацию 7 торговых объектов, среди них - магазин «Мясной» (общая площадь 69,9 кв. м. / торговая площадь 43,8 кв. м.) в Винзилинском муниципальном образовании, магазин «Продукты» (общая площадь 121,4 кв. м. / торговая площадь 63,2 кв. м.) в Онохинском муниципальном образовании, магазин (общая площадь 150,0 кв. м. / торговая площадь 125,0 кв. м.) в Мальковском муниципальном образовании и другие.

По итогам 9 месяцев 2012 года фактическая обеспеченность населения региона площадью торговых объектов составила 833,6 кв. метров на 1000 жителей.

Развитию рынка торговой недвижимости в области способствовало бурное строительство в последние 6–7 лет торговых и торгово-развлекательных центров. Сегодня 15 крупных торговых центров города Тюмени (торговая площадь каждого более 10 тыс.кв. метров) составляют почти 40% всей коммерческой недвижимости, предназначенной для розничной продажи товаров в областном центре.

Неравномерность развития торговой инфраструктуры привела к диспропорции в обеспеченности торговыми площадями среди муниципальных образований области. Так, по состоянию на 01.01.2012, обеспеченность торговыми площадями населения города Тюмени составляет 1161 кв. метр на 1000 жителей, в то же время данный показатель в г. Тобольске –581 кв. метр, в г. Ишиме - 633 кв. метра, в г. Ялуторовске -734 кв. метра. Если сравнивать обеспеченность торговыми площадями в разрезе районов, то здесь ситуация следующая: самая большая обеспеченность населения площадью торговых объектов в Уватском районе - 609 кв. метров, самая минимальная в Тобольском районе - 200 кв. метров.

Одной из проблем сектора торговли во многих муниципальных образованиях области является низкая доля продаж, приходящаяся на современные каналы торговли – торговые центры, супермаркеты, специализированные магазины и т.д. Недостаточный уровень развития современных форм и методов торговли приводит к снижению качества обслуживания населения, более узкому ассортименту предлагаемых товаров и услуг.
Несистемная застройка муниципальных образований в предыдущие годы привела к таким проблемам как ухудшение исторического облика городов, снижение транспортной пропускной способности.

Позиция органов исполнительной власти и местного самоуправления должна заключаться в том, чтобы размещать крупные объекты торговли на вновь осваиваемых землях, так как в центре городов уже нет свободных площадей. Кроме того, обязательным условием при строительстве крупных торговых объектов должно быть наличие объектов инженерной инфраструктуры, подъездных путей и парковки для автотранспорта покупателей. Необходим ввод в эксплуатацию значительной части новых объектов торговли в малоосвоенных районах муниципальных образований, особенно в районах современной малоэтажной застройки.

Населению необходимы не только крупноформатные объекты. Не менее востребованы и магазины «шаговой доступности». Пример тому - сеть супермаркетов «Пчелка», универсамы «Мостовский», «Тамара». Только и они, чтобы нормально развиваться и выжить на рынке в сегодняшних условиях, должны пересмотреть свою систему работы, концепцию своих магазинов.

В феврале 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный Закон).

Указанный Федеральный Закон одним из важных направлений развития потребительского рынка определяет формирование современной рациональной торговой инфраструктуры и повышение доступности товаров и услуг для населения.

Во исполнение положений Федерального закона разработаны и утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (далее - Нормативы) по области в целом и каждому муниципальному образованию. Постановлением Правительства РФ от 24.09.2010 № 754 «Об утверждении методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» предполагается, что утвержденные Нормативы необходимо учитывать в документах территориального планирования, генеральных планах муниципальных образований. В соответствии с приказом Минпромторга России от 16.07.2010 № 602 «Об утверждении формы торгового реестра, порядка формирования торгового реестра и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре» в области проводится системная работа по формированию торговых реестров. Законом Тюменской области от 08.06.2011 № 36 органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по формированию торгового реестра Тюменской области. Для выполнения данного полномочия в бюджете Тюменской области предусмотрены финансовые средства. Постановлением Правительства Тюменской области «О внесении изменений и дополнений в постановление от 20.02.2007 № 26-п, от 28.12.2010 № 380-п» определен Порядок расходования субвенций на исполнение вышеуказанного полномочия.

Постановлением Правительства Тюменской области от 22.08.2011 № 270-п «Об утверждении Порядка реализации органами местного самоуправления переданного государственного полномочия по формированию торгового реестра Тюменской области» утвержден порядок сбора сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципального образования, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров) на территории муниципального образования и принадлежащих им объектах, формы сбора таких сведений, порядок предоставления обобщенных сведений об указанных хозяйствующих субъектах управлению лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, как уполномоченному органу по формированию и ведению торгового реестра Тюменской области.

Формирование торговых реестров и мониторинг обеспеченности торговыми площадями позволяет определить в муниципальных образованиях «проблемные зоны»: где недостаточно, а где переизбыток объектов торговли. Проведение данной работы позволит установить основные приоритеты развития инфраструктуры торговли: где строить новые, а где реконструировать или перепрофилировать имеющиеся объекты.

Необходимо выработать совместные подходы для недопущения диспропорций в развитии торговой инфраструктуры, должно быть оптимальное соотношение крупных объектов торговли (торговых центров, гипермаркетов), магазинов «шаговой доступности», нестационарных объектов в пределах территории муниципального образования.

Особенно остро стоит данный вопрос в сельской местности. В области более 690 труднодоступных населенных пунктов, в некоторых отсутствуют стационарные объекты торговли и задача органов власти области и органов местного самоуправления обеспечить население в данных населенных пунктах товарами первой необходимости через оказание помощи предпринимателям, которые возьмут на себя такие функции.

В целях упорядочения размещения объектов мелкой розницы в каждом муниципальном образовании разрабатываются схемы размещения нестационарных объектов торговли. Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2010 № 361-п. Порядок предусматривает критерии, которые необходимо учитывать органами местного самоуправления при разработке Схем, устанавливает единый перечень информации, содержащийся в Схемах размещения временных объектов.

При разработке схем размещения временных объектов должны учитываться нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденные распоряжением Правительства Тюменской области от 16.01.12 № 22-рп. По состоянию на 01.10.2012 органами местного самоуправления всех муниципальных образований утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов, которые размещены на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе «Потребительский рынок».
  1   2   3   4   5

Похожие:

Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли области iconХарактеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках...
Тюменская область (без автономных округов) относится к среднеразвитым в промышленном отношении регионам Российской Федерации. Объем...

Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли области iconПодбор торгового персонала
Постиндустриальное общество характеризуется превалированием в числе прочих услуг сферу торговли. Именно эти тенденции можно обозначить...

Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли области iconГосударственная программа российской федерации развитие здравоохранения
Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития...

Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли области iconГосударственная программа «Информационное общество (2011 2020 годы)» паспорт 4
Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации, основные показатели...

Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли области iconДоклад о ходе реализации Программы развития
Краткая характеристика национального исследовательского университета и программы его развития 3

Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли области iconНаучный Центр «Курчатовский институт»
Перспективы развития и распространения технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы

Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли области iconЧто было хорошего?
В 2016 года в сфере развития малого, среднего бизнеса Ленинградской области отмечена положительная динамика развития

Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли области iconДоклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности...
Цели, задачи деятельности и государственные функции департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области

Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли области icon1 Организационно-экономическая характеристика
Указа Президента РФ от 29. 07. 2004 г. №993 в рамках Федеральной целевой программы «Формирование и развитие оборонно-промышленного...

Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли области iconМетодические указания по расчету платы за неорганизованный сброс...
Система законодательства в области платы за негативное воздействие на окружающую среду

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск