Марий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум»


НазваниеМарий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум»
страница1/7
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Марий Эл

«Волжский индустриально-технологический техникум»

(ГБОУ СПО РМЭ «ВИТТ»)


Учебно-практическое пособие

для курса «Русский язык» профессии СПО

100701.01 ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЕР-КАССИР

Автор-составитель

Полудненко Л. А.

преподаватель первой

квалификационной категории


© ГБОУ СПО РМЭ

«Волжский индустриально-технологический техникум»

2014

Полудненко Л. А.

Русский язык. Учебно-практическое пособие для студентов профессии СПО ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЁР-КАССИР/ Л. А. Полудненко. – Волжск, 2014.- 47

Учебное пособие содержит теоретический материал первых трёх разделов курса дисциплины ОДБ 01. РУССКИЙ ЯЗЫК и 14 практических работ к ним. Каждая практическая работа включает задания разных типов, позволяющих овладеть нормами современного русского языка в рамках учебной программы, в условиях работы по данной профессии, выработать коммуникативные качества правильной речи.

Рецензенты

Мизбахова С.А., заведующая учебной частью ГБОУ СПО РМЭ «Волжский индустриально-технологический техникум»
Еменаева М.Н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО РМЭ «Строительно-промышленный колледж»


ОГЛАВЛЕНИЕ




Предисловие

4

РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ




Тема 1.1. Наука о русском языке

5

Практическая работа № 1. Обобщение знаний о русском языке

5

Практическая работа № 2. Анализ речевой деятельности человека

6

Тема 1.2. Особенности речевых конструкций

9

Практическая работа № 3. Построение конструкций с управлением

9

Практическая работа № 4. Построение конструкций с согласованием

11

РАЗДЕЛ 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ




Тема 2.1. Лексическая система языка

15

Практическая работа № 5. Изучение слова как основной

единицы языка


15

Практическая работа № 6. Исследование особенностей текстов

17

Тема 2.2. Русская лексика

21

Практическая работа № 7. Обобщение знаний о происхождении и

употреблении русской лексики


21

Практическая работа № 8. Исследование особенностей

фразеологизмов

25

РАЗДЕЛ 3. ФОНЕТИКА и ОРФОЭПИЯ




Тема 3.1. Соотношение буквы и звука

27

Практическая работа № 9. Обобщение знаний о фонетических единицах

27

Практическая работа № 10. Употребление Ь и Ъ

29

Тема 3.2. Орфоэпические нормы

32

Практическая работа № 11. Постановка правильного ударения

32

Практическая работа № 12. Отработка грамотного произношения и образования некоторых слов

34

Практическая работа № 13. Формирование речевого поведения продавца

39

Практическая работа № 14. Контрольная работа

41

Приложение 1

43

Приложение 2

45

Список литературы

46


Предисловие

Хорошее владение русским языком и культура речи продавца рассматриваются как неотъемлемая часть его профессиональной компетенции и как показатель общей культуры человека.

Содержание курса «Русский язык» отвечает особенностям будущей специальности выпускников, поэтому автор ставил перед собой цель создать пособие, максимально полно учитывающее потребности будущих специалистов в области торговли, развивающее культуру речи и навыки делового общения.

Пособие направлено на изучение первых трёх разделов курса дисциплины ОДБ 01. РУССКИЙ ЯЗЫК:

  1. Язык и речь

  2. Лексика и фразеология

  3. Фонетика и орфоэпия

Оно включает в себя 14 практических работ, каждой из которых предшествует теоретический материал и задания к нему. Пособие содержит материалы о строении русского языка, о соотношении языка и речи, речевой компетенции и речевой деятельности, а также сведения общекультурного типа.


РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ

Тема 1.1. Наука о русском языке

Практическая работа № 1.

Обобщение знаний о русском языке

Цели работы:

1. Научиться пересказывать текст и выражать свои мысли;

2. Развить умение пользоваться словарями.

Задания:

1. Прочитайте статью о русском языке;

2. Выпишите определение понятия русистика и названия разделов, которые

она изучает;

  1. Выберете понравившееся высказывание о русском языке и напишите

к нему небольшое сочинение-рассуждение.

Ру́сский язы́к относится к восточной группе славянских языков, принадлежащих индоевропейской семье языков. Это национальный язык русского народа. Он является восьмым языком в мире по численности владеющих им как родным и пятым языком в мире по общей численности говорящих. Русский язык — официальный язык Российской федерации, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Он является наиболее распространённым славянским языком и самым распространённым языком в Европе — географически и по числу носителей языка как родного. Занимает четвёртое место среди самых переводимых языков, а также — седьмое место среди языков, на которые переводится большинство книг. В 2013 году русский язык вышел на второе место среди самых популярных языков Интернета.

Для фонологического строя русского языка характерны разветвлённая система согласных фонем (37 фонем, в большинстве своём парных по признакам твёрдости-мягкости и глухости-звонкости) и значительно менее сложная, исторически упростившаяся, система гласных (всего 6 фонем) при разнообразии позиционных видоизменений и тех, и других. Слоговыми являются обычно гласные звуки. Ударение — динамическое, или силовое, т. е. один из слогов словоформы — ударный — выделяется среди прочих более напряжённой артикуляцией. Ударение разноместное (не прикреплённое к какому-либо определённому слогу по отношению к началу или концу словоформы), подвижное (в разных формах одного слова могут быть ударными разные слоги и разные морфемы).

Наука о русском языке называется русистикой. Она изучает как современное состояние языка, так и его историю. Она включает в себя такие разделы, как грамматика (морфология и синтаксис), лексика, фразеология, фонетика, графика, орфография, пунктуация, орфоэпия, словообразование и стилистика.

Основателем современной науки о русском языке считается М.В. Ломоносов. Он написал «Российскую грамматику», первое развернутое описание строя русского языка, разработал теорию трех «штилей». Ещё одним видным ученым-русистом был В.И. Даль, создавший четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1883-1866), в котором он отразил не только литературный язык, но и многие диалекты. Большой вклад в изучение русского языка внесли Ф. Ф. Ушаков, Л. В. Щерба, А. А. Потебня, С. И. Ожегов и др.

Всем известны высказывания выдающихся людей о богатстве, живости, многогранности и меткости русского языка:

Язык есть исповедь народа,

Его душа и быт родной. (П. А. Вяземский)

Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как:

приблизительно, неточно, неверно. (А. Н. Толстой)

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое Русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем. Навеки. (А. А. Ахматова)

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. (М. А. Шолохов)

Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с поражающей быстротой. (М. Горький)

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. С русским языком можно творить чудеса!

(К. Г. Паустовский)

Вопросы:

1. Какова популярность русского языка в мире и в мировой литературе?

2. Каков вклад М. В. Ломоносова в развитие науки о русском языке?

3. Назовите учёных-русистов. Перечислите известные вам словари.
Практическая работа № 2

Анализ речевой деятельности человека

Цели:

1. Изучить функции языка и речи;

2. Развить умение классифицировать примеры речи по группам;

3. Выработать навыки определения функций речи в приведённых примерах.

Задания:

1. Внимательно прочитайте текст;

2. Выпишите основные понятия с их определениями;

3. Выполните упражнения.

Язык – это реальные процессы говорения, слушания, письма и чтения. Говорение и письмо относят к активным видам речевой деятельности, чтение и слушание – к пассивным. Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений людей.

Речь – это деятельность человека, использующего язык в целях общения, оформления мыслей, эмоций, познания окружающего мира. Речь – единственный канал реализации богатейших возможностей языка и в то же время средство его развития, обогащения.

Функции языка и речи:

1. Коммуникативная функция: язык и речь – средство общения между

людьми;

2. Мыслеформирующая функция: язык используется как средство

вербального /словесного/ мышления: в слове формируется и оформляется

мысль;

3. Когнитивная функция: язык – это средство познания мира, накопления и

передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде

устных преданий, письменных источников, аудиозаписей и т.п.);

4. Экспрессивная функция: речь отражает чувства, отношение говорящего к

содержанию речи или собеседникам. Важнейшие средства передачи

эмоций – интонация, междометия, жесты;

5. Поэтическая (эстетическая) функция: речь приобретает эстетическую,

художественную ценность благодаря своей форме, особенностям

построения. Эта функция особенно важна в поэзии, где большую роль

играют стопы, рифмы, аллитерация и т.д., в художественной литературе в

целом, в языковой игре;

6. Директивная (побудительная) функция: речь создается для определенного

воздействия на адресата. Грамматически это может выражаться

повелительным наклонением глаголов (Говори!), а также другими,

косвенными средствами (Не могли бы вы мне сказать…);

7.Фатическая (контактоустанавливающая) функция: речь служит

установлению, продолжению или прерыванию коммуникации. В языке для

этих целей имеется большое количество фраз-клише, которые

используются при поздравлении, приветствии, прощании и в аналогичных

ситуациях, в речи эта функция реализуется в соблюдении правил речевого

этикета;

8. Метаязыковая функция: в речи иногда содержатся размышления

говорящего о собственной речи, о языке – так называемая языковая

рефлексия. Она проявляется в использовании вводных слов, кавычек, в

любых высказываниях о языке, лекциях по языкознанию, в

грамматиках, словарях и т.д.

Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь используется для общения с другими людьми и потому всегда вокализована, она включает личность в систему социального взаимодействия. Внутренняя речь не озвучена, она предназначена для общения говорящего с самим собой, для мышления, протекающего в вербальной (словесной) форме, для перехода от мысли к внешней речи.

Внешняя речь может быть устной и письменной.

Устная речь – это звучащая речь в присутствии собеседника; в ней используется система звуковых и интонационных средств выражения. Письменная речь – это графически закрепленная речь.

По количеству участников общения происходит деление речи на монолог, диалог и полилог. Монолог – это заранее продуманное устное или письменное высказывание одного человека. Диалог осуществляется двумя собеседниками: говорящим и слушающим, которые поочередно обмениваются высказываниями. Полилог это разговор более чем двух собеседников. Его признаки: не менее 3-х участников, поочередная смена ролей «слушающий» – «говорящий», единая тема, ситуативная связанность (полилог не распадается на несколько диалогов).

Упражнение 1.

Распределите примеры речи, приведенные ниже, на 3 группы: монолог, диалог, полилог.

Беседа (деловая, бытовая), дискуссия, дневниковая запись, интервью, лекция в университете, молитва, обсуждение предстоящего рабочего дня на «линейке» у главного врача, семинар, на котором студенты дополняют и исправляют ответы друг друга, общий разговор за столом, письмо деловое или интимное, прения, речь оратора, ток-шоу.

Упражнение 2.

Назовите функции языка, которые отражены в следующих предложениях:

1. Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду.

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду… (С. Есенин)

2. Скажите, пожалуйста, который час?

3. Итак, на чём мы остановились?

4. Г. Р. Державин утверждал, что «Славяно-российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому в мужестве, греческому в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком».

Вопросы:

1. Назовите примеры активных и пассивных видов речевой

деятельности.

2. Как вы считаете, какова основная функция языка?

3. Приведите примеры языковых явлений, где проявляется

когнитивная функция языка.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Марий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум» iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Министерство образования оренбургской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Соль-Илецкий...

Марий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Гапоу «Соль- илецкий индустриально-технологический техникум» Оренбургской области

Марий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум» iconДоклад о деятельности гбпоу мо «Индустриально-промышленный техникум»...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Индустриально-промышленный техникум»

Марий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум» iconПубличный отчёт директора о деятельности государственного бюджетного...
Министерство образования и науки Республики Марий Эл гбу республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся...

Марий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум» iconОгбоу спо «Клепиковский технологический техникум» утверждаю директор...
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов огбоу спо «Клепиковский технологический техникум»...

Марий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум» iconМарий Эл «Оршанский индустриальный техникум»
Гбоу спо республики Марий Эл «Оршанский индустриальный техникум» в установленной мною очередности

Марий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум» iconМетодические указания для выполнения практических занятий по учебной...
Китаева Ольга Николаевна преподаватель общественных дисциплин высшей категории государственного автономного профессионального образовательного...

Марий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум» iconОгбоу спо «клепиковский технологический техникум» Утверждаю
О порядке и основаниях предоставления академического отпуска студентам огбоу спо «клепиковский технологический техникум»

Марий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум» iconМарий Эл Государственное бюджетное профессиональное образовательное...
Об организации и осуществлении образовательной деятельности на внебюджетных курсах подготовки водителей транспортных средств

Марий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум» iconАнкета Областного образовательного учреждения среднего профессионального...
Областного образовательного учреждения среднего профессионального образования технологический техникум р п. Кузоватово

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск