Скачать 1.04 Mb.
|
Методические рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений Организация индивидуального сопровождения гиперактивных детей г. о. Новокуйбышевск, 2007 год Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г. о. Новокуйбышевска. Составитель: Лобина С.А. – методист отдела специального и психологического сопровождения Ответственный редактор: Ульянова Ю.А. Рецензенты: Парфёнова О.И., директор «Ресурсного центра» Воронков Д.А., заместитель директора «Ресурсного центра» Организация индивидуального сопровождения гиперактивных детей: методические рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений. – г. о. Новокуйбышевск, 2007 г., 90 стр. Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию о механизмах, причинах и проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного и младшего школьного возрастов, о влиянии данного нарушения на физическое и психическое развитие ребёнка, об основных требованиях к организации образовательно-воспитательного процесса, а также путях и методах коррекции лиц данной категории в условиях общеобразовательного учреждения. В них представлены основные принципы и направления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими СДВГ, описываются методы и приёмы индивидуального сопровождения детей в условиях образовательного учреждения и в домашних условиях, а также практические рекомендации педагогам и родителям по сохранению здоровья подрастающего поколения. Содержание: стр. 1. Диагностические критерии СДВГ 5
3. Коррекция детей с СДВГ 20
4. Приложение №1. «Признаки импульсивности ребёнка» 51 5. Приложение №2. «Характерные особенности поведения ребёнка» 52 6. Приложение №3. «Критерии выявления гиперактивного ребёнка» 54 7. Приложение №4. «Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребёнка» 56 8. Приложение №5. «Образец карточки по переписке с родителями» 58 9. Приложение №6. «Открытое письмо гиперактивных детей к учителям» 59 10. Приложение №7. «Как помочь гиперактивному ребёнку в ОУ» 60 11. Приложение №8. «Игры для гиперактивных детей» 67 12. Приложение №9. «Рекомендации психологам по работе с гиперактивными детьми: индивидуальная карта на ребёнка» 85 13. Список используемой литературы 90 Диагностические критерии СДВГ В России синдром дефицита внимания стал диагностироваться не более десяти лет назад, вслед за появившимися работами европейских и американских исследователей. Первоначально его рассматривали в сочетании с гиперактивным поведением ребенка, описывая характерное двигательное беспокойство ребенка и невозможность длительного сосредоточения на каком-либо объекте. Данный синдром был описан на детях с нормальным интеллектом. Дети этой категории, несмотря на хороший интеллект, часто оказывались неуспевающими в школе или относились к "детям с проблемами". Были попытки расценивать синдром дефицита внимания с гиперактивностью как вид "задержки психического развития" или вариант "минимальной мозговой дисфункции". Такой подход связан с тем, что причинами возникновения синдрома назывались все те же остаточные явления раннего органического поражения головного мозга в период внутриутробного формирования плода или в первые месяцы жизни ребенка. Несколько позже специалистами было высказано мнение, что синдром дефицита внимания можно наблюдать и у детей без признаков гиперактивного поведения. Следует отметить, что в России психологическая диагностика синдрома разработана слабо. На практике диагноз "синдром дефицита внимания" стали ставить и умственно отсталым детям, и детям с психопатией, и даже детям, больным шизофренией. Дело в том, что нарушения внимания можно диагностировать практически при любом виде детской психопатологии. Если нарушается ход психического развития ребенка, то в той или иной форме нарушаются разные стороны внимания: концентрация, распределение, переключение, объем. При нарушении развития произвольности психических процессов естественно страдает и произвольное внимание. При органических повреждениях головного мозга страдает непроизвольное внимание, связанное с нарушением ориентировки в окружающем мире. Представляется более правильным диагностировать синдром дефицита внимания у детей с проблемами в обучении, имеющими нормальный интеллект, когда, например, трудности их обучения можно объяснить особенностями поведения: плохим сосредоточением, отвлекаемостью, неусидчивостью. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей Среди детей с расстройствами поведения можно выделить особую группу без выраженных органических повреждений мозга. Речь идет о детях, у которых постепенно количественно нарастают отклонения в отдельных психических функциях, выражающиеся главным образом в изменении поведения. Среди этих нарушений наибольшее внимание привлекает повышенная двигательная активность ребенка, первое описание которой появилось около 100 лет назад. Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической. Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже проявления. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок. |
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск | Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,... | ||
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,... | Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой... | ||
Методические рекомендации предназначены для руководителей и учителей образовательных учреждений всех уровней, общественных организаций,... | Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Кильдышева И. А., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования тогирро | Методические рекомендации предназначены для студентов психологических факультетов, педагогов-психологов образовательных учреждений... | ||
Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые... | Таким образом, в сфере образования появились следующие понятия – «портфолио педагога», «педагогический портфель» или для нас проще... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |