Тема самообразования по воспитательной работе


Скачать 491.99 Kb.
НазваниеТема самообразования по воспитательной работе
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3
МОУ Первомайская СОШ село Кукобой, Первомайский МР

Тема самообразования по воспитательной работе
«ПРОФИЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ»

Заместитель директора:

Кузнецова Н.М..

Одной из важнейших проблем в образовании является подготовка молодежи к профессиональной деятельности, самореализации личности.

Имея реальные данные о жизненных ценностях школьников, учитель может обеспечить индивидуальный подход к профилизации, отобрать средства и методы, способные повысить результативность воспитательной работы.

Профилизация воспитания – это подготовка не к конкретной профессии или специальности, а к деятельности с использованием знаний, овладение профессиональными знаниями и умениями в дальнейшем.

Цель профилизации воспитания – это учет интересов, склонностей, способностей учащихся и индивидуальная самореализация личности.

Начинать профилизацию воспитания надо уже в начальных классах школы и даже с детского сада. Можно это называть профессиональной ориентацией, адаптацией, но уже с дошкольного и младшего школьного возраста есть возможность определить, к чему человек тянется и что ему дано от природы: одного тянет к морю, другого – к земле, третьего – к металлу.

Задачи профилизации воспитания:

- выявление уже на ранних ступенях обучения способностей школьников к различным видам деятельности, а в случае необходимости – переориентация с одного профиля на другой;

- обеспечение реализации интересов, потребностей, способностей учащихся;

- развитие исследовательских умений и навыков.

Принципы профилизации воспитания:

- нацеленность на формирование профессиональных мотивов школьников, их развитие;

- деятельностный подход к реализации профессиональных устремлений;

- вариативность;

- индивидуализация и дифференциация (выбор индивидуальных образовательных программ);

- ориентация на потребности как личности, так и рынка труда.

Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной работы с практической деятельностью по профилизации.

От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни из них умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному.

Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни, особенно в молодости. Особое значение приобретают слова К. Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Составной частью трудового воспитания является профориентация. Профессиональная ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями. В наше время, в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, от человека требуется: высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Поэтому профилизация воспитания способствует формированию прочной потребностно-мотивационной сферы, глубокому пониманию большой преобразующей силы труда (знания и убеждения), умений и стремлений добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встретятся в будущем в процессе трудовой деятельности.

Профилизация воспитания способствует формированию:

- потребности в созидательно-трудовой деятельности и личной мотивации;

- понимания пользы труда для общества и для себя;

- трудовых умений и навыков, их постоянному совершенствованию;

- прочной воли личности.

Профилизация воспитания на всех ступенях школьного обучения способствует развитию у учащихся ведущей деятельности и, прежде всего, деятельности учебной:

1-4классы – формирование мотивации к успешной деятельности, постепенный переход от ориентировки на результат деятельности к анализу способа его получения, возникновение начальных форм контроля и самоконтроля;

5-7 классы – достижение достаточно высокого уровня теоретического мышления;

8-9 классы – формирование способности к большей самостоятельности, умения участвовать в дискуссионном обсуждении результатов деятельности;

10-11 классы – выявление возможностей для будущей профессиональной деятельности.
ПРОФИЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
В Концепции профильного обучения задача «более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся» эффективнее решается не путем профилизации, а путем индивидуализации обучения. Профильность обеспечивается не ради ее самой или подготовки в вуз, а для индивидуальной самореализации школьника.

В концепции отмечается, что принцип индивидуализации предполагает:

- во-первых, длительную подготовку к широкой свободе выбора учащимися старших классов типа профильного образования;

- во-вторых, реальную возможность смены или профиля на любом этапе профильного образования;

- в-третьих, самостоятельное определение целей и задач своего вариативного и профильного образования с учетом своих (и семьи) возможностей и выявленных способностей, изменений жизненных и профессиональных планов.

Принцип индивидуализации - основа профильности, которая без индивидуализации лишена личностного смысла.

Введение профориентационого компонента, но не как знакомство с конкретной профессией или массовый поход с экскурсией на завод, а как специальная система мер, позволяющая школьникам осознать и понять себя в плане не только избираемого профиля, но и во взаимосвязи с ним свою будущую профессиональную деятельность, карьеру. Необходимо обеспечить школьников различной информацией о достижениях науки, практик в различных областях профессионального труда.

Зачастую на практике старшая школа ориентирует своих выпускников главным образом на поступление в вуз, но часто не оказывает им действенной помощи в их самоопределении, и нередко выбор высшего учебного заведения осуществляется недостаточно осознанно. Многие выпускники, следуя моде, не учитывают свои реальные возможности и способности и сожалеют впоследствии о сделанном выборе, но имея возможности в полной мере реализовать себя.

В концепции говорится: «Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории».
С целью выявления запросов на профильное обучение используется анкета 1.
АНКЕТА 1.


  1. Ф. И. О. ученика.

  2. Определите, каким компонентам и почему вы отдаете предпочтение:

- хорошие взаимоотношения с учителем;

- хорошие достижения по предмету;

- интересно содержание предмета;

- увлекают способы деятельности;

- предмет связан с моей будущей профессией;

- осваиваю навыки деятельности, которые считаю важными в моей дальнейшей жизни.

3. Какие школьные предметы и почему не являются для вас востребованными?

- не складываются отношения с учителем;

- имею плохие учебные результаты;

- неинтересное содержание;

- не увлекают способы деятельности;

- предмет абсолютно не связан с моей будущей профессиональной деятельностью.

4. Определите приемлемые для вас формы самообразования и образования:

- заочное;

- дистанционное;

- студия;

- факультатив;

- проектная деятельность;

- исследовательская деятельность в рамках школьного научного общества.

5. Какую профессию после школы вы хотели бы получить?

6. Как давно и под влиянием чего вы сделали свой выбор?

7. Назовите учебные заведения, в которых можно получить выбранную вами профессию.

8. Какие учебные предметы вам необходимо изучать особенно качественно, углубленно, чтобы быть готовым продолжить образование по выбранной профессии?

9. Назовите какими знаниями, навыками, личностными качествами должен обладать представитель избранной вами профессии. Оцените по 10-балльной шкале наличие у себя этих качеств.

10. Какие, на ваш взгляд, трудности личностного роста вам нужно преодолеть, чтобы вы могли иметь шанс стать успешным в выбранной профессии?

11. Совпадает ли ваш профессиональный выбор с мнением ваших родителей?
(Вопросы 2-3 позволяют выявить образовательные предпочтения ученика, вопрос 3 – готовность ученика к самообразованию; 5-6,11 – профессиональный выбор и его стабильность, обоснованность; 7-10 – информированность, осознанность выбора).
АНКЕТА 2.
1.Выберите по степени предпочтения дело, которым вы с удовольствием занимаетесь (на первое место – самое желаемое, на второе – менее желаемое и т.д.)

- художественнее творчество: рисовать, вышивать, лепить т.д.

- заниматься техническими видами спорта и творчества;

- изучать языки, художественную литературу;

- читать исторические романы, мемуары, общественно-политическую литературу;

- слушать музыку, играть на музыкальных инструментах, петь;

- изучать природу, читать о мире растений, животных;

- ставить химические опыты, проверять действие законов физики и химии в реальности;

- решать математические задачи, головоломки, ребусы;

- работать с компьютером, изучать компьютерные программы;

- и т.д.

2. Какую профессию вы хотели бы получить? Почему?

3. Какие предметы в школе вы охотно посещаете? Отметьте варианты причин вашего интереса или назовите другие:

- нравится учитель;

- нравится сам предмет;

- легко дается;

- нужен для поступления в вуз/ссуз;

4. Какие предметы даются вам легко?

5. Какие предметы вызывают у вас чувство неуверенности, некомфортности?

6. Как вы считаете, чем это вызвано?

7.Чем вы занимаетесь в свободное время?

8. Как вы думаете, кем в дальнейшем хотели бы видеть вас родители?

9. Хотели бы вы перейти в другой класс или школу?

10. С кем из одноклассников вы хотели бы учиться дальше?
Обоснование разработанной анкеты. Первый вопрос вызван желанием узнать круг предпочитаемых занятий ученика для выявления его интересов и склонностей. Ответ на второй вопрос даст возможность получить представление о желаемой профессиональной ориентации. Третий вопрос необходим, чтобы выявить, чем вызван интерес к тому или иному предмету: внешними факторами или потребностями ученика. Четвертый вопрос поможет понять уровень самооценки учащегося и его склонности. Пятый вопрос покажет наименее предпочтительный вариант дальнейшей дифференциации обучения. Ответ на шестой вопрос показывает уровень самоанализа учащегося и возможные причины. Седьмой вопрос дается, чтобы узнать круг возможных интересов и потенциальных возможностей ученика. Восьмой вопрос дает представление о степени родительского влияния на профессиональный выбор учащегося и о возможных пожеланиях родителей. Девятый и десятый вопросы даны для определения отношения ученика к школе и его дружеских привязанностей, что поможет при формировании профильных классов.
ПРОФИЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Переход общества к новому социальному экономическому и политическому укладу вызывает острую потребность в людях высокообразованных, инициативных, предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножать духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам средней школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным отношениям – рыночным; социально защищены, быть нравственно стойкими, социально закаленными; подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному самосовершенствованию, самоактуализации, самоопределению.

В этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.

По Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Профилизация воспитания помогает молодым людям преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность.

Для воспитания старших подростков наиболее актуальными являются следующие направления воспитательной работы:

- представление учащимся информации об особенностях выбора профиля обучения в старшей школе, а также обо всех возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии после окончания основной школы;

- подготовка учащихся к составлению первичного профессионального плана (старта);

- формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему;

- воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным;

- позитивное влияние на целостное становление личности учащихся, а именно на формирование таких качеств и умений, как способность к самопознанию и самоизменению, независимость, доверие к себе, умение делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность, самостоятельность, эмоциональная (поведенческая) гибкость, мобильность, сила воли;

- предоставление учащимся возможностей для глубокого познания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций и т.п.;

- превращение учащихся в субъектов, заинтересованных в саморазвитии и способных к нему, активизация поисков собственного пути к освоению профессии;

- развитие самосознания, повышение самооценки и уровня притязаний;

- усвоение старшими подростками важнейших социальных ценностей (гражданских и нравственных);

- формирование комплекса мотивов выбора профессии, где оптимально сочетались бы: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям (обществу), заработать на жизнь (удовлетворение материальных потребностей) и др.;

- усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии: о мире профессий, о самом себе и о потребностях в кадрах в своем регионе, основных перспективах его развития.

В профилизации воспитания старшеклассников в школах проводится систематическая работа с родителями.

Следовательно, психолого-педагогическая работа, нацеленная на помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении, становится главным механизмом становления их личности в целом, а также помогает удовлетворить актуальные потребности.

Становление личности старших подростков в профессиональном самоопределении происходит эффективно, если:

- профессиональное самоопределение рассматривается и как механизм развития личности, и как результат этого развития;

- в полной мере учитываются актуальные возрастные (и психологические, и социальные) потребности старших подростков, о также противоречия, возникающие при их реализации;

- психолого-педагогическая работа по профессиональному самоопределению старших подростков строится на основе личностного подхода:

- учащийся становится активным субъектом процесса профессионального самоопределения, самостоятельно принимающим важные жизненные решения (выбор профиля обучения, образования, профессии);

- предметом психолого-педагогического воздействия становится целостное становление личности, которое содержательно разбивается на взаимосвязанные компоненты: целостно-нравственный, мотивационно-волевой, личностно-развивающий, когнитивный, эмоциональный;

- достигается согласованность действий всех субъектов профориентации, а также их ориентированность на интериоризацию старшими подростками гражданских и нравственных ценностей общества, результатом которой является сформированность ценностных ориентаций как смыслообразующего компонента в структуре профессионального самоопределения;

- используется обновленная педагогическая технология становления личности старших подростков в процессе профессионального самоопределения.
Изучение ценностей учащихся по методике «Мои ценности»
Каждому подростку выдается листок, на котором напечатаны инструкция и список ценностей.
Инструкция для учащихся.

На чистом листке напиши свой возраст и пол. Подписывать листок не надо. Перед тобой список ценностей. Для разных людей они имеют разное значение. Кому-то кажется очень значимым, например, иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то — уверенность в себе, хорошую работу и т.д. Это совершенно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны.

Прочитай внимательно список и подумай, что же для тебя имеет самое большое значение.

Поставь на листке для ответов цифру 1, выбери из списка и напиши то, что для тебя наиболее ценно в жизни (и сейчас, и в будущем).

Далее поставь цифру 2 и выбери то, что тоже важно, но немного меньше, чем первая ценность, И так далее.

В результате у тебя получится свой список ценностей, где на первом месте стоит самое важное, а в конце — наименее важное.

Список ценностей.

1. Хорошее образование.

2. Хорошая работа и карьера.

3. Счастливая семья.

4. Слава.

5.Деньги, богатство.

6. Дружба.

7. Достижения в искусстве, музыке, спорте.

8. Уважение и восхищение окружающих.

9. Наука как познание нового.

1О. Хорошее здоровье.

11 Уверенность в себе и самоуважение.

12.Хорошая пища.

13. Красивая одежда, ювелирные украшения.

14.Власть или положение.

15.Хороший дом, квартира.

16. Сохранение жизни и природы на Земле.

17.Счастье близких людей.

18. Благополучие государства.

Обработать этот небольшой массив данных можно с помощью таблицы:


Ценности

Номер ценности в ответах детей

Сумма номеров (ранг)

Хорошее образование

1,5,4…




Хорошая работа

4,2,12…




Счастливая семья

7,1,11…













Графу «Ценности» составляет список, с которым работали дети.

В графу «Номер ценности в ответах детей» вносятся те номера (места), которые поставили эти ценности подростки в своих ответах. Если, например, в этой методике принимали участие 20 учащихся, то напротив каждой ценности должно стоять 20 разных номеров.

Чтобы заполнить третью графу, подсчитайте сумму номеров, стоящих напротив каждой ценности. Чем меньше сумма, тем большую значимость имеет данная ценность для подростков вашего класса (группы).

Чтобы результаты были более наглядными, напишите еще раз список ценностей, поставив на первое место ту, которая получила наименьшую сумму номеров (в ответах подростков эта ценность занимала первые места). На второе место ту, которая имеет следующее наименьшее значение. И так далее. На последнем месте, естественно, будет ценность с наибольшей суммой номеров.
В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков инициативы, самостоятельности, ответственности, повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.

Выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального воспитания является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.

Особое внимание нужно обращать на формирование у старших подростков качеств инициативы, самостоятельности, ответственности, коммуникативности, дисциплинированности, эмоциональной устойчивости, заинтересованности и потребности в самоизменении, гибкости, способности к перемене труда, к освоению новых профессий и к переквалификации и самое главное повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе. Желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.
  1   2   3

Похожие:

Тема самообразования по воспитательной работе iconУ правление по внеучебной и воспитательной работе
Под общей редакцией проректора по внеучебной и воспитательной работе Удгу – кандидата психологических наук, доцента Вострокнутова...

Тема самообразования по воспитательной работе iconУ правление по внеучебной и воспитательной работе
Под общей редакцией проректора по внеучебной и воспитательной работе Удгу – кандидата психологических наук, доцента Вострокнутова...

Тема самообразования по воспитательной работе iconО работе педагогов над темами самообразования I. Общие положения
Работа педагогов над темами самообразования – это специальный комплекс мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового...

Тема самообразования по воспитательной работе iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Тема самообразования по воспитательной работе iconОбразовательного учреждения
Данный вид паспорта позволяет раскрыть специфику конкретной школы. Кроме этого, на основе данного документа социальный педагог совместно...

Тема самообразования по воспитательной работе iconПлан внутришкольного контроля заместителя директора по воспитательной...
Портфолио классных руководителей. Планирование воспитательной работы классными руководителями 1 10 классов на 2014 – 2015 учебный...

Тема самообразования по воспитательной работе iconОтчет гбоу впо «Южно-Уральского государственного института искусств...
Гбоу впо «Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского» по воспитательной работе

Тема самообразования по воспитательной работе iconПлан воспитательной работы на 2014-2015 учебный год педагогический...
Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию общешкольного коллектива, общественной активности учащихся, организации...

Тема самообразования по воспитательной работе icon«Советы по организации самообразования»
Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию...

Тема самообразования по воспитательной работе iconПротокол №1
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «сош №55 с углубленным изучением отдельных предметов»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск