Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах» Проект


НазваниеФедеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах» Проект
страница1/31
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ»
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах»

Проект «Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

Программно-методический комплект обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Москва, 2014
УДК 378.046.4

ББК 74
Методическое пособие для педагогов. Программно-методический комплект обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования. – Москва: АНО «СУВАГ», 2014. – 297 с.
Методическое пособие для педагогов разработано Автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» в рамках реализации проекта «Повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах».

Методическое пособие входит в состав программно-методического комплекта обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования.

Содержание методического пособия полностью соответствует разработанной концепции системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, Федеральным государственным образовательным стандартам.

Методическое пособие для педагога содержит:

- организационно-методические материалы по основным разделам Программы;

- поурочное планирование;

- конспекты занятий и сценарии мероприятий;

- описание технологий обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

- рекомендации по организации занятий и проведению экскурсий.

УДК 378.046.4

ББК 74

© АНО НМЦ «СУВАГ», 2014

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….………………4

Организационно-методические материалы по основным разделам Программы………………………………………………………………………….……………5

Поурочное планирование…………………………………………………...………….10

Конспекты занятий и сценарии мероприятий………………………….……………270

Описание технологий обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма………………………….278

Рекомендации по организации занятий и проведению экскурсий………………..284

Список рекомендуемой литературы…………………………………………………295
ВВЕДЕНИЕ
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего современного общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах  необходимо проводить систематически на протяжении всего образовательного процесса.

Сегодня важнейшая задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.      Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Авторы многих исследований, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно.

Необходима систематическая работа по организации и проведению теоретических и практических занятий, экскурсий, направленных на формирование у обучающихся навыков безопасного поведения в дорожном движении.

Настоящее методическое пособие входит в состав программно-методического комплекта обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования.

Содержание методического пособия полностью соответствует разработанной концепции системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, Федеральным государственным образовательным стандартам.

Методическое пособие для педагога содержит:

- организационно-методические материалы по основным разделам Программы;

- поурочное планирование;

- конспекты занятий и сценарии мероприятий;

- описание технологий обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

- рекомендации по организации занятий и проведению экскурсий.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
Принципы формирования содержания образовательного процесса закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Документом, изначально определяющим содержание образования, является федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС), представляющий собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Требования ФГОС к содержанию образования отражаются в основном учебно-методическом документе образовательной организации – образовательной программе. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования1, личностным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Обучение детей и подростков безопасному поведению на дорогах способствует формированию универсальных учебных действий:

Личностные:

- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; 

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Юные инспектора дорожного движения»;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

 -навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

- умение ставить и формулировать проблемы;

- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

- установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- умение соотносить правильность выбора, планирования,выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

В процессе обучения  дети учатся:

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

-формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1. ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ.

Научить основным правилам дорожного движения;

Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;

Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;

Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.

Развивать мотивацию к безопасному поведению;

Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

Формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

Содействовать воспитанию сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения;

Содействовать воспитанию культуры поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ.

Программа способствует:

- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ.

- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей).

Как правило, большинство общеобразовательных программ предусматривают интегративное обучение детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. То есть, в рамках отдельной дисциплины обучение не проводится, а основы безопасного поведения на улице изучаются в рамках интегративного курса «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

В 5-9 классах обучение детей безопасному участию в дорожном движении и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма проводится в рамках курсов:

- биология;

- история;

- обществознание;

- физическая культура

Обучение детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма осуществляется и в рамках внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в системе непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма включает в себя:

- проведение тематических классных часов;

- беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися (воспитанниками);

- участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на школьном, муниципальном и областном уровне;

- проведение тематических мероприятий и акций («Недели безопасности дорожного движения» и др.);

- создание и работа отрядов юных инспекторов движения.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

Овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности в основной школе происходит в рамках предметной области «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Предметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности должны отражать понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, учащиеся 5-9 классов должны не только освоить набор знаний о безопасном поведении на дорогах, но и овладеть культурой безопасного участия в дорожном движении.

Следовательно, содержание обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в 5-9 классах постепенно и в соответствии с психофизиологическим и возрастным развитием усложняется и выходит на новый уровень.

В 5-9 классах раскрывается содержание таких вопросов, как: отрицательные привычки опасного поведения на улицах и дорогах, движение пешеходов группами и по загородным дорогам (вне населенного пункта), устройство велосипеда, его снаряжение, техническое обслуживание и правила движения на велосипеде, правила перевозки пассажиров на мотоцикле, оборудование автомобилей и мотоциклов спе циальными сигналами, назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах, оказание первой доврачебной помощи при травмах. Рассматриваются вопросы дорожной этики, комментируются Правила дорожного движения.

Содержание обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в основной школе, хотя, по сути, и остается неизменным (ядро его составляют Правила дорожного движения), усложняется и расширяется с учетом психофизиологических и возрастных особенностей.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-й класс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах» Проект iconФедеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения...
«Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» (далее – сводная бюджетная заявка) – до 09 сентября 2016 года

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах» Проект iconПостановление от 05 февраля 2013 года №11 Об утверждении Плана мероприятий...
Пальной программы «Повышение безопасности дорожного движения в мо мр «Усть-Вымский» на 2013 – 2015 годы», в целях обеспечения безопасности...

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах» Проект iconСправочник по безопасности дорожного движения обзор мероприятий по безопасности
Справочник предназначен для работников государственной инспекции безопасности дорожного движения, дорожной службы, государственной...

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах» Проект iconДиректор мбудо «Городской центр развития и научно-технического творчества детей и юношества»»
Тулы совместно с другими ведомствами и организациями в рамках реализации пункта 2 раздела 3 долгосрочной целевой программы «Повышение...

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах» Проект iconРабочая программа по учебной дисциплине «Основы законодательства...
Тема №1: «Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере...

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах» Проект iconРоссийской Федерации Федеральная информационная система Государственной...
Федеральная информационная система Государственной инспекции безопасности дорожного движения мвд РФ

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах» Проект iconЗакон «О безопасности дорожного движения»
Сборник методических материалов по безопасности дорожного движения: сборник / сост. Н. А. Горохова, О. А. Коновалова, Е. В. Лежнина,...

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах» Проект iconПрограмма по правилам дорожного движения в 1-9 классах
Пособие разработано и рекомендовано к изданию Министерством народного образования и Управлением Государственной инспекции безопасности...

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах» Проект iconО безопасности дорожного движения
...

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах» Проект iconО безопасности дорожного движения
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск