Скачать 4.52 Mb.
|
Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» Проект «Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» Программно-методический комплект обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Москва, 2014 УДК 378.046.4 ББК 74 Методическое пособие для педагогов. Программно-методический комплект обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования. – Москва: АНО «СУВАГ», 2014. – 297 с. Методическое пособие для педагогов разработано Автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» в рамках реализации проекта «Повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах». Методическое пособие входит в состав программно-методического комплекта обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования. Содержание методического пособия полностью соответствует разработанной концепции системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, Федеральным государственным образовательным стандартам. Методическое пособие для педагога содержит: - организационно-методические материалы по основным разделам Программы; - поурочное планирование; - конспекты занятий и сценарии мероприятий; - описание технологий обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; - рекомендации по организации занятий и проведению экскурсий. УДК 378.046.4 ББК 74 © АНО НМЦ «СУВАГ», 2014 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………….………………4 Организационно-методические материалы по основным разделам Программы………………………………………………………………………….……………5 Поурочное планирование…………………………………………………...………….10 Конспекты занятий и сценарии мероприятий………………………….……………270 Описание технологий обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма………………………….278 Рекомендации по организации занятий и проведению экскурсий………………..284 Список рекомендуемой литературы…………………………………………………295 ВВЕДЕНИЕ Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего современного общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо проводить систематически на протяжении всего образовательного процесса. Сегодня важнейшая задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Авторы многих исследований, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. Необходима систематическая работа по организации и проведению теоретических и практических занятий, экскурсий, направленных на формирование у обучающихся навыков безопасного поведения в дорожном движении. Настоящее методическое пособие входит в состав программно-методического комплекта обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования. Содержание методического пособия полностью соответствует разработанной концепции системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, Федеральным государственным образовательным стандартам. Методическое пособие для педагога содержит: - организационно-методические материалы по основным разделам Программы; - поурочное планирование; - конспекты занятий и сценарии мероприятий; - описание технологий обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; - рекомендации по организации занятий и проведению экскурсий. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ Принципы формирования содержания образовательного процесса закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Документом, изначально определяющим содержание образования, является федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС), представляющий собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Требования ФГОС к содержанию образования отражаются в основном учебно-методическом документе образовательной организации – образовательной программе. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования1, личностным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. Обучение детей и подростков безопасному поведению на дорогах способствует формированию универсальных учебных действий: Личностные: - принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; - осознание ответственности человека за общее благополучие; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»; - способность к самооценке; - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные: -навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; - умение ставить и формулировать проблемы; - навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; - установление причинно-следственных связей; Регулятивные: - использование речи для регуляции своего действия; - адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; - умение соотносить правильность выбора, планирования,выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные: В процессе обучения дети учатся: - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться и приходить к общему решению; -формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 1. ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ. Научить основным правилам дорожного движения; Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах; Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу; Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. Развивать мотивацию к безопасному поведению; Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте. Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; Содействовать воспитанию сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения; Содействовать воспитанию культуры поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. 2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ. Программа способствует: - умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; - физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам. 3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ. - нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям; - эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом; - трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей). Как правило, большинство общеобразовательных программ предусматривают интегративное обучение детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. То есть, в рамках отдельной дисциплины обучение не проводится, а основы безопасного поведения на улице изучаются в рамках интегративного курса «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В 5-9 классах обучение детей безопасному участию в дорожном движении и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма проводится в рамках курсов: - биология; - история; - обществознание; - физическая культура Обучение детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма осуществляется и в рамках внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в системе непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма включает в себя: - проведение тематических классных часов; - беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися (воспитанниками); - участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на школьном, муниципальном и областном уровне; - проведение тематических мероприятий и акций («Недели безопасности дорожного движения» и др.); - создание и работа отрядов юных инспекторов движения. Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как: - неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; - неспособность адекватно оценивать обстановку; - быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; - преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; - преобладание потребности в движении над осторожностью; - стремление подражать взрослым; - недостаток знаний об источниках опасности; - отсутствие способности отделять главное от второстепенного; - переоценка своих возможностей в реальной ситуации; - неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др. Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности. Эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей. Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения. Овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности в основной школе происходит в рамках предметной области «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Предметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности должны отражать понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Таким образом, учащиеся 5-9 классов должны не только освоить набор знаний о безопасном поведении на дорогах, но и овладеть культурой безопасного участия в дорожном движении. Следовательно, содержание обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в 5-9 классах постепенно и в соответствии с психофизиологическим и возрастным развитием усложняется и выходит на новый уровень. В 5-9 классах раскрывается содержание таких вопросов, как: отрицательные привычки опасного поведения на улицах и дорогах, движение пешеходов группами и по загородным дорогам (вне населенного пункта), устройство велосипеда, его снаряжение, техническое обслуживание и правила движения на велосипеде, правила перевозки пассажиров на мотоцикле, оборудование автомобилей и мотоциклов спе циальными сигналами, назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах, оказание первой доврачебной помощи при травмах. Рассматриваются вопросы дорожной этики, комментируются Правила дорожного движения. Содержание обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в основной школе, хотя, по сути, и остается неизменным (ядро его составляют Правила дорожного движения), усложняется и расширяется с учетом психофизиологических и возрастных особенностей. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5-й класс |
«Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» (далее – сводная бюджетная заявка) – до 09 сентября 2016 года | Пальной программы «Повышение безопасности дорожного движения в мо мр «Усть-Вымский» на 2013 – 2015 годы», в целях обеспечения безопасности... | ||
Справочник предназначен для работников государственной инспекции безопасности дорожного движения, дорожной службы, государственной... | Тулы совместно с другими ведомствами и организациями в рамках реализации пункта 2 раздела 3 долгосрочной целевой программы «Повышение... | ||
Тема №1: «Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере... | Федеральная информационная система Государственной инспекции безопасности дорожного движения мвд РФ | ||
Сборник методических материалов по безопасности дорожного движения: сборник / сост. Н. А. Горохова, О. А. Коновалова, Е. В. Лежнина,... | Пособие разработано и рекомендовано к изданию Министерством народного образования и Управлением Государственной инспекции безопасности... | ||
... | ... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |