Бюджетное учреждение науки институт африки ран


НазваниеБюджетное учреждение науки институт африки ран
страница1/30
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ

ИНСТИТУТ АФРИКИ РАН


БРИКС – АФРИКА:

ПАРТНЕРСТВО

И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ


Москва

ИАфр

2013

INSTITUTE FOR AFRICAN STUDIES

RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES
RUSSKIY MIR FOUNDATION

NATIONAL COMMITTEE FOR BRICS RESEARCH
BRICS AND AFRICA:

PARTNERSHIP

AND INTERACTION


Moscow

IAfr

2013

Ответственные редакторы:

Т.Л.Дейч, к.и.н.

Е.Н.Корендясов к.э.н.
Авторский коллектив:

Абрамова И.О. – д.э.н., зам. Директора Института Африки РАН – Глава I, 1;

Бисвас Апараджита – проф. Центра африканских исследований Уни­верситета Мумбаи) – Глава II, 3;

Бондаренко Д.М. – д.и.н., зам. Директора Института Африки РАН, в соавторстве с Нкьябонаки Дж. Мемориальная академия Мвалиму Нье­рере Дар-эс-Салам – Глава IV, 2;

Дейч Т.Л. – к.и.н. вед.н.с. Ин-та Африки РАН – Глава III 1,4;

Корендясов Е.Н. – к.э.н. зав. Центром исследования российско-афри­канских отношений и внешней политики стран Африки Ин-та Африки РАН – Глава I 3, Глава II, 2;

Кулькова О.С. – к.и.н. н.с. Ин-та Африки РАН – Глава IV, 1;

Ли Аньшань – профессор Центра африканских исследований Пе­кинского Университета – Глава II, 2;

Макгетланенг С. – главный специалист, глава Программы управле­ния и безопасности Института Африки ЮАР – Глава II, 5;

Маркондес Данило де Соуза Нето аспирант Департамента политики и международных отношений Кембриджского университета – Глава II, 1;

Маценко И.Б. – к.э.н.. ст. н. с. Института Африки РАН – Глава III, 2;

Усов В.А. – к.и.н. н.с. Института Африки РАН – Глава Ш, 3,5;

Фитуни Л.Л. – д.э.н., зам. Директора (Института Африки РАН – Гла­ва I, 2.

ISBN 978-5-91298- © Институт Африки РАН, 2013.

© Авторы, 2013.

© Аби­ше­ва Г.М., оформ­ле­ние, 2013.

Editors:

Deych Tatiana, PhD (History),

Korendyasov Evgeniy, PhD (Economy)
Authors:

Abramova Irina, Doctor of sciences, Deputy Director, Institute for African Studies RAS – Chapter I, 1;

Biswas Aparajita, Prof., Centre for African Studies University of Mumbai – Chapter II 3;

Bondarenko Dmitry, Doctor of sciences, Deputy Direcror, Institute for African studies RAS and Nkyabonaki J. Memorial Academy Mwalimu, Dar Es-Salaam – Chapter IV, 2;

Deych Tatiana, PhD (History), Leading Research Fellow, Institute for African Studies RAS, Chapter III 1, 4:

Korendyasov Evgeniy, PhD (Economy), Head of the Centre for Russian-African Relations and African states foreign policy studies, Institute for African studies RAS; Chapter I, 3; IV 2;

Kulkova Olga, PhD (History), Researcher, Institute for African Studies RAS;

LI Anshan, Prof., Center for African Studies, University of Beijing; Chapter IV 1;

Makgetlaneng Sehlare, PhD, Chief Research Specialist, Head Governance and Security Programme Africa Institute of South Africa; Chapter II, 5;

Marcondes Danilo de Souza Neto, PhD Candidate; Department of Politics and International Studies (POLIS) at the University of Cambridge – Сhapter II, 1;

Matsenko Irina, PhD (Economy), Senior researcher, Institute for African studies RAS; Chapter III, 2;

Usov Vjacheslav, PhD (History), Senior researcher, Institute for African Studies RAS, Chapter III, 3,5;

Fituni Leonid, Doctor of sciences, Deputy Director, Institute for African Studies RAS – Chapter I, 2;
All papers were refereed by external peer review
ISBN 978-5-91298- © Institute for African Studies Russian

Academy of sciences, 2013.

© The authors, 2013.

© Abisheva G., design, 2013.

Предлагаемая читателю книга представляет собой, пожалуй, первое в отечественной науке комплексное исследование фено­мена БРИКС, объединившего в своем составе Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую Республику, и оценить влияние данной группы на позиционирование Африканского континента в глобализирующемся мире. Основное внимание уде­ляется анализу воздействия динамично развивающихся партнер­ства и взаимодействия между странами Африки и БРИКС в тор­гово-экономической, финансовой и инвестиционной областях на процессы экономического роста континента, повышение его роли и веса в мировой политике и экономике, в системе глобального управления. Наряду с российскими учеными в подготовке моно­графии приняли участие исследователи из других стран-участниц БРИКС: Китая, Индии, Бразилии, Южной Африки.

Книга рассчитана на читателей, интересующихся актуальными вопросами международных отношений, проблемами Афри­канского континента, состоянием и перспективами россий­ско-африканских отношений.


The book presented here is, probably, the first comprehensive study of the phenomenon of BRICS, comprised of Brazil, China, India, Russia and South Africa, in the Russian science. It aims at evaluating the impact of this group on the positioning of the African continent in the globalizing world. The main purpose of the book is to answer the question: how and in which ways do the rapidly growing partnership and interaction between Africa and BRICS countries in the economic, trade, financial and investment spheres influence the processes of Africa’s economic growth and the strengthening of the continent’s role in the global economic and political relations, as well as in the system of global governance. Beside Russian scholars, the team of authors includes academics from other BRICS countries: China, India, Brazil and South Africa.

The book is intended for those interested in the present-day international relations, the contemporary African affairs and the current problems and prospects of the complex relationship between Russian and Africa.

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие …………………………………………………...........

9

Глава I. БРИКС КАК НОВЫЙ ИГРОК В МИРЕ

И АФРИКЕ




1. Новая роль Африки в мировой экономике XXI века ……….

13

2. Страны БРИКС и реформа мировой финансовой

архитектуры ……………………………………………………...


29

3. БРИКС и Африка: потенциал партнерства и взаимодействия

48

Глава П. АФРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА

СТРАН-ЧЛЕНОВ БРИКС



1. Современная политика Бразилии в Африке (2003–2012) …..

76

2. Российские интересы в Африке ……………………………...

94

3. Динамика индийско-африканских отношений в XXI веке ...

111

4. БРИКС и роль Китая ………………………………………….

122

5. Африканская политика ЮАР в контексте

Интересов БРИКС ………………………………………………..


135

Глава Ш. «АФРИКАНСКАЯ ПОВЕСТКА» БРИКС




1. Роль стран БРИКС в урегулировании конфликтных

и кризисных ситуаций в Африке ……………………………….



2. Реализация целей развития тысячелетия

на Африканском конти­ненте ……………………………………




3. Партнерство БРИКС и Африки в области достижения

цели продо­вольственной безопасности ………………………..




4. Содействие развитию инфраструктуры в Африке –

приоритетное направление усилий стран БРИКС …………….




5. БРИКС и проблема доступа африканских стран

к новым техноло­гиям ……………………………………………




Глава IV. ИМИДЖ БРИКС: ВЗГЛЯД ИЗ ЕВРОПЫ

И ИЗ АФ­РИКИ




1. БРИКС в Африке в контексте интересов ЕС ………………..




2. Формирование образа БРИКС в странах

субсахарской Африки (на примере Танзании) ………………...




Заключение ……………………………………………………





CONTENTS


Preface ………………………………………….…………………..

9

Chapter I. BRICS AS A NEW PLAYER IN THE WORLD AND AFRICA



1. The new Africa’s role in the global economy

of the XXIst century …………………………………………….


13

2. BRICS countries and the reform of the world financial

architecture ………………………………………………………


29

3. BRICS and Africa: potential of partnership and interaction

48

Chapter II. AFRICAN POLICY OF BRICS

COUNTRIES-MEMBERS




1. Contemporary Brazilian policy in Africa (2003–2012) ………

76

2. Russian interests in Africa ……………………………………

94

3. Changing dynamics of India-Africa relations in the 21st century …………………………………………………………..


111

4. BRICS: dynamics, resilience and the role of China

122

5. South Africa’s African policy within the context

of BRICS interests ……………………………………………….


135

Chapter III. BRICS “AFRICAN AGENDA”




1. BRICS countries’ support to peace-building in Africa ……….




2. Implementation of the Millenium Development Goals

in Africa …………………………………………………………




3. BRICS and Africa as partners in the food security sector




4. Infrastructure development in Africa as a priority for BRICS




5. BRICS and the problem of African countries’ access

to the IT sphere …………………………………………………..




Chapter IV. BRICS IMAGE: VIEWS FROM EUROPE

AND FROM AFRICA




1. BRICS in Africa within the context of the EU interests ……...




2. The making of BRICS image in Sub-Saharan Africa

(Tanzania case) …………………………………………………..




Conclusion ……………………………………………………






Предисловие

Международные эксперты единодушно полагают, что БРИКС – международное объединение новой генерации в составе Брази­лии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (ЮАР) – по своим экономико-статистическим показателям во второй половине XXI века станет лидером мировой экономики. Однако вряд ли можно ограничиваться только этими соображения­ми для объяснения столь глобального феномена, каковым яв­ляется БРИКС.

Становление БРИКС и превращение его в ключевого игрока на мировой арене явилось одним из наиболее наглядных и убеди­тельных свидетельств глубоких и стремительных трансформаций всего мироустройства.

Динамичное развитие на рубеже XX–XXI веков восходящих экономик четко обозначило глобальную тенденцию к смещению мировой оси развития из зоны евроатлантической в зону азиат­ско-тихоокеанскую. Группа государств «успешного развития и процветания» с 12% мирового населения («золотой миллиард») уже не могла по-прежнему сохранять свою гегемонию по отно­шению к 88% жителей планеты, не желающих мириться со стату­сом мировой периферии, с ролью падчерицы мирового техноло­гического и цивилизационного прогресса.

Мировой финансово-экономический кризис 2007–2008 гг. по­казал, что существующие финансовые и экономические правила и нормы, сложившаяся система глобального управления устарели и потеряли свою эффективность. Они неприемлемы для восходя­щих экономик, поскольку не учитывают новое соотношение сил, в частности, их возросшую роль и влияние в мировой политике и экономике, в обеспечении устойчивости мирового развития. Они в известной мере не устраивают и «золотой миллиард», порождая нестабильность и непредсказуемость мировых политико-эконо­мических процессов.

В этом контексте большое значение приобретает «афри­канский разрез» БРИКС. Темпы экономического развития Афри­канского континента выше среднемировых – в последние два де­сятилетия они составили в среднем 5–%; в 2012 г. – 5%. Прогно­зируется, что к 2020 г. суммарный объем ВВП Африки достигнет 2,6 трлн долл., т.е. увеличится на 38%1. Роль и влияние континен­та в мировых делах возрастают.

Африканские страны стали важными торгово-экономическими партнерами государств-участников БРИКС. Их накопленные пря­мые инвестиции на континенте превышают 80–90 млрд долл.2, товарооборот – 280 млрд долл. и, по оценкам банка ЮАР «Стан­дард Бэнк», к 2020 г. он вырастет до 500 млрд3. За счет афри­канских стран государства БРИКС удовлетворяют значительную часть своих потребностей в энергетических и минеральных ре­сурсах.

Присоединение в 2011 г. ЮАР к «большой четверке» восходя­щих экономик существенно расширило потенциал партнерства между Африкой и группой БРИКС. 90% всех портфельных инве­стиций в Африку проходит через Йоханнесбургскую фондовую биржу, являющуюся, таким образом, главной платформой торгов­ли ценными бумагами на континенте4. Финансовый сектор ЮАР – один из самых развитых в мире. ЮАР – единственная афри­канская страна, частный капитал которой уже занимает достаточ­но заметные позиции на рынках стран-участниц БРИКС. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций ЮАР в Китае превышает 1 млрд долл.5, России – более 500 млн долл.

Торгово-экономические отношения между Африкой и страна­ми БРИКС оказывают возрастающее влияние на формирование благоприятных стимулов внутреннего развития африканских стран, расширение материальных и финансовых ресурсов для преодоления отсталости, ускорения модернизационных соци­ально-экономических процессов.

Африканцы широко использовали факт проведения пятого саммита БРИКС на земле континента, чтобы изложить свое виде­ние перспектив, направления и темпов развития африкано-брик­ского партнерства. Многие из представленных ими предложений нашли отражение в Этеквинской декларации, принятой по итогам саммита, в частности, намерение БРИКС и впредь отстаивать права и интересы Африки, ее требования по вопросам повышения роли и влияния стран континента в международных финан­сово-экономических организациях. Страны БРИКС обязуются су­щественно увеличить свой вклад в создание современной инфра­структуры в африканских странах.

Однако реализация предложений, направленных на создание совместных структур, механизмов и программ партнерского взаи­модействия и координации, была отложена. Сказываются сохра­няющиеся трудности достижения сплоченности внутри самого БРИКС, которые осложняются в связи с замедлением темпов ро­ста восходящих экономик. Негативную роль играет и нежелание африканцев и участников БРИКСа осложнить отношения с тради­ционными западными партнерами, которые сохраняют в целом доминирующие позиции на глобальных рынках. И в рамках «Группы 20-ти», и на других международных площадках БРИКС и Африка стараются избегать конфронтации.

Что касается России, то ее активная позиция в рамках БРИКС укрепляет многовекторный характер ее внешней политики, что способствует укреплению стабильности ее положения на между­народной арене. Российские государственные институты и бизнес – структуры демонстрируют в последние годы возрастающее стремление расширить свои политические и экономические пози­ции в Африке. При этом они сообразуют масштабы своих инициа­тив на данном направлении с интересами социально-экономиче­ской модернизации страны.

БРИКС – организация молодая. Далеко не все отлажено в ее деятельности, и возможны варианты эволюции этого междуна­родного формата.

Но, как известно, дорогу осилит идущий. Имеются достаточно устойчивые и долговременные факторы, предопределяющие воз­можность и целесообразность для БРИКС и Африки идти путем консолидации партнерских отношений и координации усилий на международной арене. Опыт свидетельствует, что у участников БРИКСа и стран Африки крепнет политическая воля, и реальная заинтересованность следовать совместным курсом.
А.М. Васильев,

академик РАН,

директор Института Африки РАН


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Бюджетное учреждение науки институт африки ран iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки институт физического материаловедения
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 №1259 федерального государственного бюджетного учреждения...

Бюджетное учреждение науки институт африки ран iconСибирского отделения российской академии наук (игм со ран) удк 553. 04;553. 2+553. 41
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева

Бюджетное учреждение науки институт африки ран iconПриобретение Заказчиком товаров, работ, услуг для нужд Заказчика...
Заказчик, Учреждение Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем комплексного освоения недр Российской...

Бюджетное учреждение науки институт африки ран iconКризисные явления, возможности и пути их преодоления в социально-экономических...
Биробиджан. Институт комплексного анализа региональных проблем дво ран. Амурский государственный университет. Тихоокеанский институт...

Бюджетное учреждение науки институт африки ран iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов
Институт системного анализа ран, Центральный экономико-математический институт ран и др

Бюджетное учреждение науки институт африки ран iconИзвещение о проведение открытого аукциона в электронной форме №03-17/зк-223
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных...

Бюджетное учреждение науки институт африки ран iconОбщие положения о командировании
Настоящее положение определяет порядок организации служебных командировок на территории РФ и за ее пределами работников Федерального...

Бюджетное учреждение науки институт африки ран iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки институт сильноточной электроники
Развитие социальной сферы, предоставление льгот и компенсаций

Бюджетное учреждение науки институт африки ран iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки «ордена трудового...
Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Никита, спуск Никитский, д. 52

Бюджетное учреждение науки институт африки ран iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки «ордена трудового...
Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита, спуск Никитский, д. 52

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск