Что такое философия?
Краткий очерк истории
философии
Философская картина
мира
Философия человека
Философия деятельности
Задачи и упражнения
МОСКВА 2012
Балашов Л. Е.
Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями — М., 2012. — с. 664. Учебник является универсальным учебным пособием по философии. В нем дается систематическое изложение основных тем философии в ясной и живой форме, даются задачи и упражнения по философии.
Учебник соответствует программным требованиям Государственного образовательного стандарта по философии. Снабжен именным указателем.
Для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений.
Этот учебник может быть полезен всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни. ISBN Балашов Л. Е., 2012 г. На 4-й стороне обложки помещены портреты (слева направо) Сократа, Д. Локка, Ф. Бэкона, А. И. Герцена, Гегеля, Спинозы, Д. Дидро, И. Канта. Отзывы и предложения направлять по адресу:
Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., д. 9, кв. 110
E-mail: lev_balashov@mail.ru На сайте «http://balashov44.narod.ru» размещены электронные тексты большинства книг автора
С о д е р ж а н и е
Для чего нужно изучать философию? 9
Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ 12
ГЛАВА 1. Что такое философия? 12
1.1. Любовь к мудрости 12
1.2. Предмет и «части» философии 17
1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 20
1.4. Практическая философия 29
Раздел второй. Краткий очерк истории философии 32
ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья 32
2.1. Зачем нужно знать историю философии? 32
2.2. Протофилософия 33
2.3. Ранние греческие философы 33
2.4. Сократ 40
2.5. Платон 41
2.6. Аристотель 44
2.7. Киники 45
2.8. Древняя философия после Аристотеля 46
2.9. Философия средневековья 47
ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков 50
3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века) 51
3.2. Ф. Бэкон 53
3.3. Р. Декарт 54
3.4. Б. Спиноза 56
3.5. Т. Гоббс 58
3.6. Д. Локк 59
3.7. Г. Лейбниц 60
3.8. Дж. Беркли и Д. Юм 61
3.9. Вольтер и Руссо 62
3.10. Французские философы-материалисты XVIII в. 63
3.11. И. Кант 64
ГЛАВА 4. Философия в XIX веке 69
4.1. Гегель 69
4.2. Послегегелевская философия 72
4.3. О. Конт 73
4.4. Л. Фейербах 75
4.5. Марксистская философия 75
4.6. А. Шопенгауэр 85
4.7. С. Кьеркегор 86
4.8. Ф. Ницше 87
ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков 94
5.1. Общая характеристика русской философии 94
5.2. Западники и славянофилы 97
5.3. П. Я. Чаадаев 98
5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен 98
5.5. В. С. Соловьев 100
5.6. Н. А. Бердяев 101
5.7. Русский космизм 101
5.8. В. И. Ленин 103
ГЛАВА 6. Философия ХХ века 104
6.1. З. Фрейд 104
6.2. Феноменология 105
6.3. Экзистенциализм 106
6.4. Прагматизм 107
6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия 107
6.6. К. Поппер 108
6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. 109
6.8. Постмодернизм 110
6.9. Философия науки 111
6.10. Современная философская мысль 112
Раздел третий. Философская картина мира 112
ГЛАВА 7. Философское понимание мира 113
7.1. Картины мира 113
7.2. Бытие, существование 118
7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное) 122
7.4. Источники построения категориальной картины мира 122
7.5. Категориальная структура мира 124
7.6. О категориальном детерминизме 125
7.7. Категориальная картина мира 128
7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями 135
7.9. Материя и движение 139
ГЛАВА 8. Материя 141
8.1. Структура материи 141
8.2. Качество 147
8.3. Количество 150
8.4. Мера 158
8.5. Виды материи 162
8.6. Тело 164
8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент 165
8.8. Виды тела 171
8.9. Группа (групповая материя) 172
8.10. Мезоматерия 175
8.11. Органические виды материи: организм, сообщество 176
ГЛАВА 9. Движение 179
9.1. Общая характеристика движения 180
9.2. Пространство 185
9.3. Время 187
9.4. Виды движения 190
9.5. Развитие 198
ГЛАВА 10. Противоречие 203
10.1. Общая характеристика противоречия 203
10.2. Структура противоречия 207
10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 215
10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 221
10.5. Сложные (органические) противоречия 226
10.6. Гармонические и антагонистические противоречия 227
10.7. Золотая середина 230
10.8. Противоречия в мышлении 232
ГЛАВА 11. Становление 235
11.1. Общая характеристика становления 235
11.2. Становление и развитие 238
11.3. Возможность 242
11.4. Действительность 247
11.5. Закон и явление 250
11.6. Причина — действие — следствие 253
11.7. Вещь — свойство — отношение 261
11.8. Сущность 264
11.9. Форма и содержание 269
11.10. Старое и новое 270
11.11. Эволюция и революция 273
Раздел четвертый. Философия человека 279
ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология) 279
12.1. Что такое человек? 279
12.2. Человек-общество-природа 280
12.3. Сущность человека 283
12.4. Происхождение человека 286
12.5. Организация человека 288
12.6. Личность человека 290
12.7. Типология человека 291
ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие 294
13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни 295
13.2. Смерть и бессмертие 301
13.3. Живая связь смертности и бессмертия 307
13.4. Как мы “делаем” бессмертие? 309
13.5. Потенциальное бессмертие 315
13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем) 320
13.7. Активное долголетие 323
13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 330
13.9. Человеческое счастье 334
13.10. Любовь 339
13.11. Человеческий смысл творчества 349
ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода 351
14.1. Гуманизм — философия человечности 351
14.2. Либерализм 355
14.3. Cвобода 361
ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия) 376
15.1. Общество — взаимодействие людей 376
15.2. Структура общества 377
15.3. Государство 379
15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 389
15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм 389
15.6. Отношения между людьми. Справедливость 391
15.7. Коллективизм и/или индивидуализм 392
15.8. Критика идей социализма и коммунизма 396
15.9. Мораль, право, политика 403
15.10. Золотое правило поведения 404
15.11. Добро и зло 413
15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении 424
15.13. О культуре поведения 428
15.14. Культура 431
15.15. Наука 435
15.16. Искусство 436
15.17. Религия 437
Об атеизме и свободомыслии 442
Мистика 443
15.18. Цивилизация 447
15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 448
Раздел пятый. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология 468
ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект 468
16.1. Деятельность 469
16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность 475
16.3. Цель, средство, результат 476
16.4. Субъект и объект 480
16.5. Виды человеческой деятельности 484
16.6. Труд, отдых, игра, творчество 489
16.7. Психика 491
16.8. Сознание 496
16. 9. Воля 498
16.10. Язык 499
16.11. Опыт 500
ГЛАВА 17. Мышление 501
17.1. Как мы думаем? 501
17.2. Способности мышления 503
17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) 512
17.4. Рассудок (дедуктивная логика) 515
17.5. Вероятностное мышление 520
17.6. Ум (интуиция) 522
17.7. Разум (диалектическое мышление) 524
17.8. Категориальный строй мышления 535
17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) 552
ГЛАВА 18. Творчество 563
18.1. Жизнедеятельность 563
18.2. Сущность творчества 564
18.3. Познание 567
18.4. Индивидуальное и коллективное познание 575
18.5. Формы индивидуального познания 576
18.6. Наука (коллективное познание) 578
18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 583
18.8. Практика 583
18.9. Игровая деятельность 590
18.10. Искусство (художественная деятельность) 591
18.11. Спорт 593
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ 595
К разделу «Введение. Что такое философия?» 595
К разделу «История философии» 596
К разделу «Философская картина мира» 597
К разделу «Философия человека» 599
К разделу «Философия деятельности» 609
Разное 612
Пояснения и методические рекомендации 615
Литература 617
Книги автора 618
Указатель имен 620
Предметный указатель 623
Для чего нужно изучать философию?
1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!
Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии1.
2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.
Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.
3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).
Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач. В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95). 4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.
5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».
6. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.
7. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.
8. Философия помогает людям вырабатывать убеждения и, если нужно, выправлять их.
Надо помнить: убеждения формируют личность. Без них человек подобен флюгеру — куда ветер подует, туда и он.
8. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.
|