Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции


НазваниеВведение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции
страница1/6
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6
Часть I

Тематический блок № 1

Философия и ее роль в жизни общества

Содержание тематического блока

Тема: Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции.

Тема: Онтологические проблемы бытия.

Тема: Основы философского понимания мира.
Вопросы для самопроверки

(Первый уровень усвоения материала)


  1. Что такое «философия»? Каким образом проходил процесс становления философского знания?

  2. Каковы цель и предназначение философии?

  3. Что является предметом философского исследования?

  4. В чем сходство и отличие материалистической и идеалистической философии?

  5. Что входит в структуру философии?

  6. Каков круг вопросов онтологии?

  7. Какова главная проблема гносеологии?

  8. В чем сходство и различие эмпирического и рационального методов познания?

  9. Назовите стадии эволюции философского мировоззрения.

  10. В чем отличие философских методов познания от общенаучных методов?

  11. Охарактеризуйте основные этапы генезиса философии.



Решите проблемные задачи

(Третий уровень усвоения материала)

  1. «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике… Подобно тому как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

Каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии?
2. Древнеримский философ Тит Лукреций Кар считал, что человеку требуется философия, чтобы дать основу спокойного существования, чтобы противостоять страху смерти и страху перед богами. Докажите или опровергните его точку зрения.
Обобщение по тематическому блоку № 1

Работая над первым тематическим блоком, мы ответили с Вами на вопрос, что такое философия, и какова ее роль в жизни общества. Рассмотрели проблему социокультурной ценности философского знания. Увидели, как будет структурироваться курс философии. Ввели целый ряд основных философских понятий: материальное и идеальное, онтология и гносеология, антропология и др. Раскрыли функции философии, структуру, методы философского знания. Теперь мы имеем представление о том, что такое мифологическое, религиозное, философское и научное мировоззрение, вследствие чего можем ориентироваться во множестве мнений и ценностей. Теперь у нас сложилось представление об особенностях философского мировоззрения и специфике философского знания. Мы также убедились в том, что методы философских и научных исследований пересекаются. Рассмотрели суть основного вопроса философии и его первой и второй стороны, узнали философские направления в зависимости от решения основного вопроса. А самое главное, вошли в проблему содержания философского знания в различные исторические эпохи.

А теперь закрепим знакомство с терминологией тематического блока № 1.
Глоссарий

Абсолют

Духовное первоначало бытия

Агностицизм

Гносеологическая концепция, отрицающая (полностью или частично) возможность объективного познания мира человеком

Бытие

Реальность, существующая независимо от человека. Всякое существование вообще

Генезис

Происхождение и дальнейшее развитие

Гносеология

Учение о познании, теория познания

Диалектика

Учение о наиболее общих закономерностях развития, бытия и познания

Дуалисты

Философы, считавшие что в основе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное

Закон

Внутренние, устойчивые, необходимые, существенные, повторяющиеся связи

Идеализм

Философское направление, признающее первичным духовное (сознание)

Концепция

Основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения

Логика

Наука о законах мышления

Материализм

Философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание – вторичным

Метод

Прием, средство, способ познания

Мифология

Самая ранняя историческая форма мировоззрения, отличающаяся чувственным восприятием действительности, символизмом, верой в сверхъестественные явления

Мировоззрение

Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации

Наука

Теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира

Онтология

Учение о сущем, учение о бытии

Философия

Наука об универсальных законах и принципах бытия; учение об общих принципах бытия и познания; об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

Философский метод

Система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительности

Эстетика

Учение о законах прекрасного

Этика

Учение о нравственности, морали


Учебная и дополнительная литература

по тематическому блоку № 1.

  1. Аблеев С. Р. История мировой философии: Учебник /С. Р. Аблеев. – М., 2005. – С. 18-28.

  2. Блинников Л. В. Великие философы. Словарь-справочник. – М., 1999. – С. 30-33; 128-130; 265-273; 340-341.

  3. Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии: учебник. – М.: Форум Инфра-М, 2011.

  4. Горелов А. А. Основы философии. – 9-е изд., стер.- Учебник для студентов СПО. – М.: Академия, 2010.

  5. Губин В. Д. Основы философии: Учеб. пособие. – М., 2005. – С. 4-55. -(Профессиональное образование).

  6. Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. пособие для средн. спец. зав.- М., 2005. – С. 18-32; 38-55; 62-77.

  7. Основы философии. Учеб. пособие для средних специальных учебных заведений /Авт.-сост.: Жаров Л. В., Кохановский В. П., Маятш Т. П., Яковлев В. П.; Ред. Кохановский В. П. – М.: Феникс, 2010.

  8. Николаева Л. С., Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Философия: экзаменационные ответы. – Ростов н/Д, 2002. – С. 3-24.


Обобщение по теме

Вы познакомились с основами философского понимания мира, такими разделами философии, как онтология и гносеология. Философские представления о бытии были представлены в онтологии, проблемам познания посвящена т акая часть философии, как гносеология. Вам были представлены основные понятия, такие как материя и сознание, диалектика и метафизика. Мы уяснили смысл проблем, занимавших мыслителей на протяжении всей истории философии. Теперь Вы имеете представление о сложности процесса познания мира и его противоречиях. Вы научились различать типы философских позиций в понимании мира. Стали понимать причины изменений представлений о мироустройстве. Вы узнали, что мифология и религия, философия и наука предлагают разные картины мира, и понимаете различия между ними.

Глоссарий

Истина

Адекватное отражение объекта познающим субъектом

Качество

Существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Благодаря качеству объект мыслится как нечто отграниченное от других объектов и одновременно характеризует весь класс однородных объектов

Количество

Общее в вещах, которое безразлично к конкретному содержанию и качественной определенности объекта

Космос

В философии древних греков видимая или умопостигаемая нами часть Вселенной, подчиняющаяся принципу целостности, гармонии и разумному пониманию

Мера

Философская категория, выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта, граница, в пределах которой количественные изменения не влекут за собой качественных изменений

Метафизика

Ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще. Противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей

Практика

Сторона предметной деятельности, характеризующаяся изменением и преобразованием природы и общества

Прогресс

Направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному

Регресс

Тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержанием регресса являются процессы деградации, понижения уровня организации, застой, возвращение к изжившим себя формам и структурам

Хаос

В мировоззрении древних греков неорганизованное состояние Вселенной, не подчиняющееся принципам целостности, являющееся причиной уничтожения его организованных частей



Упражнения и задачи по тематическому блоку
(Третий уровень усвоения учебного материала)

  1. Какая, на Ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б. Рассела? «…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства»?




  1. Найдите в тематическом блоке определения понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем различие, какая между ними взаимосвязь?

  2. Какой метод мышления (способ познания) критикует Г. В. Гегель:

«Противоречие – вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное»?


  1. Можно ли, на Ваш взгляд, объяснить с точки зрения проявления законов диалектики высказывание средневекового врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим его делает лишь доза»?




  1. Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец – ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что». Можно ли считать его диалектическим?

Тестовые задания к тематическому блоку

(Первый уровень усвоения материала)

Выбрать один правильный ответ


1. Онтология – это философское учение:

А) о бытии

Б) о нравственности и морали

В) о ценностях мира

Г) о законах мышления.


2. Какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи:

А) материя – то, из чего все состоит

Б) материя – комплекс «моих ощущений»

В) материя – объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания

Г) материя – основная субстанция.

3. Философское учение, утверждающее, что мир познаваем:

А) агностицизм

Б) скептицизм

В) гностицизм

Г) интуитивизм.

4. Гносеология – это философское учение:

А) о познании мира

Б) о знании вообще

В) о непознаваемости бытия

Г) раннего христианства.

5. Чем отличается философия от мифологии и религии?

А) персонификацией мира природы

Б) образностью представлений о мире

В) представляет мир в системе понятий

Г) представляет мир через теологию.

6. Укажите понятие, которое можно отнести к философской категории:

А) элементарная частица

Б) система

В) информация

Г) слово.

7. Предметом философии являются:

А) обобщенные знания о мире и месте человека в нем

Б) общественно-исторические процессы

В) сфера Мирового Разума

Г) космос и его законы.

8. Согласно материализму бытие живой природы:

А) предшествует общественному бытию

Б) предшествует бытию неживой природы

В) предшествует обоим другим родам бытия

Г) предшествует идеальному бытию Абсолюта.


9. Материалистическая точка зрения:

А) сознание есть свойство высокоорганизованной материи

Б) сознание материально

В) сознание есть свойство всей материи Г) сознание человека – это проявление мирового духа.

10. Сторонники первенства разума в познании:

А) скептики

Б) эмпирики

В) рационалисты

Г) сенсуалисты.


11. Высший уровень отражения материи:

А) сознание

Б) бытие

В) форма

Г) интуиция.

12. Автор трех базовых законов диалектики:

А) Ф. Ницше

Б) Г. В. Гегель

В) К. Маркс

Г) Р. Декарт.

13. Что такое диалектика:

А) представление о непознаваемости мира

Б) учение о борьбе противоположных сил

В) учение о бытии без учета развития и связей

Г) непознаваемая «вещь в себе».

14. Какое познание основано на ощущении:

А) чувственное познание

Б) интуитивное познание

В) логическое познание

Г) образное познание.

15. Возможность познания мира при помощи чувств утверждает

А) агностицизм

Б) сциентизм

В) рационализм

В) сенсуализм.

16. Знание можно оценить как:

А) истинное

Б) ложное

В) заблуждение

Г) все перечисленное.

17. Автор теории «циклического времени»:

А) Л. Гумилев

Б) О. Шпенглер

В) К. Ясперс

Г) Ф. Ницше.

18. Характерные черты материи:

А) расположена во времени и пространстве

Б) находится в постоянном движении

В) способна к самоорганизации

Г) все перечисленное.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции iconКонспект лекций
Функции, цели, задачи и предмет таможенно-тарифного регулирования. Структура системы нормативно-правового регулирования в Таможенном...

Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции iconЯнко Слава Умберто Эko Отсутствующая структура
У. эко. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». — Тоо тк «Петрополис», 1998. — 432 с

Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции iconПрограмма дисциплины «История государства и права» для направления 40. 04. 01 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов по направлению подготовки...

Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции iconЗадачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия
Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями — М., 2012. — с. 664

Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции iconФилософия сд
Философия- это окно в сердце, разум и душу. Это путеводная звезда, идеал, к которому необходимо стремится. (Марша Фаулер)- профессор...

Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции iconТюменский государственный университет
Состав и структура налоговой инспекции по г. Ялуторовску Тюменской области, ее задачи и функции

Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции iconКнига «Философия в новом ключе»
Л22 Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства: Пер с англ. С. П. Евтушенко /Общ ред и послесл....

Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции iconЛекция №1 – Роль iт в Альфа Банке. Структура и функции подразделений iт
Жиряков Сергей Дирекция архитектуры и стратегии, Служба Главного системного архитектора

Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции icon1 введение 1
Виды деятельности, функции, для автоматизации которых предназначен пм «Реестр расходных обязательств» 2

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск