Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы библиотечно-информационного дела»


НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы библиотечно-информационного дела»
страница1/11
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Федеральное агентство по образованию


f:\ралин.tif
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ в г. НАХОДКЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы библиотечно-информационного дела»

специальность 080105.65 «Финансы и кредит»

Заочная форма обучения


Разработан







(должность)




(название кафедры)

Клименкова С.А.

(и.о.фамилия автора(ов)




(название кафедры)




(и.о.фамилия автора(ов)



Утвержден на заседании кафедры

экономики и процессов управления

р



Протокол от

25 июня 2010г.



11




(дата)




(номер)





Зав. кафедрой








А.Ю. Ралин

(подпись)




(и.о.фамилия зав.кафедрой)

г. Находка

2010
АННОТАЦИЯ

Цели и задачи дисциплины:

  1. Теоретическое изучение разделов курса: «Теоретические основы библиотековедения», «Учение о библиотеке», «Учение о библиотечном деле».

  2. Ознакомление с организацией и управлением библиотечного дела как отрасли сети в стране, регионе, городе, районе.

  3. Формирование знания специфики работы библиотек различных типов и видов.

Место дисциплины в учебном процессе:

Курс вооружает студентов обобщенными знаниями теоретических и практических проблем организации общественного пользования книгой как источником знаний, информацией через посредство библиотеки, знакомит с основными типами и видами библиотек, библиотечных подсистем, с научными основами единой системы библиотечного обслуживания, с исходными основаниями библиотечной науки.

Требования к уровню подготовки студентов для освоения дисциплины:

В результате прохождения курса студент знакомится с основными методами библиотековедческого исследования, а также получает практические навыки их применения в изучении, обобщении и пропаганде передового опыта в библиотечном деле. В результате изучения разделов курса студент должен иметь представление о понятиях «библиотека» и «библиотечное дело» как центральных категориях библиотековедения; знать социальные функции библиотек; типы и виды библиотек; структуру и специфику национальных, публичных, специальных, научных библиотек; сущность и специфику профессии библиотекаря.

Курс "Основы библиотечно-информационного дела" делится на три раздела.

В первом разделе "Теоретические основы библиотековедения" рассматриваются генезис библиотековедческой мысли, становление, развитие, современное состояние библиотековедения. Сущность библиотековедения как науки, его объект, предмет, методология. Анализируется статус библиотековедения в системе наук, его взаимосвязи с другими научными дисциплинами.

Во втором разделе "Учение о библиотеке" рассматривается возникновение библиотеки как одного из социальных институтов. Основные концепции библиотеки, ее социальные функции. Излагаются взгляды на типологию библиотек, особое внимание уделяется деятельности различных видов библиотек и социальной работе.

Третий раздел "Учение о библиотечном деле" знакомит студентов с основными характеристиками, принципами функционирования библиотечного дела, его современным состоянием. Излагаются взгляды на библиотеку будущего, на библиотечную профессию.

В учебно-методическом комплексе приводится учебная программа курса, которая содержит тематический план курса, его содержание, темы семинарских и практических занятий, вопросы для подготовки к экзамену, библиографический список; тематика курсовых и выпускных квалификационных работ.

Освоение дисциплины предполагает теоретическое обучение (лекционные и семинарские занятия), выполнение практических работ и самостоятельную работу студентов. Внеаудиторная работа студентов ориентирована на повторение с целью усвоения основных тем курса, подбор дополнительного материала к основным положениям дисциплины на основе рекомендованных для самостоятельного изучения документных источников, выполнение самостоятельных практических заданий.




Тематический план курса


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов из них

лекций

семинар. / практ.

СРС

1.

Теоретические основы библиотековедения

1




8

2.

Учение о библиотеке

1

2

10

3.

Учение о библиотечном деле




2

10




Всего по курсу

2

4

28




Форма отчетности:

зачет


Содержание курса



Теоретические основы библиотековедения

Тема 1. Становление и развитие библиотековедения.

Возникновение библиотековедческой мысли. Начало развития библиотековедческой мысли в России. Причины возникновения библиотековедения как научной и учебной дисциплины. Становление библиотековедения в XIX в. М. Шреттингер и введение понятия «библиотековедение».

Основные этапы развития отечественного и зарубежного библиотековедения. Видные деятели отечественного и зарубежного библиотековедения.

Учение о библиотеке

Тема 2. Библиотека, ее возникновение, развитие, социальные функции и социальная работа.

Объективные причины возникновения библиотеки как особого социального института. Закономерная необходимость собирания и сохранения информации, зафиксированной в виде письменных документов. Многообразие современных концепций общественной роли библиотеки, возможности их совместимости.

Сущностная и конкретно-историческая функции библиотек. Информационная функция как всеобщая, универсальная, сущностная функция библиотеки. Производные функции библиотеки. Другие подходы к анализу функций библиотеки.

Библиотека и культура. Библиотека и информация. Библиотека и образование. Социальная работа как вид деятельности публичных и специальных библиотек. Объекты социальной работы (пенсионеры, инвалиды, госпитализированные больные, заключенные и др.). Формирование сетей библиотек, обслуживающих инвалидов. Сотрудничество библиотек с социальными сферами, работающими с лицами с ограниченными возможностями.
Тема 3. Типология библиотек.

Понятие типологии библиотек. Научное и практическое значение типологии библиотек. Многообразие подходов к типологии библиотек.

Сущность и критерии типологии библиотек. Основания деления, используемые при выделении типов и видов библиотек. Типология библиотек как нерешенная проблема.
Учение о библиотечном деле
Тема 4. Библиотечное дело на современном этапе.

Понятие о библиотечном деле и его структуре. Библиотечные ресурсы и библиотечные отношения. Библиотечные системы и сети.

Статистическая характеристика библиотечного дела, важнейшие его показатели. Проблема формирования, размещения и использования библиотечных ресурсов. Библиотечное дело и научно-технический прогресс. Библиотечное дело и рыночная экономика. Основные тенденции развития библиотечного дела в России и за рубежом.


Тематика семинарских занятий
Семинар № 1. Библиотековедение как общественная наука.

Семинар № 2. Статус библиотековедения в системе наук.

Семинар № 3. Социальная работа библиотек.

Семинар № 4. Национальные библиотеки мира.

Семинар № 5. Публичные библиотеки в России и за рубежом.

Семинар № 6. Библиотечное дело на современном этапе.
Тематика практических работ
Практическая работа № 1. Терминологический анализ понятия «библиотека».

Практическая работа № 2. Характеристика детских библиотек и их сравнительный анализ.

Практическая работа № 3. Управление библиотечным делом.
ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Тема №1. «Библиотека и ее роль в обществе»

1. Что такое библиотека: определение.

2. Социальные функции библиотеки.

3. Составить сообщение о библиотеке как культурном и информационном центре.

Методические рекомендации к выполнению заданий

Часть 1, вопросы №1,2:

В теоретической части раскройте понятие «библиотека», дайте современное определение понятиям «библиотека» и «публичная библиотека». Рассмотрите роль публичной библиотеки в обществе и её социальные функции.

Часть 2 вопрос №3:

Практическое задание. Выявите в Центральной библиотеке ЦБС Вашего района, города библиотеку – культурный или информационный центр. Составьте письменное сообщение рассказ, доклад (форма любая). Сообщите задачи библиотеки, контингент обслуживаемых читателей, основные направления деятельности библиотеки. При этом используйте Положение о библиотеке, Устав, планы, отчёты о работе и др.

Оформление практического задания

  1. Укажите тему практического задания; полное название библиотеки, тип, вид, учредителя, штат, микрорайон обслуживания.

  2. Оформите сообщение.

  3. Практическое задание оформите на отдельных листах (формат А-4) или в тетради. Для иллюстрации используйте интервью, отзывы читателей, видеофильмы и другие материалы.


Тема № 2. «Типология библиотек»

  1. Что такое типология библиотек?

  2. Классификация библиотек с учётом социального назначения.

  3. Составить и оформить таблицу «Типы и виды библиотек».

Методические рекомендации к выполнению заданий

Часть 1, вопросы №1,2:

В теоретической части раскройте понятие «типология библиотек», ответьте на вопрос «Для чего нужна типологизация библиотек?». Перечислите основные типы и виды библиотек, их особенности, типообразующие признаки.

Часть 2 вопрос №3:

Практическое задание. Распределите библиотеки по типам и видам.

Оформление практического задания

  1. Укажите тему практического задания.

  2. Заполните таблицу по образцу:

Типы и виды библиотек

Нациналь-ные

Универсальные

Специальные




УНБ МК РФ

Публичные МК РФ

Других ведомств и организаций

Отраслевые научные

Учебные

Предприятий,

по видам изданий

Общественных объединений и организаций




























  1. Практическое задание оформите на отдельных листах (формат А-4) или в тетради. В приложении возможно использование иллюстративного материала (схема сети библиотек города, региона и др.)


Тема № 3. «Универсальные публичные библиотеки»

  1. Публичная библиотека: определение.

  2. Типологические признаки публичных библиотек, их особенности, виды.

  3. Составить схему публичной библиотеки в рамках ЦБС.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы библиотечно-информационного дела» iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы библиотечно-информацинного...
Программа дисциплины предназначена для студентов 1 курса всех специальностей, форм и технологий обучения

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы библиотечно-информационного дела» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы культуры речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы культуры речи» разработан для студентов специальности 260501. 65 «Технология продуктов...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы библиотечно-информационного дела» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы организации труда на предприятии»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы библиотечно-информационного дела» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы коммерческой деятельности»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы библиотечно-информационного дела» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы библиотечно-информационного дела» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы культуры речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы библиотечно-информационного дела» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы организации труда»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы библиотечно-информационного дела» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы сестринского дела»...
Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы библиотечно-информационного дела» iconКомплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного...
Автор-составитель: Ю. В. Гушул, канд пед наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы библиотечно-информационного дела» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Торговый маркетинг»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru

Поиск