Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ в г. НАХОДКЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы библиотечно-информационного дела»
специальность 080105.65 «Финансы и кредит»
Заочная форма обучения
-
Разработан
|
|
| (должность)
|
| (название кафедры)
| Клименкова С.А.
| (и.о.фамилия автора(ов)
|
| (название кафедры)
|
| (и.о.фамилия автора(ов)
|
Утвержден на заседании кафедры
экономики и процессов управления
-
Протокол от
| 25 июня 2010г.
| №
| 11
|
| (дата)
|
| (номер)
|
Зав. кафедрой
-
|
| А.Ю. Ралин
| (подпись)
|
| (и.о.фамилия зав.кафедрой)
| г. Находка
2010 АННОТАЦИЯ
Цели и задачи дисциплины:
Теоретическое изучение разделов курса: «Теоретические основы библиотековедения», «Учение о библиотеке», «Учение о библиотечном деле».
Ознакомление с организацией и управлением библиотечного дела как отрасли сети в стране, регионе, городе, районе.
Формирование знания специфики работы библиотек различных типов и видов.
Место дисциплины в учебном процессе:
Курс вооружает студентов обобщенными знаниями теоретических и практических проблем организации общественного пользования книгой как источником знаний, информацией через посредство библиотеки, знакомит с основными типами и видами библиотек, библиотечных подсистем, с научными основами единой системы библиотечного обслуживания, с исходными основаниями библиотечной науки.
Требования к уровню подготовки студентов для освоения дисциплины:
В результате прохождения курса студент знакомится с основными методами библиотековедческого исследования, а также получает практические навыки их применения в изучении, обобщении и пропаганде передового опыта в библиотечном деле. В результате изучения разделов курса студент должен иметь представление о понятиях «библиотека» и «библиотечное дело» как центральных категориях библиотековедения; знать социальные функции библиотек; типы и виды библиотек; структуру и специфику национальных, публичных, специальных, научных библиотек; сущность и специфику профессии библиотекаря.
Курс "Основы библиотечно-информационного дела" делится на три раздела.
В первом разделе "Теоретические основы библиотековедения" рассматриваются генезис библиотековедческой мысли, становление, развитие, современное состояние библиотековедения. Сущность библиотековедения как науки, его объект, предмет, методология. Анализируется статус библиотековедения в системе наук, его взаимосвязи с другими научными дисциплинами.
Во втором разделе "Учение о библиотеке" рассматривается возникновение библиотеки как одного из социальных институтов. Основные концепции библиотеки, ее социальные функции. Излагаются взгляды на типологию библиотек, особое внимание уделяется деятельности различных видов библиотек и социальной работе.
Третий раздел "Учение о библиотечном деле" знакомит студентов с основными характеристиками, принципами функционирования библиотечного дела, его современным состоянием. Излагаются взгляды на библиотеку будущего, на библиотечную профессию.
В учебно-методическом комплексе приводится учебная программа курса, которая содержит тематический план курса, его содержание, темы семинарских и практических занятий, вопросы для подготовки к экзамену, библиографический список; тематика курсовых и выпускных квалификационных работ.
Освоение дисциплины предполагает теоретическое обучение (лекционные и семинарские занятия), выполнение практических работ и самостоятельную работу студентов. Внеаудиторная работа студентов ориентирована на повторение с целью усвоения основных тем курса, подбор дополнительного материала к основным положениям дисциплины на основе рекомендованных для самостоятельного изучения документных источников, выполнение самостоятельных практических заданий.
Тематический план курса
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество часов из них
| лекций
| семинар. / практ.
| СРС
| 1.
| Теоретические основы библиотековедения
| 1
|
| 8
| 2.
| Учение о библиотеке
| 1
| 2
| 10
| 3.
| Учение о библиотечном деле
|
| 2
| 10
|
| Всего по курсу
| 2
| 4
| 28
|
| Форма отчетности:
| зачет
|
Содержание курса
Теоретические основы библиотековедения
Тема 1. Становление и развитие библиотековедения.
Возникновение библиотековедческой мысли. Начало развития библиотековедческой мысли в России. Причины возникновения библиотековедения как научной и учебной дисциплины. Становление библиотековедения в XIX в. М. Шреттингер и введение понятия «библиотековедение».
Основные этапы развития отечественного и зарубежного библиотековедения. Видные деятели отечественного и зарубежного библиотековедения.
Учение о библиотеке
Тема 2. Библиотека, ее возникновение, развитие, социальные функции и социальная работа.
Объективные причины возникновения библиотеки как особого социального института. Закономерная необходимость собирания и сохранения информации, зафиксированной в виде письменных документов. Многообразие современных концепций общественной роли библиотеки, возможности их совместимости.
Сущностная и конкретно-историческая функции библиотек. Информационная функция как всеобщая, универсальная, сущностная функция библиотеки. Производные функции библиотеки. Другие подходы к анализу функций библиотеки.
Библиотека и культура. Библиотека и информация. Библиотека и образование. Социальная работа как вид деятельности публичных и специальных библиотек. Объекты социальной работы (пенсионеры, инвалиды, госпитализированные больные, заключенные и др.). Формирование сетей библиотек, обслуживающих инвалидов. Сотрудничество библиотек с социальными сферами, работающими с лицами с ограниченными возможностями. Тема 3. Типология библиотек.
Понятие типологии библиотек. Научное и практическое значение типологии библиотек. Многообразие подходов к типологии библиотек.
Сущность и критерии типологии библиотек. Основания деления, используемые при выделении типов и видов библиотек. Типология библиотек как нерешенная проблема. Учение о библиотечном деле Тема 4. Библиотечное дело на современном этапе.
Понятие о библиотечном деле и его структуре. Библиотечные ресурсы и библиотечные отношения. Библиотечные системы и сети.
Статистическая характеристика библиотечного дела, важнейшие его показатели. Проблема формирования, размещения и использования библиотечных ресурсов. Библиотечное дело и научно-технический прогресс. Библиотечное дело и рыночная экономика. Основные тенденции развития библиотечного дела в России и за рубежом.
Тематика семинарских занятий Семинар № 1. Библиотековедение как общественная наука.
Семинар № 2. Статус библиотековедения в системе наук.
Семинар № 3. Социальная работа библиотек.
Семинар № 4. Национальные библиотеки мира.
Семинар № 5. Публичные библиотеки в России и за рубежом.
Семинар № 6. Библиотечное дело на современном этапе. Тематика практических работ Практическая работа № 1. Терминологический анализ понятия «библиотека».
Практическая работа № 2. Характеристика детских библиотек и их сравнительный анализ.
Практическая работа № 3. Управление библиотечным делом. ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Тема №1. «Библиотека и ее роль в обществе»
1. Что такое библиотека: определение.
2. Социальные функции библиотеки.
3. Составить сообщение о библиотеке как культурном и информационном центре.
Методические рекомендации к выполнению заданий
Часть 1, вопросы №1,2:
В теоретической части раскройте понятие «библиотека», дайте современное определение понятиям «библиотека» и «публичная библиотека». Рассмотрите роль публичной библиотеки в обществе и её социальные функции.
Часть 2 вопрос №3:
Практическое задание. Выявите в Центральной библиотеке ЦБС Вашего района, города библиотеку – культурный или информационный центр. Составьте письменное сообщение рассказ, доклад (форма любая). Сообщите задачи библиотеки, контингент обслуживаемых читателей, основные направления деятельности библиотеки. При этом используйте Положение о библиотеке, Устав, планы, отчёты о работе и др.
Оформление практического задания
Укажите тему практического задания; полное название библиотеки, тип, вид, учредителя, штат, микрорайон обслуживания.
Оформите сообщение.
Практическое задание оформите на отдельных листах (формат А-4) или в тетради. Для иллюстрации используйте интервью, отзывы читателей, видеофильмы и другие материалы.
Тема № 2. «Типология библиотек»
Что такое типология библиотек?
Классификация библиотек с учётом социального назначения.
Составить и оформить таблицу «Типы и виды библиотек».
Методические рекомендации к выполнению заданий
Часть 1, вопросы №1,2:
В теоретической части раскройте понятие «типология библиотек», ответьте на вопрос «Для чего нужна типологизация библиотек?». Перечислите основные типы и виды библиотек, их особенности, типообразующие признаки.
Часть 2 вопрос №3:
Практическое задание. Распределите библиотеки по типам и видам.
Оформление практического задания
Укажите тему практического задания.
Заполните таблицу по образцу:
Типы и виды библиотек
Нациналь-ные
| Универсальные
| Специальные
|
| УНБ МК РФ
| Публичные МК РФ
| Других ведомств и организаций
| Отраслевые научные
| Учебные
| Предприятий,
по видам изданий
| Общественных объединений и организаций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическое задание оформите на отдельных листах (формат А-4) или в тетради. В приложении возможно использование иллюстративного материала (схема сети библиотек города, региона и др.)
Тема № 3. «Универсальные публичные библиотеки»
Публичная библиотека: определение.
Типологические признаки публичных библиотек, их особенности, виды.
Составить схему публичной библиотеки в рамках ЦБС.
|