Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства


Скачать 447.9 Kb.
НазваниеСовершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства
страница1/2
ТипАвтореферат
filling-form.ru > Туризм > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

КЛЫЧЕВА Равза Арсевдиновна

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМ

ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Специальность

08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика,

организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

(сфера услуг)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Махачкала - 2010
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный технический университет».

Научный руководитель

доктор экономических наук, профессор Исалова Маржанат Нурулаевна.

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Цапиева Ольга Константиновна;

кандидат экономических наук, доцент Абдуллаева Тамара Курбановна.

Ведущая организация ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»


Защита состоится «____» _______________ 2010 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д212.052.01 в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», 367015, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70, ауд. 202.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»


Автореферат разослан «____» _______________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

д.э.н., доцент Халимбеков Х.З.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Развитие отраслей национальной экономики в современных условиях хозяйствования, сопровождается усилением деловых отношений между различными хозяйствующими субъектами географически расположенными в различных регионах РФ, участвующими в современном бизнесе или имеющими отношение к нему как поставщик или потребитель определенного вида товаров и услуг.

Более того, в последнее десятилетие в нашей стране бурно развивается индустрия туризма, которая оказывает непосредственное влияние на формирование современной инфраструктуры и, прежде всего, сектора размещения соответствующего международным стандартам.

Гостиничные предприятия сталкиваются с проблемами повышения эффективности управления, доходности бизнеса и конкурентоспособности данного вида услуг на национальном и международном рынках. При этом конкурентоспособность гостиничных предприятий как основа устойчивого развития во многом определяется величиной и эффективностью использования ресурсного потенциала хозяйствующих субъектов, т.к. нерациональность использования имеющихся средств и возможностей, несовершенство методов управления предприятиями данной сферы экономики приводят к значительным потерям. В то же время эффективность управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства во многом определяется необходимым набором инструментов его измерения, так как управлять можно лишь тем, что может быть измерено.

Становление и развитие рыночных отношений, обостряющася конкуренция в сфере гостиничного бизнеса вызвала множество явлений и процессов, связанных с обслуживанием потребителей. При этом до сих пор малоизученными остаются вопросы качества и конкурентоспособности предоставляемых услуг, результативности деятельности предприятий гостиничного хозяйства, успех решения которых зависит от эффективности управления их потенциалом, в связи с чем тема исследования является весьма актуальной и значимой как для теории, так и для практики хозяйственной деятельности.

В этой связи создание высокодоходного и конкурентоспособного гостиничного бизнеса становится главной задачей не только политики государства, но и проблемой экономической науки и практики хозяйственной деятельности в этой области.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем управления потенциалом первичных звеньев национальной экономики уделяется в последнее время все большее внимание. Значительный вклад в решение этих вопросов внесли отечественные специалисты и ученые, такие как: П. Бакинов, К. Борзенкова, В. Дорошенко, Н. Иванова, Р. Качалов, Г. Клейнер, В. Ковалев, Р. Марушков, Г. Мерзликина, Б. Мочалов, Ф. Русинов, В. Сизов, Л. Сосненко, А. Степанов, Е. Сувернева, В. Тамбовцев, Т. Толстых, Е. Уланова, Д. Шевченко и другие. Вопросам управления развитием рынка гостиничного бизнеса посвящены труды В.И. Азара, М.Э. Немоляевой, Л.Ф. Ходоркова, А.Л. Лесника, В.С. Р.С. Милла, А.М. Моррисона, Р.С. Левиса, Т. Пауэрса.

Вместе с тем, ряд проблем, связанных с формированием и эффективным использованием ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства остается недостаточно исследованным. В частности, не проработаны вопросы, касающиеся структуры ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства, методов его оценки, а также форм методов управления ресурсным потенциалом.

Все выше сказанное и предопределило цель, задачи и направления данного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений по совершенствованию управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного бизнеса как основы повышения их конкурентоспособности и эффективности функционирования в рыночной среде.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- уточнение и дополнение содержания понятия «ресурсный потенциал» предприятия гостиничного хозяйства;

- выявление особенностей управления ресурсным потенциалом в условиях изменения внутренней и внешней среды предприятия гостиничного хозяйства;

- определение влияния ресурсного потенциала на деловую активность предприятий гостиничного хозяйства на рынке данного вида услуг;

- обоснование критериев и показателей оценки ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства;

- проведение аналитического обобщения применяемых на практике методов управления формированием ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства;

- разработка комплекса мер по повышению эффективности использования ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства на основе современных принципов, методов и технологий управления.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов управления формированием и эффективным использованием ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства в современных условиях хозяйствования.

Объектом исследования является ресурсный потенциал предприятий гостиничного хозяйства.

Теоретической и методической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы гостиничных услуг, создания системы эффективного управления на уровне первичных звеньев данной сферы национальной экономики.

Информационную и эмпирическую базу исследования составили нормативные документы министерств и ведомств; статистические данные, отраслевые аналитические обзоры, опубликованные в печати, в специализированных научных изданиях, в сети Интернет; материалы научных и научно-практических конференций; отчетные данные исследуемых предприятий.

Исследование основано на использовании методов системного подхода, экспертных оценок, экономического моделирования, метода оценки достоверности качественных и количественных статистических показателей и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических и методических положений, а также в разработке комплекса практических мер по совершенствованию системы управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства, на основе принципов и методов стратегического управления и информационных технологий, направленных на повышение их конкурентоспособности и эффективности функционирования в условиях изменяющейся рыночной среды.

К основным результатам, полученным лично автором, можно отнести следующие:

- уточнено содержание понятия ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства как совокупности средств и возможностей, эффективное управление которым способствует созданию конкурентных преимуществ предприятий гостиничного бизнеса на рынке данного вида услуг;

- выявлены особенности и основные составляющие ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства, как основы выбора методов управления, определяемые спецификой сферы гостиничных услуг и сложившейся рыночной ситуации;

- обоснованы критерии оценки ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства и определены показатели, характеризующие уровень и эффективность его использования, позволяющие получать более достоверные данные и на этой основе принимать верные решения в данной области управления;

- определены главные направления совершенствования системы управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства, на основе современных принципов и методов стратегического управления и информационных технологий способствующие повышению их конкурентоспособности и укреплению своих позиций на рынке.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и методической базы при разработке конкретных предложений по совершенствованию управления формированием и эффективным использованием потенциала предприятий гостиничного хозяйства.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях, проводимых в Дагестанском государственном техническом университете в 2007-2009 годах, и были опубликованы в сборниках научных трудов, а также использовались в учебном процессе при подготовке рабочих программ по курсу «Экономика и управление гостиничным хозяйством».

Разработанные методические положения и практические рекомендации использовались при разработке конкурентных стратегий управления рядом предприятий гостиничного бизнеса Республики Дагестан.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации составляет 129 страниц машинописного текста, включает 6 таблиц и 1 рисунок, список литературы состоит из 100 наименований.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его предмет, объект, цель и задачи, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненного исследования.

В первой главе «Теоретические основы управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства» исследованы сущность и содержание понятия «ресурсный потенциал» предприятий гостиничного хозяйства определены его составляющие и структура, выявлены проблемы управления потенциалом предприятий гостиничного хозяйства в условиях конкурентной рыночной среды.

Во второй главе «Методические основы комплексного анализа и оценки эффективности использования ресурсного потенциала предприятий гостиничного бизнеса» обобщены и уточнены критерии и показатели оценки ресурсного потенциала предприятий гостиничного бизнеса и эффективности его использования, даны практические рекомендации по совершенствованию методики анализа и оценки ресурсного потенциала первичных звеньев данной сферы экономики.

В третьей главе «Основные направления совершенствования управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства» рассмотрены вопросы стратегического управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства, установлена взаимосвязь и показано влияние информационных ресурсов на эффективность управления предприятий, а также вопросы управления организационным потенциалом предприятия гостиничного хозяйства как основы обеспечения его конкурентных преимуществ на рынке услуг гостиничного бизнеса.

В заключении обобщены результаты исследования, имеющие теоретическое и практическое значение.
2. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Для построения прогнозов и разработки стратегий гостиничного бизнеса, составления планов, принятия эффективных управленческих решений необходимо располагать объективной информацией о состоянии ресурсного потенциала предприятия с точки зрения его количественных и качественных характеристик. В этой связи одной из проблем анализа и оценки ресурсного потенциала предприятия следует считать отсутствие единого определения данной категории.

Анализ современной экономической литературы по данному вопросу позволил сделать выводы о том, что содержание понятия потенциал предприятия включают два компонента:

объективный - совокупность трудовых, нематериальных, материальных и природных ресурсов, вовлеченных и не вовлеченных по каким либо причинам в производство и обладающих реальной возможностью участвовать в нем;

субъективный - способность работников, коллективов к использованию ресурсов и созданию максимального объема материальных благ и услуг и способность управленческого аппарата предприятия, организации, отрасли, хозяйственной системы в целом к оптимальному использованию имеющихся ресурсов

В решении поставленных в исследовании проблем заслуживает особого внимания подход В.В. Ковалева, который определяет совокупность ресурсов, как материально-техническую базу (долгосрочные ресурсы, обусловленные сущностью технологического процесса), оборотные активы (активы, обеспечивающие выполнение технологического процесса), трудовые и финансовые ресурсы.

К ресурсам, которыми располагает предприятие, И.Т. Балабанов относит технические, технологические, трудовые, пространственные (территория, помещения, коммуникации), финансовые ресурсы и возможности. Одновременно в состав предприятия включаются ресурсы организационной структуры системы управления. Такой подход правомерен, но различные по количественно-качественным характеристикам составляющие элементы должны быть интегрированы в единое понятие применительно к уровню развития предприятия.

Следовательно, предприятие должно обеспечить высокую эффективность функционирования за счет полного и рационального использования всех имеющихся у него ресурсов.

В экономической литературе также существуют различные подходы к классификации видов ресурсов. Обобщив подходы различных авторов, ресурсы предприятия можно классифицировать по следующим признакам, отраженным в таблице 1.

Таблица 1

Классификация ресурсов предприятия

Признак классификации

Содержание

по степени принадлежности предприятию

- внутренние

- внешние

по степени реализации в хозяйственном процессе

- фактические

- потенциальные

- условные

в зависимости от их альтернативной ценности в рамках предприятия

- общие

- специфические

- интерспецифические


Рост объемов деятельности зависит от величины накопленных ресурсов: основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов и эффективности их использования. Этим обусловливается необходимость систематического учета, контроля и поддержания в оптимальных размерах и пропорциях соотношения темпов роста объемов деятельности с темпами наращивания основного и оборотного капитала, рабочей силы и других ресурсов.

В этих целях целесообразно в системе оценочных показателей эффективности использовать экономическую категорию, через которую можно учитывать величину накопленных ресурсов, степень использования возможностей и величину созданного общественного продукта. Такой категорией может служить «ресурсный потенциал».

Обобщение теоретических взглядов ученых позволяет нам констатировать, что в экономической литературе существуют различные позиции к содержанию категории «ресурсный потенциал». При этом, одни считают, что эта категория представляет собой конгломерат ресурсов, без учета их качественной стороны. Другие полагают, что ресурсный потенциал представляет собой материальную основу производства, но в статике, т. е. до момента их вовлечения в производственный процесс. Третьи – не учитывают целевое назначение ресурсного потенциала.

Ресурсный потенциал, прежде всего, представляет собой не простую сумму, а систему ресурсов, используемых комплексно, т. е. предусматривает обязательную взаимодополняемость отдельных ресурсов в процессе общественного производства. Увеличение в системе одного какого-либо ресурса предполагает одновременное увеличение количества другого ресурса.

Важной отличительной особенностью категории ресурсного потенциала является также и то, что она предусматривает возможность взаимозаменяемости ресурсов, используемых в общественном производстве. Многофункциональность большинства видов ресурсов создает условия вариации применения различных их видов и элементов для достижения одного и того же заданного конечного результата.

В экономической литературе существуют два направления исследования ресурсного потенциала как объекта: «ресурсное» и «результативное». Ресурсное направление рассматривает ресурсный потенциал как совокупность ресурсов хозяйственного звена, оценка ресурсного потенциала сводится к определению стоимости доступных ресурсов, а уровень использования ресурсного потенциала определяется отношением полученного результата к объему примененных ресурсов. В рамках «результативного» направления ресурсный потенциал рассматривается, как способность хозяйственной системы осваивать, перерабатывать ресурсы для удовлетворения общественных потребностей. Оценка величины ресурсного потенциала сводится к оценке максимального оборота, которое хозяйственное звено способно произвести при данном количестве, ка­честве и строении ресурсов.

Обобщение теоретических подходов к содержанию ресурсного потенциала позволило выделить общие классификационные признаки ресурсного потенциала.

В зависимости от степени вовлечения в производственно-хозяйственную деятельность различные элементы ресурсного потенциала играют неодинаковую роль, поэтому при исследовании структуры ресурсного потенциала следует выделять в его составе активную и пассивную части. К активной части относятся ресурсы, которые вовлечены в экономическую деятельность и прямо влияют на ее результативность: действующие основные производственные и непроизводственные фонды; нормативные запасы материальных ценностей в сфере производства и обращения; занятая часть экономически активного населения; реализованная в технологиях, средствах, предметах и продуктах труда научно-техническая информация. Ресурсы, имеющиеся в наличии, но не вовлеченные в хозяйственный оборот, относятся к пассивной части ресурсного потенциала: сверхнормативные запасы и резервы материальных ценностей в сфере производства и обращения; незанятая часть трудовых ресурсов; реализованная в проектах научно-техническая информация; результаты научных и опытно-конструкторских разработок.

Выделение в составе ресурсного потенциала активной и пассивной частей очень важно как с теоретической, так и с практической точек зрения, поскольку оно позволяет, во-первых, объективно оценивать степень использования ресурсного потенциала, а, во-вторых, выявлять интенсивные и экстенсивные резервы повышения эффективности производства.

Гостиничный бизнес направлен на обеспечение приезжих людей временным проживанием, питанием, а также на организацию их досуга.

Сущность предоставления услуг в гостиничном бизнесе состоит, во-первых, в непосредственном обеспечении специальными помещениями для проживания - гостиничными номерами, и, во-вторых, в сервисе, который предоставляется персоналом гостиницы (прием гостей, уборка помещения, услуги портье и прочее).

Специфика гостиничного бизнеса обуславливает особенности содержания функциональных составляющих ресурсного потенциала: специальное производственное оборудование, высококвалифицированные профессиональные кадры, длительность периода обращения оборотных средств, профессиональные рынки поставщиков, продавцов и покупателей, высокий уровень конкуренции, особые требования к качеству оказываемых услуг и т.д.

Гостиничная индустрия сегодня представляет собой отрасль с растущим уровнем конкуренции на рынке гостиничных услуг. Основными тенденциями в развитии гостиничного бизнеса являются:

- распространение сферы интересов гостиничного бизнеса на продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей (например, организации питания, досуга, развлечений, выставочной деятельности и др.);

- развитие демократизации гостиничной индустрии, способствующей повышению доступности гостиничных услуг для массового потребителя;

- усиление специализации гостиничного бизнеса, позволяющей более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков;

- глобализация и концентрация гостиничного бизнеса;

- персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;

- широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, позволяющее проводить глубокую и системную экономическую диагностику;

- внедрение новых технологий в деловую стратегию гостиничных предприятий, в частности, широкое использование сети Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг.

Основными задачами в сфере гостиничного бизнеса становятся создание конкурентных преимуществ и повышение конкурентоспособности, создание стабильной клиентуры через умение найти своего клиента, поиск и создание новых путей развития, постоянное обновление собственной политики с учетом динамично развивающегося рынка гостиничных услуг.

Особенность управления предприятиями гостиничного бизнеса вытекает из особенностей гостиничного продукта, его фиксированности во времени и пространстве. Спрос на гостиничные услуги непостоянный, зависит от времени года, подвержен сезонным колебаниям.

В последние годы гостиничный бизнес развивался весьма динамично. Количество новых отелей в среднем увеличивалось на 10-15% ежегодно. А доходы отельеров в денежном выражении росли еще более высокими темпами - на 25% в год. Не стал исключением и 2008 год, даже несмотря на охвативший экономику кризис.

Однако кризис обнажил основную проблему гостиничной отрасли - катастрофическую нехватку недорогих гостиниц. А ведь именно в кризис гостиницы среднего уровня востребованы как никогда.

Сегодня основными проблемами всего российского рынка гостиничной недвижимости являются дефицит финансирования и привлекательных для строительства гостиничных проектов земельных участков, а также длительная окупаемость проектов. Это наиболее характерно как раз для гостиниц средней ценовой категории. С одной стороны, потребность в таких отелях сейчас наиболее высока. С другой, - изначальные расходы на строительство (земля, проект, согласования, строительство) для отелей 2-3-4* и 5* практически не отличаются. Но цена стандартного номера отеля премиум-класса существенно дороже, чем в отеле средней руки. То есть отельеров манит видимая легкость заработка в люксовом сегменте. Первоначальные вложения во многом идентичны, но расценки на проживание в пятизвездочной гостинице в 3-4 раза дороже, чем в трехзвездочных отелях.

Если же говорить о существующих российских отелях, то для них последствия кризиса давно уже обсуждаются в профессиональной среде. Среди них: снижение туристического потока, перемещение гостей из сегмента 4-5 звёзд в сегмент 3 звезды, низкая востребованность конференц- и банкетных площадок.

Однако кризис даёт отельерам и новые возможности:

1. Возможность выбора сотрудников на рынке труда

Еще в середине 2008 года на рынке труда наблюдался дефицит кадров среди младших менеджеров, а их зарплаты стремительно росли. Кризис изменил ситуацию кардинально. Сейчас количество резюме на сайте headhunter.ru многократно превышает количество вакансий: более 2 млн против 70 тыс. Рынок труда становится рынком работодателя, который выбирает лучших и имеет возможность повысить как качество кадрового потенциала предприятия, так и эффективность его использования.

2. Возможность покупки подешевевших гостиниц или проектов в завершающей стадии реализации. Касается это в основном региональных гостиниц, т.к. гостиничный рынок Москвы и Санкт-Петербурга в ходе кризиса, скорее всего, пострадает меньше.

Планирование дальнейшего развития действующего предприятия осуществляется, как правило «от достигнутого». В этом случае базой для планирования деятельности предприятия является достигнутый экономический потенциал и выявленные резервы, не использованные при его формировании. В свою очередь, наличие неиспользованных резервов определяется в результате экономического анализа. Таким образом, возможности дальнейшего развития предприятия определяются результатами анализа экономического потенциала.

Практика показывает, что при принятии управленческих решений менеджеру необходимо иметь результаты анализа имеющегося ресурсного потенциала предприятия. Всесторонний анализ имеющегося ресурсного потенциала, сформированного в результате использования различных ресурсов, является инструментом для принятия управленческих решений по увеличению ресурсного потенциала. Какими бы показателями мы ни оценивали возможности предприятия, в целом потенциал должен использоваться для достижения цели деятельности предприятия. В какой степени и насколько эффективно используется потенциал предприятия – это вопросы, которые решает экономический анализ.

Экономический анализ тесно связан с планированием и прогнозированием деятельности предприятия. Он, являясь средством обоснования планов, также является и средством контроля за их выполнением.

Наиболее важными задачами оценки потенциала предприятия являются:

- оценка доходности (рентабельности капитала);

- оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;

- оценка финансовой устойчивости;

- оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.

На практике анализ проводится для определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности с целью принятия наиболее оптимальных решений, касающихся деятельности предприятия.

В настоящее время существует большое количество различных методик проведения экономического анализа деятельности экономического субъекта.

Для того чтобы экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. охватывать все стороны экономического процесса и выявлять всесторонние причинные зависимости, влияющие на деятельность организации. С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная, постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием ряда факторов внешней и внутренней среды.

Обобщив опыт отечественных и зарубежных ученых и практиков, можно предложить следующую последовательность исследования:

- сбор и обработка экономической информации;

- построение модели результата финансово-хозяйственной деятельности;

- оценка активов и источников их формирования;

- факторный анализ результата финансово-хозяйственной деятельности;

- выявление резервов развития экономического субъекта;

- выводы и предложения.

В настоящее время технологии, с помощью которых предприятие может оценивать свое текущее состояние и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, претерпевают значительные изменения.

В связи с этим резко встает вопрос о выборе инструментария оценки потенциала предприятия, который позволит оперативно определять внутренние возможности и слабости подчиненной хозяйственной единицы, обнаруживать скрытые резервы в целях повышения эффективности ее деятельности. Под механизмом управления потенциалом понимается последовательный комплекс процессов (планирования, организации, контроля), характеризующихся набором взаимосвязей и взаимодействий и призванных решать вопросы формирования и развития экономического потенциала предприятия, уровня и эффективности его преобразования в реальные возможности. Планирование предусматривает целеполагание и определение проблем, связанных с величиной, уровнем и эффективностью использования экономического потенциала. На организационном этапе конкретизируются задачи, разрабатываются и реализуются мероприятия по организации и поддержанию потенциала. Процесс контроля включает проверку эффективности реализации целей, достоверности полученных результатов.

Для эффективного управления ресурсным потенциалом необходимо измерить его величину, уровень и эффективность использования.

Одним из вариантов оценки потенциала предприятий гостиничного бизнеса является использование экспертной матрицы усовершенствованного SWOT-анализа. Матрица усовершенствованного SWOT-анализа используется для измерения неидентифицируемой компоненты ресурсного потенциала. Оцениваются слабые и сильные стороны потенциала, прежде всего в области производства, финансов, маркетинга и возможности их использования.

На первом этапе необходимо собрать информацию за ряд лет о предприятии, его конкурентах, потребителях, поставщиках.

На втором этапе рассчитываются частные показатели потенциала организации, группируются по функциональным составляющим и критериям измерения.

На третьем этапе определяются обобщающие показатели по функциональным составляющим потенциала.

На четвертом этапе для измерения ресурсного потенциала рассчитывают его величину посредством интегрального показателя ресурсного потенциала. Для определения обобщающих и интегрального показателей используются экспертные методы измерения.

Существуют различные подходы к определению уровня РПП, которая может включать как экспресс-оценку, так и детализированную оценку, которые проводятся по различным направлениям исследования (см. табл. 2).

При экспресс-оценке уровня РПП достаточно рассмотреть три-пять ключевых обобщающих показателей оценки каждой составляющей РПП, при детализированной оценке количество анализируемых показателей значительно выше.

Для измерения потенциала организации необходимы специальные инструменты в виде особых экономических показателей: частных, обобщающих и интегрального.

Устойчивое развитие организации зависит от уровня и эффективности использования потенциала. Измерив их, можно оценить эффективность управления предприятием. Уровень использования потенциала, с одной стороны, характеризует использование ресурсов в настоящее время, с другой стороны, наличие потенциальных возможностей для развития в будущем.

Таблица 2
  1   2

Похожие:

Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства iconОсобоое внимание уделяется предприя­тию гостиничного комплекса. Предлагаются...
...

Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства iconМетодическое пособие г. Ростов-на-Дону 2008 г. Уважаемые предприниматели!...
Вы держите в руках методическое пособие «Основы ведения гостиничного хозяйства. Классификация гостиниц и других средств размещения»....

Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства iconУчебно-тематическое планирование умк «Open Mind Beginner» №
Развитие и совершенствование грамматических навыков. Развитие и совершенствование навыков чтения. Развитие и совершенствование умений...

Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства iconПрограмма совершенствования работы с персоналом в мбоу «сош №1»
Теоретические основы управления трудовым потенциалом в образовательной организации

Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства iconРабочая программа учебной дисциплины
Москвы Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства iconДневник отчет производственной (профессиональной) практики (фамилия,...
Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» (огрб)

Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства iconЦель программы совершенствование управления предприятием на основе...
Цель программы совершенствование управления предприятием на основе международной практики и опыта международных компаний, что позволит...

Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства iconЛитература: Корнеев Н. В., Корнеева Ю. В., Емелина И. А. Технология...
Наименование работы: Ознакомление с нормативными документами по правилам предоставления гостиничных услуг в РФ

Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства iconОтчет по воспитательной работе в сф башГУ
Охватывает людей, обладающих огромным потенциалом по активности и креативности и активно ищущих точки приложения этой энергии, выбирающих...

Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства icon«Об итогах работы управления культуры области, государственных учреждений...
Тельным культурным потенциалом: развитая сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования, многочисленные объекты...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск