Конспект лекций


НазваниеКонспект лекций
страница1/10
ТипКонспект
filling-form.ru > Договоры > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.С.ТУРГЕНЕВА"


ИНСТИТУТ БИОТЕХНОЛОГИИ И БИОИНЖЕНЕРИИ


Кафедра «Товароведение и таможенное дело»


Орлова Ирина Владимировна







ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Конспект лекций



Специальность подготовки 38.05.02 Таможенное дело

Степень выпускника специалист

Форма обучения очная






Орел 2016
Лекция № 1 - Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
1 Функции, цели, задачи и предмет таможенно-тарифного регулирования. Структура системы нормативно-правового регулирования в Таможенном союзе стран — членов ЕврАзЭС

2 Сущность таможенно-тарифного регулирования

3 Группы мер таможенно-тарифного регулирования

4 Таможенные средства и методы таможенно-тарифного регулирования

5 Таможенные платежи, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу

6 Структура таможенно-тарифных методов
1 Функции, цели, задачи и предмет таможенно-тарифного регулирования. Структура системы нормативно-правового регулирования в Таможенном союзе стран — членов ЕврАзЭС

Таможенно-тарифное регулирование относится к экономико-финансовому разделу таможенного дела. Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

1 Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

2 Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

Целями Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» являются:

  1. обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;

  2. обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;

  3. совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

  4. обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации;

  5. создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются:

  1. регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;

  2. определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования настоящего Федерального закона;

  3. определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

  4. установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской;

  5. регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации.

В Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» также отмечается, что в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

Система нормативно-правового регулирования в Таможенном союзе стран — членов ЕврАзЭС имеет следующую структуру:

  • Таможенный кодекс Таможенного союза;

  • международные договоры государств — членов Таможенного союза;

  • решения комиссии Таможенного союза;

  • таможенные кодексы / федеральные законы государств — членов Таможенного союза;

  • решения правительства государств — членов Таможенного союза;

  • нормативные правовые акты таможенных служб государств — членов Таможенного союза.

Однако вступление России во Всемирную торговую организацию обязывает ее проводить политику снижения импортных тарифов, отмены экспортных пошлин, что по существу блокирует развитие обрабатывающих отраслей производства, усиливает экономическую и технологическую зависимость России от высокоразвитых стран.
2 Сущность таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой систему стоимостных инструментов и экономико-правовых мер, направленных на регулирование затрат и цен на ввозимую и вывозимую продукцию с учетом затрат и цен отечественных производителей, эффективности потребления отечественной и импортной продукции и максимального удовлетворения общественной потребности в тех или иных товарах. Таможенно-тарифное регулирование, наряду с нетарифными мерами, является частью таможенного регулирования, которое в свою очередь входит в таможенное пространство.

Таможенное пространство включает:

  • таможенное регулирование — систему определения соотношений между уровнями затрат и цен на приобретение, доставку и реализацию товаров, количеством и качеством отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке при помощи различного рода мер и средств;

  • таможенную деятельность — систему мер и методов обеспечения установленных соотношений уровня затрат и цен на приобретение, доставку и реализацию товаров, количества и качества ввозимых и вывозимых товаров;

  • таможенное дело — систему знаний и умений, связанных с реализацией и контролем установленного уровня затрат, количества и качества ввозимых товаров.

Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, совокупности средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и при вывозе товаров из нее.

Таможенно-тарифные меры являются инструментом непосредственного воздействия на уровень затрат и цен на реализуемую на внутреннем рынке импортную продукцию, что в конечном счете определяет эффективность потребления продукции и объемы платежеспособного спроса на нее.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, осуществляется путем установления ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Таможенно-тарифное регулирование призвано способствовать формированию эффективной структуры производства с постоянно возрастающей долей продукции отраслей, использующих высококвалифицированный труд.

Таможенно-тарифное регулирование является средством реализации таможенной политики, которая должна быть направлена на достижение целей и решения задач, поставленных государством в области внешней торговли.

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД непосредственно влияет на экономику и социальную сферу.

Нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности, как правило, направлены на достижение тех же целей, что и таможенно-тарифное. Они позволяют в более короткие сроки получать необходимые результаты, решать некоторые специальные задачи, но в долговременном плане не способствуют формированию нормальной конкурентной среды на внутреннем рынке, созданию и поддержанию эффективной структуры производства. При определенных условиях таможенно-тарифные и нетарифные меры, например пошлины и квоты, взаимодействуют друг с другом.

Таможенно-тарифное регулирование имеет преимущество перед нетарифным: при ограничении импорта и росте внутренних цен образующиеся дополнительные доходы направляются в государственный бюджет, а не остаются у импортера.
3 Группы мер таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование включает две группы мер. Одна группа мер связана с разработкой таможенных пошлин и таможенного тарифа, другая — с применением таможенного тарифа. Первая группа мер таможенно-тарифного регулирования включает:

  • обоснование и определение уровня таможенных пошлин;

  • оценку социально-экономических последствий изменения таможенных пошлин;

  • формирование таможенного тарифа;

  • формирование системы таможенных процедур.

Во вторую группу входят:

  • определение страны происхождения товаров;

  • определение таможенной стоимости;

  • начисление таможенных пошлин.

Важной целью таможенно-тарифного регулирования являются разработка и начисление таможенных пошлин, способствующих ускорению социально-экономического развития общества в условиях углубления мирохозяйственных связей России.
4 Таможенные средства и методы таможенно-тарифного регулирования

Применяемые в регулировании товарных рынков таможенные средства и методы можно разделить на две группы:

  1. нацеленные на достижение определенных параметров движения товарных потоков;

  2. направленные на достижение каких-либо других целей, но одновременно ограничивающие в некоторой степени трансграничные товарные потоки.

К первой группе относятся средства регулирования, которые целенаправленно воздействуют на конъюнктуру рынка путем ограничения объемов ввоза или вывоза, они влияют на уровень затрат по импорту товара, его цену и рентабельность реализации. К таким средствам относятся таможенный тариф и квоты. Эти средства регулирования действуют таким образом, что на законном основании участники ВЭД их обойти не могут.

Во вторую группу включаются все остальные средства регулирования, которые не оказывают заранее определенного воздействия на затраты импортера импортируемых товаров, они косвенно направлены на ограничение количества ввозимых товаров и повышают затраты импортера. Эти средства усиливают защитную функцию таможенного тарифа и тарифных квот. Однако многие из них могут быть преодолены на законном основании, например, поставляя товар, отвечающий требованиям ввозящей страны, если она такие требования установила.
5 Таможенные платежи, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу

Согласно ст. 110 Таможенного кодекса Российской Федерации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации уплачиваются следующие таможенные платежи:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.
6 Структура таможенно-тарифных методов

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

- Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин.

- Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу.

- Таможенная процедура.

- Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
Лекция № 2 - Таможенный тариф – элемент таможенно-тарифного регулирования
1 Таможенный тариф. Понятие. Типы

2 Сущность, цели единого таможенного тарифа

3 Составные части таможенного тарифа. Ставки таможенного тарифа
1 Таможенный тариф. Понятие. Типы

Таможенный тарифинструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ (товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности) и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.

Применяются два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенной пошлины, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике, не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин, то есть, не соответствует современной необходимости выравнивания условий конкуренции на мировом рынке, поэтому в настоящее время он мало распространен (Мексика, Боливия).

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару устанавливает несколько ставок таможенных пошлин (две и более). Сложный таможенный тариф в большей степени соответствует современным реалиям конкурентной борьбы на мировом рынке. Главным является то, что сложный тариф позволяет оказывать дифференцированное давление на хозяйствующих субъектов различных стран, облагая товары одних более высокими пошлинами и предоставляя льготы товарам, имеющим происхождение из других стран. Иначе говоря, сложный таможенный тариф дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Конспект лекций iconКонспект лекций удк 651. 5 Ббк 60. 844 Конспект лекций по курсу «Делопроизводство»
Конспект лекций по курсу «Делопроизводство» составлен на основе базовой программы «Делопроизводство и документационное обеспечение...

Конспект лекций iconКонспект лекций для студентов всех форм обучения специальности 080110...
Налоги и налогообложение: Конспект лекций / Составитель Н. А. Леончик. – Кемерово, 2006. – 80 с

Конспект лекций iconКонспект лекций Владимир 2010 Министерство образования Российской...
Автоматизированные системы бухгалтерского и управленческого учета. Часть 1: Конспект лекций / Владим гос ун-т; Сост.: Д. Н. Васильев...

Конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Таможенное право: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» / сост канд...

Конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине «Общая теория статистики»
Конспект лекций предназначен для использования в учебном процессе студентами, обучающимися по специальностям 080102 «Мировая экономика»,...

Конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине для направления 080100. 62 «Экономика»
Внешнеэкономическая деятельность предприятий: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 080100. 62(Г)...

Конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине для направления 080100. 68 «Экономика»
Сетевая экономика: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 080100. 68 «Экономика» / сост к э н.,...

Конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине для специальностей для специальностей 030503. 51 «Правоведение»
Право социальной защиты: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальностям 030503. 51 «Правоведение», 080108. 51 «Банковское...

Конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине для специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность»
Страхование: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность» / сост канд экон...

Конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине для специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность»
Контроль и ревизия: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность» / сост...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск