Пояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37. 04. 01 «Психология»


НазваниеПояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37. 04. 01 «Психология»
страница1/5
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образованияописание: герб


«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕ



ПРОГРАММА

вступительных испытаний в магистратуру

на направление 37.04.01 «Психология»

Иркутск 2015

Пояснительная записка
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37.04.01 «Психология» магистерские программы «Психологическое консультирование», «Психологическое сопровождение служебной деятельности».

Программа вступительных экзаменов составлена на основе Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлению 37.04.01 «Психология» и включает основные разделы базовых дисциплин общепрофессионального цикла Основной образовательной программы бакалавриата: «Общая психология», «История психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психодиагностика», «Экспериментальная психология», «Социальная психология», «Клиническая психология».
Критерии оценки
Результаты теста оцениваются по 100-балльной шкале. Каждый вариант тестов включает 25 тестовых заданий. Каждое правильно выполненное тестовое задание оценивается в 4 балла. Минимальный балл, необходимый для поступления в магистратуру составляет 60 баллов.
Процедура проведения испытания
Вступительное испытание проводится в форме письменного тестирования. Каждый вариант включает 25 тестовых заданий из разных разделов психологии одинакового уровня сложности.
Время выполнения тестовых заданий специально не фиксируется, однако общее затраченное время не должно превышать одну академическую пару (1 час 20 минут).
Перечень тем для подготовки к тестированию
Раздел 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ.

1. Методологические основы психологической науки.
Наука как форма познания действительности. Другие формы познания – обыденное познание, искусство, религия. Определение науки. Формы научного знания – проблема, гипотеза, теория, закон, факт. Примеры психологических форм знания: психофизическая проблема, теория поэтапного формирования умственного действия, закон Вебера-Фехнера. Понятие парадигмы. Стадии развития науки (Т.Кун). Стадии современной психологии – парадигмальная, мультипарадигмальная. Отличие бытового психологического знания от научного. Классификация наук по Кедрову Б.М. Психология как наука. Представления о предмете психологии. Место психологии в системе современного человекознания. Психология в «треугольнике наук». Задачи психологии в познании психического через раскрытие объективных связей. Теоретические и прикладные направления психологии.

Понятие методологии. Актуальность методологического знания. Три уровня методологии – философский, общенаучный, конкретно-научный. Проблема редукционизма в психологии. Виды редукции по Зинченко В.П. – нейрофизиологическая, информационно-кибернитическая, логико-педагогическая, интрапсихическая. Концепция «инвариантности» М.Г.Ярошевского.

Методологическое «ядро» психологической науки: категории, принципы, проблемы. Понятие категории. Общенаучные категории в психологии – отражение, деятельность, личность, общение. Их краткая характеристика. Примеры конкретно - научных категорий в психологии – мотив, образ, переживание. Понятие принципа. Общенаучные принципы в психологии – детерминизма, системности, развития, их определение. Примеры конкретно-научных принципов в психологии (Асмолов А.Г.). Понятие проблемы. Примеры проблемы-категории – проблема предмета, проблема метода, проблема сознания. Примеры проблемы-соотношения – психофизическая проблема, проблема социального и биологического.

Проблема предмета в психологии. Предмет науки. Общее понятие предмета в психологии. Предпосылки (факторы) возникновения проблемы предмета (Рубинштейн С.Л.). Опасность подмены предмета – редукционизм. Различные представления о предмете психологии на рубеже 19-20 вв. Исторический подход к пониманию предмета в психологии. Античная психология, психология сознания, период «открытого кризиса», новейшая психология. Ассоциативная психология (Т.Браун, Ф.Гербарт). Позитивизм (Г.Фехнер, В.Вундт, Эбингауз). Структурализм (Э.Титченер, О.Кюльпе). Функционализм (У.Джемс, Д.Дьюи). Бихевиоризм (Э.Торндайк, д,Уотсон, Э.Толмен, К.Халл, Б.Скинер).Гештальтпсихология (М.Вертгеймер, К.Кофка, В.Келлер, К.Левин, Ф.Перлз). Психоанализ и неофрейдизм (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм). Гуманистическая психология (Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс). Психология деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.).

Проблема метода в психологии. Понятие «метода» и «методики». Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, моделирование) и их использование в психологии. Подходы и критерии классификации методов психологического исследования. Основные и вспомогательные методы (Рубинштейн С.Л.) и их характеристика. Классификация Ананьева Б.Г. по этапам исследования – организационные, эмпирические, обработки данных, интерпретационные методы. Классификация Залевского Г.В. по отношению «субъект-объект» – герменевтика, биографический метод, наблюдение, самонаблюдение, клинические методы, эксперимент. Классификация Слободчикова В.И. по практической направленности – консультирование, коррекция, психотерапия, тренинг. Классификация Дружинина В.Н. по аналогии с другими науками – эмпирические, теоретические, интерпретационные.

Категория отражения. Отражение как основное понятие в материалистической теории познания. Отражение как форма взаимодействия объектов. Примеры отражения в природе – механическое, оптическое, физиологическое, психическое. Понятие психического отражения. Отражение как базовая психологическая категория (Ломов Б.Ф.). Освоение категории отражения в трудах Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Ананьева Б.Г. Отступления от категории отражения в психологии – позитивизм, бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология. Механизм и результат психического отражения (А.Н.Леонтьев) – адекватность сигналов объекту, уподобление динамики, перцептивная свертка и замещение, возникновение образа. Свойства психического отражения – предметность, субъектность, целостность предмета, целостность образа.

Категория деятельности в психологии. Деятельность как общественно-историческая категория (Ломов Б.Ф.). Деятельностный подход, принцип единства сознания и деятельности. Понятие и феноменология деятельности (Леонтьев А.Н.). Основная психологическая образующая деятельности, вектор «мотив-цель».

Функции деятельности – трансляция культуры, опосредование связи «внутреннее» - «внешнее». Индивидуальная деятельность и ее характеристики - предметность, субъективный характер, целенаправленная активность, опосредованный характер, социальность, продуктивность. Культурно-исторические основания психологической теории деятельности. Операционные аспекты деятельности, иерархия, структура: деятельность, действие, операция, психофизиологическая функция. Мотивационно-личностные аспекты деятельности – мотивы, сознание, личность. Психическое развитие в деятельности – деятельность – новые мотивы – потребности. Антитеза теории деятельности: идеологический «штамп», антропоцентризм, «сознание на поводке».

Психофизическая проблема. Исторический контекст психофизической проблемы – Аристотель, Платон, Ф.Аквинский, Р.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц, М.Вебер, Г.Фехнер. Редукционные подходы в разрешении психофизической проблемы: параллелизм – взаимодействие, монизм – дуализм. Теория конвергенции В. Штерна. Некоторые подходы к решению ПФП. Гносеологический и онтологический аспекты психофизической проблемы (Гиппенрейтер Ю.Б.). Заблуждение о возможностях физиологии – соотношение условий и причин активности. Иерархический подход Н.А.Бернштейна – «медленное движение» по уровням как метод разрешения ПФП. Знак как средство психофизического единства (Выготский Л.С.). Деятельностное решение ПФП (Леонтьев А.Н.).

Принцип детерминизма как общенаучный принцип в психологии. Исторический анализ развития принципа детерминизма. Античный идеалистический детерминизм (Демокрит, Аристотель, Августин). Оптический и механистический детерминизм (Гартли, Ламетри, Дидро). Физико-химический детерминизм. Биологический детерминизм (Ч.Дарвин). Начала психологического детерминизма (психоанализ, гештальтпсихология, когнитивизм). Деятельностная и социально-культурная детерминация психики (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.). Формы детерминации в психологии – мотивационная, целевая, системная, обратной связи, статистическая.

Методологические основания классической, неклассической и постнеклассической парадигмы в науке. Краткий исторический анализ в контексте категории истины. Эксперимент – основная предпосылка классической психологии. «Грехи» классической психологии (Смирнов С.Д.) – игнорирование субъекта познания, претензия на непосредственность познания, преобладание морфологического подхода, механистическая трактовка каузальности, индуктивная логика. Принцип активности и субъективного опосредования как методологическая основа неклассической психологии. Некоторые признаки неклассической парадигмы – учет средств и процедур познания, принцип надситуативной активности, принцип единства реальности и воздействия на нее в процессе познания. Психологические теории, представляющие неклассическую парадигму (Асмолов А.Г.). Культурно-исторические предпосылки постнеклассической парадигмы как определенной картины мира, ее некоторые признаки в современной психологии – плюрализм психологических теорий, сетевая концепция знания, неопределенность как ценность, культура достоинств. Сравнительный анализ трех парадигм.

2. Проблема происхождения и развития психики

Психика как продукт и как фактор биологической эволюции. Гипотеза А.Н.Леонтьева о происхождении психики. Понятие раздражимости и чувствительности. Изменение образа жизнедеятельности животных в процессе биологической эволюции. Развитие нервной системы и развитие психики. Стадии развития психики: элементарная чувствительность, перцептивная психика, ручной интеллект.

Сознание как высшая форма психического отражения реальности в устойчивых связях и отношениях и в отделенности от наличных отношений к ней субъекта (А.Н.Леонтьев). Общественно-исторические предпосылки возникновения сознания.

Психология сознания. Исследование сознания в структурном (В.Вундт, Э.Титченер) и функциональном (У.Джемс) подходах. Интроспективный метод изучения сознания и его возможности.

Проблема сознания в отечественной психологии. Принцип единства сознания и деятельности и его реализация в работах А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. Проблема происхождения сознания. Условия возникновения сознания. Роль совместной деятельности и языка в возникновении сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Функции сознания: регулятивная, коммуникативная и когнитивная. Свойства сознания: идеальный характер, интенциональность, рефлексивность и др. Структура сознания. Чувственная ткань сознания, ее функции и особенности. Значение и личностный смысл.

Понятие бессознательного как совокупности психических процессов, обусловленных такими явлениями психики, о влиянии которых на поведение человека, он не отдает себе отчета. Место бессознательного в структуре психики человека, его свойства и функции. Основные отличия осознаваемых и неосознаваемых явлений.

Подходы к изучению бессознательного. Изучение бессознательного в психоанализе. Концепция З.Фрейда. Структура бессознательного. Формы проявления бессознательного. Методы изучения бессознательного, разработанные З.Фрейдом: метод катарсиса и метод анализа сновидений. Концепция бессознательного К.Юнга. Личное и коллективное бессознательное. Понятие архетипа. Виды архетипов.

Изучение бессознательного в отечественной психологии. Концепция Д.Н.Узнадзе. Концепция смысловых образований (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь и др.).
3. Познавательные процессы.

Принцип системности в изучении познавательных процессов. Познавательные процессы как целостная, многомерная, иерархически организованная система. Уровни организации познавательных процессов. Сенсорно – перцептивный уровень, уровень представлений и речемыслительный уровень (Б.Ф.Ломов). Образный и мыслительный уровни познавательных процессов (Л.М.Веккер). Формы познавательных процессов: образная и понятийная.

Основные особенности познавательных процессов: активность, предметность, субъективность, обобщенность, мультипликативность, неаддитивность. Антиципация и ее роль в структуре познавательных процессов. Интеллект как целостно функционирующая совокупность познавательных процессов.

Понятие стимула в психологии восприятия. Дистальный и проксимальный стимулы. Основные парадигмы психологии восприятия Физическая парадигма (тождество непосредственной данности): отношения равенства между дистальным и проксимальным стимулами (Э.Титченер, И.Мюллер).

Психофизическая парадигма: психофизическая связь между чувственной тканью и проксимальным стимулом. Психофизические законы Г.Фехнера - С.Стивенсона.

Экологическая парадигма: отношения дистального и проксимального стимулов. Экологическая оптика Дж.Гибсона. Понятие «видимый мир» и «видимое поле».

Семантическая парадигма: динамическая связь между предметным содержанием и чувственной тканью. Понятие перцептивной деятельности.

Мышление как познавательный процесс отражения существенных связей и отношений в обобщенной и опосредованной форме. Активность, обобщенность, мультипликативность и др. свойства мышления.

Особенности проявления в мышлении пространственно-временных, модальностных и интенсивностных характеристик. Две формы мышления: образная и понятийная. «Феномен понимания», его изучение в гештальтпсихологии (К.Дункер, М.Вертгеймер) и отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский). Продуктивный характер мышления.

Память, воображение и внимание как сквозные психические процессы. Понятие «сквозной» психический процесс как единство когнитивного, эмоционального и регулятивного.

Изучение внимания в деятельностном подходе. Основные гипотезы деятельностной природы внимания. Структура деятельности и внимания. Связь внимания с механизмами регуляции и организации деятельности.
4. Личность и мотивация.

Понятия «индивид» и «личность» в отечественной психологии. Индивидные свойства, их классификация. Общие особенности индивидных свойств. Функции индивидных свойств в развитии личности. Индивидные свойства как «безличная предпосылка» и как результат развития личности.

Системный подход в изучении личности. Принципы системно-деятельностного подхода. Личность как системное сверхчувственное качество, формируемое на относительно позднем этапе фило- и онтогенеза (А.Н.Леонтьев). Деятельность как системное основание развития личности. Роль социальной среды в развитии личности. Понятие социально-исторического образа жизни. Активность как фактор развития личности.

Проблема развития личности в зарубежной психологии. Специфика изучения личности в различных направлениях: психоанализе, бихевиоризме, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Проблема личности и ее развитие в классическом психоанализе (З.Фрейд, К.Юнг) и неофрейдизме ( Э.Фромм, А.Адлнр, К.Хорни).

Проблема развития личности в бихевиоризме и необихевиоризме (Дж.Уотсон, Ф.Скиннер). Роль научения в развитии личности. Теория оперантного поведения Ф.Скиннера и проблемы личности.

Принципы изучения личности в гуманистической психологии. Самоактуализация и саморазвитие как механизм развития личности в гуманистических концепциях (А.Маслоу, К.Роджерс).

Личность как «бытие – в – мире» в экзистенциональной психологии. Самоопределение и поиск смысла жизни как механизм развития личности. (Л.Бинсвангер, М.Босс, В.Франкл). Концепция логотерапии В.Франкла. Сходство и различие гуманистического и экзистенциального подходов в изучении личности.

Проблема индивидуальности в отечественной психологии. Соотношение понятий «личность» и «индивидуальность». Индивидуальность как эффект интеграции свойств индивида, субъекта деятельности и личности. (Б.Г.Ананьев). Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина. Индивидуальность как неповторимый характер связей между нейродинамическими, психодинамическими и личностными свойствами.

Индивидуальность как совокупность смысловых отношений личности. Продуктивные и инструментальные свойства индивидуальности. Проблема характера в отечественной и зарубежной психологии. Генерализация мотивов как механизм развития характера в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн). Смысловая установка как единица анализа характера (А.Г.Асмолов).

Психоаналитический подход к проблеме развития характера. Развитие характера в концепции З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни и А.Адлера.

Мотивация личности и основные подходы к ее изучению.

Исследование мотивации в психоанализе, гештальтпсихологии, бихевиоризме, гуманистической психологии. Понятие влечения, их виды, принципы развития. Конфликт влечений как механизм развития мотивации в концепции З.Фрейда.

Компенсация чувства неполноценности стремлением к власти, превосходству, совершенству - механизм развития мотивации в теории А. Адлера.

Конфликтная природа человеческого существования как механизм развития мотивации (Э.Фромм)

Стратегии поведения, обусловленные базовой тревогой, как механизм развития мотивации по К.Хорни.

Гештальтпсихологический подход К.Левина в решении проблемы мотивации. Основные понятия, принципы, механизмы развития мотивов.

Проблема мотивации в бихевиоризме. Принцип детерминизма в изучении мотивации в классическом и неклассическом бихевиоризме. Обусловливание как механизм развития мотивов (Э.Торндайк, Э.Толмен). Теория оперантного поведения Ф.-Б.Скиннера и развитие мотивации.

Проблема мотивации в гуманистической психологии. Стремление к самоактуализации как основной мотив развития личности (А.Маслоу, К.Роджерс). Иерархическая модель мотивации А.Маслоу.

Мотивация и волевая регуляция. Особенности волевой регуляции, ее критерии. Намеренное изменение смысла действия – основной психологический механизм волевой регуляции. Волевая регуляция и личность.
5. Эмоции и чувства.

Общее представление об эмоциях. Особенности эмоций, функции, виды и закономерности.

Основные направления в изучении эмоций в зарубежной психологии. Трехмерная концепция чувств В.Вундта. Органические теории Джемса – Ланге о развитии эмоций.

Теория дифференциальных эмоций К.Изарда. Адаптивная функция и мотивационное качество эмоций – основание для дифференциации фундаментальных эмоций по знаку.

Изучение эмоций в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.В.Симонов). Уровни развития эмоций и система отношений как основание для классификации эмоций по Рубинштейну. Эмоции как внутренние регуляторы деятельности (А.Н.Леонтьев). Информационная теория эмоций П.В.Симонова.

Чувства - система устойчивых субъективных отношений человека к различным аспектам действительности. Особенности чувств, их классификация.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Пояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37. 04. 01 «Психология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Социальная психология больших и малых групп»)...

Пояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37. 04. 01 «Психология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по нейропсихологии»...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Пояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37. 04. 01 «Психология» iconМетодическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов...
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психофизиологии и клинической психологии

Пояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37. 04. 01 «Психология» iconПрограмма вступительного экзамена по программе магистратуры направления 38. 04. 01 «Экономика»
Программа подготовки к вступительному экзамену для поступающих по программе магистратуры разработана в соответствии с требованиями...

Пояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37. 04. 01 «Психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям...
Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета...

Пояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37. 04. 01 «Психология» iconМетодические указания часть I издательство Московского университета...
Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод. Указания. Часть 1 / Под,ред. М. Б. Миxaлевской. М.: Изд-во Моск ун-та. 1985....

Пояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37. 04. 01 «Психология» iconПрограмма вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)»
Программа предназначена для лиц, поступающих в магистратуру по направлению 080100 «Экономика». Программа содержит темы по отраслям...

Пояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37. 04. 01 «Психология» iconПрограмма дисциплины Теория и практика разработки контрольно-измерительных...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....

Пояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37. 04. 01 «Психология» iconПрограмма вступительного экзамена для поступления на обучение в магистратуру...
Программа предназначена для подготовки абитуриентов к сдаче вступительного экзамена для поступления на направление подготовки 40....

Пояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37. 04. 01 «Психология» iconПрограмма вступительного экзамена для поступления на обучение в магистратуру...
Программа предназначена для подготовки абитуриентов к сдаче вступительного экзамена для поступления на направление подготовки 40....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск