1. Пояснительная записка
1.1.Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Законом РФ от 29 декабря 2012 "г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, Примерной основной образовательной программой ООО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 года, протокол №1/15 и основной образовательной программой ООО МКОУ ШГО «Шалинская СОШ №90». Рабочая программа по английскому языку ориентирована на использование учебно-методического комплекса 1.2.1.3.5.1-5 «Английский в фокусе» (“Spotlight”)авторов Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. и «Английский с удовольствием» (“Enjoy English”) авторов Биболетовой М.З., Денисенко О.А., Трубаневой Н.Н.
1.2.Вклад учебного предмета «Английский язык» в общее образование.
Иностранный язык как учебный предмет наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника
Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования.
Освоение учебного предмета «Иностранный язык» направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения.
Изучение предмета «Иностранный язык» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.
1.3.Общие цели учебного предмета.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования МКОУ ШГО «Шалинская СОШ №90» являются:
-достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
-становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Изучение английского языка в 5-9 классах направлено на достижение следующих целей основного общего образования:
1. развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
речевая компетенция – развитее коммуникативных умений в четырех основных вида речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).
языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;
социокультурная/межкультурная компетенция - приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка и своей страны в рамках тем, сфер и ситуаций общения;
компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности;
2. развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота;
развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
осознание необходимости вести здоровый образ жизни.
1.4.Сроки реализации рабочей программы- 5 лет;
1.5.Структура рабочей программы.
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, общей характеристики учебного предмета, описания места учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения, результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык», содержания учебного предмета, тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности, описания учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса и планируемых результатов изучения предмета. Имеет 2 приложения: календарно- тематическое планирование и КИМы, разработанные учителем. 2.Общая характеристика учебного предмета.
2.1. Особенности содержания и методического аппарата УМК.
Содержание учебного предмета «Английский язык» в 5-9 классах ориентировано на достижение основного результата образования школы - развитие личности подростка, формирование его готовности к активной учебно-познавательной деятельности, к саморазвитию и непрерывному образованию на основе освоения универсальных учебных действий, способов познания и освоения мира, на достижение личностных (культуроведческая компетенция), метапредметных (коммуникативная компетенция) и предметных (языковая и лингвистическая компетенция) результатов освоения английского языка.
Основными методологическими принципами УМК являются коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Особое внимание при создании УМК было уделено возрастной релевантности как учебных материалов, обеспечивающей интерес и мотивацию к активной познавательной и речевой деятельности, так и методического аппарата, который при учёте психофизиологических особенностей учащихся данной возрастной группы обеспечивает их когнитивное развитие. Содержание каждого модуля соответствует структуре психологической деятельности ученика: мотив – цель – деятельность по её достижению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция. При осознанном освоении учителем деятельностного подхода к организации обучения английскому языку на этой основе может быть выстроен каждый урок – учебник дает такие возможности.
Учебник построен на интеграции всех видов речевой деятельности при освоении нового лексико-грамматического материала. Упражнения расположены в последовательности, способствующей наиболее успешному освоению материала.
На данном этапе обучения продолжается развитие иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Однако еще большее значение приобретают принципы дифференциации и индивидуализации обучения. Это придаёт обучению английскому языку в основной школе ярко выраженный практико-ориентированный характер, проявляющийся в том числе в формировании надпредметных ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала. Это должно дать возможность учащимся основной школы достичь общеевропейского допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2 в терминах Совета Европы). Данный уровень позволит выпускникам основной школы использовать иностранный язык для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе и для дальнейшего самообразования. 2.2. Структура и специфика курса.
Основные содержательные линии. Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй — языковые средства и навыки оперирования ими, третьей —социокультурные знания и умения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в социокультурной/межкультурной коммуникации. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык»
3. Описание места учебного предмета «Английский язык» в учебном плане образовательной организации.
Программа рассчитана на 510 часов. В учебном плане МКОУ ШГО «Шалинская СОШ №90» на изучение иностранного языка в 5-9 классах отводится 3 часа в неделю (инвариантная часть). Данный объем учебной нагрузки соответствует Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» на этапе основного (общего) образования.
Класс
| Количество часов в неделю
| Количество учебных недель
| Количество часов в год
| Количество лексико-грамматических тестов/ контрольных работ/ проектных работ/ экскурсий
| 5
| 3
| 35
| 105
| 8/ 6 (включая входную и итоговую к.р.)/4
| 6
| 3
| 35
| 105
| 8/ 6 (включая входную и итоговую к.р.)/4
| 7
| 3
| 35
| 105
| 6/ 6 (включая входную и итоговую к.р.)/4
| 8
| 3
| 35
| 105
| 4/ 6 (включая входную и итоговую к.р.)/4
| 9
| 3
| 35
| 105
| 5/ 6 (включая входную и итоговую к.р.)/6
| ВСЕГО
|
| 175
| 525
| 31/30/22
|
4. Результаты освоения учебного предмета «Английский язык».
4.1 Стандарт устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися основного общего образования по английскому языку:
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка:
воспитание российской гражданской идентичности и формирование её составляющих: общекультурной и этнической идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к изучению английского языка и осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
формирование коммуникативной компетентности в межкультурной и межэтнической коммуникации и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
освоение социальных норм, правил поведения и развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
формирование целостного мировоззрения формирование целостного мировоззрения, стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе:
развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения и пути их достижения, в том числе планировать своё речевое и неречевое поведение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, выполняя разные социальные роли, развитие коммуникативной компетенции;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умения определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку./ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по иностранному языку:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях. А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
начинать, вести/ поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своём городе/cеле, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свой отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудирование:
воспринимать на слух и понимать полностью речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи( сообщение/рассказ/ интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/ необходимую информацию;
чтение:
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/ нужной/интересующей информации;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста( языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
письменная речь:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране, странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
применение правил написания слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов(утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное чтение предложений на смысловые группы;
распознание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования( аффиксация, словосложения, конверсии);
понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
распознание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем иностранного и русского языков.
Социокультурная компетенция:
знание национально культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/ стран изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно- популярной литературы;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать, слушать текст с разной глубиной понимания);
умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом ( грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере :
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания самореализации и социальной адаптации;
приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах.
Г. В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
умение рационально планировать свой учебный труд;
умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
4.2 Планируемые результаты формирования УУД в процессе освоения предмета «Английский язык»
Курс обучения
| Личностные УУД
| Регулятивные УУД
| Познавательные УУД
| Коммуникативные УУД
| 5-9 классы
| В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-геогра-фический образ России и англо-язычных стран;
• образ социально-политического устройства России и англоязычных стран;
• знание положе-ний Конституции РФ, основных прав и обязано-стей гражданина
• освоение национальных ценностей, тради-ций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе мораль-ных норм и ценностей;
• основы социально-критического мышления;
• экологическое сознание; знание основ здорового образа жизни; В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная само-оценка и мораль-ные чувства.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни,
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых ;
• потребность в участии в общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных условий;
• устойчивый познавательный интерес и познавательные мотивы;
• готовность к выбору профильного образования.
| Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориенти-ров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты
• уметь самостоя-тельно контролиро-вать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблем-ной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правиль-ность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
| Выпускник научится:
• основам реалии-зации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск инфор-мации с исполь-зованиемресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
• давать опреде-ление понятиям;
• устанавливать причинно-след-ственные связи;
• осуществлять логическую опе-рацию установ-ления родовидо-вых отношений;
• обобщать понятия;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,;
• строить классификацию на основе
дихотомического деления;
• строить логи-ческое рассужде-ние, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процесс-сы, связи и отно-шения, выявляе-мые в ходе исследования;
• основам ознакомительного изучающего, и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второ-степенное, главную идею текста,выстраи-вать последова-тельность событий;
• работать с метафорами, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
•Формирование ИКТ-компетентности
| Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных пози-ций в сотрудни-честве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргу-ментировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• спорить и отста-ивать свою пози-цию не враждеб-ным для оппонен-тов образом;
• задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контро-ль и оказывать взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных ком-муникативных задач; владеть устной и пись-менной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе и способствовать продуктивной кооперации; • основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутрен-ней речи.
|
|