Государственный доклад о состоянии культуры
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за 2015 год Раздел 1. Культура в жизни общества 1.1. Основные направления политики государства в сфере культуры
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра представляет собой уникальную территорию, имеющую свои культурные корни, культурное прошлое и несомненно огромный потенциал развития.
Культурная политика Югры – это выработка обоснованных приоритетов, связанных с возрождением и развитием культуры, комплексный подход к управлению, организации, финансированию и контролю для обеспечения доступности культурных благ для всех слоев населения на высоком качественном уровне.
Цель развития культуры в Югре - совершенствование комплексной системы мер, направленных на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала жителей Югры, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности и оказания услуг в сфере культуры, соответствующих современным потребностям общества и каждого жителя региона. 1.2. Стратегическое планирование в сфере культуры
Для практического достижения стратегической цели на 2015 год обозначены следующие направления деятельности:
выполнение Указов Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 12 июня 2014 года № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы»;
празднование 70-ой годовщины победы в Великой Отечественной войне, мероприятия, посвященные 85-летию со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Году сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов, населяющих Югру;
создание региональной интегрированной информационной среды для принятия управленческих решений (аналитика, планирование, статистика), организация ее взаимодействия с информационными системами на всех уровнях управления в отрасли.
создание и развитие инфраструктуры (материальной и информационной) культуры, обеспечивающей единство культурного пространства региона, базовые условия для доступа граждан к культурным благам - предоставление консолидированной субсидии бюджетам муниципальных образований на развитие сферы культуры в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и выделение финансирования на мероприятия по капитальному ремонту государственных учреждений культуры.
Обеспечение более рационального расходования бюджетных средств и использования находящегося в сфере культуры государственного имущества реализуется посредством следующих мероприятий:
концентрация бюджетных средств на наиболее приоритетных направлениях культурной политики, отвечающих стратегическим целям развития отрасли культуры;
оптимизация в течение 2015 – 2017 годов сети государственных учреждений культуры, кинематографии, профессиональных образовательных организаций, подведомственных Департаменту культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Депкультуры Югры, Департамент культуры), исходя из утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р минимальных социальных нормативов и норм;
ликвидация неэффективных подразделений, маловостребованных гражданами услуг, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии.
Поддержка и стимулирование творчества профессиональных музыкальных, театральных и других коллективов, в том числе традиционной народной культуры:
создание условий для развития гастрольной деятельности: расширение географии гастролей по территории автономного округа, а также в регионах Российской Федерации, за рубежом в целях интеграции во всероссийское, мировое культурное пространство.
Развитие творческого потенциала детей и молодежи, поддержка молодых талантов Югры:
создание баз практик для студентов профессиональных образовательных организаций в детских школах искусств автономного округа.
Развитие музейного и библиотечного дела в целях удовлетворения потребности населения в предоставлении доступа к культурным ценностям и информации:
формирование коллекций цифровых документов и электронных баз данных;
предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде через ЕПГУ и сайты учреждений (увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети Интернет, от общего количества музеев Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – более 40%);
развитие традиционных информационных ресурсов библиотек, музейных фондов, традиционных форм представления фондовых коллекций;
продолжение работ по реставрации музейных предметов и особо ценных печатных материалов;
вовлечение жителей автономного округа в социокультурную деятельность музеев и библиотек Югры.
Главным инструментом реализации целей и задач 2015 года и источником финансирования реализуемых мероприятий является государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы» (далее – государственная программа), утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 9 октября 2013 года №427-п.
В государственной программе нашли отражение региональные и муниципальные приоритеты развития культурного комплекса Югры, среди которых мероприятия как по основным направлениям отрасли (библиотечное и музейное дело, кинематография, образование в сфере культуры, народное творчество и традиционная культура, художественные промыслы и ремесла, профессиональное искусство, сохранение и популяризация историко-культурного наследия), так и развитие негосударственного сектора (поддержка малого и среднего предпринимательства, создание благоприятного инвестиционного климата, некоммерческих и общественных организаций в сфере культуры). Кроме этого, внимание уделено вопросам развития материально-технической базы учреждений культуры автономного округа (приобретение современного оборудования, капитальный ремонт и строительство новых зданий и сооружений).
Ответственным исполнителем государственной программы является Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Соисполнители государственной программы:
Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (по состоянию на 15 апреля 2016 года его полномочия переданы Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры);
Служба по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Основное место в структуре расходов государственной программы занимает подпрограмма I «Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации» - 53,6% от общего объема расходов на государственную программу в 2015 году или 1 769 232,7 тыс. рублей. Данные расходы направлены на развитие библиотечного, музейного дела, сохранения и популяризацию объектов культурного наследия, укреплению материально-технической базы учреждений культуры, строительство государственных и муниципальных учреждений культуры. В данную подпрограмму также включены объемы привлеченных средства от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории автономного округа и внебюджетные источники, которые направлены на строительство объектов культуры, предназначенных для размещения муниципальных учреждений культуры.
Подпрограмма II «Укрепление единого культурного пространства» занимает 42,9 % от общего объема государственной программы в 2015 году. В рамках данной подпрограммы заложено финансирование расходов на обеспечение деятельности (оказание услуг) 13 государственных учреждений.
Подпрограмма IV «Совершенствование системы управления в культуре и архивном деле» занимает третье место в структуре государственной программы (3% от общего объема государственной программы). Бюджетные ассигнования на 2015 год предусмотрены в объеме 99 394,6 тыс. рублей. Основную долю этих средств составляют расходы на содержание 2 органов исполнительной власти автономного округа: Департамент культуры и Служба по делам архивов.
Подпрограмма III «Развитие внутреннего и въездного туризма» - занимает в структуре государственной программы 0,2% от общего объема государственной программы в 2014 году. Бюджетные ассигнования предусмотрены в объеме 9 085,1 тыс. рублей.
Подпрограмма V «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности учреждений культуры» занимает последнее место с объемом финансирования 3 446,4 тыс. рублей или 0,1% от общего бюджета государственной программы.
Результатом реализации государственной программы является уровень достижения установленных целевых показателей. Всего в государственной программе установлено 27 показателей непосредственных результатов и 12 конечных результатов.
Сферу культуры характеризуют 29 показателей, из них 23 – это показатели непосредственных результатов и 6 конечных результатов реализации государственной программы. 1.3. Региональные аспекты культурной политики.
В современном состоянии культуры Югры продолжает существовать ряд проблемных факторов, сдерживающих общее культурное развитие региона:
а) Бюджетное финансирование сферы культуры стабильно держится в пределах показателя около 2,7 % от консолидированного бюджета автономного округа. Эти ресурсы покрывают затраты на основную деятельность (включая коммунальные расходы и оплату труда) и лишь в ограниченной степени предполагают вложения в развитие сферы культуры (включая строительство, реконструкцию и материально-техническое оснащение учреждений культуры).
б) Предоставление услуг в отрасли культуры осуществляется в условиях недостаточной инфраструктурной обеспеченности. Так, уровень обеспеченности населения автономного округа учреждениями культуры различных видов отстает от многих региональных центров России (социальные нормативы и нормы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р):
обеспеченность населения автономного округа библиотеками регионального уровня составляет 25% к нормативу, обеспеченность библиотеками муниципального уровня составляет 60% к нормативу;
обеспеченность учреждениями музейного типа составляет 25% к нормативу;
обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа составляет 55% к нормативу.
в) Сохранение единого культурного пространства Югры – одна из стратегических целей развития отрасли культуры.
Необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства округа обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей и ряда факторов экономического характера.
г) Крайне неудовлетворительными остаются состояние зданий и материально-техническая оснащенность (низкое фондовооружение и устаревшее оборудование) большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований автономного округа. Значительное число зданий учреждений культуры находятся в аварийном состоянии и нуждаются в ремонте, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований к технике и технологиям. Износ основных материальных активов по различным оценкам превышает 50 - 90%:
износ свыше 90% имеют 95% объектов учреждений культуры;
износ от 70% до 90% имеет парк музыкальных инструментов детских школ искусств;
в 22% объектов учреждений культуры капитальный ремонт проводился более 10 лет назад;
лишь 5% общей площади музеев (в 2010 г. - 7%, 2009 г. - 7,5%) отведено под хранение фондов, дефицит площадей под фондохранилища ведет к ухудшению условий содержания историко-культурного наследия и, как следствие, к его постепенной физической утрате и увеличению расходов на реставрацию. Раздел 2. Культурное наследие 2.1. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
По данным государственного учёта, по состоянию на 1 января 2016 года, на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры находится 983 объекта федерального значения, 128 объектов регионального значения, 12 объектов местного (муниципального) значения, 4315 выявленных объектов культурного наследия.
За 2015 год в Список выявленных объектов включено 57 объектов культурного наследия, исключено 2 объектов; в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации включено – 6.
Состав объектов культурного наследия (в т.ч. выявленные объекты культурного наследия) в соответствии с видовой принадлежностью распределен следующим образом: памятники – 5359, ансамбли – 17, достопримечательные места – 10.
Количественное распределение объектов по районам следующее:
- 2203 объекта на территории Сургутского района,
- 816 объектов на территории Кондинского района,
- 609 объектов на территории Советского района,
- 459 объектов на территории Нижневартовского района,
- 402 объекта на территории Нефтеюганского района,
- 479 объектов на территории Ханты-Мансийского района,
- 191 объект на территории Октябрьского района,
- 108 объектов на территории Белоярского района,
- 102 объект на территории Березовского района, Памятники истории и искусства
В 2015 году включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия местного (муниципального) значения 2 объекта:
Здание инородческой больницы, Берёзовский район, пгт. Берёзово, ул. Шнейдер, дом 2
Здание церкви во имя Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость», Ханты-Мансийский район, с. Елизарово, ул. Советская, дом 25.
Археологическое наследие
Автономным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр охраны культурного наследия» в полевом сезоне 2015 года проведены 4 научно-исследовательских экспедиций в Белоярском, Октябрьском, Ханты-Мансийском районах с целью обнаружения объектов культурного наследия и мониторинга современного состояния известных объектов. В результате проведения историко-культурных изысканий в 2015 г. выявлены 2 объекта культурного наследия городище Лобатъюган 1 (Белоярский р-н), поселение Усть - Потымец 1 (Октябрьский р-н) (археологические памятники), готовятся документы на включение памятников в списки выявленных объектов ОКН в Госкультохрану Югры.
В ходе поисковых научно-исследовательских работ произведён осмотр береговых участков нижнего течения р. Хугот (Октябрьский район). Выявлен 1 археологический памятник, составлен их глазомерный план.
Обследованы береговые террасы реки Лобатъюган в Белоярском районе. Выявлен 1 археологический памятник, составлен их глазомерный план.
Обследованы береговые террасы среднего течения реки Сеуль в Октябрьском, районе и нижнего течения реки Ковенская в Ханты-Мансийском районе.
Результаты научно-исследовательской работы изложены в отчете о НИР Отчет утвержден и принят на хранение в архив Института археологии РАН. Историко-культурные территории, охранные зоны
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия:
Акт государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание первой электростанции г. Ханты-Мансийска», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, дом 21;
Акт государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором с 1957 по 1961 гг. жил советский и российский геолог, первооткрыватель нефти в Сибири Ф.К. Салманов», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Терешковой, д. 49
Акт государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание церкви Вознесения Господня», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ханты-Мансийский район, п. Горноправдинск, улица Воскресная, д. 14
Акт государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Никольской часовни в составе: здание Никольской часовни; могильник Никольский», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Горького, дом 1
Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации «Проект работ по сохранению выявленных объектов археологического наследия «Группа впадин Большой Охтач 1» и «Группа впадин Большой Охтач 2» в Октябрьском районе ХМАО - Югры в 2014 г.» Реставрационные работы
В 2015 году продолжены ремонтно-реставрационные работы на трёх объектах культурного наследия регионального значения в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры на 2014 – 2020 годы» со следующим объемом финансирования:
- Нижневартовский район (Усадьба П. А. Кайдалова) – 5 378.30 тыс. руб.,
- Березовский район (Дом купца Добровольского) – 8415,2 тыс. руб.,
- Октябрьский район (Свято-Троицкая церковь) – 34 311,0 тыс. руб.,
- Ханты-Мансийский район (Каменная церковь (Вознесенская) – 13 434,9 тыс. руб.
В 2015 году завершены в полном объеме ремонтно-реставрационные работы церкви Вознесенская в п. Горноправдинск. Открытие объекта культурного наследия регионального значения состоялось 20 сентября, храм был освящён в соответствии с православной традицией. За период 2013-2015 годы на ремонтно-реставрационные работы по объекту освоено 86 554,9 тысяч рублей.
Популяризация объектов культурного наследия
19-23 октября 2015 года в г. Ханты-Мансийске состоялся IV международный Северный археологический конгресс, инициированный и организованный Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Институтом истории и археологии Уральского отделения РАН и Уральским Федеральным университетом имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Основной целью Конгресса стали популяризация новых научных открытий, наиболее значимых достижений и перспектив археологии Северной Евразии, разработка новых концепций, теоретических и методологических аспектов истории самобытных северных культур в контексте мировой истории; актуализация этнокультурного наследия и идентичности народов Урала, сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников археологии) народов Российской Федерации. Соорганизаторами конгресса выступили Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и Институт археологии РАН.В работе Конгресса приняли участие 190 исследователей из 10 стран – России, Франции, Германии, Эстонии, Финляндии, Чехии, Индии, Великобритании, Норвегии, Казахстана. Российские исследователи представляли 26 научных центров, 15 ВУЗов, 13 музеев 9 учреждений по охране и использованию историко-культурного наследия из 34 городов России. Пятнадцать зарубежных исследователей представляли 5 научных центров, 8 университетов.
Научный проект подобного масштаба сформировал позитивный имидж и статус автономного округа, как одного из современных центров развития гуманитарной науки, а также способствовал установлению и укреплению межрегионального и международного сотрудничества с научными организациями регионов России и зарубежных стран.
|