Кислоты


Скачать 394.02 Kb.
НазваниеКислоты
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП олимпиадЫ школьников по химии 2014
Саратовская область

Вопросы и задачи для учащихся 7 класса
Задание 7 - 1. Для пайки металлических деталей и предметов применяют сплав, содержащий 2 части свинца и 5 частей олова. Какую массу свинца, и какую массу олова содержит образец сплава, в котором свинца на 150 г меньше, чем олова? Решите задачу двумя способами. (4 балла).
Варианты решения.

Способ 1. Пусть масса свинца в сплаве х г; тогда масса олова составит: 

Составим и решим уравнение:

5х – 2х = 300.

Отсюда х (то есть масса свинца в образце слава) равен 100 г, масса олова – 250 г.

Ответ: 100 г; 250 г. (2 балла).

Способ 2. 1. Определим, на сколько частей (по массе) свинца в сплаве меньше, чем олова:

5 – 2 = 3.

2. Определим массу свинца в сплаве.

 ·2 = 100 (г).

3. Определим массу олова в образце сплава.

100 + 150 = 250 (г).

Ответ: 100 г; 250 г. (2 балла).


Задание 7 - 2. Логогрифы, это два или несколько слов, которые образуются из исходного слова (имя существительное) путем добавления или выбрасывания слогов или букв из этого слова так, чтобы получилось новое слово (также имя существительное). Например, задумано слово УРАН. Подставив к этому слову букву Б, получим слово БУРАН. Отбросив от слова МЫШЬЯК две буквы Я и К, получим слово МЫШЬ. Пары слов: УРАН – БУРАН; МЫШЬЯК - МЫШЬ образуют логогрифы.

Ваша задача составить 10 логогрифов. При этом исходным словом обязательно должно быть название химического элемента. (Максимально – 10 баллов).
Вариант решения. Золото – лото; Серебро – ребро; Бор – забор; Медь – камедь; Кобальт - альт; Платина – тина; Фтор – тор; Селен – селение; Сера – сфера; Ксенон – сено.

Задание 7 - 3. Начертите и заполните таблицу.

Название

кислоты

Формула

кислоты

Молярная масса

кислоты

Массовая доля водорода в кислоте

Серная кислота










Азотная кислота










Соляная кислота










Фосфорная кислота










(Максимальная оценка – 6 баллов).
Решение.

Название

кислоты

Формула

кислоты

Молярная масса

кислоты, г/моль

Массовая доля водорода в кислоте, %

Серная кислота

H2SO4

98

2,0

Азотная кислота

HNO3

63

1,6

Соляная кислота

HCl

36,5

2,7

Фосфорная кислота

H3PO4

98

3,1


Задание 7 - 4. Решите головоломку «СЕМЬ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»


Для решения этой головоломки впишите по горизонтали названия четырех металлов и название одного неметалла таким образом, чтобы по диагонали можно было прочесть названия еще двух металлов. При этом названия всех семи химических элементов должны оканчиваться на –ИЙ.

Ответ запишите в виде записи слов по горизонтали и диагоналям. (Оценивается только полностью правильный ответ – 10 баллов).
Решение. По горизонтали: ЦЕЗИЙ, ГЕЛИЙ, БАРИЙ, РОДИЙ, ТУЛИЙ. По диагоналям: ЦЕРИЙ, ТОРИЙ.

Задание 7 - 5. В одной из школ Саратова 70% выпускников решили сдавать ЕГЭ по истории, 75% - по биологии, 80% - по иностранному языку и 85% выпускников выбрали химию. Сколько учеников (определите минимальное значение в процентах) решили сдавать ЕГЭ по всем четырем предметам? Приведите подробное обоснование вашего рассуждения. (10 баллов).
Вариант решения. Допустим, что ученики решили сдавать только два экзамена: историю и биологию. Тогда минимальная доля учеников, решивших сдавать оба экзамена, будет равна 70% + 75% - 100% = 45%. Аналогично, минимальное число учеников, решивших сдавать историю, биологию и иностранный язык будет составлять 45% + 80% - 100% = 25%. Соответственно, минимальная доля учеников, которые решились на сдачу всех четырех предметов, определится выражением 25% + 85% - 100% = 10%.

Ответ: 10%

Вопросы и задачи для учащихся 8 класса

Задание 8 - 1. Опишите 4 химических реакций (процессов), которые регулярно используют в быту, и один химический опыт, который вы проделали самостоятельно своими руками. Ответ оформите в виде таблицы (5 баллов).

Название реакции (опыта)

Исходные вещества

Продукты реакции

Признаки реакции

Значение реакции

Правила техники

безопасности

1.
















2.
















3.
















4.
















5 (Опыт)

















Решение и оценивание. Варианты всех пяти ответов у участников могут быть различными. В один балл оценивается только правильный и полный ответ, без приведения уравнений реакций (всего не более 5 баллов).

Например: Первая реакция: а) гашение соды уксусом; б) сода и уксус; в) образуется углекислый газ; г) наблюдается вспенивание смеси; д) реакция применяется в кулинарии; е) нельзя проливать уксус на тело или на стол, не пробовать вещества на вкус.
Задание 8 - 2. Проверяя свои знания химии, ученик 8 класса написал по памяти химические знаки и формулы простых и сложных веществ общим числом 21. В этом перечне меньше всего оказалось СОЛЕЙ; в большинстве также не оказались формулы оснований и знаки НЕМЕТАЛЛОВ. Число знаков МЕТАЛЛОВ оказалось на 2 больше, чем формул СОЛЕЙ, и на 2 меньше, чем формул ОСНОВАНИЙ. По численности формулы КИСЛОТ превосходили число формул ОКСИДОВ, которых было меньше, чем химических знаков НЕМЕТАЛЛОВ.

Вопрос 1. Определите, сколько химических знаков МЕТАЛЛОВ и НЕМЕТАЛЛОВ и формул КИСЛОТ, СОЛЕЙ, ОСНОВАНИЙ и ОКСИДОВ вспомнил ученик. (5 баллов).

Вопрос 2. «Вспомните и вы соответствующее число химических знаков МЕТАЛЛОВ и НЕМЕТАЛЛОВ и формул КИСЛОТ, СОЛЕЙ, ОСНОВАНИЙ и ОКСИДОВ; запишите в столбик их формулы и названия. (10 баллов).

Вопрос 3. Запишите 5 уравнений возможных реакций (по вашему выбору) между любыми двумя веществами из вашего перечня. (5 баллов).
Решение.

Вопрос 1. Из текста задания следует, что число солей - наименьшее, пусть оно равно 1; тогда число металлов – 3, оснований – 5. Исходя из общего числа химических знаков, формул и других данных по условию задачи: кислот – 6; неметаллов – 4; оксидов – 2 (всего -21).

Примечание. Только за полный правильный ответ на первый вопрос начисляется 5 баллов. В противном случае баллы не начисляются, и вопросы 2, 3 не проверяются. Участник получает 0 баллов.

Вопрос 2. Участник может по своему усмотрению составить перечень знаков, формул и названий любых (21) веществ; за полное правильное написание символов элементов и формул соединений с указанием названий начисляется 10 баллов.

Вопрос 3. Участник может записать по своему усмотрению уравнения 5 реакций между любыми веществами из составленного списка. За правильное написание каждого уравнения начисляется один балл, но не более 5.

Задание 8 - 3.

Для проведения реакции восстановления водоро­дом меди из оксида меди (II) было взято 3,2 г оксида. Масса по­лученного металла оказалась равной 2,4 г. О чем можно судить по результатам этого эксперимента? (8 баллов).

Решение. 1. Определим массовые отношения оксида меди и меди по
условию задачи и по уравнению реакции.

а) По условию задачи:

m(CuO):m (Cu) = 3,2:2,4 = 1,33:1,00 (1 балл).

б) По уравнению:

CuO → Cu

80 64

m(CuO):m(Cu) = 80:64= 1,25:1,00 (1 балл).

2. Массовое отношение оксида меди и меди по уравнению реакции меньше, чем по данным условия задачи.

1,25:1,00 < 1,33:1,00 (2 балла).

3. Отсюда можно сделать предположения, что либо оксид ме­ди, взятый для эксперимента, содержал примеси, либо не вся медь из взятой навески оксида подвергалась восстановлению, или же при получении продукта реакции часть его была потеряна (4 балла).

Задание 8 - 4.

Юный химик готовился к занятиям кружка и обнаружил, что некоторые вопросы, заданные преподавателем для самостоятельной работы, вызывают у него затруднения. А как вы ответили бы на эти вопросы?

- Путем химического анализа установлен состав соли: H9O4N2P. Как видоизменить эту формулу, чтобы было видно, что это соль? Составьте название этой соли, напишите уравнение диссоциации и предложите качественные реакции для обнаружения ионов в растворе.

- Одну из двух одинаковых склянок, емкостью 0,5 л заполнили концентрированной серной кислотой, а другую – соляной кислотой. При этом допустили небрежность, заранее не наклеили этикетки на склянки. Как можно выяснить, какой кислотой заполнена каждая склянка, не проводя химических реакций и не открывая склянки?

- Дайте химическое объяснение, почему вещество NaHCO3 в быту называют чайной содой, используют для полоскания горла?

- Почему при добавлении лимона в чай наблюдается уменьшение интенсивности окраски раствора?

Решение.

1 – Предлагаемую формулу H9O4N2P можно представить (NН4)2НРО4 как кислую соль фосфорной кислоты: гидроортофосфат аммония. Диссоциация соли происходит в две стадии:

(NН4)2НРО4 = 2NН4+ + НРО42-

НРО42- = Н+ + РО43-

Качественной реакцией для обнаружения катиона аммония является взаимодействие с раствором щелочи:

(NН4)2НРО4 + 2NаОН = Nа2НРО4 + 2NН3 + 2Н2О

Признак реакции – выделение аммиака (запах или фенолфталеин)

Качественной реакцией для обнаружения фосфат-ионов является взаимодействие с нитратом серебра:

2(NН4)2НРО4 +3AgNO3 = Ag3PO4 + 3NH4NO3 + NH4H2PO4

( PO43- + 3Ag+ = Ag3PO4)

Признак реакции – осадок желтого цвета фосфата серебра Ag3PO4. 4 балла

2- Плотность концентрированного раствора серной кислоты – 1,96 г/мл. Масса раствора – 500 мл х 1,96 г/мл = 980 г.

Плотность раствора концентрированной соляной кислоты – 1,19 г/мл.

Масса раствора – 500 мл х 1,19 г/мл = 595 г.

Для выяснения какой кислотой заполнена каждая склянка, не проводя химических реакций и не открывая склянки, нужно взять в руки склянки, и в более тяжелой склянке будет находиться серная кислота. 3 балла

3 - NaHCO3 – образует слабо щелочную среду за счет процесса гидролиза:

NaHCO3 + НОН = H2CO3 + NaОH не вызывает ожога слизистой оболочки рта и гортани. При добавлении в раствор чая способствует более интенсивной окраски раствора. Этой свойство и использовали при заварке чайного напитка, т.к. чай стоил дорого. При добавлении к чаю лимона наблюдается обесцвечивание раствора, это обусловлено тем, что чай является природным индикатором, который меняет окраску в зависимости от среды раствора. 3 балла

Задание 8 - 5.

Головоломка «Химия + математика».



Расположите в кружки, на рисунке, химические знаки элементов первых двух периодов периодической системы так, чтобы суммы порядковых номеров этих элементов в четырех шестиугольниках были равны (10 баллов).

Вариант решения. Сумма порядковых номеров хими­ческих элементов в каждом из четырех шестиугольников равна 28.
Вопросы и задачи для учащихся 9 класса

Задание 9 - 1. Жесткая вода содержит Ca(HCO3)2 (ω = 0,015 %) и Mg(HCO3)2 (ω = 0,005 %). Какую массу Ca(OH)2 нужно добавить к 10 л воды для устранения жесткости. ρ (H2O) = 1 кг/л?

Как называется жесткость воды, которая обусловлена присутствием в ней солей Ca(HCO3)2, Mg(HCO3)2 ? Назовите указанные вещества.

Какой способ удаления этого вида жесткости воды можно использовать в быту?

Будет ли влиять наличие в воде хлоридов и сульфатов указанных металлов на жесткость воды?(10 баллов)
  1   2   3   4

Похожие:

Кислоты iconКраткое содержание ответа
Молярная масса, относительные атомная и молекулярная массы, количество вещества. Кислоты, основания, соли, оксиды. Номенклатура....

Кислоты iconСитуационные задачи Специальность Лабораторная диагностика тф проведение...
Рн кислая, плотность 1,040, белок 3 г/л. При микроскопии эпителий плоский ед в п/зр, почечный ед в п/зр, лейкоциты – 8- 10 в п/зр,...

Кислоты iconИнформированное согласие на введение нитей aptos
Косметический эффект от введения нитей из полимолочной кислоты сохраняется до 2-х лет. Достоинством этой процедуры является ещё и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск