Программа факультативного курса по математике


НазваниеПрограмма факультативного курса по математике
страница1/8
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
«Қостанай қаласы әкімдігі білім бөлімінің № 3 мектеп - гимназиясы» ММ

ГУ «Школа - гимназия № 3 отдела образования акимата города Костаная»

эблема шг3


Программа

факультативного курса

по математике

«Математический серпантин»

3 класс

Подготовила:

Марзабаева Людмила Ивановна


Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия данного факультатива должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы факультатива желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Факультатив создается с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа факультативного курса рассчитана на 1 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 45 минут.
«... Только то обучение является хорошим,

которое забегает вперед развития».

Л.С.Выготский
Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    • расширять математические знания в области многозначных чисел;

    • содействовать умелому использованию символики;

    • учить правильно применять математическую терминологию;

    • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

    • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Учащиеся будут знать:

  • свойства арифметических действий;

  • способы сравнения и измерения площадей;

  • разрядный состав многозначных чисел;

  • названия геометрических фигур;

  • способы решения головоломок, шарад, ребусов.



Учащиеся будут уметь:

  • устно выполнять вычислительные приемы;

  • использовать знания для решения заданий;

  • узнавать и изображать геометрические фигуры;

  • строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;

  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;

  • осуществлять самостоятельный поиск решений.


Ожидаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.



Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы.

Содержание программы.
1. Из истории математики (3часа)

Первоначальное знакомство с историей математики, со значением математики в жизни человека. Возникновение цифр и знаков. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов.

2. Числа. Арифметические действия. (4часа).

Познакомить с классификацией чисел. Виды систем счисления. Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

3.Математические ребусы, игры, лабиринты.(8часов)

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

4.Мир занимательных задач. (10часов).

Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

5. Маленькие тайны математики. (5часов).

Пространственные представления. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Исторические сведения:

- кто такой Архимед, Пифагор

- открытия Архимеда, Пифагора

- вклад в науку

6. Игроматика. (4часа).

Систематизация знаний по изученным разделам. Сбор материала и выпуск газеты по группам.


Календарно – тематическое планирование факультативного курса

по математике «Математический серпантин», 3 класс.


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1. Из истории математики (3часа)

1

Введение.

1




2

Математика – царица наук.

1




3

Как люди научились считать.

1




2. Числа. Арифметические действия. (4часа).

4

Удивительный мир чисел.

1




5

Интересные приёмы устного счёта.

1




6

Искусство вычислений.

2




3.Математические ребусы, игры, лабиринты.(8часов)

7

Учимся отгадывать ребусы.

1




8

Решение ребусов и логических задач.

2




9

Загадки – смекалки.

2




10

Игра «Смекай, отгадывай!»

1




11

Математические головоломки.

1




12

Практикум «Подумай и реши»

1




4.Мир занимательных задач. (10часов).

13

Решение занимательных задач в стихах.

1




14

Задачи с неполными, лишними данными.

1




15

Обратные задачи.

2




16

Задачи с изменением вопроса.

1




17

Решение нестандартных задач.

1




18

Решение олимпиадных задач.

2




19

Решение логических задач.

1




20

Задачи с многовариантными решениями.

1




5. Маленькие тайны математики. (5часов).

21

Маленькие тайны фигур.

1




22

Величины.

2




23

Знакомьтесь: Архимед!

1




24

Знакомьтесь: Пифагор!

1




6. Игроматика. (4часа).

25

Проектная деятельность «Газета любознательных»

2




26

Игра «Брейн - ринг».

1




27

Математический КВН.

1







Всего:

34часа





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

  12. «Начальная школа Казахстана» - ежемесячный научно-методический журнал

  13. Интернет-ресурсы


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Программа факультативного курса по математике iconПрограмма факультативного курса «Вводный курс делового письма»
Содержание курса «Вводный курс делового письма» стр. 14-16 Программа факультативного курса стр. 17-21

Программа факультативного курса по математике iconЗаявление родителя об отказе посещения его ребенком факультативного занятия
Настоящим сообщаю Вам, что мой сын, фио, учащийся 9 «А» класса, не будет посещать занятия в рамка факультативного курса «Основы православной...

Программа факультативного курса по математике iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы средняя...
Программа факультативного курса «Подготовка к эгэ по обществознанию» в 10 –ом классе

Программа факультативного курса по математике iconПрограмма факультативного курса по лингвострановедению в начальной...
Программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, изучающих английский язык. Занятия кружка проводятся...

Программа факультативного курса по математике iconПояснительная записка рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Программа факультативного курса по математике iconПрограмма факультативного курса для 9 класса «гиа: подготовка к экзамену...
Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться...

Программа факультативного курса по математике iconРабочая программа по математике (2 класс) составлена на основе Федеральных...
Направленность и педагогическая целесообразность рабочей программы по математике

Программа факультативного курса по математике iconПрограма факультативного курсу Укладачі
«Настає час вибору» програма факультативного курсу Укладачі: Сідляр Тетяна Василівна практичний психолог Донецького нвк №78, Свірчкова...

Программа факультативного курса по математике iconПрограмма курса «международное право» для факультета политологии...
...

Программа факультативного курса по математике iconПрограмма специального курса «Готовимся к егэ по русскому языку»
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 68 часов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск