Конкурс «Учитель года» Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»


Скачать 136.1 Kb.
НазваниеКонкурс «Учитель года» Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
Урок литературного чтения на конкурс «Учитель года»

Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Цели: Предметные

Образовательные: Создать условия для знакомства с новой народной сказкой, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь, пополнять словарный запас, прививать любовь к устному народному творчеству, учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование),

Развивать: речь, эмоции, мышление, творческую деятельность
Воспитывать: взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, прививать любовь к природе, формировать такие качества, как доброта, дружба, помощь.
Формировать УУД:
личностные:  формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции  в выразительном чтении и определить основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведениям народного творчества.
регулятивные: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
коммуникативные: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, формировать умение работать в паре, группе, учить приёмам представить результат деятельности группы.
познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: передавать интонацией своё отношение к читаемому, объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним.
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ресурсы:
Методы
Репродуктивный
Проблемный 
Поисковый метод познания
Формы работы 
Фронтальная
Групповая
В паре
Индивидуальная

Учебник «Литературное чтение. 2-й класс» (авт. Л.А. Ефросинина), рабочие тетради; презентация.


ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Общая готовность детей к уроку.
Концентрация внимания детей.

Эмоциональный настрой

Здравствуйте ребята. 
Урок у нас сегодня очень  важный, 
Начать его мы поспешим,
Но вначале мы проверим,
Как к уроку вы готовы.
Все на парты посмотрите,
И скорей на них найдите:
Дневник, учебник и тетрадку,
А в учебнике закладку.
Ручку и карандаши.
Все нашли вы?
Молодцы.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. (Слайд №1 –улыбающееся солнышко)

Самоконтроль готовности к уроку.
Реакция на учителя, внимание.

Личностные:
самоопределение;
Регулятивные:
самоконтроль ;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

1.Звучит музыка «В гостях у сказки». 

(Слайд №2 заставка программы в гостях у сказки)
На фоне музыки: 
О чем-то скрипит половица, 
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица, 
Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка.
- Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А что такое сказка?

- Какие бывают сказки?

2. Викторина «Угадай сказку».
- Послушайте отрывки из сказок и скажите, какая это сказка? (авторская или народная).
1.«Тянут – потянут, вытянуть не могут»

«Позвала кошка мышку».

2. «Я один тут властелин».

3.«Пошел волк на реку,

Опустил хвост в прорубь,
Сидит и приговаривает
«Ловись, рыбка, и мала и велика».

4. «Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса»

-Как вы думаете какая сказка, лишняя и почему?

- А кто является главным героем исключённой сказки?


Сказка – устный рассказ о чем-то необычном, о невероятном, фантастическом.

Авторские и народные, бытовые, о животных, волшебные.

Авторские – написал автор, народные – народ.

(«Репка» - русская народная сказка.)

(Э.Шим «Всем вам крышка»)

(«Лиса и Волк» - русская народная сказка)

(Русская народная сказка «Колобок»

- Э Шим «Всем вам крышка», т.к она авторская, и мы её читали на прошлом уроке.

Морозко.


Личностные

Коммуникативные

Познавательные

3.Целеполагание

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий

Словарная работа


– Сегодня мы продолжим путешествие по сказкам и познакомимся еще с одной русской народной сказкой.

- Герой этой сказки близок герою Э.Шима его

возраст более 2000 лет. Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Его дом находится  в Великом Устюге. О ком идёт речь?

-Как называется сказка с которой мы сегодня будем знакомиться?

Слайд№4

-Как вы считаете, есть ли у Деда Мороза семья, дети?

-Как вы думаете, на какой проблемный вопрос мы должны сегодня на уроке получить ответ?

– Предлагаю вместе попытаться ответить на этот вопрос. Начнём с того , что отгадаем загадки, которые приготовили ребята.


1.Без рук, без ног,
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву приклоняет.

Слайд№4

2.Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт.Слайд№5

- А можете ли вы объяснить значение слова лёд?

-А Ожегов в своём словаре даёт такое определение этому слову.

3.По ночам, в морозной мгле,
Я рисую на стекле.
Утром виден из-за штор
Мой затейливый узор.
И деревья, и кусты
Небывалой красоты. Слайд №6

- А можете ли вы объяснить значение слова иней?

А Ожегов в своём словаре даёт такое определение этому слову.

4.Видел зимнюю картинку?
Там присутствую всегда!
Как моя сестрица Льдинка,
Я – замёрзшая вода.
Посмотрите, я резная,
Как салфетка кружевная.Слайд №7

- Объясните значение слова снежинка.

-А Ожегов в своём словаре даёт такое определение этому слову.

-Перечислите слова, значение которых мы объяснили. Что объединяет эти слова?

Какие бывают снежинки?

Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет. 
И сам, фотограф, получил  прозвище «Снежинка». «Он обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, каждый кристалл это образец великолепного узора, и ни один узор не повторяется дважды. Когда снежинка тает, узор пропадает навсегда.» Слайд№8

-Как вы думаете, почему эти герои собрались вместе?

Слайд№9

-Как мы можем получить ответ на наш вопрос?


О Деде Морозе

Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Предположения детей.

Предположения детей.

Какие дети могут быть у Деда Мороза?

Ветер

Лёд

Ответы детей

Лёд- замерзшая и затвердевшая вода.

Иней

Ответы детей

Иней – осадки в виде ледяных кристаллов, оседающих на поверхности предметов.

Снежинка

Ответы детей

Снежинка- кристаллик снега, обычно в виде звездочки.

Всё это замерзшая вода.

Предположения детей

Прочитать сказку

Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Регулятивные (составление плана и последовательности действий)


4.Первичное чтение текста.

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. 
Послушайте произведение и скажите, верны ли ваши предположения.

Текст читает учитель.

- Понравилась вам сказка?

– Верны ли ваши предположения?

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст. Умение выразить свои чувства, мысли.

Ответы детей.





5.Физкульт-

минутка

А теперь ,ребята , встали. Все снежинками мы стали. А снежинки всё летят И вокруг себя кружат.

( под музыку выполняются танцевальные движения). Покружились, прилетели и на стульчики все сели.

Дети повторяют за учителем танцевальные движения




6.Работа с текстом произведения (аналитическое чтение).


Связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация поискового чтения, диалога с автором через текст. 
Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности.

- А сейчас вы прочитаете текст самостоятельно, про себя, чтобы уметь находить ответы на вопросы по содержанию сказки.

-Зачем Дед Мороз собрал своих детей? Прочитайте ответ в тексте.

– Сколько детей было у Деда Мороза и как их звали?

– Найдите в тексте и прочитайте, какую работу сделали дети Деда Мороза? (если вы согласны с ответом, похлопаем в ладоши)
– Почему отец особенно похвалил Снежинку?
– Почему она пожалела землю? 

– А сейчас поработайте в парах и определим

какая была Снежинка? В этом вам помогут данные слова.

( на карточках слова)

(Злая
Отзывчивая
Сочувствующая
Равнодушная
Добрая
Заботливая
Беспокойная
Хвастливая
Скромная)

-Как Снежинка пожалела Землю?

Да действительно,

снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.

- Как вы думаете , когда Дед Мороз отправил своих детей к людям, что его волновало больше всего?

– Волнения Деда Мороза напрасны? Докажите словами из текста.

– Докажите, что Дед Мороз вырастил хороших детей.

-Чему учит нас эта сказка?


Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Поиск ответа в тексте

Три сына и одна дочь.

Работа с текстом.

Потому что она пожалела землю, людей.
Чтобы посевы не вымерзли, растения не погибли.

Снежинка

-добрая, -заботливая, -сочувствующая, -отзывчивая.

Укрыла её.

Каких детей он вырастил, какую пользу они принесут людям.
Дети отвечают, опираясь на текст.
Хороших детей вырастил Дед

Мороз, так как Ветер напугал, нагнал холода, чтобы люди готовились к зиме. Лед мосты построил, чтобы все живое в воде

не погибло. Иней украсил. Снежинка покрыла землю покрывалом.

Ответы детей (Сказка учит быть добрыми, отзывчивыми , помогать друг другу)

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
Познавательные: смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
Регулятивные:определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;  составление плана и последовательности действий

7.Творческая работа. Работа

Выбор (творческого) задания, направленного на эмоциональную сферу читательской деятельности учащихся.

А сейчас, поработаем в группах, и покажем свое творчество.

Две группы будут читать по ролям.
Сколько артистов нам потребуется?
Сейчас вы попробуете прочитать эту сказку по ролям в группах 1 и 2. (на листочках план работы)
Третьей группе предлагаю сочинить по предложенным рифмам небольшое стихотворение (раздать рифмы)

4 группе предлагается, написать письмо Деду Морозу от ребят вашего класса (план на листочке)
Как поняли задания группы?
Учитель даёт время на подготовку

( 5 минут)
Помогает по необходимости и проверяет, как идёт подготовка.

-Оценить деятельность работы групп.

-Молодцы, поработали творчески.



6 артистов

Выступления групп

1, 2 группа. На голове у каждого действующего лица шапочка с героем. Дети читают по ролям сказку.
3 группа. Ученик или группа зачитывают стихотворение.

4 группа. Ученик от данной группы зачитывает письмо Деду Морозу.

Регулятивные

Регулятивные (контроль, оценка)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

8.Рефлексия

Контрольно – оценочный этап

Формировать умение оценивать себя

Сюрпризный момент

-Подведём итоги нашего урока.

- С какой сказкой познакомились на уроке?

-Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?

–  Чтобы вам легче было рассказать дома, как вы работали на этом уроке, заполните лист самооценки: если вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок зелёным;

если редко – желтым;

не делали –  красным.

-У кого получились все кружки зелёными, выйдите к доске. У кого 4 кружка зелёных – встаньте. У кого 3 – поднимите руку. Давайте похлопаем лучшим мыслителям и творцам! Остальным пожелаем дальнейшей плодотворной работы.

Звучит новогодняя музыка. Появляется игрушечный Дед Мороз с мешком.

-Ребята Дед Мороз очень доволен вашей работой на уроке, тем, что вы очень любите читать, очень культурные и образованные дети и в преддверии Нового года он посылает вам небольшие подарочки ( книги-раскраски)

-Русская народная сказка о природе «Дети Деда Мороза»

Ответы детей

Ответы детей

Самооценка

Заполняют лист самооценки:

*Я сочинял письмо, стихотворение

  • Я отгадывал загадки

  • Я читал выразительно вслух

  • Я отвечал на вопросы учителя

  • Я  активно работал в группе.

Подсчет результатов.


Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)


  1. 9.Домашнее

задание

- Предлагаю вам задания на выбор

1.РТс.62 зад.4 раскрасьте предложенный рисунок и сочините сказку по картинке.

2. Уч. с. 140-141

отвечать на вопросы плана, поработать над пересказом сказки

И конечно же, не забывайте, что уже пришло время писать письма Деду Морозу.

Всем спасибо за урок.







Похожие:

Конкурс «Учитель года» Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» iconУрок сбо в 9б классе Учитель Круглова А. Н. Тема урока: Как отправить денежный перевод
Ожидаемый результат: предполагается, что к концу урока дети смогут правильно оформить бланк денежного перевода

Конкурс «Учитель года» Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» iconКонкурс «Учитель года -2011» 1 этап конкурса «Учитель года Чувашии-2011»
Районный конкурс «Учитель года 2011» (далее Конкурс) проводится отделом образования, молодежной политики и культуры администрации...

Конкурс «Учитель года» Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» iconТема, тип урока
Что видят дети в школьном дворе? Как дети знакомятся? Урок комплексного применения зун

Конкурс «Учитель года» Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» iconМежду муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением...
«Детский сад №34 «Русская сказка» города Смоленска, именуемое в дальнейшем Детский сад, в лице заведующего

Конкурс «Учитель года» Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» iconО городском конкурсе "Учитель года -2015" Общие положения
Конкурс в рамках всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015». Конкурс проводится в соответствии с Положением о Всероссийском...

Конкурс «Учитель года» Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» iconМетодическая разработка урока письма по фгос тема урока
Автор: Мамедова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы мкоу «сош №15 ст. Староизобильной», Изобильненский район,...

Конкурс «Учитель года» Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» iconКонкурс проводится по трем номинациям: «Учитель года»
Окружной этап Конкурса «Учитель года Кировской области» (далее – Конкурс) проводится в целях выявления и поддержки творчески работающих...

Конкурс «Учитель года» Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» iconО конкурсе «Учитель года Кировской области» в 2016 году
Конкурс «Учитель года Кировской области» (далее – Конкурс) проводится в целях выявления и поддержки творчески работающих педагогов,...

Конкурс «Учитель года» Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» iconПорядок проведения регионального этапа конкурса
Учитель года 2014" (далее конкурс) подготовлен и реализуется в соответствии с Положением о Всероссийском конкурсе "Учитель года России",...

Конкурс «Учитель года» Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» iconО конкурсе «Учитель года Кировской области» в 2017 году
Конкурс «Учитель года Кировской области» в 2017 году (далее – Конкурс) проводится в целях выявления и поддержки творчески работающих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск