Урок литературного чтения на конкурс «Учитель года»
Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» Цели: Предметные
| Образовательные: Создать условия для знакомства с новой народной сказкой, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь, пополнять словарный запас, прививать любовь к устному народному творчеству, учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование),
Развивать: речь, эмоции, мышление, творческую деятельность Воспитывать: взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, прививать любовь к природе, формировать такие качества, как доброта, дружба, помощь. Формировать УУД: личностные: формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции в выразительном чтении и определить основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведениям народного творчества. регулятивные: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. коммуникативные: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, формировать умение работать в паре, группе, учить приёмам представить результат деятельности группы. познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
| Планируемый результат
| Предметные: передавать интонацией своё отношение к читаемому, объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним. Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
| Ресурсы: Методы Репродуктивный Проблемный Поисковый метод познания Формы работы Фронтальная Групповая В паре Индивидуальная
| Учебник «Литературное чтение. 2-й класс» (авт. Л.А. Ефросинина), рабочие тетради; презентация.
| ХОД УРОКА
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| 1.Общая готовность детей к уроку. Концентрация внимания детей.
Эмоциональный настрой
| Здравствуйте ребята. Урок у нас сегодня очень важный, Начать его мы поспешим, Но вначале мы проверим, Как к уроку вы готовы. Все на парты посмотрите, И скорей на них найдите: Дневник, учебник и тетрадку, А в учебнике закладку. Ручку и карандаши. Все нашли вы? Молодцы.
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. (Слайд №1 –улыбающееся солнышко)
| Самоконтроль готовности к уроку. Реакция на учителя, внимание.
| Личностные: самоопределение; Регулятивные: самоконтроль ; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| 2.Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
| 1.Звучит музыка «В гостях у сказки».
(Слайд №2 заставка программы в гостях у сказки) На фоне музыки: О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица По комнате ходит сказка. - Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А что такое сказка?
- Какие бывают сказки?
2. Викторина «Угадай сказку». - Послушайте отрывки из сказок и скажите, какая это сказка? (авторская или народная). 1.«Тянут – потянут, вытянуть не могут»
«Позвала кошка мышку».
2. «Я один тут властелин».
3.«Пошел волк на реку,
Опустил хвост в прорубь, Сидит и приговаривает «Ловись, рыбка, и мала и велика».
4. «Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса»
-Как вы думаете какая сказка, лишняя и почему?
- А кто является главным героем исключённой сказки?
|
Сказка – устный рассказ о чем-то необычном, о невероятном, фантастическом.
Авторские и народные, бытовые, о животных, волшебные.
Авторские – написал автор, народные – народ.
(«Репка» - русская народная сказка.)
(Э.Шим «Всем вам крышка»)
(«Лиса и Волк» - русская народная сказка)
(Русская народная сказка «Колобок»
- Э Шим «Всем вам крышка», т.к она авторская, и мы её читали на прошлом уроке.
Морозко.
| Личностные
Коммуникативные
Познавательные
| 3.Целеполагание
Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий
Словарная работа
| – Сегодня мы продолжим путешествие по сказкам и познакомимся еще с одной русской народной сказкой.
- Герой этой сказки близок герою Э.Шима его
возраст более 2000 лет. Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Его дом находится в Великом Устюге. О ком идёт речь?
-Как называется сказка с которой мы сегодня будем знакомиться?
Слайд№4
-Как вы считаете, есть ли у Деда Мороза семья, дети?
-Как вы думаете, на какой проблемный вопрос мы должны сегодня на уроке получить ответ?
– Предлагаю вместе попытаться ответить на этот вопрос. Начнём с того , что отгадаем загадки, которые приготовили ребята.
1.Без рук, без ног, По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает, К земле траву приклоняет.
Слайд№4
2.Видно, речка замерзала И укрылась одеялом, А раскрыться вряд ли сможет, Если солнце не поможет. Но когда весна придёт, Одеяло пропадёт.Слайд№5
- А можете ли вы объяснить значение слова лёд?
-А Ожегов в своём словаре даёт такое определение этому слову.
3.По ночам, в морозной мгле, Я рисую на стекле. Утром виден из-за штор Мой затейливый узор. И деревья, и кусты Небывалой красоты. Слайд №6
- А можете ли вы объяснить значение слова иней?
А Ожегов в своём словаре даёт такое определение этому слову.
4.Видел зимнюю картинку? Там присутствую всегда! Как моя сестрица Льдинка, Я – замёрзшая вода. Посмотрите, я резная, Как салфетка кружевная.Слайд №7
- Объясните значение слова снежинка.
-А Ожегов в своём словаре даёт такое определение этому слову.
-Перечислите слова, значение которых мы объяснили. Что объединяет эти слова?
Какие бывают снежинки?
Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет. И сам, фотограф, получил прозвище «Снежинка». «Он обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, каждый кристалл это образец великолепного узора, и ни один узор не повторяется дважды. Когда снежинка тает, узор пропадает навсегда.» Слайд№8
-Как вы думаете, почему эти герои собрались вместе?
Слайд№9
-Как мы можем получить ответ на наш вопрос?
|
О Деде Морозе
Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
Предположения детей.
Предположения детей.
Какие дети могут быть у Деда Мороза?
Ветер
Лёд
Ответы детей
Лёд- замерзшая и затвердевшая вода.
Иней
Ответы детей
Иней – осадки в виде ледяных кристаллов, оседающих на поверхности предметов.
Снежинка
Ответы детей
Снежинка- кристаллик снега, обычно в виде звездочки.
Всё это замерзшая вода.
Предположения детей
Прочитать сказку
| Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)
Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)
Регулятивные (составление плана и последовательности действий)
| 4.Первичное чтение текста.
| Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Послушайте произведение и скажите, верны ли ваши предположения.
Текст читает учитель.
- Понравилась вам сказка?
– Верны ли ваши предположения?
| Наличие первичной эмоциональной реакции на текст. Умение выразить свои чувства, мысли.
Ответы детей.
|
| 5.Физкульт-
минутка
| А теперь ,ребята , встали. Все снежинками мы стали. А снежинки всё летят И вокруг себя кружат.
( под музыку выполняются танцевальные движения). Покружились, прилетели и на стульчики все сели.
| Дети повторяют за учителем танцевальные движения
|
| 6.Работа с текстом произведения (аналитическое чтение).
| Связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация поискового чтения, диалога с автором через текст. Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности.
- А сейчас вы прочитаете текст самостоятельно, про себя, чтобы уметь находить ответы на вопросы по содержанию сказки.
-Зачем Дед Мороз собрал своих детей? Прочитайте ответ в тексте.
– Сколько детей было у Деда Мороза и как их звали?
– Найдите в тексте и прочитайте, какую работу сделали дети Деда Мороза? (если вы согласны с ответом, похлопаем в ладоши) – Почему отец особенно похвалил Снежинку? – Почему она пожалела землю?
– А сейчас поработайте в парах и определим
какая была Снежинка? В этом вам помогут данные слова.
( на карточках слова)
(Злая Отзывчивая Сочувствующая Равнодушная Добрая Заботливая Беспокойная Хвастливая Скромная)
-Как Снежинка пожалела Землю?
Да действительно,
снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада. Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
- Как вы думаете , когда Дед Мороз отправил своих детей к людям, что его волновало больше всего?
– Волнения Деда Мороза напрасны? Докажите словами из текста.
– Докажите, что Дед Мороз вырастил хороших детей.
-Чему учит нас эта сказка?
| Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.
Поиск ответа в тексте
Три сына и одна дочь.
Работа с текстом.
Потому что она пожалела землю, людей. Чтобы посевы не вымерзли, растения не погибли.
Снежинка
-добрая, -заботливая, -сочувствующая, -отзывчивая.
Укрыла её.
Каких детей он вырастил, какую пользу они принесут людям. Дети отвечают, опираясь на текст. Хороших детей вырастил Дед
Мороз, так как Ветер напугал, нагнал холода, чтобы люди готовились к зиме. Лед мосты построил, чтобы все живое в воде
не погибло. Иней украсил. Снежинка покрыла землю покрывалом.
Ответы детей (Сказка учит быть добрыми, отзывчивыми , помогать друг другу)
| Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации Познавательные: смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Регулятивные:определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
| 7.Творческая работа. Работа
| Выбор (творческого) задания, направленного на эмоциональную сферу читательской деятельности учащихся.
А сейчас, поработаем в группах, и покажем свое творчество.
Две группы будут читать по ролям. Сколько артистов нам потребуется? Сейчас вы попробуете прочитать эту сказку по ролям в группах 1 и 2. (на листочках план работы) Третьей группе предлагаю сочинить по предложенным рифмам небольшое стихотворение (раздать рифмы)
4 группе предлагается, написать письмо Деду Морозу от ребят вашего класса (план на листочке) Как поняли задания группы? Учитель даёт время на подготовку
( 5 минут) Помогает по необходимости и проверяет, как идёт подготовка.
-Оценить деятельность работы групп.
-Молодцы, поработали творчески.
|
6 артистов
Выступления групп
1, 2 группа. На голове у каждого действующего лица шапочка с героем. Дети читают по ролям сказку. 3 группа. Ученик или группа зачитывают стихотворение.
4 группа. Ученик от данной группы зачитывает письмо Деду Морозу.
| Регулятивные
Регулятивные (контроль, оценка)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
| 8.Рефлексия
Контрольно – оценочный этап
Формировать умение оценивать себя
Сюрпризный момент
| -Подведём итоги нашего урока.
- С какой сказкой познакомились на уроке?
-Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?
-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?
– Чтобы вам легче было рассказать дома, как вы работали на этом уроке, заполните лист самооценки: если вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок зелёным;
если редко – желтым;
не делали – красным.
-У кого получились все кружки зелёными, выйдите к доске. У кого 4 кружка зелёных – встаньте. У кого 3 – поднимите руку. Давайте похлопаем лучшим мыслителям и творцам! Остальным пожелаем дальнейшей плодотворной работы.
Звучит новогодняя музыка. Появляется игрушечный Дед Мороз с мешком.
-Ребята Дед Мороз очень доволен вашей работой на уроке, тем, что вы очень любите читать, очень культурные и образованные дети и в преддверии Нового года он посылает вам небольшие подарочки ( книги-раскраски)
| -Русская народная сказка о природе «Дети Деда Мороза»
Ответы детей
Ответы детей
Самооценка
Заполняют лист самооценки:
*Я сочинял письмо, стихотворение
Я отгадывал загадки
Я читал выразительно вслух
Я отвечал на вопросы учителя
Я активно работал в группе.
Подсчет результатов.
| Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
| 9.Домашнее
задание
| - Предлагаю вам задания на выбор
1.РТс.62 зад.4 раскрасьте предложенный рисунок и сочините сказку по картинке.
2. Уч. с. 140-141
отвечать на вопросы плана, поработать над пересказом сказки
И конечно же, не забывайте, что уже пришло время писать письма Деду Морозу.
Всем спасибо за урок.
|
|
| |