Скачать 0.86 Mb.
|
УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 11.06.2010 № 60 Образовательный стандарт СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Основные нормативы и требования) Адукацыйны стандарт СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ (Асноўныя нарматывы і патрабаванні) Educational standard SPECIAL EDUCATION (Basic standards and requirements) 1. Область применения Образовательный стандарт специального образования раскрывает термины и определения, содержащиеся в стандарте; определяет общие требования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования на уровне общего среднего образования; содержанию специального образования на уровне общего среднего образования; срокам обучения применительно к разным категориям лиц с особенностями психофизического развития (далее ОПФР); оптимальному объему учебной нагрузки в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования на уровне общего среднего образования; уровню подготовки выпускников с ОПФР в соответствии со структурой и степенью тяжести физического и (или) психического нарушения; документам об образовании. Образовательный стандарт специального образования (далее – образовательный стандарт) является основой для разработки учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования; учебных программ по учебным предметам учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования; программ коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования. На основании требований настоящего образовательного стандарта разрабатываются образовательные стандарты по отдельным учебным предметам и коррекционным занятиям учебных планов специального образования. Образовательный стандарт специального образования, образовательные стандарты по отдельным учебным предметам и коррекционным занятиям обязательны для применения республиканскими органами государственного управления; местными исполнительными распорядительными органами; учреждениями, обеспечивающими получение специального образования; учреждениями, обеспечивающими получение высшего педагогического образования; учреждениями, осуществляющими повышение квалификации и переподготовку соответствующих педагогических кадров; научно-методическими учреждениями, осуществляющими разработку учебных планов и программ специального образования. 2. Термины и определения В настоящем образовательном стандарте используются следующие основные термины и их определения. Руководящий документ Республики Беларусь – по СТБ 22.0.1. Система стандартов в сфере образования (ССО) – комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, обеспечивающие упорядоченную деятельность в сфере образования, – по СТБ 22.0.1. Образовательный стандарт специального образования – нормативный технический документ, определяющий обязательный минимум содержания специального образования, оптимальный объем учебной нагрузки, сроки обучения в соответствии с типом учреждения образования применительно к разным категориям учащихся с ОПФР, содержащий требования к уровню подготовки выпускников с учетом их социальной адаптированности и к документам об образовании. Образовательные стандарты по учебным предметам – нормативные документы, определяющие цели, задачи учебного предмета, обязательный минимум содержания образования по учебному предмету и устанавливающие требования к уровню подготовки выпускников в соответствии со структурой и степенью тяжести их физических и (или) психических нарушений. Образовательные стандарты по коррекционным занятиям – нормативные документы, определяющие цели, задачи и содержание коррекционных занятий. Специальное образование – процесс обучения и воспитания учащихся с ОПФР, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество. Содержание специального образования – педагогически адаптированный социальный опыт (в составе системы знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений), использование и переработка которого ориентированы на формирование ценностей национальной и общечеловеческой культуры, коррекцию имеющихся физических и (или) психических нарушений, обеспечение самоопределения и самореализации учащихся с ОПФР, повышение качества жизни и адаптацию их в обществе. Учебный план специального образования – нормативный технический документ, устанавливающий перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам, количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение коррекционных и факультативных занятий, общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского или местных бюджетов. Оптимальный объем учебной нагрузки – обязательное количество учебных часов, отводимых на изучение учебных предметов, проведение коррекционных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий; общее количество учебных часов, финансируемых из местного бюджета в каждом классе в учебную неделю. Коррекционные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая обеспечивает исправление или ослабление имеющихся у учащихся физических и (или) психических нарушений. 3. Общие положения 3.1. Задачи образовательного стандарта Образовательный стандарт призван обеспечить: оптимальную степень упорядочения структуры, содержания специального образования, его результатов, объема оптимальной учебной нагрузки для учащихся с ОПФР; преемственность в содержании специального образования; регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в достижении целей специального образования, повышении его качества. 3.2. Структура образовательного стандарта Образовательный стандарт раскрывает область его применения, содержит определения терминов основных объектов стандартизации, общие положения, а также включает: цель и задачи специального образования; общие требования: к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования; к специальным условиям для получения образования учащимися с ОПФР; к документам об образовании; к обязательному минимуму содержания образования на базовом уровне изучения учебных предметов для учащихся с ОПФР в соответствии с их познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения; к составу учебных предметов и коррекционных занятий для учреждений, обеспечивающих получение специального образования; к объему оптимальной учебной нагрузки в каждом классе в учебную неделю; к особенностям организации образовательного процесса в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования; к уровню подготовки выпускников с ОПФР в соответствии с их познавательными возможностями. Общие требования к обязательному минимуму содержания специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов, уровню подготовки выпускников по учебному предмету устанавливаются образовательными стандартами по соответствующим учебным предметам. Общие требования к перечню учебных предметов и коррекционных занятий для учреждений, обеспечивающих получение специального образования, устанавливаются настоящим образовательным стандартом в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения психофизического развития учащихся. 4. Цель и задачи специального образования Целью специального образования является повышение качества жизни учащихся с ОПФР через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья. Задачи специального образования: обеспечение специальных условий для овладения учащимися с ОПФР основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья; формирование у учащихся с ОПФР готовности к трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору и активной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства; сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения. 5. Общие требования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования На уровне общего среднего образования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования, относятся: специальные учреждения образования; общеобразовательные учреждения, создавшие условия для получения образования учащимися с ОПФР. В зависимости от физических и (или) психических нарушений развития детей с ОПФР создаются следующие специальные учреждения образования: специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями зрения; специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с тяжелыми нарушениями речи; специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушением слуха (первое и второе отделения); вспомогательная школа (школа-интернат) (первое и второе отделения); центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Ко всем специальным учреждениям образования предъявляются следующие общие требования. Специальное учреждение образования является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами Республики Беларусь ”Об образовании“, ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“, ”Об общем среднем образовании“, другим законодательством Республики Беларусь, настоящим образовательным стандартом специального образования, Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате), Положением о вспомогательной школе (школе-интернате), Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, уставами названных специальных учреждений образования. Материально-техническая база специального учреждения образования формируется учредителем в соответствии с установленными законодательством Республики Беларусь нормативами. Помещения, кабинеты, лаборатории, площадки оснащаются средствами обучения, учебным оборудованием в соответствии с перечнем средств обучения, учебного оборудования для специальных учреждений образования и общеобразовательных учреждений, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь. Специальные учреждения образования комплектуются педагогическими работниками, имеющими высшее педагогическое (дефектологическое) образование и (или) квалификацию учителя-дефектолога (учитель-дефектолог, учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог) и (или) базовое образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета, и необходимую квалификацию. Финансирование расходов на содержание специального учреждения образования осуществляется в соответствии с государственными нормативами в расчете на одного учащегося с ОПФР. В специальных учреждениях образования должны быть созданы условия для проведения коррекционных занятий (наличие кабинетов коррекционной работы, оснащенных необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой). В специальных учреждениях образования должны быть созданы условия для проведения факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, организационно-воспитательной и кружковой работы, деятельности общественных организаций (объединений) работников и учащихся. В специальных общеобразовательных и вспомогательных школах-интернатах должны быть созданы условия для круглосуточного пребывания учащихся. В общеобразовательных учреждениях, создавших условия для получения образования учащимися с ОПФР (далее – общеобразовательных учреждениях), обучение и воспитание учащихся с ОПФР осуществляется в специальных классах или классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания. Обучение и воспитание учащихся с ОПФР в общеобразовательном учреждении может быть организовано при выполнении следующих общих требований: укомплектованность педагогическими (дефектологическими) кадрами; введение должности учителя-дефектолога в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания полной наполняемости; организация коррекционно-педагогических занятий (коррекционных занятий и уроков по отдельным учебным предметам специального учебного плана) для учащихся с ОПФР в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания неполной наполняемости; материально-техническое и учебно-материальное обеспечение в соответствии с государственными нормативами для специального учреждения образования; наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой; профессиональной и личностной готовности педагогических работников общеобразовательного учреждения к обучению и воспитанию учащихся с ОПФР. 6. Общие требования к обязательному содержанию специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов 6.1. Состав учебных предметов в специальных учреждениях образования Состав учебных предметов определяется настоящим образовательным стандартом в зависимости от возможностей освоения содержания учебных предметов отдельными категориями лиц с ОПФР. 6.2. Уровень изучения учебных предметов Содержание специального образования направлено на повышение качества жизни учащихся с ОПФР, их социальное развитие, ознакомление с окружающим миром, максимально возможное включение в социальное и социально-эмоциональное взаимодействие, формирование жизнеспособной личности, готовой к активному участию в социальной практике, жизнедеятельности в обществе. Изучение учебных предметов в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) всех видов, в первом отделении вспомогательной школы (школы-интерната) осуществляется на базовом уровне, который предусматривает минимально необходимый объем содержания учебного материала, требования к усвоению которого задаются как планируемые результаты обучения в системе знаний, умений, разнообразных способов учебной деятельности, достижение которых гарантируется учащемуся в рамках учебных часов, отводимых учебным планом специального образования. Учащиеся с ОПФР, которые получают специальное образование в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания гимназии или лицея, могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне в соответствии с учебным планом гимназии или лицея в целях углубления в содержание образования по отдельным учебным предметам. Изучение учебных предметов во втором отделении вспомогательных школ (школ-интернатов), в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации осуществляется в системе знаний об окружающем мире, доступных для освоения учащимися, навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков в рамках учебных часов, отводимых учебным планом соответствующего вида специального учреждения образования. В специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах): на I ступени общего среднего образования осуществляется пропедевтика профессионального самоопределения учащихся, способствующая приобретению ими первоначального опыта участия в различных видах деятельности в соответствии со своими склонностями и интересами; на II ступени общего среднего образования ведущей является общественно значимая деятельность, возрастают возможности самоорганизации, возникают профессиональные намерения, составляющие основу для профессионального самоопределения учащихся; на III ступени общего среднего образования основным целевым ориентиром профессионального самоопределения учащихся является обеспечение пространства выбора будущей профессиональной деятельности. Это позволит учащимся сориентироваться в многообразии профессий и видов профессиональной деятельности. Во вспомогательных школах (школах-интернатах): в первом отделении осуществляется подготовка к осознанному профессиональному самоопределению обучающихся, обеспечению социальной адаптации и интеграции их в общество; во втором отделении ведущей является деятельность по формированию у учащихся социально значимых знаний и умений, необходимых им в повседневной жизни, навыков культурного и социального поведения, обеспечивающего максимально возможную интеграцию в общество. В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ведущей является деятельность, обеспечивающая поступательное социокультурное развитие учащегося путем целенаправленной передачи ему системы ценностей, правил поведения, знаний, умений и навыков в целях его социальной адаптации и включения в жизнь общества. 6.3. Коррекционные занятия. Факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия Создание равных условий для получения специального образования учащимися с ОПФР в соответствии с состоянием их здоровья обеспечивается установлением базового уровня изучения учебных предметов в совокупности с системой коррекционных занятий и для отдельных категорий учащихся с ОПФР факультативных занятий. Содержание коррекционных занятий направлено на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений учащихся. Обязательное количество учебных часов для проведения коррекционных занятий в каждом классе в учебную неделю устанавливается учебными планами специального образования в соответствии с настоящим образовательным стандартом. При получении специального образования учащимся с ОПФР в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания на проведение коррекционных занятий выделяется не менее 1 учебного часа в учебную неделю. Стимулирующие и поддерживающие занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время с учащимися, которые испытывают временные трудности в изучении отдельных учебных предметов, или с наиболее способными учащимися, имеющими склонности к изучению отдельных учебных предметов. Факультативные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая обеспечивает создание условий для обучения и воспитания учащихся с ОПФР с учетом индивидуальных потребностей, способностей и запросов, возможностей учреждения, обеспечивающего получение специального образования. За счет часов, отведенных на проведение факультативных занятий, по решению педагогического совета учреждения образования могут проводиться стимулирующие и поддерживающие занятия. В учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, за исключением второго отделения вспомогательной школы (школы-интерната) и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, могут проводиться факультативные занятия естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности. Учащиеся, с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья, могут изучать на факультативных занятиях отдельные учебные предметы на повышенном уровне в пределах установленного учебным планом специального образования количества учебных часов. |
Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо направления подготовки 100400 «Туризм», 28 октября 2009 г | Государственный образовательный стандарт по специальности 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы» | ||
Б в. 13 «Предпринимательское право» 190600. 62 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» | Средняя школа №8 была открыта в 1953 г в Красноперекопском рабочем районе г. Ярославля. Учащиеся преимущественно проживают в частном... | ||
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной... | Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной... | ||
Федеральный государственный образовательный стандарт – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий человека... | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной... | ||
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – фгос спо) представляет... | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |