Образовательный стандарт специальное образование


НазваниеОбразовательный стандарт специальное образование
страница1/7
ТипОбразовательный стандарт
  1   2   3   4   5   6   7
УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

11.06.2010 № 60
Образовательный стандарт

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(Основные нормативы и требования)
Адукацыйны стандарт

СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ

(Асноўныя нарматывы і патрабаванні)
Educational standard

SPECIAL EDUCATION

(Basic standards and requirements)
1. Область применения

Образовательный стандарт специального образования раскрывает термины и определения, содержащиеся в стандарте; определяет общие требования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования на уровне общего среднего образования; содержанию специального образования на уровне общего среднего образования; срокам обучения применительно к разным категориям лиц с особенностями психофизического развития (далее  ОПФР); оптимальному объему учебной нагрузки в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования на уровне общего среднего образования; уровню подготовки выпускников с ОПФР в соответствии со структурой и степенью тяжести физического и (или) психического нарушения; документам об образовании.

Образовательный стандарт специального образования (далее – образовательный стандарт) является основой для разработки учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования; учебных программ по учебным предметам учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования; программ коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования.

На основании требований настоящего образовательного стандарта разрабатываются образовательные стандарты по отдельным учебным предметам и коррекционным занятиям учебных планов специального образования.

Образовательный стандарт специального образования, образовательные стандарты по отдельным учебным предметам и коррекционным занятиям обязательны для применения республиканскими органами государственного управления; местными исполнительными распорядительными органами; учреждениями, обеспечивающими получение специального образования; учреждениями, обеспечивающими получение высшего педагогического образования; учреждениями, осуществляющими повышение квалификации и переподготовку соответствующих педагогических кадров; научно-методическими учреждениями, осуществляющими разработку учебных планов и программ специального образования.

2. Термины и определения

В настоящем образовательном стандарте используются следующие основные термины и их определения.

Руководящий документ Республики Беларусь – по СТБ 22.0.1.

Система стандартов в сфере образования (ССО) – комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, обеспечивающие упорядоченную деятельность в сфере образования, – по СТБ 22.0.1.

Образовательный стандарт специального образования – нормативный технический документ, определяющий обязательный минимум содержания специального образования, оптимальный объем учебной нагрузки, сроки обучения в соответствии с типом учреждения образования применительно к разным категориям учащихся с ОПФР, содержащий требования к уровню подготовки выпускников с учетом их социальной адаптированности и к документам об образовании.

Образовательные стандарты по учебным предметам – нормативные документы, определяющие цели, задачи учебного предмета, обязательный минимум содержания образования по учебному предмету и устанавливающие требования к уровню подготовки выпускников в соответствии со структурой и степенью тяжести их физических и (или) психических нарушений.

Образовательные стандарты по коррекционным занятиям – нормативные документы, определяющие цели, задачи и содержание коррекционных занятий.

Специальное образование – процесс обучения и воспитания учащихся с ОПФР, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество.

Содержание специального образования – педагогически адаптированный социальный опыт (в составе системы знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений), использование и переработка которого ориентированы на формирование ценностей национальной и общечеловеческой культуры, коррекцию имеющихся физических и (или) психических нарушений, обеспечение самоопределения и самореализации учащихся с ОПФР, повышение качества жизни и адаптацию их в обществе.

Учебный план специального образования – нормативный технический документ, устанавливающий перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам, количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение коррекционных и факультативных занятий, общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского или местных бюджетов.

Оптимальный объем учебной нагрузки – обязательное количество учебных часов, отводимых на изучение учебных предметов, проведение коррекционных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий; общее количество учебных часов, финансируемых из местного бюджета в каждом классе в учебную неделю.

Коррекционные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая обеспечивает исправление или ослабление имеющихся у учащихся физических и (или) психических нарушений.

3. Общие положения

3.1. Задачи образовательного стандарта

Образовательный стандарт призван обеспечить:

оптимальную степень упорядочения структуры, содержания специального образования, его результатов, объема оптимальной учебной нагрузки для учащихся с ОПФР;

преемственность в содержании специального образования;

регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в достижении целей специального образования, повышении его качества.

3.2. Структура образовательного стандарта

Образовательный стандарт раскрывает область его применения, содержит определения терминов основных объектов стандартизации, общие положения, а также включает:

цель и задачи специального образования;

общие требования:

к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования;

к специальным условиям для получения образования учащимися с ОПФР;

к документам об образовании;

к обязательному минимуму содержания образования на базовом уровне изучения учебных предметов для учащихся с ОПФР в соответствии с их познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения;

к составу учебных предметов и коррекционных занятий для учреждений, обеспечивающих получение специального образования;

к объему оптимальной учебной нагрузки в каждом классе в учебную неделю;

к особенностям организации образовательного процесса в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования;

к уровню подготовки выпускников с ОПФР в соответствии с их познавательными возможностями.

Общие требования к обязательному минимуму содержания специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов, уровню подготовки выпускников по учебному предмету устанавливаются образовательными стандартами по соответствующим учебным предметам.

Общие требования к перечню учебных предметов и коррекционных занятий для учреждений, обеспечивающих получение специального образования, устанавливаются настоящим образовательным стандартом в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения психофизического развития учащихся.

4. Цель и задачи специального образования

Целью специального образования является повышение качества жизни учащихся с ОПФР через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья.

Задачи специального образования:

обеспечение специальных условий для овладения учащимися с ОПФР основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья;

формирование у учащихся с ОПФР готовности к трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору и активной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения.

5. Общие требования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования

На уровне общего среднего образования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования, относятся:

специальные учреждения образования;

общеобразовательные учреждения, создавшие условия для получения образования учащимися с ОПФР.

В зависимости от физических и (или) психических нарушений развития детей с ОПФР создаются следующие специальные учреждения образования:

специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями зрения;

специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с тяжелыми нарушениями речи;

специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушением слуха (первое и второе отделения);

вспомогательная школа (школа-интернат) (первое и второе отделения);

центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Ко всем специальным учреждениям образования предъявляются следующие общие требования.

Специальное учреждение образования является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами Республики Беларусь ”Об образовании“, ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“, ”Об общем среднем образовании“, другим законодательством Республики Беларусь, настоящим образовательным стандартом специального образования, Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате), Положением о вспомогательной школе (школе-интернате), Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, уставами названных специальных учреждений образования.

Материально-техническая база специального учреждения образования формируется учредителем в соответствии с установленными законодательством Республики Беларусь нормативами.

Помещения, кабинеты, лаборатории, площадки оснащаются средствами обучения, учебным оборудованием в соответствии с перечнем средств обучения, учебного оборудования для специальных учреждений образования и общеобразовательных учреждений, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.

Специальные учреждения образования комплектуются педагогическими работниками, имеющими высшее педагогическое (дефектологическое) образование и (или) квалификацию учителя-дефектолога (учитель-дефектолог, учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог) и (или) базовое образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета, и необходимую квалификацию.

Финансирование расходов на содержание специального учреждения образования осуществляется в соответствии с государственными нормативами в расчете на одного учащегося с ОПФР.

В специальных учреждениях образования должны быть созданы условия для проведения коррекционных занятий (наличие кабинетов коррекционной работы, оснащенных необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой).

В специальных учреждениях образования должны быть созданы условия для проведения факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, организационно-воспитательной и кружковой работы, деятельности общественных организаций (объединений) работников и учащихся.

В специальных общеобразовательных и вспомогательных школах-интернатах должны быть созданы условия для круглосуточного пребывания учащихся.

В общеобразовательных учреждениях, создавших условия для получения образования учащимися с ОПФР (далее – общеобразовательных учреждениях), обучение и воспитание учащихся с ОПФР осуществляется в специальных классах или классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

Обучение и воспитание учащихся с ОПФР в общеобразовательном учреждении может быть организовано при выполнении следующих общих требований:

укомплектованность педагогическими (дефектологическими) кадрами;

введение должности учителя-дефектолога в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания полной наполняемости;

организация коррекционно-педагогических занятий (коррекционных занятий и уроков по отдельным учебным предметам специального учебного плана) для учащихся с ОПФР в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания неполной наполняемости;

материально-техническое и учебно-материальное обеспечение в соответствии с государственными нормативами для специального учреждения образования;

наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой;

профессиональной и личностной готовности педагогических работников общеобразовательного учреждения к обучению и воспитанию учащихся с ОПФР.

6. Общие требования к обязательному содержанию специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов

6.1. Состав учебных предметов в специальных учреждениях образования

Состав учебных предметов определяется настоящим образовательным стандартом в зависимости от возможностей освоения содержания учебных предметов отдельными категориями лиц с ОПФР.

6.2. Уровень изучения учебных предметов

Содержание специального образования направлено на повышение качества жизни учащихся с ОПФР, их социальное развитие, ознакомление с окружающим миром, максимально возможное включение в социальное и социально-эмоциональное взаимодействие, формирование жизнеспособной личности, готовой к активному участию в социальной практике, жизнедеятельности в обществе.

Изучение учебных предметов в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) всех видов, в первом отделении вспомогательной школы (школы-интерната) осуществляется на базовом уровне, который предусматривает минимально необходимый объем содержания учебного материала, требования к усвоению которого задаются как планируемые результаты обучения в системе знаний, умений, разнообразных способов учебной деятельности, достижение которых гарантируется учащемуся в рамках учебных часов, отводимых учебным планом специального образования.

Учащиеся с ОПФР, которые получают специальное образование в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания гимназии или лицея, могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне в соответствии с учебным планом гимназии или лицея в целях углубления в содержание образования по отдельным учебным предметам.

Изучение учебных предметов во втором отделении вспомогательных школ (школ-интернатов), в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации осуществляется в системе знаний об окружающем мире, доступных для освоения учащимися, навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков в рамках учебных часов, отводимых учебным планом соответствующего вида специального учреждения образования.

В специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах):

на I ступени общего среднего образования осуществляется пропедевтика профессионального самоопределения учащихся, способствующая приобретению ими первоначального опыта участия в различных видах деятельности в соответствии со своими склонностями и интересами;

на II ступени общего среднего образования ведущей является общественно значимая деятельность, возрастают возможности самоорганизации, возникают профессиональные намерения, составляющие основу для профессионального самоопределения учащихся;

на III ступени общего среднего образования основным целевым ориентиром профессионального самоопределения учащихся является обеспечение пространства выбора будущей профессиональной деятельности. Это позволит учащимся сориентироваться в многообразии профессий и видов профессиональной деятельности.

Во вспомогательных школах (школах-интернатах):

в первом отделении осуществляется подготовка к осознанному профессиональному самоопределению обучающихся, обеспечению социальной адаптации и интеграции их в общество;

во втором отделении ведущей является деятельность по формированию у учащихся социально значимых знаний и умений, необходимых им в повседневной жизни, навыков культурного и социального поведения, обеспечивающего максимально возможную интеграцию в общество.

В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ведущей является деятельность, обеспечивающая поступательное социокультурное развитие учащегося путем целенаправленной передачи ему системы ценностей, правил поведения, знаний, умений и навыков в целях его социальной адаптации и включения в жизнь общества.

6.3. Коррекционные занятия. Факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия

Создание равных условий для получения специального образования учащимися с ОПФР в соответствии с состоянием их здоровья обеспечивается установлением базового уровня изучения учебных предметов в совокупности с системой коррекционных занятий и для отдельных категорий учащихся с ОПФР факультативных занятий.

Содержание коррекционных занятий направлено на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений учащихся. Обязательное количество учебных часов для проведения коррекционных занятий в каждом классе в учебную неделю устанавливается учебными планами специального образования в соответствии с настоящим образовательным стандартом. При получении специального образования учащимся с ОПФР в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания на проведение коррекционных занятий выделяется не менее 1 учебного часа в учебную неделю.

Стимулирующие и поддерживающие занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время с учащимися, которые испытывают временные трудности в изучении отдельных учебных предметов, или с наиболее способными учащимися, имеющими склонности к изучению отдельных учебных предметов.

Факультативные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая обеспечивает создание условий для обучения и воспитания учащихся с ОПФР с учетом индивидуальных потребностей, способностей и запросов, возможностей учреждения, обеспечивающего получение специального образования. За счет часов, отведенных на проведение факультативных занятий, по решению педагогического совета учреждения образования могут проводиться стимулирующие и поддерживающие занятия.

В учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, за исключением второго отделения вспомогательной школы (школы-интерната) и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, могут проводиться факультативные занятия естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.

Учащиеся, с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья, могут изучать на факультативных занятиях отдельные учебные предметы на повышенном уровне в пределах установленного учебным планом специального образования количества учебных часов.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Образовательный стандарт специальное образование iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо направления подготовки 100400 «Туризм», 28 октября 2009 г

Образовательный стандарт специальное образование iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту.
Государственный образовательный стандарт по специальности 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы»

Образовательный стандарт специальное образование iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Б в. 13 «Предпринимательское право» 190600. 62 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»

Образовательный стандарт специальное образование iconОтчет о самооценке общеобразовательного учреждения
Средняя школа №8 была открыта в 1953 г в Красноперекопском рабочем районе г. Ярославля. Учащиеся преимущественно проживают в частном...

Образовательный стандарт специальное образование iconОбразовательный стандарт начального профессионального образования...
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной...

Образовательный стандарт специальное образование iconОбразовательный стандарт начального профессионального образования...
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной...

Образовательный стандарт специальное образование iconОсновная образовательная программа основного общего образования Дур-Дур 2015
Федеральный государственный образовательный стандарт – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий человека...

Образовательный стандарт специальное образование iconРабочая программа по английскому языку основное общее образование
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной...

Образовательный стандарт специальное образование iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – фгос спо) представляет...

Образовательный стандарт специальное образование iconФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск