Филологический факультет кафедра иностранных языков и лингводидактики


НазваниеФилологический факультет кафедра иностранных языков и лингводидактики
страница1/6
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ

Формирование фонетических навыков учащихся начальных классов общеобразовательной школы с использованием фонетической зарядки

(выпускная квалификационная работа)

Выполнила: Сумкина Н. С.

IV курс, английская группа

Научный руководитель: д.пед.н., проф. Комарова Ю. А.



Санкт-Петербург

2016 г.

Содержание


Введение 4

Глава 1. Теоретические вопросы формирования фонетических навыков учащихся начальных классов с использованием фонетической зарядки 10

1.1.Психолого-педагогические особенности формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы 10

1.2.Фонетический материал, подлежащий овладению учащимися начальной школы 18

1.3.Фонетическая зарядка как эффективное средство овладения фонетическим материалом учащимися младших классов 27

Выводы по главе I 39

Глава 2. Методика формирования фонетических навыков учащихся начальных классов с использованием фонетической зарядки 42

2.1. Анализ УМК по английскому языку для начальной школы с целью выявления роли фонетической зарядки 42

2.1.1. Анализ УМК «Звёздный английский» (“Starlight”)

для 2-4 классов 45

2.1.2. Анализ УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”)

для 2-4 класса 46

2.1.3. Анализ УМК «Английский язык. Brilliant» для 2-4

классов 48

2.1.4. Анализ УМК Английский язык для 2-4 классов

серии “English Favourite 50

2.1.5. Анализ УМК Английский язык (серия "Forward")

для 2-4 классов 52

2.1.6. Результаты анализа 54

2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование фонетических навыков учащихся начальных классов 56

2.3. Практическая разработка 65

Выводы по главе II 72

Заключение 73

Список литературы 76

Список сокращений 82

Приложение 83

Введение

В современном мире владение иностранным языком имеет большое значение для эффективности межкультурной коммуникации. В свою очередь, овладение иноязычной речью напрямую зависит от эффективности выбранной методики. Современная методика обучения иностранным языкам предполагает, что для полноценного речевого общения на иностранном языке необходимо овладеть средствами и деятельностью общения.

Среди средств общения особое внимание следует уделить фонетическим средствам, успешное овладение которыми является необходимым условием качественного пользования языком как средством коммуникации в соответствии с существующими в языке нормами. «Целью обучения фонетическим средствам является формирование фонетических навыков – речевых действий, выполнение которых характеризуется высоким уровнем совершенства» [Щукин, 2011: 31]. Такие навыки являются частью речевых умений, поэтому их недостаточная сформированность может привести к нарушению коммуникации.

Формирование фонетических навыков сопряжено с рядом значительных трудностей, возникающих по причине различий между фонетическим строем родного и изучаемого языка, а так же, что не менее важно, из-за индивидуальных особенностей учащихся, поэтому приступать к решению этой нелегкой задачи следует уже на ранних этапах обучения, то есть в начальной школе.

Именно на начальном этапе обучения происходит формирование слухо-произносительной базы, которая должна упрочиваться на более продвинутых этапах. Если на начальном этапе не уделять должного внимания формированию фонетических навыков, то впоследствии могут появиться как ошибки в произношении, так и проблемы с развитием речевых умений, исправить которые будет очень трудно на последующих этапах обучения.

К условиям, влияющим на успешность обучения фонетической стороне языка относится определение трудностей воспроизведения и восприятия звуков, выявление зон положительного переноса и интерференции, развитость речевого слуха. Также, следует учитывать, что обучение фонетическим навыкам не является самоцелью, а развивается в тесной связи с другими навыками (грамматическими и лексическими) и речевыми умениями (аудирование, говорение, чтение, письмо).
Помимо этого, при обучении фонетической стороне языка следует учитывать психолого-педагогические характеристики учащихся начальных классов. Дети в возрасте 7-8 лет «в большинстве своем обладают способностью к имитации, хорошо развитым речевым слухом, стремлением к контактности и общительности», а также хорошо развитой долговременной памятью [Гальскова; Гез, 2006: 279]. Все перечисленные качества являются преимуществами раннего обучения иностранному языку и, в частности, фонетической стороне языка. При этом не следует забывать, что объем внимания у учащихся начальной школы невелик, а сосредоточенность кратковременна, что создает дополнительные трудности при обучении иностранному языку. По этой причине, очень важно найти способы привлечения и концентрации внимания учащихся, а также повысить их мотивацию и интерес к языку и культуре иностранного языка уже с малых лет.

Проблемами обучения фонетике на раннем этапе занимались такие методисты как Рогова Г. В., Пассов Е. И., Шатилов С. Ф., Бим И. Л. и другие исследователи, благодаря чему были достигнуты значительные успехи на пути решения проблем овладения иностранным языком и достижения большей эффективности процесса обучения. Однако до сих пор данная тематика остается открытой, и существует множество споров о том, как правильно и наиболее эффективно обучать фонетике иностранного языка в начальной школе.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, необходимостью поиска эффективных способов формирования речевых навыков у учащихся начальной школы, так как эффективность процесса обучения на раннем этапе связана с определенными трудностями и выбором средств для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия.

Во-вторых, потребностью в пересмотре технологий, способствующих повышению результативности образовательного процесса. Фонетические навыки необходимо формировать на раннем этапе обучения, чтобы впоследствии, на более продвинутых этапах, избежать проблем связанных не только с произношением, но и с развитием речевых умений. К сожалению, учителям не всегда удается достичь желаемого результата, используя возможности современных технологий обучения, из чего можно сделать вывод, что некоторые используемые сегодня приемы и методы не удовлетворяют потребностям образовательного процесса и нуждаются в пересмотре.

В-третьих, неполной исследованностью данной тематики. Проблемы обучения фонетике на раннем этапе все еще остаются не до конца решенными, а вопрос о наиболее эффективном способе обучения остается открытым.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка методики формирования фонетических навыков учащихся начальных классов общеобразовательной школы с использованием фонетической зарядки.

В соответствии с намеченной целью в работе решаются следующие задачи:

  1. выявить психолого-педагогические особенности формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы;

  2. проанализировать фонетический материал, подлежащий овладению в начальной школе;

  3. определить типы и виды фонетической зарядки как средства овладения фонетическим материалом на начальном этапе обучения;

  4. проанализировать УМК по английскому языку для начальных классов с целью выявления места и роли фонетической зарядки в формировании фонетических навыков;

  5. выявить комплексы упражнений по овладению фонетической стороной речи;

  6. разработать комплекс упражнений, направленных на поддержание и совершенствование фонетических навыков с использованием фонетической зарядки;

  7. представить практическую разработку для учащихся 2-4 классов на основе одного из проанализированных УМК по темам: Holidays, Weather, Family, Toys, Jobs, Sports.

Объект исследования – формирование фонетических навыков учащихся младших классов.

Предмет исследования – методика формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения с использованием фонетической зарядки.

Материалом исследования послужил материал для обучения фонетической стороне языка в учебно-методических комплексах по английскому языку для 2-4 классов, отобранные методом поиска по заданному критерию.

Методологической основой исследования явились теоретические и методологические принципы педагогической психологии, разработанные в трудах И. А. Зимней, Д. Б. Эльконина, Р. С. Немова, В. Д. Крутецкого, А. А. Люблинской, М. В. Гамезо и др., а так же теоретические положения процесса формирования фонетических навыков в методике преподавания иностранных языков, разработанные в исследованиях Н. Д. Гальсковой, Н. И: Гез, Р. К. Миньяр-Белоручева, А. А. Миролюбова, Е. И. Пассова, Г. В. Роговой, Е. Н: Солововой, С. Ф. Шатилова, А. Н. Щукина, Б. В. Беляева, В. А. Васильева и др.

В работе использованы следующие методы исследования: описательно-аналитический, классификационный и сравнительно-сопоставительный анализ.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в разработке методики формирования фонетических навыков учащихся начальных классов с использованием фонетической зарядки, уточнении определения термина «фонетическая зарядка», разработке принципов отбора содержания обучения, проведении компаративного анализа современных УМК по английскому языку для начальной школы с целью выявления роли и места фонетической зарядке в рамках данных систем.

Практическая ценность работы состоит в том, что разработанные комплексы упражнений с использованием фонетической зарядки могут применяться в учебном процессе в общеобразовательных школах. Разработанные упражнения помогут эффективному формированию и совершенствованию фонетических навыков при минимальных затратах времени.

Результаты исследования были апробированы в форме выступления на IX Международной студенческой научно-практической конференции, проходившей 23.04.2016 в г. Чебоксары. По результатам конференции был издан сборник статей «Студенческая наука XXI века». Основные положения доклада освещены в следующей публикации: Сумкина Н. С., Комарова Ю.А. Фонетическая зарядка как эффективное средство формирования фонетических навыков учащихся начальных классов общеобразовательной школы [Текст] / Н. С. Сумкина, Ю. А. Комарова // Студенческая наука XXI века : материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 613-165 http://elibrary.ru/item.asp?id=25923928.

Свидетельство участника конференции представлено в Приложении 1 (см. Приложение 1).

Работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений и приложения. Текст исследования изложен на 82 страницах и включает 9 таблиц.

Во введении определяется актуальность исследования, его цели и задачи, объект и предмет, материал и методологическая основа, а также теоретическая значимость и практическая ценность исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы использования фонетической зарядки с целью формирования фонетических навыков учащихся начальных классов. Вторая глава посвящена методике формирования фонетических навыков учащихся начальных классов с использованием фонетической зарядки. В заключении содержатся общие выводы исследования и авторская оценка работы с точки зрения решения поставленных задач.

Глава 1.Теоретические вопросы использования фонетической зарядки как средства формирования фонетических навыков учащихся начальных классов

    1. .Психолого-педагогические особенности формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы

Учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей школьников в учебно-воспитательной работе чрезвычайно важен при отборе таких методов и средств, которые соответствовали бы особенностям, запросам и возможностям учащихся определенного возраста.

Возрастная и педагогическая психология относит к группе младшего школьного возраста детей в возрасте от 6 до 10 лет, обучающихся в 1 – 4 классах начальной школы. Возрастная характеристика определяется не только физиологическими особенностями организма, но также изменением положения ребенка в семье и в школе, изменением форм обучения и воспитания, новыми формами деятельности.

В это время «происходит функциональное совершенствование мозга развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы» [Крутецкий, 1972: 44].

Физиологическое развитие влияет на психические изменения. С поступлением в школу у ребенка полностью меняется весь уклад его жизни.

У ребенка младшего школьного возраста сохраняется потребность в игре, но основной формой деятельности становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков. «На основе учебной деятельности у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения» [Зимняя, 1991: 125]. Так же сохраняется потребность в движении, поэтому на начальном этапе обучения учителю следует включать в процесс обучения иностранным языкам различные игровые ситуации, давать ученикам возможность подвигаться по классу, организовывать подвижные игры на перемене.

Детям в начальной школе достаточно трудно осознать всю важность и сложность учебного процесса, который постепенно все менее становится похож на игру и все больше требует волевых усилий, труда, интеллектуальной активности и самоограничений. Очень важно, чтобы учитель с самого начала обучения внушал ребенку мысль, что учение – это работа над собой, причём работа интересная и важная, благодаря которой можно узнать много нового и полезного. «Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения» [Зимняя, 2001: 103]. По этой причине при обучении иностранному языку следует подбирать интересный, познавательный материал, который будет отвечать возрастным особенностям учащихся младшего возраста.

Помимо этого, ребенок нуждается в постоянном поощрении за проделанную работу, ведь чувство удовлетворения от своих достижений очень важно для ребенка в этом возрасте. В противном случае мотивация и естественный интерес к изучению иностранного языка может пропасть. Для того чтобы этого не происходило, необходимо включать в процесс обучения фонетической стороне языка дополнительные моральные стимулы. Применительно к детям, обучающимся в начальной школе, такие стимулы могут представлять собой, например, одобрение, похвалу, постановку ребенка в пример другим детям. «Важно, внимательно наблюдая за поведением ребенка, вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует, и чаще обращаться к формам морального поощрения, связанным с этим на первых порах обучения в школе желательно исключать или сводить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу» [Немов, 2001: 297] .

В то же время учителю необходимо дать понять ученикам, что учиться нужно не ради оценок, но ради достижения успехов и результатов и получения знаний, то есть формировать у учеников учебно-познавательные мотивы учебной деятельности. По этой причине на уроках иностранного языка и, в частности, при формировании фонетических навыков следует не только объяснять учащимся необходимость выполнения того или иного упражнения или задания, то есть ставить перед учениками цели, которые им необходимо достичь, но и представлять способы достижения этих целей. При этом разъяснения преподавателя должны быть представлены в игровой, простой и понятной для детей форме.

Еще одним внешним стимулом к обучению могут послужить интересные и разнообразные уроки, ведь ребенок в возрасте 6-10 лет еще не может полностью осознать ни целей обучения языку, ни необходимость образования в целом. «Между мотивирующей функцией позиции школьника и содержанием того, чем он занят на уроках математики или языка, нет прямой связи. И если эти занятия скучны и однообразны, интерес к ним теряется» [Эльконин, 1997: 267].

Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. У младшего школьника хорошо развиты различные формы восприятия информации: визуальные, аудиальные, кинестетические, поэтому при обучении фонетике следует разнообразить формы работы с учебным материалом, давать учащимся не только прослушать аудиозапись, но также увидеть графическое обозначение фонем, произнести их вслух. В то же время детям еще сложно сосредотачиваться на особенностях предмета и выделять среди них главные. Следовательно, «важно учить детей воспринимать всю форму целого предмета, а затем в ней выделять наиболее существенные (и характерные) признаки» [Люблинская, 1977: 194]. К вышесказанному следует также добавить, что «работа учителя должна быть постоянно направлена на обучение учащегося анализу, сравнению свойств предметов, выделению существенного и выражению его в слове» [Гамезо, Петрова, Орлова, 2003: 132].

Другой важной особенностью учащихся данного возраста является ярко выраженная эмоциональность восприятия, что означает связь восприятия с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Именно поэтому при формировании фонетических навыков у учащихся начальных классов не следует ограничиваться одним типом упражнений, заключающихся в монотонном повторении звуков за учителем. Для достижения больших результатов необходимо включать разнообразные упражнения, предполагающие использование разных видов наглядности, физической активности, взаимодействие с различными предметами и другими учениками, чередовать умственные занятия и занятия по выполнению внешних действий (составление схем, рисунков, чертежей).

Следует отметить, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, а объем и способность к распределению внимания меньше, чем у взрослого. Однако, несмотря на то, что данная психологическая особенность учащихся осложняет процесс обучения, непроизвольное внимание играет существенную роль при овладении пассивными фонетическими навыками.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Филологический факультет кафедра иностранных языков и лингводидактики iconЭкономический факультет кафедра иностранных языков
Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения

Филологический факультет кафедра иностранных языков и лингводидактики iconРезюме волонтера Маргариты Владимировны Горбуновой
Место учебы на сегодняшний день (класс/курс) – пгпу, филологический факультет 2 курс пгпу, факультет иностранных языков, вечернее...

Филологический факультет кафедра иностранных языков и лингводидактики iconКафедра иностранных языков гуманитарного факультета
Лингвистика и межкультурная коммуникация – Теория и методика преподавания иностранных языков и культур – квалификация выпускника:...

Филологический факультет кафедра иностранных языков и лингводидактики iconФакультет иностранных языков
Дайджест – 2010: Дипломные работы студентов факультета иностранных языков Педагогического института сгу имени Н. Г. Чернышевского...

Филологический факультет кафедра иностранных языков и лингводидактики iconРоссийской Федерации Национальное общество прикладной лингвистики...
Национальное общество прикладной лингвистики, факультет иностранных языков и регионоведения мгу имени М. В. Ломоносова и Арзамасский...

Филологический факультет кафедра иностранных языков и лингводидактики iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«обучение аудированию при подготовке к единому государственному экзамену по английскому языку»

Филологический факультет кафедра иностранных языков и лингводидактики iconПрограмма учебной дисциплины
Воробьева Н. М., кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки 4» фгобу впо «Финансовый университет при Правительстве...

Филологический факультет кафедра иностранных языков и лингводидактики iconКафедра иностранных языков гф

Филологический факультет кафедра иностранных языков и лингводидактики iconФакультет иностранных языков Кафедра теории речи и перевода
Дисциплина относится к разделу учебно-производственной практики. Как дисциплина общегуманитарной культуры, расширяет эрудицию, способствует...

Филологический факультет кафедра иностранных языков и лингводидактики iconФгбоу во «Чувгу им. И. Н. Ульянова») Факультет иностранных языков...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск