О портфолио выпускника ступени начального общего образования


Скачать 149.14 Kb.
НазваниеО портфолио выпускника ступени начального общего образования
ТипПриказ

Принято

на педагогическом совете

протокол № 2

от 05.12.2011


Утверждаю

Директор школы:

_____________Л. П. Корнилова

Приказ № 146 - ОД

от 28.12.2011г


ПОЛОЖЕНИЕ

о портфолио выпускника ступени начального общего образования
1.Общие положения

1.1. Оптимальным способом организации накопительной сис­темы оценки является портфолио – достижения обучающего­ся, понимаемые как сборник работ и результатов обучающе­гося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достиже­ния в различных областях.

1.2. Портфолио ученика начальной школы выступает как метод оценивания личностного роста  в рамках внедрения ФГОС.

1.3. Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию

1.4. «Портфолио» – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.).

1.5. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.     

1.6. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведутся с позиции достижения планируемых результатов с учётов основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями ФГОС.                   

1.7. Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

2. Назначение портфолио

2.1. Портфолио вводится с целью  объективного  фиксирования индивидуальных достижений школьников. 

2.2. Портфолио — это не только современная эф­фективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расши­рять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

  • формировать умение учиться — ставить цели, планиро­вать и организовывать собственную учебную деятельность.

2.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социально-коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

2.4. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио ученика, позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.

2.5. В процессе создания портфолио ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как постепенно формируется адекватная самооценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать.
3. Цели и задачи

3.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

3.2. Цель портфолио – выполнить роль индивидуальной накопительной оценки и определять рейтинг выпускников начальной школы.

3.3. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации; укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

3.4. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:

диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени;

целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом;

мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в

достижении положительных результатов;

содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ;

развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу;

рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
4. Порядок формирования портфолио

4.1. Основные направления деятельности по формированию Портфолио.

1.1.1. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования, администрация школы.

4.1.2. Обучающиеся:

  • осуществляют заполнение Портфолио;

  • оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной в образовательном учреждении структурой в папке с файлами;

  • при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, представленных в Портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления;

  • могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

4.1.3. Классный руководитель:

  • оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;

  • проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;

  • осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио учащегося начальной школы;

  • осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;

  • обеспечивает учащихся необходимыми формами, рекомендациями,

  • оформляет итоговые документы, табель успеваемости.

4.1.4.Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:

  • предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов Портфолио;

  • организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;

  • разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;

  • проводят экспертизу представленных работ по предмету;

  • пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

4.1.4. Администрация образовательного учреждения:

  • создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;

  • осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательного учреждения;

  • организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном процессе.

4.2. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

4.3. Период составления портфолио – 1-4 классы начальной школы.

4.4. Обучающийся в любой момент может поместить в любой раздел портфолио любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.

Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.

Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей результатов. В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные.
4.5. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.

4.6. Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка.
5. Структура и состав портфолио

5.1. Портфолио ученика имеет:

  • титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика) и который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником;

  • основную часть, которая включает в себя:

  • раздел « Знакомтесь, это я!» (социально-личностное развитие ученика): характеристика ученика, характеристика социума, сведения о семье, родственниках, о своей малой Родине, фотографии,. (Заполняется учителем вместе с ребенком и родителями (законными представителями).

  • Раздел «Моя школа»: (законы школьной жизни, интересы и увлечения, режим дня, правила безопасности)

  • Раздел «Мой Класс» (традиции класса, законы школьной жизни, жизненные принципы) расписание уроков и занятий внеурочной деятельности, любимые игрушки и книги ,классные поручения и т.д) (Заполняется классным руководителем, родителями, учеником).

  • раздел « Мои учебные достижения»:, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д. (Заполняется педагогами)

  • раздел « Мои достижения»: достижения ученика в различных предметных областях, участие в конкурсах, олимпиадах выставках, рисунки, фотографии поделок, результаты анкетирования. (Заполняется классным руководителем, родителями, учеником)

  • раздел «Мои проектные работы»: успехи в проектной и исследовательской деятельности (Заполняется по годам обучения классным руководителем, педагогами, родителями)

  • Раздел «Пожелания и отзывы» (размещается положительная оценка педагогом стараний ученика).

5.2. Портфолио по составу представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфолио должны допускать проведение независимой оценки, например при проведении аттестации педагогов.

5.3. В состав портфолио могут включаться резуль­таты, достигнутые учеником не только в ходе учебной дея­тельности, но и в иных формах активности: творческой, со­циальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседнев­ной школьной практики, так и за её пределами.

5.4. В портфолио учеников начальной школы, ко­торый используется для оценки достижения планируемых ре­зультатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

1. Выборки детских работ — формальных и творчес­ких, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обу­чающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования).

Обязательной со­ставляющей портфолио являются материалы стар­товой диагностики, промежуточных и итоговых стандар­изированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:

по русскому языку и литературному чте­нию, иностранному языку — диктанты и изложения, сочи­нения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

  • по математике — математические диктанты, оформ­ленные результаты мини-исследований, записи решения учеб­но-познавательных и учебно-практических задач, математи­ческие модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирую­щих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материа­лы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  • по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проек­тов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие рабо­ты, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  • по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской дея­тельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, ил­люстрации на заданную тему, продукты собственного творче­ства, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  • по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  • по физкультуре — видеоизображения примеров испол­нительской деятельности, дневники наблюдений и самоконт­роля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действи­ями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководи­теля), иные учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, заместители директора по учебной и воспитательной работе и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения обуча­ющихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
6. Критерии оценки достижений обучающихся

6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфолио в целом ведётся с позиций достиже­ния планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требовани­ями Стандарта.

6.2. Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
 Критерии оценки достижений обучающихся

Раздел

Индикатор

Б

Раздел « Знакомтесь, это я!» .

- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие фото, родословной

- 5 баллов – полностью соответствует требованиям;

- 3 балла – незначительные замечания

Раздел «Моя школа»

- наличие школьной мозаики, распорядка дня, безопасный маршрут до школы

- 5 баллов – полностью соответствует требованиям;

- 3 балла – незначительные замечания;

-1 балл недостаточная информация.

Раздел «Мой класс»

- наличие фото, даты рождения одноклассников, традиции моего класса, мои добрые дела, жизненные принципы

- 5 баллов – полностью соответствует требованиям;

- 3 балла – незначительные замечания;

-1 балл - недостаточная информация, отсутствие фото.

Раздел «Мои учебные достижения»

- мои цели, оценка знаний по предметам, сообщения, творческие и проектные работы по предметам

- 5 баллов – полностью соответствует требованиям;

- 3 балла – незначительные замечания

Раздел «Мои достижения»


- участие в конкурсах, олимпиадах, мероприятиях


- 5 баллов– всероссийский уровень;

- 3 балла – муниципальный уровень;

- 1 балл школьный уровень.

Раздел «Мои проектные работы»

- участие в классных и школьных проектах

- 5 баллов - школьный уровень

( мероприятия, конкурсы, утренники);

-3 балла – классный уровень.

Раздел «Пожелания и отзывы»

- отзывы о портфолио учителя, родителей, одноклассников и друзей


- 5 баллов – полностью соответствует требованиям,

- 3 балла – незначительные замечан.



Итоговая оценка портфолио может определяться как простая сумма баллов.

В 4 классе в конце учебного года методическое объединение учителей начальных классов рекомендует проведение презентации портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:

« Самый оригинальный портфолио»;

« За лучшее оформление работ»;

« За многогранность таланта»;

« За трудолюбие»;

« За творческий подход»

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:

  • сформированности обучающегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования.

  • сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.



7. Заключительные положения

7.1. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустима только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.

7.2. Положение действительно до внесения следующих изменений.


Памятка по формированию портфолио
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).

Рекомендации взрослым по организации помощи ребёнку в сборе материалов портфолио:

1. Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования портфолио как копилки его успехов.

2. Не отказывайтесь от помощи в сборе материалов: можно напоминать о пересмотре достижений, помогать в систематизации, обсуждать достижения, своевременно пополнять копилку успехов.

3. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.

4. Привлекайте самого ученика к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов с целью формирования сознательного отношения к учёбе и её конечным результатам.

5. Помогайте школьнику вести его портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и индивидуальных особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать!

6. Ученику надо предоставить возможность периодически пересматривать свои работы и заменять их по желанию.

7. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Похожие:

О портфолио выпускника ступени начального общего образования iconПоложение о портфолио обучающихся начального общего образования
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного...

О портфолио выпускника ступени начального общего образования iconПрограммы начального общего образования общие положения
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) и ориентирована на выявление и...

О портфолио выпускника ступени начального общего образования iconПрограммы начального общего образования общие положения
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) и ориентирована на выявление и...

О портфолио выпускника ступени начального общего образования iconОсвоения основной образовательной программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в мбоу сош №4 разработана система оценки,...

О портфолио выпускника ступени начального общего образования iconСтандарт начального общего образования по иностранному языку
Изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей

О портфолио выпускника ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

О портфолио выпускника ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Нормативно-правовой основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования...

О портфолио выпускника ступени начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

О портфолио выпускника ступени начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

О портфолио выпускника ступени начального общего образования iconПояснительная записка 5 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 24

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск