Задача Струпа


Скачать 229.04 Kb.
НазваниеЗадача Струпа
страница1/3
ТипЗадача
  1   2   3

Эффект Струпа


За полвека до появления задачи Струпа. Разветвленное дерево современных исследований во многих направлениях психологии, опирающееся на модифицированный эксперимент Струпа, восходит своими корнями почти к истокам экспериментальной психологии.

В первой психологической лаборатории в Лейпциге Вильгельм Вундт в 1883 году предложил одному из своих учеников, Дж. М. Кеттеллу выполнить диссертацию по изучению времени, необходимого для называния предметов или цветов и чтению соответствующих им слов. Кеттелл опубликовал первое экспериментальное исследование отношения скорости называния цветов и чтения слов-наименований цветов, в котором он выявил и описал факт более быстрого чтения слов по сравнению с называнием цветов в журнале “Mind” в 1886 году. Этот же факт был отмечен также и Вильямом Джеймсом в его книге “Principles of Psychology” (1908, Vol. 1, p. 559).

Ситуация интерференции, когда испытуемый должен называть цвет чернил слова-названия другого цвета, была создана в лаборатории Эриха Рудольфа Йенша в Марбурге (Германия) в связи с исследованием перцептивных типов (1929 г.). В американскую же психологию словесно-цветовая задача с интерференцией вошла вместе с именем Джона Ридли Струпа. Выпускник Дж. Струп работал в психологической лаборатории Джессупа педагогического колледжа Джорджа Пибоди, где под руководством профессора Джозефа Петерсона (1878-1935) проявил интерес к изучению индивидуальных различий в скорости называния цветов и чтения слов [40]. Интерес Петерсона к этнической психологии повлиял на использование другим его учеником, Телфордом называния цветов и чтения слов при изучении межэтнических различий, а также сподвиг Струпа к выбору темы диссертации, направленной на изучение интерференции в последовательных вербальных ответах с помощью словесно-цветовой интерференционной задачи, носящей теперь его имя. Эта работа была опубликована в Journal of Experimental Psychology [57] и была продолжена только еще одним исследованием с применением словесно-цветовой задачи (1938).

Классическая задача Струпа. Задача Струпа (Stroop Task, Stroop Test) в своем классическом варианте включала в себя три стимульные карты: 1) карту слов, напечатанных черной краской; 2) карту цветов (они были представлены в форме квадратов); 3) карту слов, напечатанных шрифтом несоответствующих значениям цветов. При этом использовались пять цветов и слов: «красный», «синий», «зеленый», «коричневый» и «фиолетовый». Слова и цвета на белых картах были представлены в виде матрицы, состоящей из 10 строк и 10 столбцов. Каждый из пяти цветов (или слов) встречался дважды в каждой строке и в каждом столбце, однако они не повторялись подряд и не образовывали каких-либо закономерных последовательностей. Слова с несоответствующими шрифту значениями были напечатаны одинаковое количество раз краской каждого из четырех остальных цветов (например, слово “красный” было напечатано одинаковое количество раз краской синего, зеленого, коричневого и фиолетового цветов). В соответствии с этим стимульным материалом испытуемым предлагались следующие задания: 1) чтение названий цветов, напечатанных черным шрифтом (ЧНЦч); 2) называние цветов (НЦ); 3) чтение названий цветов, где цвет шрифта отличается от значения слова (ЧНЦо); 4) называние цвета слова, где цвет шрифта отличается от значения слова (НЦСо). Инструкция испытуемому состояла в том, чтобы он называл вслух цвета шрифта или читал слова на карте построчно слева направо по возможности быстро и без ошибок. В случае возникновения ошибки испытуемый исправлял ее самостоятельно, если замечал, или после указания экспериментатора. Показателем эффективности выполнения задания служило среднее значение (по группе испытуемых) времени воспроизведения вслух всех стимулов карты (которых было обычно 100): t(ЧНЦч), t(НЦ), t(ЧНЦо) и t(НЦСо). Была обнаружена значительная интерференция, оказываемая несоответствующими значениями слов на называние цветов шрифта этих слов (t(НЦСо)>>t(НЦ)) — она носит теперь название эффекта Струпа (Stroop Effect). Интерференционное влияние цветов шрифта на чтение слов, напротив, было незначительным (t(ЧНЦо)—t(ЧНЦч)). Струп также отмечал, что многодневная тренировка называния цветов шрифта слов снижает интерференционное влияние значения слова на цвет шрифта в соответствии с кривой обучения, однако увеличивает интерференционное влияние цвета шрифта на значение слова.

Модификации задачи Струпа. В дальнейшем этот классический вариант эксперимента Струпа стал применяться уже в несколько преобразованных формах. Так, Терстоун (1944) для изучения восприятия использовал четыре слова и цвета («красный», «зеленый», «синий» и «желтый»), черный фон карт, круги вместо квадратов на цветовых картах; Смит (1959) отказался от использования карты слов, а цветовую карту предложил заполнять не сплошными пятнами, а ‘X’-символами; Дженсен (1965) располагал стимулы на картах в случайном порядке, избегая повторений; Фрейзер (1963) создал дополнительную карту, на которой слова «черный», «желтый», «розовый» и «зеленый» были напечатаны шрифтом несоответствующих, но не конфликтных цветов: красного, коричневого, оранжевого и синего.

Словесно-цветовая задача Струпа, существующая уже на протяжении почти шестидесяти пяти лет, неизменно привлекает к себе интерес психологов по нескольким причинам. Во-первых, она используется в многочисленных исследованиях разнообразных проблем, проявляя значимое соответствие другим психологическим методикам. Во-вторых, гибкость самой задачи предоставляет возможность создания таких ее модификаций, которые оказываются адекватными для применения при изучении широкого круга проблем психологии, например, в области восприятия, внимания, памяти, личности и др. В-третьих, показатели ее выполнения образуют некоторую закономерность, справедливую для всех испытуемых, принимающих участие в исследованиях с ее использованием. В-четвертых, она предоставляет достаточно надежные и устойчивые данные относительно индивидуальных различий. В различных модификациях задача Струпа используется для исследования широкого круга вопросов. Рассмотрим основные результаты этих исследований по материалам двух обзоров [32]; [39], а также нескольких других работ [37]; [63]; [62].

Задача Струпа как метод исследования: сферы применения. Комалли, Вапнер, Вернер (1962) пытались просмотреть возрастную динамику выполнения задания Струпа в диапазоне от 7 до 80 лет. Согласно их данным, график зависимости времени ответов от возраста испытуемых имеет вид уплощенной U-образной кривой. Авторы объясняют этот факт, опираясь на собственную теорию органического развития, согласно которой увеличение когнитивной дифференциации и иерархической интеграции связано с развитием органических мозговых структур. По мнению Ренда, Вепнера, Вернера и МакФерланда (1963), наименьшее количество ошибок приходится на карту слов, а наибольшее — на карту слов, напечатанных шрифтом несоответствующих значениям цветов, причем такие ошибки, как воспроизведение несоответствующего цвета, контаминация, пропуски имеют тенденцию к уменьшению с возрастом, а использование нелингвистических высказываний, наоборот, увеличивается с возрастом. Смит и Найман (1962) отмечали уменьшение с возрастом вариативности выполнения задания каждым испытуемым в отдельности. Данные исследований возрастных особенностей не соответствуют той известной точке зрения, согласно которой интерференция является результатом большей реактивной силы чтения слов как процесса в большей степени подвергаемого тренировке, чем процесс называния цветов.

Что касается межполовых различий в выполнении задачи Струпа, то здесь есть достоверно установленный факт: женщины лучше мужчин справляются с называнием цветов на цветовой карте, и это касается прежде всего показателя скорости. На это в разное время указывали Вудвортс и Веллс (1911), Лигон (1932), Дженсен (1965), а сам Струп [57] объяснял преимущество женщин в назывании цветов как результат их более частого соприкосновения с подобным процессом, практикой называния цветов в повседневной жизни. По мнению Струпа, подобное объяснение межполового различия подтверждается еще и тем обстоятельством, что тренировка способствует уменьшению величины этого различия.

Петерсон, Лениер и Уолкер (1925) предприняли сравнительный анализ детей афро-американской и евразийской рас в возрасте 10 и 12 лет по работе с цветовой и словесной картами. Оказалось, что в возрасте 10 лет дети, относящиеся к евразийской расе, быстрее называют цвета и читают слова. Однако уже в 12 лет различие между ними и детьми афро-американской расы утрачивает статистическую значимость. Исчезновение различия было объяснено тем, что достижение одного уровня развития деятельности происходит у детей в разном возрасте.

В исследованиях, посвященных вопросу влияния различных химических препаратов на поведение человека, задача Струпа занимает одно из лидирующих по частоте использования мест. Результаты этих исследований остаются еще не до конца ясными, однако в общем можно говорить о том, что стимуляторы приводят к улучшению деятельности по всем картам задания и уменьшению интерференции, тогда как депрессанты оказывают противоположное воздействие. Келлавей с сотрудниками (1958) предположили существование континуума «сужения-расширения объема внимания (narrowed/broad attention)», отражающего определенные изменения психофизиологических процессов. Согласно их гипотезе, стимулирующие препараты вызывают значительную фокусировку и «сужение» внимания, что приводит к редуцированию восприятия периферических стимулов и дистракторов. Депрессанты, оказывая противоположное влияние, способствуют «расширению» внимания и увеличению круга воспринимаемых стимулов. Согласно данным Холлингвортса (1912, 1923), кофеин оказывает активирующее действие, что приводит к увеличению скорости называния цветов, а алкоголь — к уменьшению как скорости, так и точности.

Задача Струпа используется для разделения испытуемых по критерию их когнитивного стиля. Когнитивный стиль — общее понятие, характеризующее способ взаимодействия человека с миром. Некоторые когнитивные стили выявляются посредством показателе задачи Струпа [12]; [8]. Некоторые исследователи связывают когнитивный стиль с процессами внимания [7]; [9]. Характеристики когнитивного стиля, определяемые с помощью задачи Струпа, дают возможность провести сопоставительный анализ самой этой задачи с другими методиками.

Стиль автоматизация и жесткий/гибкий когнитивный контроль. Для обозначения тенденции какого-либо действия стать автоматическим, требующим меньшего сознательного усилия или внимания, Броверман (1960a) использовал понятие автоматизации, опирающееся на те же показатели в задаче Струпа, что и предложенное Клейном (1954) понятие когнитивного контроля. Значительная автоматизация и гибкий контроль, как противоположные слабой автоматизации и жесткому контролю, характеризуются низкими показателями интерференции (t(НЦСо)-t(НЦ)). Испытуемые с низкими показателями интерференции лучше справляются с арифметическими задачами (простого сложения) в ситуации наличия дистракторов (слухового предъявления чисел) и со сложными моторными задачами, когда требуется одновременно одной рукой проводить линию, а другой — вращать рукоятку. Эти результаты могут быть сопоставлены с концепцией суженного/расширенного внимания Келлавея (1958), тоже построенной на основе интерференции Струпа.

Показатели задачи Струпа не связаны напрямую с интеллектом. В исследованиях Лигона (1932) корреляция между IQ и скоростью называния цветов оказалась незначимой (r = 0,02), тогда как корреляция между IQ и скоростью чтения слов была значимой, но низкой (r = 0,15, p<0,01). По данным Келлавея (1959) и Дженсена (1965) показатель интерференции (t(НЦСо)-t(НЦ)) имеет примерно нулевую корреляцию с Прогрессивными матрицами Равена.

Дженсен (1965) провел корреляционное исследование по сравнению показателей задачи Струпа со шкалами экстроверсии (E) и нейротизма (N) опросника MPI (Maudsley Personality Inventory). Каких-либо надежных корреляционных связей установлено не было, поэтому, учитывая достаточно широкую измерительную способность шкал E и N, можно говорить о том, что эффект Струпа отражает процессы, лежащие вне сферы личностных черт, выявляемых в опросниках.

Смит и Найман (1962) проводили сравнительный анализ выполнения задачи Струпа психически здоровыми людьми и пациентами психиатрической клиники. Согласно их данным, стабильность показателей характерна в большей степени для здоровых людей и психопатов, чем для невротиков или психотиков. Вопнер и Круз (1960) отмечали, что больные шизофренией отличаются от здоровых людей более высокими показателями (то есть более продолжительным временем работы) по всем картам, и по показателю интерференции (t(НЦ)-t(НЦСо)) это различие достигает в среднем 78%.

Шмит и Девис (1974) тестировали испытуемых с помощью стимулов Струпа, предъявляемых либо в правом, либо в левом зрительном поле. Ответы испытуемыми давались путем нажатия на соответствующую клавишу. Оказалось, что левое полушарие проявляет значительно большую интерференцию, что было связано исследователями с его доминирующей ролью в регуляции вербальных процессов. Однако Тсао, Ву и Фюстел (1981) показали, что для носителей китайского языка наблюдается прямо противоположный результат, когда большую интерференцию демонстрирует правое полушарие, доминирующее в восприятии как цветов, так и иероглифов. В исследовании Познера и др. (1984) было высказано предположение, что левая теменная доля мозга включена в процесс распределения внимания, хотя и левая лобная доля может играть в этом значительную роль.

Объяснения эффекта Струпа. Широкое и плодотворное использование задачи Струпа с целью выявления индивидуальных различий ставит вопрос объяснения лежащих в ее основе психологических механизмов.

Сам Струп, анализируя полученные результаты, дал им следующее объяснение. «Те ассоциативные связи, которые были сформированы между словесными стимулами и реакцией чтения, являются, очевидно, более устойчивыми, чем те, которые были сформированы между цветовыми стимулами и реакцией называния. И если эти ассоциативные связи являются результатом тренировки, а различие в их силе примерно соответствует разнице в практическом использовании чтения слов и называния цветов, то вполне обоснованным выглядит заключение, согласно которому разница между скоростью чтения слов-названий цветов и скоростью называния цветов может быть весьма удовлетворительно объяснена различием степени тренированности этих двух действий. Словесный стимул ассоциативно связан с разнообразными реакциями: восхищением, называнием, достижением, избеганием и другими» (цит. по [57]). Основанием для подобного заключения явились как результаты собственных экспериментов Струпа, так и те теоретические позиции, с которых проводились попытки дать объяснение факту доминирования в скорости процесса чтения слов над процессом называния соответствующих словам объектов. Джеймс МакКин Кеттелл, отметив этот интересный факт в 1886 году, дал ему удивительно современную и для сегодняшнего дня интерпретацию: «Это происходит потому, что в случае слов и букв ассоциация между идеей и названием имеет место настолько часто, что этот процесс происходит автоматически, тогда как в случае цветов и картинок мы должны произвольно и с усилием выбирать название» (цит. по [39]). Интерпретация Кеттелла, апеллирующая к понятиям автоматичности и произвольности оказала сильное влияние в разное время на многих психологов, среди которых можно отметить В. Джеймса (1890), М. Познера и К. Снайдера (1975), В. Шнейдера и Р. Шиффрина (1977).

Были и другие альтернативные взгляды на затронутую Кеттеллом проблему наряду с представлением об автоматическом характере процесса чтения слов и позицией о различии в тренированности чтения слов и называния цветов. Холлингворт (1915) предположил, что чтение слов требует только артикуляции, а называние цветов наряду с артикуляцией нуждается еще и в использовании ассоциаций. Гарретт и Леммон (1924) выражали мнение, что называние цвета происходит дольше из-за фактора интерференции, обусловленного множеством возможных вариантов ответа.

Существуют и более узкие объяснения интерференции, возникающие в основном в рамках тех частных исследований, где активно используется задача Струпа. Выше уже говорилось о том широком диапазоне проблем из различных областей психологии, для решения которых используется и эта задача. Однако ее применение наряду с методической составляющей часто несет в себе еще и попытку выявления лежащих в самой порождаемом задачей эффекте механизмов.

В 1965 году Дженсен подверг многочисленные показатели выполнения задачи Струпа, предложенные разными исследователями, факторному анализу. Результаты этого факторного анализа, основанные на тестировании 436 испытуемых, были вполне определенными, так что вращение основных осей по методу варимакс не внесло существенных изменений. Из всех показателей были выделены только три фактора, которые охватили почти 99% различий всех показателей. Первый фактор лучше всего обозначить как фактор цветовой трудности (color difficulty). Он наилучшим образом отражается такими показателями, как t(НЦ)/t(ЧНЦч), t(ЧНЦч)/t(НЦ), t(НЦ)+t(ЧНЦч), которые связаны с ним очень тесно (r = 0,99), а с другими двумя факторами не имеют значимой связи (r < 0,05). Второй фактор можно определить как фактор интерференции (interference). Он представлен показателем t(НЦСо)-t(НЦ), который имеет корреляционную связь с ним — r = 0,97, с первым фактором — r = 0,07 и с третьим фактором — r = 0,24. Третий фактор был обозначен как фактор скорости (speed), Терстоун упоминал его как «индивидуальный темп». Он раскрывается через показатель t(ЧНЦч), который имеет корреляционную связь с ним — r = 0,97, с первым фактором — r = -0,34, со вторым фактором — r = 0,06.

Таким образом, на основании полученных Дженсеном результатов можно сделать вывод о том, что, во-первых, использование в исследовании того или иного показателя затрагивает определенный (один из возможных, но не единственный) аспект процесса выполнения задачи Струпа, и что, во-вторых, задача Струпа и связанный с нею эффект представляют собой многомерный феномен, который невозможно полностью объяснить на основе представлений о некотором единственном механизме, как это делалось в прежних работах.

Если обратиться к представленному выше и далеко не полному перечню проблемных сфер, в рамках которых находит свое применение задача Струпа, то можно заметить, что нередко для обоснования полученных результатов авторы прибегают к использованию понятий, относящихся к вниманию. То же наблюдается и в попытках дать объяснение самому эффекту интерференции Струпа. Следовательно, внимание в данных процессах играет если не главную, то одну из важнейших ролей.

  1   2   3

Похожие:

Задача Струпа iconПетр бочкарев: задача работы с большим объемом информации
Перед нами стоит не управленческая, а чисто информационная задача, а если быть точнее задача информационных технологий

Задача Струпа iconПрограмма (задача, мероприятие): Федеральная целевая программа развития...
Ректор фгбоу впо “Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского”

Задача Струпа iconЗадача «Сессия» Кафедры вводят результаты сдачи зачетов, в том числе...
Задача предназначена для формирования базы данных о наиболее активных, отлично успевающих студентах и магистрантах, об их достижениях...

Задача Струпа iconЗадача: Сформировать недостающие движения по регистру «Учет затрат...
Задача: Сформировать недостающие движения по регистру «Учет затрат (бухгалтерский и налоговый учет)» по документам «Требования накладная»...

Задача Струпа iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Лабораторный практикум...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (Сквозная задача по финансовому учету и управленческому...

Задача Струпа iconЗадача сложного учета ндс в программе «1С: Управление производственным предприятием 8»
Простая задача сложного учета ндс в программе «1С: Управление производственным предприятием 8»

Задача Струпа iconЗадача №1
Кадровое делопроизводство и кадровые технологии для органов местного самоуправления

Задача Струпа iconЗадача №1
Кадровое делопроизводство и кадровые технологии для органов местного самоуправления

Задача Струпа iconЗадача №1
Кадровое делопроизводство и кадровые технологии для органов местного самоуправления

Задача Струпа iconТеория и практика составления словарей. Основная задача разработка...
Типы словарей. Лексикография теория и практика составления словарей. Основная задача разработка принципов и приемов словарного описания...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск