Цель для ученика
1. Проверить как реализуются формы самообразования в практической деятельности людей
| Цели для учителя
Образовательные
Совершенствовать навыки учащихся и умения работы с учебником. Создать условия для применения знаний и умений по теме « Школа» в знакомой и новой учебной ситуации; организовать деятельность учащихся, направленную на применение этих умений при решении практических задач.
Развивающие
- умения обобщать, систематизировать, анализировать, сравнивать, делать вывод, переносить знания в новую ситуацию;
умения логически мыслить; использовать грамотно построенную речь, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты, применять обществознание для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
-способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету.
-формировать целостное представление о мире.
Воспитательные
Развивать познавательную активность учащихся с помощью использования межпредметных связей обществознания и истории. Воспитание настойчивости и трудолюбия. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, волю и настойчивость, самостоятельность и активность, умение преодолевать трудности, умения работать в сотрудничестве
|
Тип урока
Урок отработки умений и рефлексии
| Форма урока
Урок практических (самостоятельных) работ
|
Опорные понятия, термины
Образование, самообразование, формы самообразования
| Новые понятия
Самооценка, виды самооценки
|
Формы контроля
Выполнение практических задач в группах, тест
| Домашнее задание
Отработка полученных умений на примере задания другой группы
|
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Используемые методы, приемы, формы
| Формируемые УУД
| Результат взаимодействия (сотрудничества)
|
Организационный момент
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению материала. Проверяет готовность учащихся к уроку.
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
| Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку
|
| Готовность учащихся к обучению, деятельности.
|
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
| Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней готовности включения в деятельность
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока ("Образование и самообразование")
- С какими понятиями мы познакомились с Вами в ходе изучения темы? (образование, самообразование, дополнительное образование)
| Формулирование ответов на вопросы учителя
| Фронтальная работа.
Беседа.
| Самоопределение – построение индивидуальных жизненных смыслов
| Мотивация на дальнейшую работу
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
| Цель этапа: актуализировать знания основных понятий темы, зафиксировать затруднения в пробном действии.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- для продолжения работы по теме нам необходимо проверить ваши знания основных понятий
Обучающимся предлагается выполнить письменную работу, включающую понятия и формы самообразования
| Выполняют письменную работу, заполняя карточки с заданиями
| Выполнение письменной работы
|
|
|
3. Выявление места и причины затруднения
| Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений
- И так, ребята, давайте проверим вашу работу. Поменяйтесь, пожалуйста работами, у вас на столах лежит образец по которому проверьте работы друг друга, определите ошибки.
- Ребята, при ответе на какой вопрос вы столкнулись с трудностями?
- Ребята, а как лучше всего запоминается и проверятся теория? (проверкой, с помощью практики)
- Правильно, вот и мы сегодня через практику постараемся с вами устранить ошибки в теоретическом материале, а помогут нам запомнить теорию формы самообразования. Поэтому цель нашего урока: проверить как реализуются формы самообразования в практической деятельности людей
| Проверяют работу соседа по парте, выявляют ошибки.
Отвечают какие задания вызвали наибольшие затруднения Высказывают свои предположения
| Работа в парах, беседа
| Взаимоконтроль,
(по мере необходимости исправляют и дополняют)
На основе возникшего затруднения, определять цель своей работы
| Выявление затруднения, определение цели урока
|
4. Построение проекта выхода из затруднения
| Цель этапа: постановка задач учебной деятельности и на этой основе, выработка алгоритма для достижения цели урока
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Для этого мы должны решить следующие задачи: 1) отработать конкретную форму самообразования в рамках практического занятия; 2) выстроить свою работу в рамках группового взаимодействия; 3) определить наиболее эффективные и распространенные сегодня формы самообразования
| Помогают учителю сформулировать задачи, для достижения поставленной цели.
| Фронтальная беседа
| Умение ставить задачу, формулировать цели, планировать работу.
| План действий
|
5. Реализация построенного проекта
| Задание для группы №1:
С помощью компьютерной программы PowerPoint подготовить презентацию по теме урока, включив в нее следующие понятия:
1) образование
2) самообразование
3) формы самообразования
Задание для группы №2:
Составить схему и рассказать о системе дополнительного образования детей и молодежи (на примере г. Куровское)
Задание для группы №3:
Подготовить краткий рассказ по теме: "Самообразование - путь к успеху"
(на примере биографий знаменитых людей и пункта параграфа на стр. 62 раскрыть роль самообразования в жизни человека).
Задание для группы №4:
С помощью учебника и ресурсов сети Интернет найдите определение понятия "самооценка", заполните схему.
| Формулирование ответов на задания. Участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения и его аргументация
| Работа в группах, проектная деятельность
| Групповое взаимодействие. Наглядно представлять информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы
| Мини-проекты
|
Физкультминутка
|
| Выполняют упражнения
|
|
|
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| Цель этапа: организовать проговаривание содержания выполненного задания во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
учащиеся выходят к доске и защищают свою работу.
| Отвечают на вопросы
| Групповая работа
|
| Защита проекта
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Цель этапа: провести повторно письменную работу по понятиям темы, выполнить проверку по эталону, оценить работу
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Ребята, вот сейчас мы проверим, как практика нам помогла в освоении теории. Выполните работу, которую мы делали в начале урока, проверьте и оцените ее.
| Выполняют самостоятельную работу, проверяют ее по эталону, выставляют оценки
|
| Самоконтроль, рефлексия результатов
| Работа с минимальным количеством ошибок
|
8. Включение в систему знаний и повторения
| Цель этапа: повторить и закрепить основные понятия темы, определить наиболее эффективную форму самообразования
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Ребята, мы еще раз вспомнили основные понятия. Думаю, что теперь вы их хорошо запомните, а какая форма самообразования показалась Вам наиболее эффективной.
| Отвечают на вопрос учителя, аргументируют свой ответ
| Фронтальная беседа
| Умение высказывать и аргументировать свое мнение
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Какую цель мы поставили в начале урока?
Каким образом мы пытались ее с вами достичь?
А теперь я попрошу Вас взять "Лист самооценки" и отменить, что на этом уроке вам понравилось или нет, узнали вы что-то новое или вам было неинтересно.
| Осуществляют контроль, оценивают свою работу
| Беседа, индивидуальная работа.
| Рефлексия результатов и способов деятельности
| Подведение итогов урока
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Определить для себя наиболее интересную форму самообразования, применить ее к любому учебному предмету, составить краткий рассказ об этом
| Записывают задание
|
|
|
|