Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
слушателя курсов повышения квалификации
ФГОС: реализация Системно-деятельностного подходА в основной школе
Авторы-составители:
О.Б. Даутова, д-р пед. наук,
профессор кафедры
педагогики и андрагогики;
Т.С. Кузнецова, канд. пед. наук,
доцент кафедры ЕНО;
И.В. Муштавинская, канд. пед. наук,
доцент кафедры инновационных
технологий СПб АППО
Санкт-Петербург
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
| СТР.
| Введение……………………………………………………………………………………..
| 4
| Модуль 1. Сущностные черты Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования…………………………………………………………
|
5
| Модуль 2. Управление методической работой в школе в условиях внедрения и реализации ФГОС…………………………………………………………………………..
|
18
| Модуль 3. Проектирование основной образовательной программы и учебного плана……
| 33
| Модуль 4. Внеурочная деятельность в общеобразовательных организациях………….
| 42
| Модуль 5. Рабочая программа учителя…………………………………………………...
| 52
| Модуль 6. Проектирование современного урока…………………………………………
| 60
|
Введение Школьное образование сегодня находится на этапе внедрения и реализации ФГОС ООО. Выделим особенности, которые характеризуют развитие образование сегодня: изменение целей образования; трансформация образования в социокультурный институт; эволюция статуса педагога и статуса обучающегося; изменение методов обучения и образовательных практик в логике системно-деятельностного и компетентностного подходов.
Эволюция образования происходит как переход от усвоения обучающимся образа мира как системы знаний к построению образа мира как способа мышления, образа самого себя как субъекта деятельности и жизнедеятельности, образа человека как изменяющегося индивидуума.
Главное изменение состоит в смене ведущего субъекта образовательного процесса: вместо обучающего – обучающийся. Учитель как носитель объективного знания не исчезает из сферы образовательного пространства, не перестает быть субъектом образовательного процесса, но основной становится личность обучающегося, который берет на себя ответственность за собственное обучение, проявляет активность и осуществляет свободу выбора образовательного пути, т.е. происходит эволюция статуса обучающегося.
Эволюция методов обучения и образовательных практик напрямую связана с отличительными чертами формирующейся системы образования – и может быть охарактеризована как: переход от обучения к учению, от учения к образованию, от образования к непрерывному образованию; переход от знаниецентричной к культуросообразной, развивающей и развивающейся школе.
Этап внедрения стандарта имеет трудности и нерешенные вопросы, которые в первую очередь волнуют современных педагогов и управленцев:
Что должен знать педагог о стандарте? Какие новые требования закреплены в стандарте?
Как правильно вытраивать методическое сопровождение и поддержку педагога на этапе внедрения и реализации ФГОС? Каким образом изменяются задачи методических служб, каковы новые механизмы и средства сопровождения педагогов?
Какие новые требования предъявляются к основной образовательной программе школе и к учебному плану? Как их проектировать и конструировать, чтобы этот процесс не был формальным?
ФГОСовский урок: требования, структура, отличительные черты, этапы проектирования, основные результаты?
Как сделать школу возрастосообразной? Какие технологии способствуют решению задач младшего школьника, подростка, старшеклассника? Чем необходимо руководствоваться педагогу при выборе технологии?
Как изменяется оценка образовательных результатов школьников в условиях ФГОС?
Ответы на эти вопросы содержатся в шести разработанных модулях, имеющих следующую структуру:
информационный блок, включающий материалы теории и нормативно-правовой базы реализации стандарта;
практический блок, включающий практикумы, которые позволяют педагогам осваивать новую идеологию стандарта;
источники для самостоятельной работы, списки литературы и электронные источники, работа с которыми позволит педагогам более глубоко изучить интересующие их вопросы.
Модуль 1. Сущностные черты Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования |