Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева


НазваниеУчебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева
страница1/6
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


ГОУ спо

Архангельский медицинский колледж

Пропедевтика внутренних болезней


Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов

О. А. Нечаева

г. Архангельск 2010

Одобрено на заседании цикловой методической комиссии терапевтических дисциплин
Протокол № 7

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060101 «Лечебное



дело»


от « 17 » марта 2010 года





Председатель:

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе:


О. А. Нечаева

И.В. Дожук



Рецензент: кандидат медицинских наук

доцент кафедры

семейной медицины и

внутренних болезней СГМУ

заместитель директора

ФГУ «СМКЦ им. Семашко ФМБА России»
Т.Б. Романова

Данное пособие включает информационный материал, план изучения темы, перечень знаний и практических умений, основные вопросы темы, вопросы и задания для самоконтроля с эталонами ответов. В приложении представлены диагностические и тактические алгоритмы, схемы, таблицы
Введение

Курс пропедевтики внутренних болезней является платформой для изучения клинических дисциплин: терапии, гериатрии, синдромной патологии и дифференциальной диагностики и является логическим продолжением модуля «Человек». Пропедевтика дает основы знаний изучения симптомов болезней, методов их выявления и логического построения диагноза. Основы медицинской деонтологии входят в задачи курса пропедевтики внутренних болезней.
Основная цель изучения дисциплины:

  • Сформировать знания и умения по методике обследования различных органов и систем

  • Показать роль и место данной дисциплины в профессиональной подготовке и деятельности фельдшера

Деятельность фельдшера включает:

  • Сохранение и укрепление здоровья

  • Диагностику заболеваний

  • Раннее выявление первых признаков заболеваний

  • Формирование здорового образа жизни, устранение факторов риска заболеваний внутренних органов

  • Проведение профилактических мероприятий


Для распознавания заболеваний фельдшеру необходимо овладеть методами наблюдения и исследования пациента (физическими и лабораторно-инструментальными), а так же особенностями клинического мышления. Учитывая, что студенты уже изучили основы сестринского дела и сестринский процесс в основах сестринского дела, пропедевтика внутренних болезней предусматривает углубление знаний и практических умений по этим дисциплинам. Сестринский процесс будет логично вписываться в курс пропедевтики и поможет студентам в определении проблем пациента и постановке диагноза.
В соответствии с требованиями специальности в области лечебного дела специалист должен:
Знать:

  • Понятие о болезни, этиологии, патогенезе, симптомах и синдромах, диагностике и диагнозе

  • Субъективные методы исследования: общие сведения о пациенте, жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни, значение их для диагностики

  • Объективные методы исследования: осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию и их значение для диагностики

  • Инструментальные методы исследования, сущность методов и значение их для диагностики

Уметь:

  • Произвести опрос пациента, выявить симптомы и синдромы, факторы риска заболеваний

  • Провести объективное обследование пациента, выявить симптомы и синдромы, оценить полученные данные

  • Назначить дополнительные методы исследования, оценить полученные Результаты

  • Подготовить пациента к дополнительным методам исследования

  • Оформить историю болезни


Для усвоения материала студентам необходимо знать:

  1. Из курса анатомии и физиологии:




  • Анатомо-физиологические особенности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, кроветворной, эндокринной и костно-суставной систем

  • Макро и микроскопическое строение органов

  • Особенности иннервации и кровоснабжения

  1. Из курса патологической анатомии и физиологии:




  • Механизм повреждения органа и системы

  • Макроскопические изменения при различной патологии

3. Латинская терминология:

Значение терминов: этиология, патогенез, симптом, диагноз, пальпация, перкуссия, аускультация, статус, кардиография (электро, фоно, вектор, эхокардиография) и другие термины.
4. Основы сестринского дела:

  • Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям

  • Сбор материала от больного на исследование (крови, мочи, мокроты, кала, желудочного сока, желчи).


План изучения темы



  1. 1. Изучить, используя предложенную литературу, основные вопросы темы.

2. Ознакомиться со схемой обследования терапевтического больного, диагностическими алгоритмами, таблицами, рисунками.

3. Проверить себя, используя вопросы и задания для самоконтроля.


Перечень знаний и практических умений на семинарско-практическом занятии

Студент должен знать

Студент должен уметь

1. Клиническое значение симптомов и синдромов

1. Провести субъективное обследование пациента: собрать общие сведения о больном, жалобы, анамнез, оценить полученные данные

2. Субъективный метод обследования пациента, значение для диагностики

2. Провести объективное обследование пациента, оценить полученные данные

3. Объективные методы обследования пациента: основные и дополнительные и их значение для диагностики

3. Назначить дополнительные методы исследования

4. Схему обследования терапевтического больного

4. Оценить результаты дополнительных методов исследования

5. Историю развития диагностики

5. Провести простейшие лабораторные исследования

1

6. Подготовить пациента к дополнительным исследованиям


Семинарско – практическое занятие № 1.

Тема: Субъективные методы исследования больного. Общий осмотр. Пальпация.

Цели занятия:

  1. Закрепить теоретические знания по теме.

  2. Уметь применять теоретические знания в практической деятельности фельдшера.

  3. Овладеть методикой опроса, осмотра и пальпации.

  4. Познакомиться с историей развития диагностики.

  5. Сформировать навыки общения, соблюдая основы этики взаимоотношений.

Место проведения: кабинет доклинической практики

Продолжительность занятия: 4 часа
Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ 10 баллов

Премиальные 4 балла

Оснащение занятия:

  • Таблицы (плакаты) по теме

  • Схема обследования терапевтического больного

  • Диагностические алгоритмы, графические структуры

  • Сборники задач по методике обследования

  • Сборники текстовых заданий

  • Медицинские карты стационарных больных

  • Учебно-методическое пособие для студентов

  • Дневники для практических занятий

  • Оборудование кабинета терапии

  • Диапроектор и диапозитивы «Внешний вид больного»

  • Мультимедийный проектор - презентация «Внешний вид больного»



Основные вопросы темы:

  1. Определение предмета «Пропедевтика внутренних болезней», цели и задачи. Роль и место пропедевтики в профессиональной подготовке фельдшера.

  2. Здоровье и болезнь. Основная терминология. Теории постановки диагноза. Виды диагнозов.

  3. Схема обследования терапевтического больного.

  4. История развития диагностики. Роль Российских ученых в развитии диагностики: М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Н. Д. Страженско, В. П. Образцов и другие.

  5. Значение для диагностики субъективных методов исследования, последовательность проведения опроса, правила сбора жалоб и анамнеза.

  6. Общий осмотр, последовательность проведения, значение для диагностики.

  7. Пальпация, виды, физическое обоснование метода, методика проведения, правила проведения, значение для диагностики.



Учебно-практическая работа:

  1. Отработка умений по методике опроса пациента друг на друге с помощью алгоритмов, схем, консультаций преподавателя.

  2. Отработка умений по методике общего осмотра и пальпации друг на друге с помощью алгоритмов, схем, консультаций преподавателя.

  3. Решение задач по методике обследования с проверкой по эталону.

  4. Заполнение дневников.

5. Демонстрация слайдов «Внешний вид больного».

Вопросы и задания для самоконтроля:

I. Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение понятиям «Болезнь», «Этиология», «Патогенез», «Клиническая картина», «Диагностика», «Диагноз», «Лечение».

  1. Назовите последовательно все разделы опроса пациента.

  2. Что включают в себя общие сведения о больном?

  3. Какие жалобы называют общими?

  4. Какие данные необходимо выяснить при сборе анамнеза заболевания?

  5. Какое значение для диагностики имеет семейный анамнез?


7. Последовательность проведения общего осмотра.

8. Назовите примеры вынужденного положения больного при различных
заболеваниях.

9. Локализация сердечных и почечных отеков.

10. О состоянии каких органов и тканей можно судить с помощью пальпации?

//. Решите тестовые задания.

Выберите правильный ответ:

1. Фактор риска заболеваний органов дыхания:

  1. наследственность

  2. курение

  3. переедание

  4. гиподинамия




  1. Ревматизмом чаще заболевают в возрасте:

1.1-2 года

2. 40 - 50 лет

3.7-15 лет

4. старше 60 лет

  1. Фактор риска гипертонической болезни:




  1. нервно-психическое напряжение

  2. переохлаждение 3.1(0) группа крови

  3. 4. прием лекарств


4. При какой патологии наблюдается иктеричность кожи:

  1. язвенная болезнь желудка

  2. запоры

  3. гастрит

  4. заболевания печени



5. Положение больного при приступе бронхиальной астмы:

  1. лежа на боку

  2. сидя, с упором на руки

  3. лежа на животе

  4. стоя


6. Как называется лицо больного с выраженной сердечной недостаточностью:

  1. «лицо Гиппократа»

  2. «фациес базедовика»

  3. «фациес митрале»

  4. «лицо Корвизара»


7. При какой патологии может развиться коматозное состояние:

  1. сахарный диабет

  2. язвенная болезнь

  3. бронхит

  4. артрит


8. К какой патологии склонен гиперстенический тип телосложения:

1.бронхит

  1. язвенная болезнь

  2. нарушение обмена веществ

  3. гипотония артериальная


9. Типичные жалобы при патологии органов дыхания:

  1. кашель, сонливость, диарея

  2. одышка, тахикардия, артериальная гипертония

  3. кашель, повышенная температура, одышка

4. одышка, отеки, раздражительность
10. Ортопноэ - это:

  1. тип дыхания

  2. вынужденное положение тела: лежа на правом боку

  3. форма грудной клетки

  4. вынужденное положение тела: сидя с упором на руки

III. Заполните графологическую структуру:

«Объективные методы исследования»


ОСМОТР























ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ


ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО ПО СИСТЕМАМ







ПАЛЬПАЦИЯ








IV. Решите клиническую ситуацию

Пациентка М., 42 года, обратилась к фельдшеру ФАПа.

Этап 1.

Жалобы: общая слабость, головокружение, шум в ушах, мелькание мурашек перед

глазами, одышка, боли в сердце, тахикардия.

Какие уточнения необходимы по жалобам?

Этап 2.

Больна в течении 5 лет. Ухудшение самочувствия связывает с обильными маточными кровотечениями. При обращении к гинекологу установлен диагноз миома матки, назначено лечение. Хуже стала себя чувствовать в течение последнего месяца.

Какие уточнения необходимы по анамнезу заболевания и анамнезу жизни?
Этап 3.

Общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы и слизистые бледные, чистые. Ногти плоские, тусклые, с поперечной исчерченностью, легко обламываются. Периферические лимфоузлы, печень, селезенка не пальпируются. Живот безболезненный.

Оцените полученные данные. Отметьте патологию.

Какие показатели надо проверить еще при осмотре и пальпации?

Семинарско – практическое занятие № 2
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и отработки мануальных навыков сестринской практики в условиях...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева iconУчебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной работы...
Печатается по решению редакционно-издательского совета фгбоу впо «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева iconДоговорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности 230500 «Социально-культурный...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева iconУчебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы...
Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов...
Мдк 04. 01. Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населений

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий (Практикум)
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева iconКультура речи
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки слушателей

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева iconУчебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной курсовой работы Красноярск
Г12 Экономика отрасли (Экономика дорожного строительства): учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. В. Гавриш, Е. В. Гуторин....

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева iconУчебно-методическое пособие для студентов технических специальностей
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения для всех специальностей, предусматривающих...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева iconДополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки владельцев гражданского оружия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск