Будем говорить правильно


Скачать 69.07 Kb.
НазваниеБудем говорить правильно
ТипДокументы
Будем говорить правильно

Целью изучения математики на ступени основного общего образования является не только овладение системой математических знаний и умений, которые применяются в практической деятельности, но и интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей.

Успех учащихся в изучении математики находится в прямой связи с культурой их устной и письменной речи. К сожалению, при хорошем понимании и усвоении материала ученики не всегда владеют правильной доказательной математической речью.

Психологи доказали, что взаимодействие субъектов учения в процессе познавательной деятельности – эффективный путь в развитии личности. Я считаю, что в учебном процессе важное место должен занимать диалог. Для того чтобы ученик мог вступить в диалог, он должен обладать навыками диалогической речи. Обучение таким навыкам – задача, которая должна решаться при обучении математике. В статье Е.Е.Семенова «Актуализировать диалог в преподавании» выделены принципы, применение которых положительно влияет на развитие диалога. В своей работе я опираюсь на следующие положения:

- принцип эрудированности и устремленности к поисковой деятельности. Для диалога в преподавании математики важен отбор исследовательских задач разных уровней, а также готовность учителя «ввязаться» совместно с учениками в поиск решения незнакомой, неожиданной задачи.

- принцип равноправия. Ни одна смысловая позиция не имеет права на запрещение другой. Для достижения большего равноправия учителю полезно иногда приходить на урок с задачей, решение которой ему неизвестно.

- принцип взаимообогащения. Диалог всегда есть взаимное обогащение знаниями и методами их приобретения. Происходит это от взаимного ожидания новых мыслей, суждений, гипотез, идей, от стремления услышать, осознать, оценить последние.

- принцип многогранности истины. Он состоит в решении задачи разными способами, а не в решении нескольких задач одним способом.

- принцип существования внутреннего диалога. Внешний диалог развивает способность учащихся к внутреннему диалогу.

- принцип соотношения обязанности и возможности. Диалог никому не навязывают: ответ не обязанность, а возможность.

- принцип монолога. Диалог начинается с монолога. Учитель говорит не только для того, чтобы его услышали, но и для того, чтобы услышать других.

Таким образом, при диалогическом преподавании учит не только учитель, но и ученики.

Математическая речь обладает своими специфическими особенностями. Математический язык является результатом усовершенствования естественного языка по различным направлениям: устранение громоздкости, двусмысленности, расширение выразительных возможностей естественного языка. Это достигается его символизацией, применением различных обозначений, разработкой и использованием определенных правил конструирования различных математических предложений, т.е. моделированием.

Математическая модель – это такое изображение, по определению доктора педагогических наук Л.М.Фридмана, которое фиксирует определенное (общее) представление об изучаемом предмете (объекте) и обеспечивает его дальнейший анализ. Поэтому важно не только составлять математическую модель, но и выполнять обратную задачу – понимать, какую ситуацию может описывать данная модель. Модель может выступать в геометрической, аналитической или знаковой форме в виде геометрического образа (рисунка), формулы, уравнения, выражения, схемы, символов, для построения которой используется математический язык.

Рассмотрим примеры применения математических моделей:

Пример 1. Правила сложения положительных и отрицательных чисел

(6 класс).




+ + + = + - + - = -



+ + - = - - + + = +

Пример 2. Расшифруйте математические модели в соответствии с данной ситуацией (5 класс).


Условие задачи

(данная ситуация)

Математическая модель

Расшифровка модели

В вазе а апельсинов и b бананов

a + b = 30

Всего в вазе 30 штук фруктов




a = 2b

Апельсинов в вазе в два раза больше, чем бананов.




a = b +10

Количество апельсинов на 10 больше, чем бананов.


Пример 3. Придумайте ситуацию, которая описывает данную математическую модель(5 - 9 классы ).
а) 3*(48+15) в) 2х+х=15 в) 1/ х+1/(х+2)=1/8

б) 5*3,5 +4*4,8 г) х+(х+2)=100



Пример 4. Заполните пустые места таблицы (8 класс).



Условие задачи

Графическая модель

Аналитическая модель

Символическая модель

Название числового промежутка

1.


Все числа больше 3













2.









-3 2









3.








-1,5 < х < 4








4.











(-∞;12)





5.











Промежуток от -7 до 5, включая 5


При решении текстовых задач широко используются графические и аналитические модели.

Работа по развитию речи строится на использовании определенных типов заданий, стимулирующих диалог и монолог:

  • Сформулировать основные определения, свойства, правила по данной теме.

  • Прокомментировать решение задачи.

  • Составить ответ по плану.

  • Составить рассказ по рисунку.

  • Воспроизвести (для слабых учащихся) ответ по записям на доске.

  • Заполнить пропуски в данном предложении так, чтобы оно было верным.

  • Записать данные определения (свойства, правила) символически,

прочитать запись.

  • Сравнить между собой по содержанию, структуре и логическим связям

существенных признаков основные определения (свойства, теоремы,

правила) в данной теме.

  • Сформулировать прием классификации объектов.

  • Воспроизвести изученную (или построить) классификацию основных понятий темы, изобразить ее схематически, установить отношения между ними.

  • Распределить данные объекты по группам на основании какого – либо признака и дать название каждой группе.

  • Вывести следствия из данных определений, теорем, правил.

  • Сформулировать другое, равносильное определение данного понятия.

  • Для данного свойства сформулировать обратное, противоположное, противоположное обратному. Истинны ли полученные предложения?

  • В каждом из сформулированных предложений выделить его составные части.

  • Составить схему доказательства теоремы (формулы, правила).

  • Самостоятельно построить доказательство по данной схеме.

  • Найти ошибку в определении (формулировке или доказательстве теоремы, формулы, решении, сравнении, аналогии и т. П.), указать ее сущность и причину.

  • Проанализировать результат решения задачи с вариативным (неединственным) ответом, с неоднозначной трактовкой терминов.

  • Дать рецензию на ответ или решение задачи товарища, ответить на его вопросы, задать ему вопросы.

Для целенаправленного формирования речи полезно использовать памятки для учащихся. Например, рецензирование (анализ) ответа:

  1. Какие допущены ошибки.

  2. Излагается ли материал последовательно по плану.

3. Был ли ответ достаточно полным, аргументированным.

4. Сделаны ли обобщение, выводы.

5. Была ли грамотной и выразительной речь.

Благодаря такой системе работы по развитию речи на уроках математики повышается уровень мотивации как у сильных, так и у слабых учащихся; развивается умение оперировать математическими понятиями, владеть навыками моделирования; обеспечивается прочность и долговременность знаний на уровне стандарта; формируются коммуникативные умения.

Литеретура
1. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. М.: Просвещение, 1985.

2. «Речевое развитие младших школьников». Сборник статей под редакцией Рождественского Н.С. М.: Просвещение, 1970.

3. Семенов Е.Е. Актуализировать диалог в преподавании // Математика в школе. 1999. №2.

4. Семенов Е.А. Области благотворного влияния на диалог // Математика в школе. 1999. №5.

5.Цукарь А.Я. Схематизация и моделирование при решении текстовых задач. // Математика в школе. 1998. №5.

6. Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2002. №6.





Похожие:

Будем говорить правильно iconТема не определена
Хорошо, вопросов нет. Если по ходу появятся, пожалуйста, задавайте, ну, с другой стороны, я не уверена, что у Вас есть необходимость...

Будем говорить правильно icon«Этому знанию никто их не обучал, оно в их природе… Зрение особого...
Многие годы Ромена Теодоровна Августова занимается педагогикой речи. Она учит говорить тех детей, которые совсем говорить не умеют...

Будем говорить правильно iconГоворить путано умеет всякий, говорить ясно немногие
Сегодня мы встретились, чтобы пообщаться друг с другом, поговорить о значимости речи в жизни ребенка, познакомиться с приемами развития...

Будем говорить правильно iconЯ подготовил презентацию, чтобы ключевые вопросы нашей сегодняшней...
Крыму и на Украине, касается каждого то, что происходит в Украине. Каждого касаются проблемы Европы и Азии, трагедии и достижения...

Будем говорить правильно iconИнтервью рук-ля инф ред отд. Федерации профсоюзов Красноярского края//Профсоюзный...
Шмаков М. «Там, где слышат разум, мы будем разумными. Там, понимают силу. Мы будем сильными!»//Солидарность. 2017.№09. С1

Будем говорить правильно icon«За молодых». Гости присоединяются к тосту дружным «ура»
Гостям разъясняются правила (как и где встать, когда аплодировать, когда вручать подарки и т п.), родители получают инструкции (где...

Будем говорить правильно iconОбщественная палата российской федерации
Астахов Павел Алексеевич Мы уже в эфире, да? Давайте, чтобы время не терять уже начнем, и будем отвечать на вопросы, потому что отвечать...

Будем говорить правильно iconПрограмма группы для детей от 8 мес. До 3 лет работающей с использованием монтессори-метода
Мы радуемся успехам наших малышей и переживаем вместе с ними неудачи и обиды. Давайте будем бережно относиться к этому подарку, будем...

Будем говорить правильно iconПредисловие составителя
Власть – тоже. Общественная коммуникация – тоже. Все это смд методологией не схватывается. Поэтому вопрос: либо, имея смд представления,...

Будем говорить правильно iconВашей компании
Напоминаем, от того насколько полно и правильно заполнена анкета, зависит насколько быстро и правильно наш менеджер поймет ваши требования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск