Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие


Скачать 98.27 Kb.
НазваниеГоворить путано умеет всякий, говорить ясно немногие
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Мастер-класс: «Развитие у детей связной речи».
Разработала: Г.Ф.Злобина, воспитатель

Добрый вечер, уважаемые мамы и папы!
Слайд 1

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие.

Г.Галилей

Сегодня мы встретились, чтобы пообщаться друг с другом, поговорить о значимости речи в жизни ребенка, познакомиться с приемами развития связной речи.

Развитие речи в детском саду происходит в следующих направлениях:

- развитие словаря;

- формирование грамматической стороны речи;

- формирование звуковой культуры (звукопроизношения, речевого дыхания, темпа и выразительности речи)

- развитие связной речи.

Сегодня мы поговорим о развитии связной речи.

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Диалогическая речь - дает ребенку возможность общения со сверстниками и взрослыми. Монологическая речь – позволяет ему строить сложные высказывания: составлять рассказы, описывать события, высказывать свои мысли. Хороший уровень связной речи является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Педагоги детского сада предпринимают много усилий для развития речи в целом. Но мы надеемся и на Вашу поддержку. Очень многое из того, чем мы занимаемся с детьми в детском саду, Вы можете делать и дома. И делать это необходимо, потому что только Вы можете обеспечить своему ребёнку закрепление полученных умений и навыков.

Наш мастер-класс будет носить не только ознакомительный характер, но и практический. Я буду рассказывать о приемах развития связной речи и мы попрактикуемся в их применении. Все они будут полезны в домашнем обучении, и Вы можете ими воспользоваться.
Слайд 2 Девиз нашей встречи: «Расскажи - и я забуду. Покажи - и я запомню. Сделай со мной - и я научусь».
1 Развитию связной речи способствуют дидактические игры и упражнения.
Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

Цель: упражнение в установлении причинно-следственных связей, развитие связной речи.
- Руки надо часто мыть, потому что…

- Дышать надо носом, чтобы …

- Люди чистят зубы, чтобы …

- Фрукты полезны человеку, потому что…

- Играть с огнем опасно, потому что…

- Человек не может жить под водой, потому что …

- Загорать долго вредно, потому что…

- Пища должна быть разнообразной, чтобы…

- Долго смотреть телевизор вредно, потому что…

- Нужно читать книги, чтобы…

- Тает снег, бегут ручьи, потому что…,

- Нужно закаляться, чтобы….

- Зимой надевают теплую одежду, чтобы….

- Когда кашляют, то нужно прикрывать рот, потому что….

- Хочется, чтобы лето никогда не заканчивалось, потому что….

Дидактическая игра «Чёрный ящик» (Чудесный мешочек)

Цель: учить составлять описательные рассказы о предметах.

Правила игры: вариантов игры множество, для детей лучше использовать легкие варианты: взрослый показывает предметы и складывает их в коробку. Затем рассказывает, а точнее описывает предмет – по описанию ребенок догадывается о каком предмете идет речь. Взрослый и ребенок меняются местами и теперь ребенок описывает предмет, а взрослый отгадывает его.

При описании предмета рассказывают о цвете, форме, материале, частях предмета, его назначении.

(Для игры взять коробку с предметами)
2. Развитию связной речи способствуют заучивание стихов, пересказ литературных произведений.

(Поинтересоваться у родителей, каким способом они учат стихи со своим ребёнком и предложить один из интересных для детей приёмом – приёмом мнемотехники).

Мнемотехника в заучивании стихов, пересказе сказок и рассказов.

Идея этого метода принадлежит римскому философу, юристу и политическому деятелю – Цицерону. Основывается он на работе с образами. Этот метод очень эффективен в работе с детьми.

Чтобы быстро заучить стихотворение и запомнить его, или запомнить и пересказать произведение, перед детьми должна предстать картинка происходящего (образ, цепочка последовательных событий). Это объясняется тем, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образная память. Облегчает выполнение подобных заданий наглядное моделирование.

Содержание стихотворения, рассказа, наблюдения можно зарисовать в виде схематичных значков (символов). Каждый символ вызывает у детей ассоциации с каким – либо предметом, объектом.

Познакомимся с практическим применением мнемотехники

В начале при чтении текста стихотворения выделяем ключевое слово в каждой строчке, и придумываем для него значок — символ. В чтении текста сказки выделяем главную мысль в каждом абзаце (изображаем героев, явления природы, какие — либо действия - то есть можно нарисовать всё то, что ребёнок посчитает нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было понятно). Получается своего рода рисуночный план рассказа.

Далее взрослый должен показать и довести до ребенка то содержание, которое он вложил в каждое схематичное изображение.

Взрослый начинает рассказывать сказку или читать стихотворение, побуждая ребенка к совместному рассказыванию. Постепенно ведущим в рассказывании становится ребенок. Научиться этому приёму родителям – полезно, т.к. можно использовать его при подготовке домашнего задания с ребёнком в начальной школе и в других случаях.
Слайд3 (рисуночный план рассказа стихотворения, рисуночный план к рассказу сказки)
Практическое задание для родителей: нарисовать рисуночный план к сказке «Репка», «Теремок» (приглашаются 2 родителя)

Необходимо 2 листа формата А3 и цветные фломастеры, стол
(в это время с другими родителями организуется игра «Рифмочки» – это делается с целью, занять родителей, чтобы не было долгих пауз)
Дидактическая игра «Рифмочки»


В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -…(варан).

На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).

В КВН играли сутки,

Залу нравились все -…(шутки).

На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила -…(чайка).

Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -…(чашка).

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось -…(чудо).

Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом…(пальчик).

В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …(жук).

В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей…(журчал).

Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …(идёт).

Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел…(жучок).
Закричала громко баба-

Испугала её -…(жаба).

Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр …(билет).

Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе -…(брошка).

Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …(Марс).

Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали…(бант).

Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит…(ранка).

Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто…(мыл).

Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу…(нёс).

У Ильи красивый волос,

И приятный, звонкий…(голос).

Клич победный издал вождь,

Не помеха ему…(дождь).

Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …(врать).

Чтоб придать причёске лоск,

Нам понадобится…(воск).

Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

Картину написал творец,

Изобразил на ней…(дворец).

Соловья не слышно трель,

Заглушает её…(дрель).

Видел я чудесный сон,

Что поехал я на…(Дон).

Тёмная настала ночка,

Засыпает моя…(дочка).

Красивые у кошки лапки-

Пушистые обуты…(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,

Весь день разучивал там …(танец).

Пришло судно в дальний порт,

Несёт матрос подруге…(торт).

Не нужны солдату санки,

Изучать он будет…(танки).
Очень страшен зайцу холод,

Но ещё страшнее…(голод).

Приобрёл сметану Глеб,

Покупал Василий …(хлеб).

Замедляя время ход,

От нас уходит старый…(год).

Цветёт весною пышно хмель,

На него садится…(шмель).

Бегал на лугу щенок,

Сплела Лена для него…(венок).

Для солдата строго норма:

Всегда выглаженная …(форма).

В руки взял Арсений пультик,

Посмотреть хотел он …(мультик).

У пограничников есть пост,

Под охраной у них…(мост).

Очень любит Федя сало,

Всё ему, бедняге, …(мало).

Вика чистит с утра зубы,

Затем красит ярко…(губы).

Плыла по небу тучка,

В реке плескалась…(щучка).

На берегу реки — песок,

А вокруг стоит …(лесок).

Не достиг кораблик цель,

Напоролся он на …(мель).

Петя руки с мылом мыл,

Все микробы быстро…(смыл).

На окне сидела кошка

И мяукала…(немножко).

Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

Вот смотрите – паровоз,

Он вагончики…(повёз).

На большой зелёной ветке

Сидят белочкины…(детки).


3. Развитие связной речи через составление загадок.

Варианты составления загадок:

- описательные загадки

- загадки – сравнения

- загадки – сопоставления.
Слайд 4 (составление загадок)
Практическое задание для родителей: составить загадки-сравнения или загадки – описания (на выбор).

Для этого приглашается три родителя и предлагается каждому по предметной картинке для составления загадки.
В это время задействуются другие родители в игре «Диван-Диванович-Диванов»

Правила игры: нужно придумать для каждого слова отчество и фамилию. Предлагается образец: Диван-Диванович-Диванов.

Стол, апельсин, книга, карандаш, банан, торт, рыба, арбуз, огурец, хлеб, кот, машина, стул, лиса, заяц.
4. Развитие связной речи через сочинение сказок (ТРИЗ)

Слайд 5: Варианты сочинения:

- замена героев,

- наделение положительного героя отрицательными качествами;

- изменение места событий,

- изменение конца сказки,

- салат из сказок и др.
Практическое задание для родителей: придумать сказку на новый лад. Задания следующие:

- ввести в сказку «Репка» новых героев (вместо Жучки, кошки, мышки взять других домашних героев),

- сделать главного героя сказки «Колобка» отрицательным персонажем,

Для игры приглашаются два родителя.

Пока родители придумывают сказки на новый лад для других организуется игра «Скажи по- другому»

Что делает кошка? (мяукает), значит она кто? – мяукалка.

Самолет (летает) – леталка

Нож (режет) – резалка

Собака (кусается) – кусалка

Корова (мычит) – мычалка

Лягушка – (прыгает, квакает) – прыгалка, квакалка

Мышь (пищит) - пищалка

Уши для чего? (слышать) – слушалки

Глаза (смотреть) - смотрелки

Рука (держить-(держалка)

Кисть (рисовать)- рисовалка

Лейка (поливать) – поливалка

Игрушка (играть) – игралка

Стул (сидеть) – силелка

Кровать (лежать) - лежалка
По окончанию родители демонстрируют свои сказки, придуманные на новый лад.
Практическое задание для родителей: смешать знакомые сказки.

Для игры приглашаются двое родителей и те по очереди читают сказку:
Сказки К.И. Чуковского.

1

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало

2

  • Что такое? что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

1

Прибежала зайчиха и закричала:

  • Ай, ай! Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай…

2

А потом как закричит на меня,

Как ногами застучит на меня:

1

  • Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей.

2

Вдруг из маминой из спальни

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник и качает головой:

1

  • Не кричи и не рычи, мы и сами усачи,

Можем мы и сами шевелить усами.

2

Прибежал городовой:

  • Что за шум, что за вой?

1

Он страшными глазами сверкает,

Он страшными зубами стучит,

Он страшный костер зажигает,

Он страшное слово кричит:

2

- Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!

1.

Испугалася коза, растопырила глаза,

Что такое, почему? Ничего я не пойму.

2

Звери задрожали, в обморок упали,

Волки от испуга скушали друг груга.

1

Из окошка вывалился стол

И пошел, пошел, пошел, пошел…

А на нем, а на нем, как на лошади верхом,

Самовар сидит и товарищам кричит

- Уходите, бегите, спасайтеся….

2

Но вскричал Гиппопотам:

  • Что за стыд, что за срам,

Эй, быки и носороги, выходите из берлоги…

И врага на рога поднимите-ка!

1

Но мохнатые боятся:

  • Где нам с этаким сражаться?

2

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка прилетает воробей.

Прыг да прыг, да чик - чирик…

1

Он сказал: - Ты злодей,

Пожираешь людей,

Так за это иой меч - твою голову с плеч -

И взмахнул своей саблей игрушечной.

2

Поделом великану досталося

И усов от него не осталося.

1

Вот обрадовались звери,

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

2

И обрадовались блюдца,

Дзинь ля-ля, Дзинь ля-ля.

И танцуют, и смеются:

  • Дзинь ля-ля, Дзинь ля-ля.

1

Бараны, бараны стучат в барабаны,

Сычи-трубачи трубят,

Грачи с каланчи кричат,

Летучие мыши на крыше

Платочками машут и пляшут.

2

А акула-каракула правым глазом подмигнула

И хохочет, и хохочет, будто кто ее щекочет.

1

Муравей, муравей, не жалеет лаптей,

С муравьихою попрыгивает и букашечкам подмигивает,

Сапоги скрипят, каблуки стучат,

Будет - будет мошкара веселиться до утра.
Заключительное слово: наш мастер -класс подошел к концу. Очень хочется надеяться, что он был полезен для Вас и что-то взято на заметку. Предлагается родителям подумать и сказать, где бы они использовать данные приёмы.

Хотелось бы узнать о Ваших впечатления по данному мероприятию (предлагается заполнить анкеты)

Родителям раздаются буклеты по темемастер - класса с практическими заданиями.




Похожие:

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие icon«Этому знанию никто их не обучал, оно в их природе… Зрение особого...
Многие годы Ромена Теодоровна Августова занимается педагогикой речи. Она учит говорить тех детей, которые совсем говорить не умеют...

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие icon«За молодых». Гости присоединяются к тосту дружным «ура»
Гостям разъясняются правила (как и где встать, когда аплодировать, когда вручать подарки и т п.), родители получают инструкции (где...

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие iconПомните! Если страховая компания отправляет вас к акредитованому...
Помните! Если страховая компания отправляет вас к акредитованому эксперту-оценщику, о какой независимости можно говорить (итог всегда...

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие iconУтомлённая планета
Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горечи души моей

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие icon1. Понятие и сущность маркетинга
Говорить о сущности марктинга достаточно сложно: в обширной западной и отечественной литературе содержится несколько сотен определений...

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие iconПомощь подзигуну а. М. Уважаемые коллеги!!!!
Подзигун Андрей. У него случился инсульт в самой тяжелой форме. После проведенной операции он находится практически в парализованном...

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие iconБудем говорить правильно
Успех учащихся в изучении математики находится в прямой связи с культурой их устной и письменной речи. К сожалению, при хорошем понимании...

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие iconМониторинг сми РФ по пенсионной тематике 07. 06. 2016 г
На страницах журнала «Деловой Петербург» генеральный директор нпф «Социальное развитие» Александра Гвозденко о том, почему нет никакого...

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие iconЕжедневный мониторинг сми 28 декабря 2017
Максим Юрьевич, окончательные итоги уходящего года будут подведены чуть позже. Но об основных результатах работы транспортного комплекса...

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие iconЦентр Бизнес Образования «Сибсеминар»
В тоже время с первой минуты работы юриста он сталкивается с необходимостью не говорить, а писать. В судебной практике больший вес...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск