Методические указания к лабораторной работе
«Работа с объектно-реляционной БД» по дисциплине
«Постреляционные базы данных»
Виноградова М.В.
Введение Учебно-методические материалы «Работа с объектно-реляционной БД» представляют собой методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Постреляционные базы данных».
В материалах рассмотрены принципы использования языка запросов LINQ к коллекциям значений, XML-документам и базе данных. Приведено краткое описание языковых конструкций. Рассмотрены примеры построения запросов на выборку, агрегацию и группировку. В заключительной части методических указаний приведены контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы и пример задания.
Ознакомившись с методическими указаниями и разобрав приведенные в нем примеры, студент может получить у преподавателя свой вариант задания и приступить к его выполнению.
Оглавление Введение 1
Оглавление 1
Цель работы 2
Время выполнения 2
Теоретическая часть 2
Общие понятия 2
Операции запросов LINQ 6
Работа с различными объектами XML 12
Практическое выполнение 15
Работа с коллекциями - LINQ to object 15
Работа с базой данных - linq to sql 16
Контекст БД DataContext 16
Обращение к БД из программы 17
Обращение к таблице 18
Вызов процедуры или функции: 18
Редактирование таблицы 19
Работа со связанными таблицами 21
Пример задания 22
Требования к отчету 23
Вопросы для самопроверки: 24
Литература 24
Цель работы Изучить технологии работы с ОР СУБД.
Освоить языки и технологии Linq.
Получить навыки программирования на стороне клиента.
Время выполнения Время выполнения лабораторной работы 2 часа.
Теоретическая часть Общие понятия «LINQ» - это термин, описывающий общий подход доступа к данным. На данный момент платформа .NET 4.0 включает в себя следующие компоненты LINQ:
LINQ to Objects – компонент, позволяющий выполнять запросы к массивам и находящимся в памяти коллекциям данным;
LINQ to XML – компонент, позволяющий манипулировать и опрашивать XML-данные;
LINQ to SQL – компонент, позволяющий применять запросы LINQ внутри API-интерфейса ADO.NET (формально, компонент еще существует в текущей версии .NET, но ему на смену пришел более прогрессивный LINQ to Entities);
LINQ to Entities – компонент, позволяющий применять запросы LINQ внутри API-интерфейса ADO.NET Entity Framework (EF) (нововведение .NET 4.0);
Это далеко не полный список компонентов LINQ.
На самом высоком уровне LINQ можно воспринимать как строго типизированный язык запросов, встроенный непосредственно в грамматику языка C#, и использует следующие связанные с LINQ средства:
неявно типизированные локальные переменные;
синтаксис инициализации объектов и коллекций;
лямбда-выражения;
расширяющие методы;
анонимные типы.
Неявно типизированные локальные переменные
Ключевое слово var в языке C# позволяет определять локальную переменную без явной спецификации лежащего в основе типа данных. Тем не менее, такая переменная будет строго типизированной, поскольку компилятор определит ее корректный тип данных исходя из начального присваивания.
var myInt = 12;
var myBool = true;
var myString = "Wow, var is worked!!!";
var dogs = new []{ "Rex", "Don", "Lusi", "Liza" };
Синтаксис инициализации объектов и коллекций
Определение массива строк или целых с инициализацией:
List names = new List{ "Anna", "Vasja","Kolja","Lizs","Ksenia","Annabell","Ludmila","Tolik","Tom"}; int[] ages = new int[] { 10, 20, 30, 1, 2, 3, 5, 7, 8, 7, 9 ,7};
В C# существует специальный «укороченный» синтаксис инициализации объектов, который позволяет создать переменную типа класса или структуры и установить любое количество общедоступных свойств за один прием. В результате получается компактный и легко читаемый синтаксис, который может применяться для подготовки объектов к использованию. Пусть имеется простейший класс Point с тремя общедоступными свойствами X, Y и color, двумя специальными конструкторами и конструктором по умолчанию.
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Text;
namespace FunWithLinqToObjects
{
class Program
{
class Point
{
public int X { get; set; }
public int Y { get; set; }
public string Color { get; set; } public Point() { }
public Point(int xVal, int yVal)
{
X = xVal;
Y = yVal;
} public Point(string pointColor)
{
Color = pointColor;
}
}
static void Main(string[] args)
{
// Классический синтаксис
Point classicPoint = new Point();
classicPoint.X = 1;
classicPoint.Y = 3;
// Укороченный синтаксис с неявным вызовом конструктора по умолчанию
Point newPoint = new Point { X = 1, Y = 3 };
// Укороченный синтаксис с явным вызовом конструктора по умолчанию
Point newPoint2 = new Point() { X = 1, Y = 3 };
// Укороченный синтаксис с вызовом специального конструктора (без смысла)
Point newPoint3 = new Point(100, 300) { X = 1, Y = 3 };
// Укороченный синтаксис с вызовом специального конструктора (со смыслом)
Point newPoint4 = new Point("Black") { X = 1, Y = 3 };
}
}
} Массив объектов класса:
var arrPoint = new Point [] { new Point(){X=1,Y=2},
new Point(){X=3,Y=4}, new Point(){Color="red"} };
Язык чувствителен к регистру имен переменных и классов.
Лямбда-выражения
Лямбда-выражение – это новый синтаксис определения анонимных методов. Лямбда-выражения значительно упрощают работу с делегатами .NET, поскольку сокращают объем кода, который должен быть написан вручную. Лямбда-выражения могут быть описаны следующим образом:
АргументыДляОбработки => ОператорыДляИхОбработки
Лямбда-выражение начинается со списка параметров, за которым следует лексема => (лексема C# для лямбда-выражения позаимствована из лямбда-вычислений), а за ней – набор операторов (или единственный оператор), который будет обрабатывать параметры.
Рассмотрим возможный вариант использования лямбда-выражения на примере метода ListFindAll(), который извлекает все элементы списка, удовлетворяющие условиям указанного предиката. В данном случае метод FindAll() будет искать все четные числа списка целых чисел.
// Создание списка целых
List list = new List();
// Добавление в список новых элементов
list.AddRange(new int[] { 20, 1, 4, 8, 9, 44 });
// Использование лямбда-выражения
List evenNumbers = list.FindAll(i => (i % 2) == 0); Расширяющие методы
Расширяющие методы позволяют добавлять новую функциональность к существующим классам без необходимости применять наследование. Кроме того, расширяющие методы позволяют добавлять новую функциональность к запечатанным классам и структурам, от которых просто невозможно наследовать производные классы (sealed классы). Также расширяющий методы незаменимы при необходимости добавить функциональность типу, исходный код которого недоступен.
Первый параметр такого метода квалифицируется операцией this и помечает расширяемый тип. Кроме того, расширяющие методы должны всегда определяться внутри статического класса, а потому объявляться с использованием ключевого слова static. Пример расширяющего метода для класса System.Object static class ObjectExtensions
{
// Определение расширяющего метода для System.Object
public static void DisplayDefiningAssembly(this object obj)
{
Console.WriteLine("{0} lives here:\n\t->{1}\n", obj.GetType().Name, Assembly.GetAssembly(obj.GetType()));
}
}
Данный метод выводит информацию о сборке, в которой содержится класс созданного объекта. Поскольку все расширяет System.Object, все структуры и классы могут использовать это расширение. Для этого необходимо в приложении установить внешнюю сборку, содержащую реализацию расширяющего метода (диалоговое окно Add Reference в Visual Studio), и после этого импортировать необходимое пространство имен.
Пример использования расширяющего метода
int myInt = 12345678;
myInt.DisplayDefiningAssembly(); При работе с LINQ редко придется строить собственные расширяющие методы, если вообще придется. Однако при создании выражений запросов LINQ на самом деле применяются многочисленные расширяющие методы, уже определенные Microsoft. Фактически каждая операция запроса LINQ – это сокращенная нотация ручного вызова лежащего в основе расширяющего метода, обычно определенного служебным классом System.Linq.Enumerable.
Анонимные типы
Анонимные типы – это средство, используемое для быстрого моделирования «формы» данных, позволяя компилятору генерировать новое определение класса во время компиляции на основе указанного набора «имя/значение». Чтобы определить анонимный тип, необходимо объявить неявно типизированную переменную и указать форму данных с применением синтаксиса инициализации объекта:
var purchaseItem = new { TimeBought = DateTime.Now, ItemBought = new { Name = "Варежки", Color = "White" }, Price = 34.23 };
В LINQ анонимные типы часто используются при проектировании новых форм данных «на лету». Используя проекцию LINQ, можно позволить компилятору сгенерировать новый анонимный тип, содержащий необходимую информацию.
|