Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии по специальности «педиатрия»
Протокол №___ от «__»___________20__ г.
Председатель, д.м.н., профессор М.А.Скачкова
Методические рекомендации для преподавателей по проведению практического занятия
«НЕДОНОШЕННЫЕ НОВОРОЖДЕННЫЕ. ОСОБЕННОСТИ ВЫХАЖИВАНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ С ЭКСТРЕМАЛЬНО НИЗКОЙ МАССОЙ ТЕЛА»
Модуль: «Неонатология»
Методическое обеспечение утверждено на заседании кафедры госпитальной педиатрии Протокол №___ от «__» ___________20__ г. Зав. кафедрой___________ д.м.н., профессор М.А.Скачкова
Оренбург, 2016
Харченко О.А.-к.м.н., доцент, Суслова С.С. Под редакцией заведующего кафедрой госпитальной педиатрии д.м.н., профессора М.А.Скачковой Недоношенные дети. Особенности выхаживания недоношенных детей с экстремально низкой массой тела». Методическое пособие. - Оренбург, 2016- с.15
Перечень формируемых элементов компетенций
Шифр компетенции
| № компетенции
| Содержание компетенции
| ОК
| ОК-1
| Компетенция - Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| Компонент – анализ социально-значимых проблем и процессов
| Содержание – способность выявить и анализировать проблемы и процессы, актуальные для общества.
Во время обсуждения больных, обсуждения теоретического материала анализируются актуальные проблемы современной медицины и общества с целью формирования у студентов активной профессиональной и гражданской позиции.
| Технология - организация учебной и самостоятельной работы студентов, направленной на воспитание морального облика врача: аккуратности, подтянутости, четкости, доброжелательности, точности и обязательности, выдержки и умения владеть собой; использование в качестве примера художественной литературы, кинофильмов, личного поведения преподавателя на практических занятиях в подразделениях медицинских организаций.
| Контроль - индивидуальный и фронтальный опрос на семинарах, оценка решения (устно и письменно) ситуационных задач, проверка рабочих тетрадей, тестирование, рецензирование рефератов, редактирование выступлений.
| ОК-8
| 8. Компетенция - способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
| 8.1.Компонент – использование на практике основ этики и деонтологии при общении с родителями недоношенных новорожденных детей, с их родственниками, медицинским персоналом.
| 8.1.1.Содержание – способен применять основные категории, принципы этики и деонтологии для профессиональной деятельности, способен выявлять и анализировать ситуации, возникающие в процессе работы в стационаре.
| 8.1.2.Технология – организация учебной и самостоятельной работы студентов, направленной на воспитание морального облика врача: аккуратности, подтянутости, четкости, доброжелательности, точности и обязательности, выдержки и умения владеть собой; использование в качестве примера художественной литературы, кинофильмов, личного поведения преподавателя на практических занятиях в подразделениях медицинских организаций.
| 8.1.3.Контроль - оценка решения (устно и письменно) ситуационных задач, проверка рабочих тетрадей, тестирование, рецензирование рефератов, редактирование выступлений.
|
ПК
| ПК-1
| ПК1 – способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим медицинским персоналом, с родителями недоношенных новорожденных детей с учетом экстремально низкой массы тела при рождении.
| Компонент- реализация этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим медицинским персоналом, с родителями новорожденных детей.
| Содержание -способен воспитать в себе качества, способствующие взаимопониманию с больным ребенком, его родителями и другими родственниками, умение получать моральное удовлетворение от свой работы. На каждой лекции и практическом занятии внимание студентов акцентируется на необходимости взаимодействия всех звеньев лечебного процесса для достижения основной цели-здоровья ребенка; анализируются как положительные, так и отрицательные личностные качества врача; приводятся примеры из практики.
| Технология - организация учебной и самостоятельной работы студентов, направленной на воспитание морального облика врача, использование в качестве примера художественной литературы, кинофильмов, личного опыта преподавателя.
На практических занятиях, особенно во время работы в приемном отделении и палатах, обращается внимание студентов на взаимоотношениях врача с родителями недоношенных детей с учетом массы тела при рождении, на правила поведения в больнице, на особенности ведения детей в терминальных состояниях.
| Контроль - оценка решения (устно и письменно) ситуационных задач, проверка рабочих тетрадей, тестирование, рецензирование рефератов, редактирование выступлений, оценка поведения студентов в клинике (внешний вид, взаимоотношения друг с другом, соблюдение санитарно-гигиенического и лечебно-охранительного режимов).
| ПК-5
| ПК-5 Способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у недоношенных новорожденных с учетом массы тела при рождении и наличия заболеваний, написать историю болезни новорожденного.
| 5.1. Компонент – проведение сбора анамнеза, физикального осмотра больного ребенка, назначение необходимых и достаточных диагностических исследований.
| 5.1.1. Содержание -способен собрать жалобы родителей больного новорожденного, анамнез жизни и заболевания, оценить общее состояние ребенка, определить вес, рост, измерить температуру тела, подсчитать частоту пульса и число дыханий в 1мин., произвести физикальный осмотр больного по системам, поставить предварительный диагноз, назначить необходимые исследования, оценить результаты обследования, поставить диагноз согласно классификации
| 5.1.2. Технология – организация учебной и самостоятельной работы студентов, направленной на приобретение практических навыков сбора жалоб, сбора и оценки анамнеза, а также методики общего осмотра ребенка, основных показателей жизнедеятельности и проведения антропометрических исследований, составления плана обследования больного.
| 5.1.3.Контроль – индивидуальный опрос, оценка решения (устно и письменно) ситуационных задач, проверка рабочих тетрадей, контроль усвоения практических навыков.
| 5.2. Компонент – заполнение истории болезни новорожденного.
| 5.2.1.Содержание – способен заполнять титульный лист медицинской карты стационарного больного (у.ф.003), описать данные первичного осмотра больного ребенка. Обосновать предварительный и клинический диагноз, заполнить лист назначений с указанием диагностических и лечебных процедур, вести ежедневные дневниковые записи, оформлять этапный и выписной эпикризы.
| 5.2.2.Технология - организация учебной и самостоятельной работы студентов, направленной на приобретение практических навыков работы с основной медицинской документацией в приемном отделении, в отделении второго этапа выхаживания недоношенных детей, отделении интенсивной терапии.
| 5.2.3.Контроль – проверка историй болезни курируемых детей.
|
ПК-19
| ПК-19 – Назначить адекватное терапевтическое лечение при наиболее часто встречающихся заболеваниях недоношенных новорожденных детей, проводить неотложные лечебные мероприятия в случае развития угрожающих жизни состояний.
| 19.1. Компонент – Назначение адекватного лечения при наиболее часто встречающихся заболеваниях недоношенных новорожденных детей.
| 19.1.1. Содержание - Опираясь на знания фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных препаратов, способен назначить лечение больным с различной патологий с учетом возраста и массы тела новорожденного, совместимости лекарственных средств, побочных действий препаратов, уметь выписать рецепты на используемые лекарственные средства.
| 19.1.2. Технология - организация учебной и самостоятельной работы студентов, направленной на приобретение практических навыков работы с больным: умение оценить состояние больного, поставить диагноз, назначить лечение (осуществить выбор лекарственного средства, рассчитать его дозу для конкретного больного, сделать записи в истории болезни).
| 19.1.3.Контроль – индивидуальный опрос на семинарах, тестирование, проверка историй болезни курируемых детей, рабочих тетрадей.
| 19.2. Компонент – проводить неотложные лечебные мероприятия в случае развития угрожающих жизни состояний
| 19.2.1. Содержание – Способен оценить тяжесть состояния больного, выделить ведущие синдромы, определяющие тяжесть, оказать неотложную помощь, определив объем и очередность проводимых лечебных мероприятий.
|
|
| 19.2.2. Технология - организация учебной и самостоятельной работы студентов, направленной на приобретение практических навыков оказания неотложной помощи, практических умений.
| 19.2.3.Контроль – индивидуальный опрос на семинарах, тестирование, проверка историй болезни курируемых детей, рабочих тетрадей.
|
Практическое занятие
Тема: Недоношенные новорожденные. Особенности выхаживания недоношенных с экстремально низкой массой тела при рождении».
Особенности неонатальной адаптации. Дифференцированная программа выхаживания в условиях родильного дома и второго этапа выхаживания. Особенности вскармливания. Особенности психофизического развития и заболеваемости. Профилактика и лечение ретинопатий у недоношенных. Особенности клиники, течения и лечения респираторной патологии, инфекционно — воспалительных заболеваний, гипоксических и травматических поражений ЦНС. Отдаленные последствия заболеваний. Патогенез. Лечение. Профилактика.
Цель: формирование и развитие у выпускников по специальности «Педиатрия» компетенций по причинам рождения недоношенных детей, в том числе с экстремально низкой массой тела, вопросам диагностики и принципам комплексной терапии заболеваний у данной группы недоношенных новорожденных, а также особенностям реабилитации детей с данной патологией и профилактики осложнений. Задачи дисциплины:
Обучающая.
- Знание морфо-функциональных особенностей организма недоношенного новорожденного ребенка в зависимости от массы тела и гестационного возраста при рождении.
- Диагностика заболеваний у недоношенных детей в периоде новорожденности на основе анамнестических, клинических и лабораторно-инструментальных методов исследования.
- Прогнозирование различного течения заболеваний у недоношенных детей.
- Проведение лечебных мероприятий и оказание неотложной помощи больным детям.
Развивающая:
-Осуществление мероприятий по предупреждению рождения недоношенных детей с экстремально низкой массой тела, развитию у них заболеваний и сохранению здоровья.
-Анализ литературы и подготовка рефератов по современным проблемам неонатологии.
Воспитывающая
- Формирование умения соблюдать этико-деонтологические аспекты при общении с родителями больного новорожденного. Вопросы для рассмотрения:
В результате изучения данной темы студент должен знать:
- предрасполагающие факторы невынашивания беременности;
- классификацию недоношенных детей;
- особенности неонатальной адаптации недоношенных детей, связанные с морфологической и функциональной незрелостью органов и систем;
- принципы этапного выхаживания недоношенных детей;
- особенности ухода за недоношенными детьми с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ) на 2-м этапе выхаживания;
- особенности вскармливания недоношенных детей;
- патофизиологические механизмы возникновения заболеваний у недоношенных детей, в том числе с ЭНМТ;
- клинику основных симптомов при различных нозологических формах;
- специальные методы исследований, применяемые для диагностики заболеваний у недоношенных детей;
- дифференциальную диагностику различных заболеваний у недоношенных детей;
- принципы комплексной терапии и реабилитации в остром и раннем восстановительном периоде;
- организацию диспансерного наблюдения за недоношенными новорожденными, особенности психофизического развития недоношенных детей с ЭНМТ.
Студент должен уметь:
- оценить особенности акушерского анамнеза, особенности течения беременности и родов, способствующие рождению недоношенного ребенка;
- оценить особенности течения раннего неонатального периода у недоношенного новорожденного;
- провести осмотр новорожденного ребенка, оценить его состояние и определить степень зрелости, ведущий синдром;
- составить план обследования;
- оценить результаты специальных методов обследования (рентгенограмма, данные ультразвукового обследования, анализы крови);
- сформулировать и обосновать клинический диагноз;
- провести дифференциальную диагностику различных видов заболеваний у новорожденных;
- определить способ и произвести расчет питания;
- назначить комплексное лечение;
- составить план диспансерного наблюдения за недоношенным ребенком;
- выполнять следующие манипуляции: взвешивание новорожденного ребенка, измерение пульса, частоты дыхания, температуры тела, введение лекарственных препаратов, непрямой массаж сердца;
- оценить физическое развитие и неврологический статус ребенка. Студент должен владеть:
- принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;
- методикой целенаправленного обследования недоношенного новорожденного ребенка;
- оценкой результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики;
- назначением терапии, используемой при различных заболеваниях у недоношенных детей;
- алгоритмом выполнения основных врачебных лечебных мероприятий по оказанию неотложной помощи;
- оформлением медицинской документации - истории болезни недоношенного новорожденного, в том числе с ЭНМТ;
- владеть современными методами и формами познания, профессиональным языком, медицинской терминологией.
Контрольные вопросы:
Вопросы для самоподготовки:
Определение недоношенности, распределение недоношенных детей по гестационному возрасту, массе, зрелости.
Особенности функционирования легочной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, эндокринной, мочевыделительной систем у недоношенных детей различного гестационного возраста.
Особенности вскармливания недоношенных детей с различной массой тела.
Профилактика, клиника и лечение ретинопатий недоношенных детей.
Особенности клиники, течения и лечения респираторной патологии, инфекционно-воспалительных заболеваний, гипоксических и травматических поражений ЦНС и других заболеваний у недоношенных детей.
Дети с ЭНМТ: современные подходы к выхаживанию, юридические аспекты регистрации.
Отдаленные последствия заболеваний у недоношенных детей с ЭНМТ.
Особенности психического и физического развития недоношенных детей первого года, критические периоды, развитие до 18 лет.
Дифференцированные программы выхаживания недоношенных детей в условиях родильного дома и 2-го этапа выхаживания.
Критерии выписки недоношенного ребенка на амбулаторный этап наблюдения.
Основные моменты реабилитации недоношенных детей в амбулаторных условиях, профилактические мероприятия.
Основные понятия темы
Недоношенные новорожденные, недоношенные с экстремально низкой массой тела при рождении, анатомо-физиологические особенности, дифференцированная программа выхаживания, принципы вскармливания.
План-хронокарта занятия
№ п/п
| Наиме-нование этапа
| Вре-мя
мин
| Цель и создание этапа
| Частная методика
| Форма конт-роля
| Средства и нагляд-ность
| 1.
| Вступление
| 5
| Определение цели занятия, содержание каждого этапа занятия
| Информация о цели практического занятия, о значении знаний особенностей выхаживания недоношенных детей с ЭНМТ
|
|
| 2.
| Предварительный контроль
| 15
| Выявить степень подготовленности студентов и выживаемости знания по прошедшим собеседованиям при разборе больных
| Студенты письменно отвечают на задания, по-лученные ответы позволяют оценить подготовку студентов
| Предварительный конт-роль
|
| 3.
| Теоритический разбор темы занятия
| 90
| Углубить знания студентов по дифференцированному выхаживанию недоношенных детей, по различным заболеваниям недоношенных
| Студенты анализируют особенности течения неонатальной адаптации и заболеваний у недоношенных детей
|
| Папка студента, методическое пособие по организации работы студента на кафедре госпитальной педиатрии.
| 4.
| Разбор принципов
терапии
| 30
| Углубить знания студентов по вопросам оказания помощи новорожденным.
| Студенты систематизируют знания по лечению различных форм заболеваний.
| Собеседование
| Подбор медикаментов,
аннотации лекарственных препа-ратов
| 5.
| Совместный осмотр недоношенных новорожденных
| 90
| Студенты докладывают анамнез, демонстрируют методику осмотра пациента
| Совместный осмотр с преподавателем
|
| Больные, копии историй болезни микротаблицы,
подбор рентгенограмм грудной клетки, анализов крови, иммунограмм , ЭКГ.
| 6.
| Работа в рентгенкабинете, эндоскопическом кабинете, УЗИ-кабинете, кабинетах узких специалистов
| 40
| Закрепить навыки оценки методов диагностики.
| Студенты систематизируют знания по диагностике различных форм заболеваний у недоношенных.
|
| Анализы, R –граммы органов грудной клетки, ЭКГ, ОАК, Биохимический анализ крови, микротаблицы
| 7.
| Заключи-тельный контроль, решение ситуационных задач.
| 60
| Закрепить знания, полученные при теоретическом разборе темы
| Студенты решают нетиповые задачи по данной теме
| Заклю-чительный контроль
| Наборы тестов II и III уровней, ситуационных задач.
| 8.
| Заключение
| 5
| Оценка проделанной работы
| Преподаватель оценивает работу по каждому этапу
|
|
|
Место проведения занятия - учебная комната, больничная палата ГБУЗ «Областной клинический перинатальный центр». Материально техническое обеспечение занятия Наглядность преподавания
Наборы микротаблиц физического и нервно-психического развития недоношенных детей, оценки зрелости новорожденных детей.
Наборы анализов крови, рентгенограмм, иммунограмм.
Альбом аннотаций медикаментов
Набор ситуационных задач по данной теме.
Ознакомление с работой кабинета функциональной диагностики (оценка нейросонограмм, проведение аудиологического скрининга).
Рекомендуемые темы рефератов:
Роль перинатальных центров в выхаживании недоношенных детей с экстремально низкой массой тела.
Современный взгляд на причины развития ретинопатии у недоношенных детей и ее лечение.
Возможности современной медицины в снижении инвалидизации недоношенных детей с экстремально низкой массой тела при рождении.
ВХОДНОЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗАДАНИЕ
|
| Перечислите основные критерии определения недоношенности:
А) срок гестации
Б) масса тела
В) длина тела
Г) внешние признаки
Д) особенности адаптации
2. Что преобладает в периферической крови недоношенного ребенка в первые дни после рождения:
А) нейтрофилы
Б) лимфоциты
3. Какой характер носит поздняя анемия недоношенных?
А) нормохромная
Б) гипохромная
| А, Б
2.А
3.б
|
Ситуационные задачи:
Задача №1
Ребенок от 3 беременности у матери 40 лет, имеющей нефропатию беременной. Родился при сроке 29 недель массой 1100 гр, длиной 36 см, в тяжелой асфиксии. Проводились реанимационные мероприятия. В настоящее время не сосет, не удерживает температуру тела, выражен цианоз, отечность.
Поставить диагноз, указать методы выхаживания, кормления. Эталон. Перинатальное гипоксическое поражение ЦНС, тяжелой степени. Недоношенность 29 недель.
Выхаживать в инкубаторе при температуре 33 градуса, влажности 60%. Проводить борьбу с ацидозом, отеками, СДР, антигеморрагическая терапия. Расчет питания калорийным методом, начиная с 10 ккал/кг, увеличивая ежедневно на 10 ккал, расчет на фактический вес до 1 месяца. Задача №2
Мальчик родился на 35 неделе беременности, массой тела 1900 граммов, длиной тела 41 см. Какие признаки недоношенности могут быть у ребенка. Имеются ли признаки врожденной гипотрофии? Эталон. 1. Вялость, лануго, мягкие ушные раковины, податливость костей черепа, яички не опущены в мошонку.
2. Несоответствие массы и длины тела гестационному возрасту. Дефицит массы тела составляет_______%. Это соответствует 1 степени внутриутробной гипотрофии. Задача №3
Ребенок К., родился на 28 неделе гестации в умеренной асфиксии. Масса при рождении 1000 г. На 3 сутки жизни появилась бледность кожи, желтуха, пастозность тканей, двигательная активность снижена. Сосет вяло. На верхушке сердца выслушивается систолический шум.
Клинический анализ крови: НВ-105г/л, эритроцитов- 3,3*1012/л, ретикуоциты-70, тромбоциты- 450*109/л, лейкоциты- 5,4*109/л, п-3, с-50, л-40, м-7, СОЭ-7 мм/час, анизоцитоз +++, пойкилоцитоз++. Эритроциты в окрашенном мазке имеют «шиповидные» отростки. Кровь у ребенка 0 (1) группы, Rh – положительная. Биохимический анализ крови: НВ-140 ммоль/л, прямого билирубина нет, АЛТ- 0,36, АСТ-0,34.
Предполагаемая причина анемии? Какое необходимо проводить лечение?
Эталон: Анемия недоношенного ребенка, обусловленная дефицитом витамина Е. Лечение: вскармливание молоком матери, выхаживание в условиях кувеза, sol.Tocopheroli acetas 5% по 0,2мл в/м 1 раз в день в течение 10 дней.
Список рекомендуемой литературы:
Основная:
Неонатология. Учебное пособие под редакцией Н.П.Шабалова. М., 2006, том I, II.
Дополнительная:
Национальное руководство по неонатологии. — М.: ГЭОТАР-МЕДИА», 2007. — Гл. 32. — 848 с.
Скворцова В.А. Алгоритмы вскармливания недоношенных детей. М., 2007. 41 с.
|