МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА»
Словообразование в английском языке Методические указания
Белгород – 2016
Словообразование в английском языке: Методические указания/ Сост. О.А. Черных; ФБОУ ВО «Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина», 2016 г., 22 с. Рецензент: заместитель директора по учебно-методической работе, преподаватель иностранного языка высшей категории ОГАПОУ «Алексеевский колледж» Злобина Ирина Александровна. Предлагаемое учебно-методическое пособие — авторская методика развития лексических умений студентов на основе осознания механизмов словообразования в английском языке. В ее основе лежит система упражнений, применение которых расширяет лексический запас студентов на основе осознания процессов словообразования в английском языке, обогащает лексическую сторону речи, а также предупреждает возможные ошибки, связанные с некорректным употреблением аффиксов.
При разработке содержания особое внимание было уделено элементам словообразования, представленным в Кодификаторе, владение которыми становится объектом контроля в ходе ЕГЭ по английскому языку.
Приводятся таблицы словообразовательных суффиксов и префиксов, а также упражнения по заданной теме.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по дисциплине «Иностранный язык (английский)», по всем специальностям факультета СПО очной формы обучения.
Рассмотрен на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин ______, протокол № __ И.О. Зав. Кафедрой ____________ Т.Н. Минина Одобрен методической комиссией факультета среднего профессионального образования _________, протокол № __ Председатель методической комиссии _________О.С. Акупиян
ТАБЛИЦЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СУФФИКСОВ И ПРЕФИКСОВ
Суффиксы существительных
Значение суффикса
| Суффикс
| Примеры
| Суффиксы деятеля
| -er (or)
| Teacher; programmer
| -ee
| Examinee
| -ist
| Journalist
| -man
| Policeman
| -ian (-an; -n)
| Mathematician; American
| -ant (ent)
| Participant; student
| -eer (-ier)
| Volunteer; financier
| -ess
| Actress
| Суффиксы со значением качества, свойства, состояния, процесса действия, результата действия
| -ness
| Likeness
| -ity (-ty)
| Productivity; certainty
| -ship
| Friendship
| -hood
| boyhood
| -dom
| Freedom
| -ment
| Management
| -ion (-tion; ation; sion)
| Separation; explosion
| -ing
| Processing
| -age
| Storage
| -ance
| Assistance; difference
| -cy
| Efficiency
| -ery (-ry)
| Bravery; dentistry
| -ism
| Humanism
| -ture (sure)
| Pressure; literature
| -th
| Length; width
| Суффикс со значением количества, вмещающегося в чем-либо
| -ful
| Armful of books
| Суффиксы (полусуффиксы) с обозначением названий наук, отраслей знаний, занятий каким-либо предметом
| -ics
| Physics
|
|
| -logy
| Biology
|
|
| -graphy
| oceanography
| Суффиксы, имеющие значение уменьшительности, иногда обладающие ласкательным или пренебрежительным оттенком
| -ie (-y)
| Doggie; sonny
|
|
| -let
| toothlet
|
|
| -ette
| kitchenette
|
Суффиксы прилагательных
Значение суффикса
| Суффикс
| Примеры
| Не имеющий, лишенный чего-либо, невозможность совершения действия
| -less
| faultless
| Обладающий качеством, степень качества
| -ful; -y; ed
| Joyful; stormy; gloved
| Качество, признак, неполная степень качества, национальность
| -ish
| Girlish; whitish; British
| Пассивное значение, значение признака, причинности
| -able (-ible)
| Drinkable; suitable
| Относящийся к чему-либо, связанный с чем-либо
| -ary (-ory)
| Elementary; compulsory
| Значение состава, структуры, отношения к чему-либо
| -ic
| Economic; historic
| Значение отношения
| -al (-ical)
| Economical; musical
| Обладающий качеством
| -ous
| Religious; famous
| Значение отношения
| -ive
| Progressive; constructive
| Наличие свойства или качества
| -tuple
| n-tuple
| Значение подробности, похожести, черт особенности чего-либо
| -like
| Businesslike
| Значение подробности, похожести, периодичности
| -ly
| Weekly; timely
| Значение отношения к географическим названиям, относительности
| -an (-ian: -ean)
| African; agrarian
| Членность
| -nomial
| polynomial
| Количество граней
| -hedral
| polyhedral
| Способность выражать размеренность
| -dimensional
| Three-dimensional
| Признак кратности
| -fold
| manifold
| Количество сторон
| - sided
| Two-sided
| Количество мест, пунктов и т.д.
| -place
| Seven-place logarithms
| Качество, признак
| -some
| troublesome
|
Суффиксы наречий
Значение суффикса, образование
| Суффикс
| Примеры
| От основ существительных
| -ly
| Daily
| От основ причастий
| -ly
| hurriedly
| От основ прилагательных
| -ly
| quickly
| Значение, сходное со значением исходного наречия
| -ward(s)
| Forward(s)
| «-образно»
| -wise
| otherwise
|
Суффиксы глаголов
Значение суффикса
| Суффикс
| Примеры
| Становиться, приобретать какое-либо качество
| -ize (-ise)
| modernize
| Значение действия
| -fy
| exemplify
| Значение действия
| -ate
| associate
| Процесс перехода в состояние
| -en
| lengthen
|
Префиксы
Значение префикса
| Префикс + перевод
| Примеры
| Отрицательное, отсутствие качества. Уничтожение, лишение, разделение, противоположное действие, удаление, обратное, взаимное действие
| Un–
Не-, бес-
| Unprofessional; uncover
| In- (il-; im-; ir-)
Не-, а-
| Illogical: inattentive: irregularity; improver
| Dis-
Раз-, не-
| Dissatisfaction: disconnect: disagreeable
| Mis-
Не-
| Misfortune; mistrust
| Non-
Не-, без-
| Non-transportable;
non-admission
| De-
Де-
| Decode; detrain
| Anti-
Анти-
| Antimoral: antifreeze
| Counter-
Противо-
| Counteract; counterblow
|
Префиксы, выражающие отношения места, времени, степени, а также превышение, превосходство, избыток чего-либо, расположенный вне чего-либо, недостаточность, неполнота, взаимодействие, предшествование, последовательность
| Out-
Пере-
| Outsider; outlive
| Extra-
Экстра-, вне-
| extraterritorial
| Ultra-
Сверх-, крайне-
| Ultrasonic; ultra-abstract
| Trans-
Транс-
| Transcontinental; transform
| Over-
Пере-
| Overdrink; overhead
| Super-
Сверх-, пере-, над-
| Superprofit; supersonic
| Under-
Недо-
| Under-clerk; underdose
| Sub-
Под-
| Submarine; substructure
|
WORD-BUILDING
(exercises)
ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТА При выполнении любых заданий на словообразование предлагается следующий путь решения:
Прочитайте и переведите предложение.
Подумайте, какое слово пропущено, какая часть речи. Это можно определить по месту в предложении, словам и предлогам, стоящим рядом.
Если это существительное, то нужно вспомнить суффиксы существительных, единственное или множественное число.
Если это прилагательное — соответствующие суффиксы, приставки, возможно, отрицательные.
Если это наречие — суффиксы и приставки.
Если это глагол — суффиксы глаголов, временные формы, окончания.
Поставить образованное слово в пропуск и снова прочитать предложение.
Задания на образование разных частей речи с помощью приставки или суффикса EX.1. К какой части речи принадлежат следующие слова, и по каким признакам это можно определить?
Sleepy, photographer, forgetful, argument, thankful, carelessness, classify, modernize, coolness, lifeless, tasteful, formality, speculate, payable, slowness, thoughtfully, federative, entrance, appearance. EX.2. К какой части речи принадлежат следующие слова, и по каким признакам это можно определить?
Correctness, specialize, formality, speculate, monotonous, boyish, brilliance, mysterious, fasten, ceremonious, attendance, instructive, speechless, really, business, incorrect, unfruitful, illness, ninth, television, re-enter, unusual. EX.3. Проанализируйте слова, данные «семьями», и подберите необходимое слово в пропуски.
include, including, included, inclusion, inclusive 1. We were seven … Dan and Patsy. 2. Everyone must follow these rules, you … . 3. Megan’s … in the project helped a lot. 4. Did you … the flight expenses? 5. Our seats are 2-7 … . EX.4. Выберите нужную форму и заполните пропуски.
Travel — travelled, have travelled, will travel, traveler, travelling
We like … to the southern countries.
We … to the USA.
Columbus is a famous … .
Next summer we … to Bulgaria.
Perform, performing, performer, performance
It was a wonderful … !
I never saw Ann … in this play.
The actors … a wonderful play.
Mark is a brilliant … .
Adventure(s), adventurous
We had many … in our trip to Moscow.
He is a very … person.
Exciting, excitement, excited
The film was very … .
We are very … by our future trip.
I got great … from this film. EX.5. Образуйте с помощью суффиксов и приставок нужные слова и вставьте в пропуски
Strong — 1. I … recommend you to come. 2. He showed me his …3. I become … every day.
Fortune — 1. I was … this day. 2. …, we missed the train.
Attract — 1. She was a very … girl. 2. The place was dirty and …3. I like this popular … .
Child — 1. I was unhappy in my … . 2. Many … play in the ground. 3. She was very … .
Act — 1. Reading is an … 3. Many … were taken to improve the situation. 4. She is a great … . 5. Children were … at the lesson. 6. She was lazy and … .
|