Бюджетное учреждение общего образования
Ханты-Мансийского автономного округа –Югра
«ЮГОРСКИЙ ФИЗИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ ИНТЕРНАТ»
Рассмотрено Утверждено
Методической комиссией приказом БОУ «Югорский физико-
Протокол № 1 от 31.08.2015 математический лицей - интернат
№ 112 от 31.08. 2015
Дополнительная образовательная программа секции «Баскетбол»
на 2015-2016 учебный год
Разработчик программы:
преподаватель физической культуры
Донорская Ирина Анатольевна
2015 г.
Пояснительная записка
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя. Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Программа разработана на основе программы для внешкольных учреждений и образовательных школ И.А. Водянниковой, под редакцией С.М. Зверева, 2002, «Программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов, основанной на одном из видов спорта (баскетбол), Е.Н. Литвиновой, М. Я. Валенский, Б. И. Туркунов 1996год.
Спортивную подготовку в системе дополнительного образования мы рассматриваем в качестве специализированного процесса использования физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств школьников. Актуальность программы заключается в том, что на занятиях позволяет овладеть необходимыми техническими и тактическими приемами игры в «баскетбол», и восполняет недостаток двигательной активности, имеющие у лицеистов, в связи большой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно влияет на все системы организма.
Цель: всестороннее физическое развитие, овладение приемами игры в баскетбол
Задачи:
- укрепление здоровья школьников;
- содействие правильному физическому развитию;
- овладение основными приемами и техники, и тактики игры в баскетбол;
- приобретение учащимися теоретических знаний;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности;
- воспитание потребности к самостоятельным занятиям, избранного вида спорта в свободное время.
Программа «Баскетбол» рассчитана на 2 года. Для обучения набираются все желающие юноши и девушки 10- 11классов, не имеющие противопоказаний для занятий в спортивной секции. Занятия проходят в форме тренировок, просмотра видиоматерьяла, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов. Для мониторинга текущих результатов, используется ИКТ.
Ведущими методами обучения, рекомендованными данной программы являются:
- словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели используются объяснения, рассказ, замечание, команды.
- наглядные методы, применяется в виде показа упражнений, учебных пособий, видиоматерьялов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретное представление об изучаемом действии;
- практические методы: метод упражнения, игровой метод, метод многократного повторения движения.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся должны знать:
- историю развития баскетбола и воздействие этого вида на организм человека;
- правила техники безопасности при занятиях спортом;
- правила игры, жесты судьи;
- технику и тактику изученных приемов.
Уметь:
- выполнять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности;
- применять изученные тактические приемы;
-соблюдать правила игры;
- судить соревнования;
- осуществлять соревновательную деятельность.
Показывать:
- иметь высокий уровень физического развития и физической подготовленности;
- победы на соревнованиях;
- устойчивое овладение умениями и навыками игры;
- сформировать потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, после окончания лицея.
Учебно – тематический план №
п\п
| Наименование разделов (тем)
| Количество часов
|
| 1.
| Знания о спортивно-оздоровительной деятельности
| 3
| 2.
| Физическое совершенствование со спортивной – оздоровительной направленность:
-общая физическая подготовка;
- специальная физическая подготовка;
- техническая и тактическая подготовка.
| 56
15
15
26
| 3.
| Способы спортивно – тренировочной деятельности:
- соревновательная деятельность;
- контрольные нормативы.
| 14
10
4
| 4.
| Всего часов
| 70
| Содержание программы
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.
Тема 1. Техника безопасности на занятиях по баскетболу. История развития баскетбола. Правила игры и жесты судьи. Проведение соревнований по баскетболу.
Тема 2. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Понятия о телосложении человека. Особенности полового развития. Работа сердечно-сосудистой системе.
Тема 3. Основы методики обучения игру в баскетбол. Обучение и совершенствование двигательным действиям: перемещение, ведение мяча, передачи, варианты бросков. Соревновательная деятельность.
Тема 4. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к одежде. Способы подсчёта пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Физическое совершенствование со спортивной направленностью
Общая и специальная подготовка. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на силу, быстроту, координацию, гибкость. Прыжковые упражнения. Комбинированные беговые, прыжковые упражнения, из различных исходных положений. Прыжки на скакалке, через гимнастическую скамейку, выпрыгивания с доставанием предметов.
Основы техники и тактики игры. Основы технических приемов в передачи мяча, ведении и бросков. Броски в кольцо с различных точек. Броски мяча после ведения, передачи. Финты. Личная и зонная защита. Взаимодействие игроков в защите и нападении. Тактика нападения. Командные и групповые взаимодействия в нападении. Вырывание и выбивания мяча. Перехват мяча. Накрывание.
Способы спортивно-тренировочной деятельности.
Контрольные игры и соревнования.
Контрольные испытания: броски со средней и дальней дистанции; броски после ведения; передачи в парах; передача и ловля за время; штрафной бросок.
Соревновательная деятельность, судейство. Товарищеские встречи. Участие в соревнованиях.
Тематическое планирование
| Группы и приемы
| Способы и разновидности
|
Техническая подготовка
Упражнения
с мячом
| Ведение мяча без зрительного контроля
| С изменением направления;
После ловли в движении
| Ловля мяча с полуотскока;
Ловля высоко летящего мяча
| Двумя и одной рукой
| Передачи мяча в движении
| После ведения
| Передача мяча двумя руками от груди в 3-х, в движении по восьмерке с броском по кольцу
|
| Передача мяча одной рукой снизу в движении после отскока
| В прыжке в любом направлении
| Бросок в прыжке с дальней и средней дистанции;
| С удобных и произвольных точек площадки
| Бросок одной и двумя руками в прыжке
| (юноши)
| Бросок одной рукой с замахом
|
| Командные и индивидуальные
технико-тактические действия
| Персональная защита
|
| Быстрое нападение;
Перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину
| Пассивное и активное сопротивление
| Совершенствование индивидуальной техники в ранее изученных упражнениях
| Упражнения специальной физической и технической подготовки
| Игра в баскетбол в условиях, приближенных к соревнованиям
| Нормативные требования по ОФП
Контрольные упражнения
| пол
| Показатели
| 15 лет
| 16 лет
| 17 лет
| 5
| 4
| 3
| 5
| 4
| 3
| 5
| 4
| 3
| Бег 100 м (с)
| м
| 14,0
| 14,5
| 15,1
| 13,8
| 14,4
| 15,0
| 13,1
| 13,7
| 14,3
| ж
| 17,2
| 17,9
| 18,6
| 16,2
| 16,9
| 17,6
| 15,8
| 17,5
| 18,2
| Челночный бег 10х10 м/с
| м
| 27,2
| 29,0
| 31,0
| 24,5
| 26,0
| 28,0
| 25,0
| 27,0
| 28,5
| ж
| 30,5
| 31,7
| 33,0
| 29,5
| 31,0
| 32,0
| 28,6
| 30,0
| 31,0
| Прыжок в длину с места
| м
| 220
| 210
| 195
| 235
| 220
| 210
| 240
| 225
| 215
| ж
| 180
| 170
| 160
| 186
| 175
| 164
| 185
| 175
| 165
| Учебные нормативы
| Мальчики
| Девочки
| 15 лет
| Ведение мяча без зрительного контроля
| По технике выполнения
| Передача мяча в движении в тройках – «восьмерка» с броском в кольцо (5 попыток)
| 2-4
| 2-4
| Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток)
| 2-4
| 2-4
| Быстрое нападении; перехват мяча; борьба за отскок
| По технике выполнения
| Участие в квалификационных соревнованиях
| +
| +
| Заполнение технического протокола на игру
| +
| +
|
| Юноши
| Девушки
| 16 – 17 лет
| Передача мяча от груди двумя руками (за 30 сек)
| 22-35
| 20-30
| Броски со штрафной линии (5 попыток)
| 3-5
| 3-5
| Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток)
| 3-5
| 3-5
| Ведение мяча "змейкой" с последующим попаданием в кольцо (3 попытке)
| 1-3
| 1-3
| Игра в баскетбол в условиях соревновательной деятельности
| +
| +
| Знание правил игры и организация судейства
|
|
| |