Казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю
Директор КОУ «Леушинская
школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностям здоровья»
_______________Д.Ш.Шидиева
Приказ №
от «____»_____________ 2016 г.
|
Рассмотрено
Педагогическим советом
КОУ «Леушинская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья»
Протокол №
от «____»____________ 2016 г.
| Принято
Управляющим советом
КОУ «Леушинская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья»
от «____»____________ 2016 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
начального общего ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ),
ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
на 2016-2017 учебный год (ВАРИАНТ 2)
с.Леуши, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.Целевой раздел
| 1.1.
| Пояснительная записка……………………………................................
| 3 –5
| 1.1.1.
| Общая характеристика АООП обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).................................................................................
|
6
| 1.1.2.
| Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития……………………........................................…
|
7 – 8
| 1.1.3
| Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития) ……….......................................................................................
|
9 – 11
| 1.2.
| Планируемые результаты освоения программы обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития...........................................................................
|
12– 18
| 1.2.1
| Язык и речевая практика
|
| 1.2.2
| Математика
|
| 1.2.3
| Искусство
|
| 1.2.4
| Естествознание
|
| 1.2.5
| Человек
|
| 1.2.6
| Физическая культура
|
| 1.2.7
| Технологии
|
| 1.3.
| Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения программы.................
|
19 – 20
| II.Содержательный раздел
| 2.1
| Программа формирования базовых учебных действий, обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.............................................
|
20 – 21
| 2.2.
| Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области I-IV классы …………………………………....
| 21 – 86
| 2.3.
| Программа духовно-нравственного развития ……………….........…
| 86 – 88
| 2.3.1.
| Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, воспитанников ………………………......
| 88 – 89
| 2.3.2.
| Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ………………………………………..............................
|
89 – 91
| 2.3.3.
| Реализация целевых установок ……………….....................................
| 92 – 94
| 2.3.4.
| Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся (воспитанников) ………....……
| 95 – 96
| 2.3.5.
| Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся ….........
|
96
| 2.3.6
| Планируемые результаты духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном этапе обучения………………………...
|
97 – 98
| 2.3.7
| Критерии, показатели эффективности в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ……….........…
| 98 – 99
| 2.4.
| Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни………………………………….......……....
| 100
| 2.4.1.
| Принципы построения программы ………………………………...…
| 101–106
| 2.4.2
| Программное содержание по классам …………….....……………..…
| 106
| 2.4.3
| Критерии и показатели эффективности деятельности образовательной организации ……………………...……………...….
|
106–107
| 2.5.
| Программа внеурочной деятельности …………………....…………..
| 107–109
| 2.6.
| Программа сотрудничества с семьей…………………………….…
| 109 – 110
| 2.6.1.
| Направления организации совместной работы с семьей………........
| 110 – 114
| 2.6.2.
| Ожидаемые результаты реализации программы сотрудничества с родителями...............................................................................................
|
114
| III.Организационный раздел
| 3.1.
| Учебный план ………………………………………………........……
| 115 – 119
| 3.2.
| Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью …………………………………...…
| 119– 123
| 3.2.1.
| Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы …………………………………….........
| 124 – 132
| 3.2.2.
| Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы……………………………………………............................
|
133– 134
| 3.2.3.
| Материально-технические условия реализации адаптированной основной образовательной программы………………………….........
|
134 – 135
| 3.2.4.
| Технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа ребенка с с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития к образованию (ассистирующие средства и технологии).............................................
| 135– 140
|
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)―это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Основой для разработки и реализации АООП является Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- (далее-Стандарт), который представляет собой совокупность обязательных требований при реализации АООП в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
АООП начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана и утверждена КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в соответствии с требованиями Стандарта на основе примерной АООП с привлечением органа самоуправления (управляющий совет), обеспечивающего государственно-общественный характер управления Организацией.
Цель реализации АООП (вариант 2) – формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Задачи
*Создание условий для охраны жизни и здоровья обучающихся через широкое использование здоровьесберегающих технологий на основе индивидуальных показаний физического развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития;
* Формирование и закрепление в индивидуальном сознании обучающихся представлений о себе, ближайшем социальном окружении, других людях, классе, школе, предметах и явлениях окружающего мира;
* Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей;
* Развитие познавательных процессов на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном уровне;
* Формирование прикладных, трудовых, творческих умений;
* Формирование доступных норм и правил поведения в обществе людей, способах индивидуального взаимодействия с окружающим миром;
* Организация системы доступного обучения с элементами учебной деятельности: грамота, чтение, счет, ручной труд. Закрепление освоенных учебных знаний в разных видах самостоятельной деятельности;
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы и специальной индивидуальной
программы развития
Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка. Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе. Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, при участии его родителей.
Структура специальной индивидуальной образовательной программы включает:
-общие сведения о ребенке;
-характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы, и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;
-индивидуальный учебный план;
-содержание образования в условиях организации и семьи;
-возможные подходы, методы педагогической работы с ребенком;
-основные технические средства и дидактические материалы;
-средства мониторинга (оценки) динамики обучения. Кроме того, программа может иметь приложение, включающее упражнения и рекомендации для их выполнения ребенком в домашних условиях.
I. Общие сведения содержат:
1) персональные данные о ребенке и его родителях;
2) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
3) заключение ПМПК.
II. Характеристика ребенка составляется на основе психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика отражает:
1)двигательное и сенсорное развитие ребенка;
2) особенности мотивационно-потребностной сферы (проявление интереса к чему-либо, реакция на поощрения и др.),
3) особенности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
4) особенности поведения и эмоциональные реакции ребенка в разных ситуациях;
5) сформированность социально значимых навыков, умений, представлений: коммуникация и речь, предметно-практическая деятельность, самообслуживание, игра, универсальные учебные действия (умение выполнять инструкцию, действовать по подражанию и др.), представления об окружающем мире, математические представления, бытовые и трудовые навыки;
6)степень потребности в посторонней помощи (полная, частичная, периодическая);
7) выводы: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные курсы для дальнейшей педагогической работы с ребенком.
III. Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для обучающегося приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные курсы, и устанавливающий объем недельной учебной нагрузки на обучающегося.
IV. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию действий/операций и представлений по каждому разделу программ учебных предметов, коррекционных курсов и других программ. Задачи формулируются как возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода или год).
V. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
VI. Возможные подходы, методы педагогической работы с ребенком.
VII. Перечень основных и вспомогательных подходов/методов обучения и воспитания ребенка, которые, могут быть эффективно использованы для достижения запланированных возможных результатов.
VIII. Перечень основных технических средств и дидактических материалов (включая индивидуальные средства реабилитации), необходимых для реализации СИПР.
IX. Средства мониторинга и оценки результатов обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности действий/операций и представлений, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «действие не выполняет» (или «пассивно участвует в выполнении действия»), «выполняет с помощью»: физической частичной или существенной, по словесной инструкции, по образцу; представление: «невозможно выявить», «не сформировано», «сформировано частично», «сформировано». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики. На основе этой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Общая характеристика АООП обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития) создана с учетом их особых образовательных потребностей.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 40% от общего объема АООП. В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающегося.
АООП реализуется КОУ «Леушинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» через организацию урочной и внеурочной деятельности.
АООП содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
программу формирования базовых учебных действий;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу сотрудничества с родителями;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП.
Организационный раздел включает:
учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области, внеурочную деятельность;
систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта.
Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В КОУ «Леушинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в 2015-2016 учебном году в 1 – 4 классах обучалось 46 детей: из них 16 учеников - с легкой умственной отсталостью, 20 учеников - с умеренной умственной отсталостью и с множественными нарушениями развития. Всего сформировано 7 начальных классов. Из них 3 класса - для учащихся со сложной структурой дефекта (ССД). Из них 10 учащихся на индивидуальном надомном обучении. Количество учащихся может варьироваться.
Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС - чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия.
Умственная отсталость— это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. У умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.
Для обучающихся, получающих образование по 2 варианту адаптированной основной образовательной программы, характерна умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно.
Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию некоторых прикладных физических действий (бег, прыжки и др.). У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений.У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений. Развитие навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью существенно отстает. При тяжелой степени интеллектуального недоразвития данные навыки могут отсутствовать. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Некоторые обучающиеся полностью зависят от посторонней помощи в обращении с одеждой и обувью, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.
Дети с глубокой умственной отсталостью имеют еще более выраженные нарушения мышления, памяти, внимания. Часто не владеют вербальной речью и нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляет собой сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. Выявляется значительная неоднородность этой группы детей по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников.Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
|