Скачать 124.46 Kb.
|
Тема урока « Кровь» Цель урока :сформировать представление о плазме и клетках крови, их строении , составе и функциях. Задачи урока: расширить знания о крови: о составе, строении и функциях её клеток и плазмы; раскрыть сущность фагоцитоза и его роль в организме ; охарактеризовать биологический процесс ввертывания крови его роль в жизни человека; продолжить формирование навыков лабораторных и практических наблюдений, обобщения, сравнения, формулирования выводов. Предметные результаты обучения : -Учащиеся должны знать: -особенности строения клеток крови в связи с их функциями - значение свертывания крови -Учащиеся должны уметь: -распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови - характеризовать состав крови и функции ее форменных элементов -раскрывать сущность биологического процесса свертывания крови - работать с готовыми микропрепаратами крови человека и лягушки, сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы раскрывать основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови Метапредметные результаты обучения: -Учащиеся должны уметь: - самостоятельно работать с учебником, тетрадью - находить необходимую информацию, анализировать и оценивать ее - проводить наблюдения, исследования -давать определение понятий -объяснять одноклассникам изученный материал -сравнивать объекты - владеть устной речью, строить логическое рассуждение и умозаключение, делать выводы - сотрудничать в ходе учебного процесса с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе - владеть основами самоконтроля и самооценки своих знаний и действий Личностные результаты обучения : -познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение организма человека и его возможностей -знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий Основные виды деятельности учащихся: -называют состав крови( плазма и форменные элементы) - кратко характеризуют основы учения И.И. Мечникова о защитных функциях крови - сравнивают клетки крови и выявляют черты сходства и различия в их строении и выполняемых функциях -рассматривают готовые микропрепараты крови под микроскопом и описывают их распознают на таблицах, микропрепаратах клетки крови обосновывают взаимосвязь строения и функций эритроцитов и лейкоцитов Тип урока: урок изучения нового материала Средства обучения: учебник, микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, портрет И.И. Мечникова , компьютер, презентация по теме Ход урока: 1.Организационный момент: приветствие учителя ( здравствуйте товарищи кадеты) Ребята, знаете, что произошло сегодня утром? Я по улице шагала, и улыбки собирала: Вот улыбка малыша, до чего же хороша! Вот улыбка почтальона гордость нашего района, Вот улыбка продавщицы очень редкая вещица, Вот веселый смех ребят для меня он просто клад. Всем в ответ я улыбалась, получается, менялась. - А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг - другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг - другу. 2.Определение темы урока, постановка цели и задач Сегодня все узнаете о ней, Той, что для всех живых всего важней. Она бежит по замкнутой системе, Имеет плазму, клетки и пластинки, Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, Мелькают в ней как яркие картинки. Гемоглобин ее окрасил в красный цвет, О чем веду я речь? Кто даст мне правильный ответ? ( ответы обучающихся : кровь). Итак, тема нашего урока « Кровь». Испокон веков с кровью ассоциировалось что- то таинственное , даже мистическое. Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной. А французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – “ зеркалом организма” - Действительно ли это так? Давайте разберемся. Что для этого нам нужно сделать? 1. Изучить состав крови 2. Изучить строение клеток крови 3. Изучить функции крови 3.Актуализация знаний - А может быть вам уже что-то известно? ( Учащиеся составляют на доске кластер « Кровь» ) Далее идет обобщение знаний учащихся 4.Изучение нового материала( первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала);(самостоятельное творческое использование умений и навыков) 4.1.Состав крови, строение клеток крови Кровь- жидкая подвижная соединительная ткань внутренней среды организма, циркулирует по замкнутой системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца и не сообщается непосредственно с другими тканями тела . ( Записывают в рабочий лист). По ходу рассказа заполняют схему « Состав крови». Общее количество крови в организме 7% его массы, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра – у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость- плазма крови и нижний слой – осадок темно- красного цвета, который образован форменными элементами- клетками крови: лейкоцитами. эритроцитами и тромбоцитами. В плазму крови входит множество простых и сложных веществ- 90 % составляет вода и только 10% приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав. Здесь и сложнейшие белки, среди них фибриноген, который принимает участие в свертывании крови, жиры и углеводы, соли, кислоты, различные газы и другие вещества. Каждое из них имеет определенное и важное значение. -Если принять все форменные элементы за 100%, то эритроциты составляют 96%, лейкоциты 3%, тромбоциты 1%. - Давайте более подробно изучим форменные элементы. Используя текст учебника с. 84-87, заполните таблицу в рабочем листе (1 группа заполняет колонку –эритроциты, 2 группа –лейкоциты, 3 группа –тромбоциты).Через 5 минут группы отчитываются, при отчете одной группы все остальные заполняют колонки таблицы. Отчет 1 группы:
Прием «Удивляй» ( заранее подготовленный ученик рассказывает интересные факты об эритроцитах)
-Эритроциты выполняют важнейшую функцию - перенос кислорода. А связано это с формой и размерами эритроцита. И сейчас мы это докажем. Давайте перейдем от теоретических вопросов к практическим действиям и побудем немного учеными – исследователями, изучим микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных – лягушки. Перед вами инструктивные карты, Прочитайте, что от вас требуется и, соблюдая технику безопасности, приступайте к работе. Мини-исследование «Сравнительная характеристика эритроцитов крови человека и лягушки».
Кровь лягушки под микроскопом Кровь человека под микроскопом Таблица
Какие данные вас заинтересовали? 1.Эритроциты лягушки значительно крупнее, чем эритроциты человека. 2.Количество эритроцитов в 1 мм3 крови человека во много раз больше 3.Эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска, а у лягушки они овальной формы 4.В зрелых клетках человека отсутствуют ядра, тогда как в эритроцитах лягушки ядра есть. К какому выводу вы пришли? Эритроциты крови человека отличаются от эритроцитов крови лягушки. Объясните, чья кровь, человека или лягушки, перенесёт больше кислорода в единицу времени. Почему? Кровь человека переносит больше кислорода в единицу времени потому, что организм человека нуждается в большем количестве кислорода в связи с более активным образом жизни, поэтому эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность и способствует лучшему проникновению в них кислорода .Отсутствие ядра в эритроцитах крови человека также увеличивает их ёмкость. Таким образом, мы видим, что Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении уменьшения размеров и отсутствия ядра в зрелых клетках. -А есть что то общего у эритроцитов крови человека и лягушки? ( они красного цвета). Красный цвет крови человечество всегда отождествляло с жизнью и здоровьем. В Древнем Египте для ограждения от болезней и «порчи» тело натирали красными красками отсюда, и пошла мода, красить губы, ногти в ярко-красный цвет. Неслучайно преобладающим цветом большинства государственных флагов является именно красный. Часто, даже не осознавая этого, люди наделяют доброе и хорошее, полезное и радостное красным цветом: красное солнышко, красный день календаря… Увидев красный цвет человек невольно обращает на него внимание: красный цвет светофора, сигнальные огни самолета, кран с горячей водой, кнопка включения приборов. -Оказывается, ребята У некоторых моллюсков и членистоногих кровь имеет голубой цвет. Чем это объясняется? -Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества –гемоглобина. от греческого haima - кровь и латинского globus - шар) В составе гемоглобина находится два составных элемента:
В легких он присоединяет к себе кислород и становится оксигемоглобином., оксигемоглобин имеет светлую окраску и поэтому, обогащенная кислородом кровь выглядит ярко-алой и называется артериальной. В тканях это соединение распадается на кислород и гемоглобин. Кислород используется клетками организма, а гемоглобин, присоединив к себе углекислый газ, возвращается в легкие. Кровь, обогащенная углекислым газом имеет темно-красный цвет и называется венозной. Отчет 2 группы:
-Долгое время ученые не могли определить функцию этих клеток. Их принимали за посторонние организму вещества, паразитирующие в нем. Лишь в 1882 году ( Продолжает ученик) ученый Илья Ильич Мечников на основе опыта с прозрачными личинками морской звезды, сделал вывод о том, что эти клетки выполняют функцию защиты от внешних агентов. Он назвал эти клетки фагоцитами ( от греч. «фагос» -пожиратель, «цитос» - клетка. ) клетки -пожиратели, а явление фагоцитозом .Учение о фагоцитозе легло в основу учения о воспалении, которое, как впервые показал Мечников, не что иное, как активная универсальная реакция против болезнетворных бактерий. Флеш -анимация Отчет 3 группы
- Я думаю вы не раз замечали, что вытекающая из ранки кровь довольно быстро темнеет, густеет и застывает( то есть свертывается), образуя на месте повреждения плотную корочку. Здесь заслуга природы- она позаботилась об организации аварийно- спасательной службы в нашем организме. Потеря 30 процентов крови для человека смертельна. Если судно в море получает пробоину, команда старается заткнуть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 микрона. Заткнуть такой крохотной заплаткой сколько-нибудь значительною дыру было бы невозможно, если бы тромбоциты не обладали способностью слипаться. Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Заплатка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка. Если повреждён не очень крупный сосуд и давление крови в нём не настолько велико, чтобы вытолкнуть пробку, утечка будет ликвидирована. Но для образования такой пробки необходимо чтобы в крови били соли кальция, витамин К и некоторые другие вещества. Если соли кальция удалены или в крови нет витамина К, кровь свертываться не будет. Болезнь, связанная с нарушением свертывания крови называется гемофилия.( рассказ учащегося) Ведущими симптомами гемофилии являются повышенная кровоточивость с первых месяцев жизни; подкожные, межмышечные гематомы, обусловленные ушибами, порезами, различными хирургическими вмешательствами; обильные посттравматические кровотечения; Самой известной носительницей гемофилии в истории была королева Виктория. Гемофилией страдал сын последнего русского царя Николая Второго- царевич Алексей. . По этой причине данное заболевание получило такие названия: «викторианская болезнь» и «царская болезнь». 4.2.Функции крови -Итак, зная состав крови, мы можем сказать какие функции она выполняет в организме. 1. Транспортная- Кровь приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит продукты распада . Кровь доставляет к органам гормоны и другие гуморальные регуляторы. 2.Защитная- обеспечение клеточной и гуморальной защиты от чужеродных агентов( свертывание крови, обеспечение иммунитета). 3. Гомеостатическая — поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма) - По составу крови можно судить о состоянии организма, т.к. она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже « наити» опухоль. -Анализ крови может быть
-Сейчас мы проведем медицинский консилиум. У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов. Каждая группа должна изучить показатели крови пациентов, сравнить анализ пациентов с нормой , сделать вывод о состоянии здоровья , выявить нарушения, поставить диагноз. Назначить необходимое лечение, разработать меры, препятствующие развитию болезни. -Спасибо. На это медицинский консилиум завершает свою работу. 5.Обобщение усвоенного материала -Вернемся к совам Клода Бернара « Кровь- зеркало организма», так ли это? ( выводы учащихся) Кровь –это река, поддерживающая жизнь и несущая её в себе. Однако такую реку вы не увидите ни в одном из природных ландшафтов…Эта река течет внутри каждого из нас. 6. Рефлексия деятельности. - Ребята, настало время подвести итоги урока. Вспомним задачи , которые перед нами столи: 1. Изучить состав крови 2. Изучить строение клеток крови 3. Изучить функции крови -Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами, достигли цели урока? -А теперь я вам предлагаю пострелять в « Рефлексивную мишень» .Если вы оцениваете на «5» показываем 5 пальцев, на «4», 3, 2 - соответственное количество пальцев. 7. Домашнее задание. 1.Прочитать параграф 17, ответить на вопросы 5,6 2.Создать электронное пособие с использованием опорного листа урока ( 5 слайдов) 3.Узнать значение слова « гематология» и составить кроссворд, где оно является ключевым или написать рассказ « Я- клетка крови» |
Оборудование: cd-rom «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», cd-rom «Открытая биология», презентация «Состав и функции крови», микроскопы,... | Лев Толстой – живой, воплощенный в плоть и кровь символ достоинства печатного слова” | ||
Направление: анализ кала № яйца гельминтов, скрытая кровь, стеркобилин, билирубин | Гост р 53470-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Кровь донорская и ее компоненты. Руководство по применению компонентов... | ||
Для тестов на инфекции и экстренных исследований допустимо сдавать кровь через 4-6 часов после последнего приема пищи | История для Александра Бушкова не есть нечто застывшее, окостеневшее. Автор с присущей ему дерзкой фантазией продолжает разгадывать... | ||
Дейч бежит в Америку, но считает нецелесообразным печатать материалы о жидовских предках Ленина даже в Америке | Это потому что там использовались сильные детергенты, чтобы смыть кровь, что осталась после разорванных на части под колесами локомотива... | ||
Кровь сдается в утренние часы натощак (или в дневные и вечерние часы, спустя 4-5 часов после последнего приема пищи). За 1-2 дня... | В связи с тем, что (указать дату) планирую сдавать кровь и обязуюсь в этот день присутствовать на всех практических занятиях и лекциях,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |