«Кровь»


Скачать 124.46 Kb.
Название«Кровь»
ТипУрок
Тема урока « Кровь»

Цель урока :сформировать представление о плазме и клетках крови, их строении , составе и функциях.

Задачи урока: расширить знания о крови: о составе, строении и функциях её клеток и плазмы; раскрыть сущность фагоцитоза и его роль в организме ; охарактеризовать биологический процесс ввертывания крови его роль в жизни человека; продолжить формирование навыков лабораторных и практических наблюдений, обобщения, сравнения, формулирования выводов.

Предметные результаты обучения :

-Учащиеся должны знать:

-особенности строения клеток крови в связи с их функциями

- значение свертывания крови

-Учащиеся должны уметь:

-распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови

- характеризовать состав крови и функции ее форменных элементов

-раскрывать сущность биологического процесса свертывания крови

- работать с готовыми микропрепаратами крови человека и лягушки, сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы

раскрывать основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови

Метапредметные результаты обучения:

-Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно работать с учебником, тетрадью

- находить необходимую информацию, анализировать и оценивать ее

- проводить наблюдения, исследования

-давать определение понятий

-объяснять одноклассникам изученный материал

-сравнивать объекты

- владеть устной речью, строить логическое рассуждение и умозаключение, делать выводы

- сотрудничать в ходе учебного процесса с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе

- владеть основами самоконтроля

и самооценки своих знаний и действий

Личностные результаты обучения :

-познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение организма человека и его возможностей

-знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий

Основные виды деятельности учащихся:

-называют состав крови( плазма и форменные элементы)

- кратко характеризуют основы учения И.И. Мечникова о защитных функциях крови

- сравнивают клетки крови и выявляют черты сходства и различия в их строении и выполняемых функциях

-рассматривают готовые микропрепараты крови под микроскопом и описывают их

распознают на таблицах, микропрепаратах клетки крови

обосновывают взаимосвязь строения и функций эритроцитов и лейкоцитов

Тип урока: урок изучения нового материала

Средства обучения: учебник, микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, портрет И.И. Мечникова , компьютер, презентация по теме

Ход урока:

1.Организационный момент: приветствие учителя ( здравствуйте товарищи кадеты)

Ребята, знаете, что произошло сегодня утром?

Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась, получается, менялась.

- А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг - другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг - другу.

2.Определение темы урока, постановка цели и задач

Сегодня все узнаете о ней,

Той, что для всех живых всего важней.
Она бежит по замкнутой системе,

Имеет плазму, клетки и пластинки,

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты,

Мелькают в ней как яркие картинки.
Гемоглобин ее окрасил в красный цвет,

О чем веду я речь?

Кто даст мне правильный ответ? ( ответы обучающихся : кровь).
Итак, тема нашего урока « Кровь». Испокон веков с кровью ассоциировалось что- то таинственное , даже мистическое. Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной.

А французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – “ зеркалом организма”

- Действительно ли это так? Давайте разберемся. Что для этого нам нужно сделать?

1. Изучить состав крови

2. Изучить строение клеток крови

3. Изучить функции крови
3.Актуализация знаний
- А может быть вам уже что-то известно? ( Учащиеся составляют на доске кластер « Кровь» )

Далее идет обобщение знаний учащихся

4.Изучение нового материала( первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала);(самостоятельное творческое использование умений и навыков)

4.1.Состав крови, строение клеток крови

Кровь-  жидкая подвижная соединительная ткань внутренней среды организма, циркулирует по замкнутой системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца и не сообщается непосредственно с другими тканями тела .

( Записывают в рабочий лист). По ходу рассказа заполняют схему « Состав крови». Общее количество крови в организме 7% его массы, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра – у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость- плазма крови и нижний слой – осадок темно- красного цвета, который образован форменными элементами- клетками крови: лейкоцитами. эритроцитами и тромбоцитами. В плазму крови входит множество простых и сложных веществ- 90 % составляет вода и только 10% приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав. Здесь и сложнейшие белки, среди них фибриноген, который принимает участие в свертывании крови, жиры и углеводы, соли, кислоты, различные газы и другие вещества. Каждое из них имеет определенное и важное значение.

-Если принять все форменные элементы за 100%, то эритроциты составляют 96%, лейкоциты 3%, тромбоциты 1%.

- Давайте более подробно изучим форменные элементы. Используя текст учебника с. 84-87, заполните таблицу в рабочем листе (1 группа заполняет колонку –эритроциты, 2 группа –лейкоциты, 3 группа –тромбоциты).Через 5 минут группы отчитываются, при отчете одной группы все остальные заполняют колонки таблицы.

Отчет 1 группы:




Название клетки

Количество 1 мм3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

Эритроциты

До 5млн штук

Красные безъядерные клетки, двояко вогнутые, содержат гемоглобин.

Красный костный мозг

120 дней

Транспортировка кислорода к тканям и углекислого газа к легким.

Прием «Удивляй» ( заранее подготовленный ученик рассказывает интересные факты об эритроцитах)

  • Если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получится лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору( вспомним длину экватора более 40000 км)

  • Если считать число эритроцитов человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все потребуется 450 тысяч лет

  • В один день костный мозг производит 320 млрд. клеток эритроцитов, в одну секунду – 2,5 млн. клеток

-Эритроциты выполняют важнейшую функцию - перенос кислорода. А связано это с формой и размерами эритроцита. И сейчас мы это докажем. Давайте перейдем от теоретических вопросов к практическим действиям и побудем немного учеными – исследователями, изучим микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных – лягушки. Перед вами инструктивные карты, Прочитайте, что от вас требуется и, соблюдая технику безопасности, приступайте к работе.
Мини-исследование

«Сравнительная характеристика эритроцитов крови человека и лягушки».

  1. Рассмотрите готовые микропрепараты крови человека и лягушки.

  2. Найдите в поле зрения микроскопа эритроциты (красные клетки) и, используя данные таблицы, сравните их.



Кровь лягушки под микроскопом Кровь человека под микроскопом

Таблица

Признаки сравнения

Эритроциты человека

Эритроциты лягушки

Количество в 1 мм3

4-5 млн.

  1. тыс.

Диаметр клетки

7-8 мкм

21-24 мкм

Форма клетки

двояковогнутого диска

овальная

Наличие ядра

отсутствует в зрелой клетке

есть

Функция клетки

Дыхательная - транспорт О2 и СО2

Дыхательная - транспорт О2 и СО2


Какие данные вас заинтересовали?

1.Эритроциты лягушки значительно крупнее, чем эритроциты человека.

2.Количество эритроцитов в 1 мм3 крови человека во много раз больше

3.Эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска, а у лягушки они овальной формы

4.В зрелых клетках человека отсутствуют ядра, тогда как в эритроцитах лягушки ядра есть.
К какому выводу вы пришли? Эритроциты крови человека отличаются от эритроцитов крови лягушки.
Объясните, чья кровь, человека или лягушки, перенесёт больше кислорода в единицу времени. Почему? Кровь человека переносит больше кислорода в единицу времени потому, что организм человека нуждается в большем количестве кислорода в связи с более активным образом жизни, поэтому эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность и способствует лучшему проникновению в них кислорода .Отсутствие ядра в эритроцитах крови человека также увеличивает их ёмкость. Таким образом, мы видим, что Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении уменьшения размеров и отсутствия ядра в зрелых клетках.
-А есть что то общего у эритроцитов крови человека и лягушки? ( они красного цвета).

Красный цвет крови человечество всегда отождествляло с жизнью и здоровьем. В Древнем Египте для ограждения от болезней и «порчи» тело натирали красными красками отсюда, и пошла мода, красить губы, ногти в ярко-красный цвет. Неслучайно преобладающим цветом большинства государственных флагов является именно красный. Часто, даже не осознавая этого, люди наделяют доброе и хорошее, полезное и радостное красным цветом: красное солнышко, красный день календаря… Увидев красный цвет человек невольно обращает на него внимание: красный цвет светофора, сигнальные огни самолета, кран с горячей водой, кнопка включения приборов.

-Оказывается, ребята У некоторых моллюсков и членистоногих кровь имеет голубой цвет.

Чем это объясняется?

-Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества –гемоглобина. от греческого haima - кровь и латинского globus - шар) 
В составе гемоглобина находится два составных элемента:

  • белок глобин, являющийся основой для гемоглобина,

  • железо в форме гемма, прикрепленное к определенным зонам белка.

В легких он присоединяет к себе кислород и становится оксигемоглобином., оксигемоглобин имеет светлую окраску и поэтому, обогащенная кислородом кровь выглядит ярко-алой и называется артериальной. В тканях это соединение распадается на кислород и гемоглобин. Кислород используется клетками организма, а гемоглобин, присоединив к себе углекислый газ, возвращается в легкие. Кровь, обогащенная углекислым газом имеет темно-красный цвет и называется венозной.
Отчет 2 группы:


Название клетки

Количество 1 мм3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

Лейкоциты

4-8 тыс.штук

Бесцветные клетки, содержат ядро, способны к амебоидному движению.

Красный костный мозг, лимфатические узлы.

От одного до нескольких дней.

Защитная (фагоцитоз) и иммунная.

-Долгое время ученые не могли определить функцию этих клеток. Их принимали за посторонние организму вещества, паразитирующие в нем.

Лишь в 1882 году ( Продолжает ученик) ученый Илья Ильич Мечников на основе опыта с прозрачными личинками морской звезды, сделал вывод о том, что эти клетки выполняют функцию защиты от внешних агентов. Он назвал эти клетки фагоцитами ( от греч. «фагос» -пожиратель, «цитос» - клетка. ) клетки -пожиратели, а явление фагоцитозом .Учение о фагоцитозе легло в основу учения о воспалении, которое, как впервые показал Мечников, не что иное, как активная универсальная реакция против болезнетворных бактерий.

Флеш -анимация
Отчет 3 группы



Название клетки

Количество 1 мм3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция


Тромбоциты

180-320 тыс.штук

Кровяные пластинки без ядра.

Красный костный мозг.

5-8 дней

Свертывание крови.


- Я думаю вы не раз замечали, что вытекающая из ранки кровь довольно быстро темнеет, густеет и застывает( то есть свертывается), образуя на месте повреждения плотную корочку. Здесь заслуга природы- она позаботилась об организации аварийно- спасательной службы в нашем организме. Потеря 30 процентов крови для человека смертельна.   Если судно в море получает пробоину, команда старается заткнуть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы,  всего 2-4 микрона. Заткнуть такой крохотной заплаткой сколько-нибудь значительною дыру было бы невозможно, если бы тромбоциты не обладали способностью слипаться.      Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Заплатка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка. Если повреждён не очень крупный сосуд и давление крови в нём не настолько велико, чтобы вытолкнуть пробку, утечка будет ликвидирована.  Но для образования такой пробки необходимо  чтобы в крови били соли кальция, витамин К и некоторые другие вещества. Если соли кальция удалены или в крови нет витамина К, кровь свертываться не будет.

Болезнь, связанная с нарушением свертывания крови называется гемофилия.( рассказ учащегося) Ведущими симптомами гемофилии являются повышенная кровоточивость с первых месяцев жизни; подкожные, межмышечные гематомы, обусловленные ушибами, порезами, различными хирургическими вмешательствами; обильные посттравматические кровотечения; Самой известной носительницей гемофилии в истории была королева Виктория.

Гемофилией страдал сын последнего русского царя Николая Второго- царевич Алексей. .

По этой причине данное заболевание получило такие названия: «викторианская болезнь» и «царская болезнь».

4.2.Функции крови

-Итак, зная состав крови, мы можем сказать какие функции она выполняет в организме.

1. Транспортная- Кровь приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит продукты распада . Кровь доставляет к органам гормоны и другие гуморальные регуляторы.

2.Защитная- обеспечение клеточной и гуморальной защиты от чужеродных агентов( свертывание крови, обеспечение иммунитета).

3. Гомеостатическая — поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма)

- По составу крови можно судить о состоянии организма, т.к. она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже « наити» опухоль.
-Анализ крови может быть

  • общим- показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ).

  • Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)

  • На группу крови – у человека их 4 группы

  • На свертываемость крови

-Сейчас мы проведем медицинский консилиум. У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов. Каждая группа должна изучить показатели крови пациентов, сравнить анализ пациентов с нормой , сделать вывод о состоянии здоровья , выявить нарушения, поставить диагноз. Назначить необходимое лечение, разработать меры, препятствующие развитию болезни.

-Спасибо. На это медицинский консилиум завершает свою работу.

5.Обобщение усвоенного материала

-Вернемся к совам Клода Бернара « Кровь- зеркало организма», так ли это? ( выводы учащихся)

Кровь –это река, поддерживающая жизнь и несущая её в себе. Однако такую реку вы не увидите ни в одном из природных ландшафтов…Эта река течет внутри каждого из нас.

6. Рефлексия деятельности.

- Ребята, настало время подвести итоги урока. Вспомним задачи , которые перед нами столи:

1. Изучить состав крови

2. Изучить строение клеток крови

3. Изучить функции крови

-Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами, достигли цели урока?

-А теперь я вам предлагаю пострелять в « Рефлексивную мишень» .Если вы оцениваете на «5» показываем 5 пальцев, на «4», 3, 2 - соответственное количество пальцев.



7. Домашнее задание.

1.Прочитать параграф 17, ответить на вопросы 5,6

2.Создать электронное пособие с использованием опорного листа урока ( 5 слайдов)

3.Узнать значение слова « гематология» и составить кроссворд, где оно является ключевым или написать рассказ « Я- клетка крови»

Похожие:

«Кровь» iconТема урока: Состав и функции крови, 8-й класс Тип урока
Оборудование: cd-rom «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», cd-rom «Открытая биология», презентация «Состав и функции крови», микроскопы,...

«Кровь» iconСборник статей о Л. Н. Толстом 1902 1903 Москва 2003 И. В. Петровицкая...
Лев Толстой – живой, воплощенный в плоть и кровь символ достоинства печатного слова”

«Кровь» iconНа оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции
Направление: анализ кала № яйца гельминтов, скрытая кровь, стеркобилин, билирубин

«Кровь» iconГост р 53470-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Кровь...
Гост р 53470-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Кровь донорская и ее компоненты. Руководство по применению компонентов...

«Кровь» iconПодготовка к диагностическим исследованиям
Для тестов на инфекции и экстренных исследований допустимо сдавать кровь через 4-6 часов после последнего приема пищи

«Кровь» iconБлеск и кровь гвардейского столетия
История для Александра Бушкова не есть нечто застывшее, окостеневшее. Автор с присущей ему дерзкой фантазией продолжает разгадывать...

«Кровь» iconКак искали и запрещали жидовскую кровь Ленина Документальный детектив
Дейч бежит в Америку, но считает нецелесообразным печатать материалы о жидовских предках Ленина даже в Америке

«Кровь» iconИз всего, что вечно, самый краткий срок у любви
Это потому что там использовались сильные детергенты, чтобы смыть кровь, что осталась после разорванных на части под колесами локомотива...

«Кровь» iconПравила подготовки к сдаче общего анализа крови
Кровь сдается в утренние часы натощак (или в дневные и вечерние часы, спустя 4-5 часов после последнего приема пищи). За 1-2 дня...

«Кровь» iconГбоу впо юугму
В связи с тем, что (указать дату) планирую сдавать кровь и обязуюсь в этот день присутствовать на всех практических занятиях и лекциях,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск