Скачать 253.51 Kb.
|
Л екция 10. Управление системой распределения 10. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 10.1. КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Большинство производителей реализуют свою продукцию не напрямую потребителям, а при помощи оптовых и розничных торговых посредников. Система отношений производителя с этими посредниками называется системой распределения или системой дистрибуции (от англ. distribution – распределение). Под каналом распределения (дистрибутивным каналом, каналом сбыта, маркетинговым каналом) понимают цепочку посредников, через руки которых последовательно проходит конкретный товар на своем пути от производителя до потребителя. ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОСРЕДНИКИ?
ФУНКЦИИ И ПОТОКИ КАНАЛА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Торговые посредники, помимо физического перемещения товара от производителя к конечному потребителю, выполняют целый ряд полезных функций:
Выполнение всех этих функций образует в канале распределения целый множество разнонаправленных потоков, которые в совокупности образуют сложную систему взаимосвязей между участниками канала распределения. Схематично эти потоки представлены на следующем рисунке. Для понимания всей сложности картины, которая в реальности образуется в процессе контактов с торговыми посредниками, к схеме следует добавить участие во всем этом многообразии связей таких организаций, как транспортные и транспортно-экспедиторские компании, банки, страховые компании и охранные организации и т.п. Управление отношениями со всеми этими посредниками представляет для крупного производителя достаточно сложную и серьезную задачу. УРОВНИ КАНАЛА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Под уровнем канала распределения понимается общее количество посреднических организаций, через руки которых проходит товар в процессе движения от компании-производителя к конечному потребителю. Канал нулевого уровня – это канал прямого маркетинга, в котором отсутствуют посредники. Например, это торговля вразнос, домашние торговые презентации, торговля по каталогу, телемаркетинг (продажа по телефону), торговля через сеть фирменных магазинов и пр. Каналы первого, второго, третьего и последующих уровней – это каналы распределения, в котором участвуют один, два, три или большее количество посредников. Как правило, каналы включают в себя оптовое и розничное торговое звено, в некоторых случаях – мелкооптовое звено. Известно, что в Японии некоторые каналы распределения продуктов питания включает в себя до шести посреднических звеньев. Однако чем больше таких звеньев, тем сложнее контролировать процесс распределения со стороны компании-производителя: сложно влиять на конечную цену товара на рынке, собирать информацию о потребителях и т.д. 10.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Производственные компании в процессе маркетинговой деятельности принимают решения об оптимальной структуре канала распределения. Небольшие фирмы, только начинающие свою деятельность на рынке, поначалу формируют достаточно простую систему распределения, которая состоит из одного или нескольких посредников. По мере того, как фирма разрастается, возникает необходимость реструктуризации системы распределения. В качестве одного из примеров решения подобного рода проблемы могут служить преобразования, предпринятые пивоваренной компанией «Балтика». Процесс реструктуризации системы дистрибуции разбивается на несколько последовательных этапов. Этап I. Анализ требований конечных потребителей к системе распределения Система распределения с точки зрения конечного потребителя обеспечивает определенные услуги, а именно:
Этап II. Выбор варианта структуры системы распределения Структура системы распределения характеризуется тремя основными параметрами: типом посредников, их количеством и условиями договора с посредниками. Типы посредников. В торговом мире существует большое разнообразие розничных и оптовых посредников. Их классификация и подробная характеристика приводится чуть ниже в этой главе. Выбор типа посредника зависит от двух факторов:
Таким образом, компания выбирает посредников, работа с которыми потенциально может принести ей максимальную прибыль. Число посредников. На каждом уровне канала компания-производитель определяет общее количество посредников. Здесь возможны три варианта системы распределения:
Условия договора и ответственность торговых посредников. Условия договора – важнейший элемент системы распределения. Компания-производитель должен определить права и обязанности всех участников канала, обеспечить каждому равную поддержку и возможность получать прибыль. Условия договора с посредниками включают в себя следующие пункты:
Этап III. Оценка различных вариантов структуры системы распределения Следующий шаг для компании-производителя – определить для себя, какой из вариантов структуры системы распределения наиболее предпочтителен. Сравнением вариантов производится по трем основным критериям:
Этап IV. Управление каналами распределения Спроектировать канал распределения – всего лишь полдела. Теперь эту схему надо привести в действие. На этом пути компания-производитель решает несколько проблем: 1. Отбор участников канала распределения. При эксклюзивном и селективном распределении может возникнуть проблема привлечения квалифицированных и профессиональных продавцов. Особенно это касается продавцов промышленного оборудования. С другой стороны, компания должна определить параметры отбора посредников, к числу которых относятся: опыт работы посредника на данном рынке и сферы его деятельности, финансовые показатели, платежеспособность, умение работать с поставщиками, репутация. 2. Мотивация участников канала распределения осуществляется либо за счет предоставления им определенных выгодных условий сотрудничества, либо с помощью специальных мер стимулирования. Система мотивации посредников может быть реализована в следующих трех форматах:
3. Оценка деятельности участников канала распределения осуществляется по таким показателям, как выполнение планов сбыта, средний уровень запасов, время доставки товара покупателю, отношение к поврежденным и пропавшим товарам, участие в программах по продвижению товара и обучения персонала. Обнаруженные нарушения посредником взятых на себя обязательств исправляются мероприятиями по мотивации посредника. Если работа посредника признается неудовлетворительной, то можно изменить саму систему мотивации либо вообще отказаться от его услуг. 4. Изменение соглашений внутри канала распределения. В любой системе распределения требуется периодический пересмотр соглашений между его участниками. Эти изменения отражают изменения рыночных условий. Выделяют три вида изменений в канале распределения:
Наиболее сложен пересмотр стратегии распределения, что неизбежно ведет к реструктуризации всей дистрибутивной системы. ВИДЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Развитие рынков способствует консолидации капитала и поэтапному объединению участников рынка в крупные объединения – корпорации, холдинги, консорциумы и иные структуры. Объединение участников системы распределения – довольно частое явление в мире бизнеса. Такое объединение, осуществляемое нередко путем слияний и поглощений, обеспечивает новой создаваемой структуре явные конкурентные преимущества. Одним из примеров такого объединения является расширение холдинга «Веда», который развивает свою дистрибутивную сеть по иному сценарию, нежели компания «Балтика». Слияния и поглощения компаний-производителей с крупными оптовыми фирмами, развитие фирменных торговых розничных сетей и иные формы объединения капитала в сфере оптовой и розничной торговли привели к появлению вертикальных и горизонтальных маркетинговых систем, которые бросили вызов традиционным каналам распределения. Традиционный канал распределения состоит из производители и нескольких независимых оптовых и розничных посредников. Каждый из участников канала юридически и экономически независим и стремится к максимизации собственной прибыли, даже если это наносит ущерб системе распределения в целом. Взаимный контроль участников канала распределения довольно слабый. Вертикальная маркетинговая система (ВМС) включает в себя компанию-производителя, оптовых и розничных посредников, которые работают как единое целое. Различают следующие виды ВМС:
Горизонтальные маркетинговые системы – это системы, в которых несколько компаний объединяют свои ресурсы и усилия для реализации своих рыночных возможностей. Мотив к объединению заключается в том, что ни один из участников горизонтальной ВМС не обладает достаточными ресурсами для использования открывающихся рыночных возможностей. Под ресурсами понимаются финансовые ресурсы, технологии, производственные и маркетинговые возможности и т.д. Многоканальные маркетинговые системы ориентированны на сбыт разнородных товаров сразу на нескольких рынках сбыта или на нескольких рыночных сегментах. Использование системы распределения, включающей сразу несколько каналов распределения, позволяют сделать систему распределения более гибкой, быстрее довести продукцию до конечного потребителя, наконец, предоставить потребителю выбор между различными форматами торговли. Однако управлять многоканальной системой оказывается сложнее, чем одноканальной. Между различными каналами сбыта может возникать конкуренция, что негативно сказывается на эффективности работы системы в целом. 10.3. КЛАССИФИКАЦИЯ РОЗНИЧНЫХ ПОСРЕДНИКОВ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ – это деятельность, связанная с реализацией товаров и услуг поштучно или малыми партиями непосредственно конечным потребителям для личного, некоммерческого использования. РОЗНИЧНЫЙ ТОРГОВЫЙ ПОСРЕДНИК (РОЗНИЧНЫЙ ТОРГОВЕЦ) – любая коммерческая организация, основная часть прибыли которой образуется за счет розничных продаж. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МАГАЗИНОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Специализированные магазины предлагают узкий спектр продуктов с широким ассортиментом в рамках данного спектра: одежду и украшения, спортивные товары, мебель, цветы, книги. Специализированные магазины можно классифицировать по степени широты товарной линии. Например:
Некоторые аналитики полагают, что в будущем именно последние будут расти быстрее всего благодаря преимуществам, которые дают узкая специализация и возможность максимального удовлетворения требований сегмента. Универмаги предлагают несколько разновидностей продуктов (обычно это одежда, украшения, домашняя мебель, прочие товары для дома). Каждый тип товара продается в своем отделе, которым управляют специалисты по общению с покупателями или мерчендайзеры (специалисты по торговле, сбыту). Супермаркеты – относительно большие предприятия, имеющие более низкие (по сравнению с обычными магазинами) торговые наценки. Основная форма торговли — самообслуживание. Главная задача — удовлетворить основные потребности человека в еде, а также в некоторых товарах и услугах для дома. Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны других супермагазинов и дискаунтов, именно в супермаркеты люди чаще всего ходят за покупками. Магазины товаров повседневного спроса представляют собой небольшие торговые заведения, расположенные вблизи жилых кварталов городов, открыты допоздна, работают без выходных. В них представлен ограниченный ассортимент товаров с высокой скоростью оборота. Небольшой ассортимент заставляет владельцев повышать торговую наценку, однако продленное время работы, наличие товаров повседневного спроса и удобное расположение позволяют удовлетворить важные потребности покупателей, которые готовы платить за это. Магазины, торгующие по сниженным ценам (дискаунты) предлагают стандартный ассортимент товаров по более низким ценам, поскольку имеют возможность устанавливать меньшую долю прибыли за счет большого оборота. К дискаунтам относятся только магазины, постоянно торгующие по сниженным ценам (эпизодическое проведение распродаж или наличие «специальных» предложений еще не позволяет по отнести магазин к этой категории). Дискаунты могут иметь как широкий ассортимент, так и специализированный (спортивные, электротехнические, книжные и пр.). Магазины «бросовых цен» закупают и продают товар по более низким ценам, чем обычные магазины. Имеют обычно довольно широкий ассортимент часто меняющийся высококачественной продукции (обычно это непроданные остатки, избыточные товары и прочее), приобретенной по сниженным ценам у производителей или других розничных торговцев. Магазины «бросовых цен» можно разделить на три группы: фирменные, независимые и оптовые складские клубы. Фирменные магазины принадлежат и управляются фирмами-производителями. Как правило, в них продается избыточная или невостребованная продукция этих фирм, а также различные нестандартные продукты. Такие магазин все чаще объединяются в торговые центры, в которых сосредоточены десятки, а то и сотни фирменных отделений. Цены в них порой составляют 50% от цены в обычных розничных магазинах. Складские (оптовые) клубы продают ограниченный ассортимент фирменных продуктов питания, бытовой техники, одежды и всего прочего со значительными скидками своим членам, которые платят ежегодный взнос в размере $ 25-50. Складские клубы чаще всего обслуживают небольшие компании и людей, работающих в правительственных и других некоммерческих организациях, а также в некоторых крупных корпорациях. Оптовые клубы (базы) представляют собой гигантские помещения, напоминающие собой склады, с минимальными накладными расходами и небольшим ассортиментом. Низкие цены (на 20-40% ниже, чем в дискаунтах) обусловлены тем, что товары приобретаются на торгах, а снижение накладных расходов обеспечивается минимизацией рабочей силы (в основном складские рабочие). Такие клубы не занимаются доставкой на дом и не принимают кредитные карточки. Супермагазины (superstores) в среднем имеют 3-5 тыс. м2 торговой площади, традиционно направлены на удовлетворение потребностей людей в постоянных покупках продуктов питания и прочих товаров. Как правило, предлагают услуги прачечных, химчисток, ремонт обуви, обналичивают чеки и допускают отложенную оплату по счету. В последние годы наблюдается появление супермагазинов, которые на самом деле являются гигантскими специализированными магазинами, так называемыми «убийцами» в своей товарной категории. К супермагазинам относятся также комбинированные магазины и гипермаркеты. Комбинированные магазины представляют собой вариант супермаркета в сфере лекарственных препаратов (в которой, кстати, в последнее время наблюдается оживленный рост). Магазин, в котором комбинируются продуктовые и лекарственные отделы, в среднем располагается на 6 тыс. м2 торговой площади. Гипермаркеты занимают от 10 до 25 тыс. м2 и объединяют в себе принципы супермаркета, магазина сниженных цен и оптовой торговли. Ассортимент товаров, представленных в таких предприятиях розничной торговли, выходит за рамки ежедневно приобретаемых продуктов и включает в себя мебель, крупную и мелкую бытовую технику, одежду и многое, многое другое. Чаще всего товар располагается на примитивном прилавке, требующем минимума усилий по переноске и транспортировке со стороны торгового персонала. Покупателям, которые соглашаются самостоятельно увозить крупные предметы из магазина, предоставляется скидка. Первый такой гипермаркет появился во Франции. Эта форма розничной торговли довольно популярна в Европе. Выставочные залы предлагают широкий ассортимент фирменных, хорошо продающихся товаров с высокой марочной премией, на которые, однако, устанавливаются сниженные цены (ювелирные изделия, электро- и бензоинструменты, фотоаппараты, сумки, мелкая бытовая техника, игрушки, спортивные товары). Покупатели изучают образцы и заказывают выставленные или представленные в каталогах товары в выставочном зале, а затем забирают их в соответствующем отделе магазина. Такие предприятия розничной торговли в целях поддержания низких цен зарабатывают на сокращении затрат и прибылей, что позволяет им поддерживать объем продаж на высоком уровне. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕМАГАЗИННОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Личная продажа возникла много веков назад, когда существовали еще странствующие торговцы, и развилась до уровня отрасли с оборотом в $9 млрд., в которой работают свыше 600 компаний, предлагающих свои товары на дому, в офисах и на специальных вечеринках (здесь мы не учитываем личные продажи в торговле между компаниями). Существуют три типа личной продажи: «один на один» (собственно личная продажа), «один многим» (вариант «вечеринка») и многоуровневый (сетевой) маркетинг. Продажа «один на один». Торговый представитель наносит визит одному человеку (потенциальному пользователю товара) и пытается продать ему свой продукт. Продажа «один многим». Торговый представитель приходит в дом к человеку, который пригласил друзей и соседей на вечеринку или другое подобное мероприятие. Затем он демонстрирует свой товар и принимает заказы. Наилучшие продавцы, как правило, получают большие премии. Например, компания Mary Key предлагает наиболее отличившимся бриллианты, изделия из меха норки и право водить розовый Cadillac в течение целого года. Многоуровневый (сетевой) маркетинг – Multilevel marketing (MLM). Пионером этого вида продаж стала компания Amway, оборот которой в 1994г. превысил $5,3 млрд. Половина сделок этой компании заключается в Японии и странах Азиатско-тихоокеанского региона. Это «пирамидальный» вариант личной продажи, при котором компания набирает независимых работников, становящихся дистрибьюторами ее продукции. Эти дистрибьюторы в свою очередь нанимают других людей и продают товар им, а те тоже нанимают распространителей и т. д. Конечная продажа осуществляется чаще всего на дому у покупателей. Дистрибьютор получает определенный процент от продаж всей нижестоящей (т. е. созданной им самим) торговой группы, а также из заработка от собственной продажи товаров конечным потребителям. Прямой маркетинг своими корнями уходит в прямую почтовую рассылку и торговлю по каталогам. Сегодня прямой маркетинг включает и иные способы продаж, в том числе телемаркетинг, специальные телеканалы (программы домашнего шопинга и информ-ролики) и электронную торговлю. Продажа через автоматы. Через автоматы продается широкий ассортимент товаров, включая как товары импульсной покупки, необходимые в самых разных ситуациях (сигареты, прохладительные и горячие напитки, конфеты, газеты), так и другие продукты (колготки, косметику, различные легкие продукты питания, горячие супы и прочую еду, книги, музыкальные альбомы, фильмы, футболки, страховые полисы, даже червей для рыбалки). Максимальное развитие торговые автоматы получили в Японии, где с их помощью распространяются ювелирные изделия, замороженное мясо, свежие цветы, спиртные напитки. Торговые автоматы можно найти на любой фабрике, в офисах, крупных магазинах розничной торговли, на автозаправочных станциях, в гостиницах, ресторанах. С точки зрения покупателей такие автоматы имеют следующие выгоды: работают 24 часа в сутки, предоставляют возможность полного самообслуживания и «чистый» товар, который практически никто до этого не держал руках. Торговое обслуживание обеспечивает розничный торговец, не имеющий отдельного магазина и обслуживающий некоторую постоянную клиентуру (как правило, это работники крупных организаций — школ, больниц, союзов, правительственных агентств). Работники такой организации создают свою сеть торгового обслуживания и получают право на скидки в различных розничных магазинах, согласившихся принять участие в программе. Например, если человек собирается приобрести видеокамеру, он получает у фирмы-организатора обслуживания специальный бланк, идет с ним в один из магазинов-участников и в случае покупки получает там скидку. После этого магазин перечисляет фирме-организатору небольшие комиссионные. |
Осуществление установленных полномочий (функций) Управлением образования Дебесского района, организация эффективного управления системой... | Курс лекций по дисциплине «Маркетинговое управление каналами распределения и сбытом товаров»1 | ||
«1с-логистика: Управление складом 0» является универсальной системой для автоматизации управления современным складским комплексом... | Случайные величины: определение, закон распределения, дискретные и непрерывные величины, функции распределения и ее свойства | ||
Всероссийская конференция «Управление результатами интеллектуальной деятельности на предприятии. Госконтракты и вопросы распределения... | Френсис с системой автоматического управления и затворами, единичной мощностью 97 мвт, и двух гидрогенераторов с системой возбуждения... | ||
Всероссийская конференция «Управление результатами интеллектуальной деятельности на предприятии. Госконтракты и вопросы распределения... | Взаимодействие сайта с информационной системой управления учебным процессом, с системой дистанционного обучения | ||
Информационное взаимодействие Системы «Парус» с Единой информационной системой в сфере закупок (далее – еис, оос, портал закупок... | Северо-Западному Федеральному округу на тему «Изучение практики взаимодействия с банковской системой и обеспечения наличными деньгами... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |