Скачать 91.7 Kb.
|
ДОКЛАД «Коррупция в статистике современной России» (с презентацией) Коррупция в России и мире со всей очевидностью стала системным явлением государственности, сознания и культуры. Без коррупции не решаются вопросы во всех сферах общественной жизни. Она стала не только источником незаконного обогащения, сколько источником разрушения: от сознания до государства. Поэтому борьба с коррупцией является делом не только государства, но и всего общества, каждого государственного служащего и гражданина (слайд 2). В научном и общественном обороте употребляются различные термины и понятия, связанные с разнообразием форм проявления коррупции: взяточничество, коррупционное поведение, коррупционное правонарушение, преступления коррупционной направленности, служебный проступок, неэтическое поведение и др. Это дает возможность рассматривать коррупцию с разных сторон. Так, представители общественного фонда ИНДЕМ рассматривают коррупцию по четырем направлениям, что указывает на ее разносторонний, сложный и комплексный характер (слайд 3). 1 направление связано с пониманием коррупции как отклонением от правовых, служебных, этических норм поведения госслужащими, должностными лицами, «управленцами» предприятий и организаций. В России такая коррупция отождествляется со взяточничеством, причем по отдельности – в верхних и низших эшелонах власти и управления. 2 направление подчеркивает связь коррупции с социально-экономическими отношениями. Проявляясь, в основном, в форме взяточничества, коррупция, с одной стороны, становится элементом торга (купли-продажи), чаще периодического, а с другой стороны – системны элементом всей совокупности таких отношений в разных ее формах (родственных, клановых и т.п.). 3 направление, более опасное, чем два предыдущих: экономический и, как следствие, политический захват власти всех уровней со стороны теневого, в т.ч. криминального бизнеса. В последние годы захват власти происходит практически повсеместно в явной или неявной форме (распродажа госсобственности, рейдерство, депутатство, деструктивное общественное, религиозное и политическое движение и т.п.) С этих позиции коррупция стала системным элементом как средство, орудие борьбы системных сил (от клановых до политических) В конечном счете, это борьба за право манипулировать широкими слоями населения в низменных, корыстных целях. 4 направление предусматривает, что коррупция проникла в высшие эшелоны власти, где совершаются преступления коррупционной направленности, в т.ч. торговля государственными (муниципальными) властными полномочиями, получение взятки в крупных размерах, «откаты» при осуществлении торгов и заключении сделок с выгодными подрядчиками и поставщиками, подкуп и т.п. В данном случае коррупция оказывает негативное влияние на эффективность управления, которая состоит в достижении поставленной цели органом власти перед аппаратом управления, подрыв авторитета партии власти. Россия отстает от развитых стран именно из-за неэффективности управления во всех сферах власти и управления. В связи с тем, что борьба с коррупцией стоит на особом контроле у главы государства 1 апреля 2016 г. Президент России Владимир Путин подписал Указ о национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы. Документ опубликован на сайте Кремля (слайд 4). Среди основных задач на ближайшие два года названы повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении госзакупок, а также расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате совершения преступления. Согласно указу уже до 15 мая федеральные органы власти должны скорректировать свою работу по предупреждению взяток и откатов так, чтобы она была направлена на достижение конкретных результатов. А Правительству в срок до 10 июня предстоит подготовить сводный доклад и представить его в Совет при Президенте по борьбе с коррупцией. Главам регионов поручено продолжить аналогичную работу на уровне субъектов. «Каждый случай несоблюдения указанных требований [необходимо] предавать гласности и применять к лицам, нарушившим эти требования, меры юридической ответственности, предусмотренные законодательством РФ», - указано в антикоррупционном плане. Министерство внутренних дел должно провести комплекс мероприятий по предотвращению хищений средств на капитальный ремонт и на крупные инвестпроекты, в том числе на организацию чемпионата мира по футболу 2018 года. Доклад о выполнении поручения МВД должно предоставить до 1 декабря 2017 года. Верховному суду до 1 ноября 2016 года поручено подготовить обзор судебной практики по делам, связанным с госзакупками. А к июлю 2017 года и по делам об имуществе, обращенном в доход государства, если не нашлось доказательств о том, что оно было куплено на честно заработанные доходы. От самих судей президент требует четче заполнять декларации о доходах, расходах и имуществе - своих, а также супругов и несовершеннолетних детей. Квалификационная коллегия и Совет судей должны проанализировать практику применения взысканий к судьям за нарушение антикоррупционных законов и провести проверки в судах на этот счет. Срок - до 1 февраля 2017 года. Внимание судам в документе уделено не случайно. Совсем недавно, выступая на семинаре глав судов всех уровней, Путин прямо сказал: «Кому какие-то интересы мешают соблюдать закон - ищите другую работу». Особое внимание в Национальном плане уделено «конфликту интересов». Так власть назвала те случаи, когда чиновник распределяет госзаказы, а фирмой, которой этот заказ может достаться, владеют, например, его родственники. Правительство обязано организовать мониторинг - как выполняются требования по предотвращению «конфликта интересов» среди тех чиновников, которые подчиняются Кабмину, и отчитаться о результатах до 1 октября 2017 года. Если же «конфликта интересов» не избежать - вопрос выносится на специальную коллегию при федеральных органах власти. Насчет работы таких коллегий в указе даны четкие установки. Президент поручил также создать специальный информационный ресурс, где будут собраны все законы, документы и рекомендации по противодействию коррупции. А госслужащие, в чьи должностные обязанности входит участие в антикоррупционной работе, будут проходить специальную двухуровневую подготовку по программе, согласованной с Администрацией президента - не менее 1000 человек в год. Совместно с Генпрокуратурой Кабмину предстоит потрудиться над методическими рекомендациями - как чиновникам избегать «конфликта интересов» и как привлекать к юридической ответственности тех, кто нарушает это правило. Также вместе с Генпрокуратурой правительству нужно будет решить - на категории каких чиновников в регионах и муниципалитетах распространить антикоррупционные требования, которые уже есть для федеральных чиновников. Единообразные стандарты должны коснуться и работников госкорпораций и внебюджетных фондов, а законы, регулирующие получение подарков чиновниками, - усовершенствованы. Срок исполнения - до 1 ноября 2016 года. В Национальном плане есть рекомендации для общественных организаций, объединяющих журналистов. «Общественным профессиональным объединениям работников СМИ и других работников, профессиональная деятельность которых связана с обеспечением общественных интересов и привлекает повышенное общественное внимание», рекомендовано размещать сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов этих организаций на официальных сайтах объединений или в СМИ. О выполнении рекомендации профсоюзам поручено отчитаться до 1 сентября 2017 года. В плане предусмотрено, что эффективность антикоррупционных мер будет оцениваться с помощью социологических исследований среди населения. Результаты должны быть представлены до 1 октября 2017 года. Главным ведомством по выявлению, сбору и регистрации информации о коррупционных проявлениях выступает МВД России. В ежегодных сборниках МВД о состоянии преступности публикуются сведения о преступлениях коррупционной направленности и взяточничестве. Обратимся к статистке по коррупционным преступлениям за последние пять. На слайде 5 представлено количество преступлений, зарегистрированных в России за 2011- первое полугодие 2015 гг., сравнивая показатели которых, стоит отметить, что самый высокий уровень преступности в сфере коррупции приходится на 2012 год – 49513, самый низкий на 2014 год – 32203. Если данная тенденция продолжится, то в 2015 году уровень преступности также будет достаточно значительным. В среднем темп роста уровня преступности по итогам 1 полугодий равен 92,1%, что говорит о снижении преступности в 1 полугодиях на 7,9% ежегодно. Средний темп роста за 2011-2014 года в целом составляет аналогичное значение. То есть уровень преступности имеет тенденцию к снижению в среднем на 1983 преступления в год. На слайде 6 показано количество лиц, совершивших коррупционные преступления, Рассматривая таблицу, отметим, что количество лиц, совершивших преступления, имеет тенденцию к росту. Ежегодно прирост лиц, совершенных преступления, увеличивается на 1305 человек, что составляет 9,9% в среднем в год. Слайд 7. Рассмотрим, где происходили данные преступления (краткий анализ). Государство в силу своих возможностей стремится регулировать и уменьшать коррупционную составляющую. Именно поэтому в российском законодательстве существует Федеральный закон, принятый 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в который вносятся актуальные во времени изменения и дополнения. В свою очередь правоохранительные органы активно занимаются расследованием всех видов коррупционных преступлений. Так, на слайде 8 представлены сведения о количестве предварительно расследованных преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере. Раскрываемость их в динамике имеет тенденцию и рост до 2013 года, а затем с 2013 года их число уменьшается в связи с уменьшением их общего количества. Органы судебной власти также принимают участие в организации правопорядка. Так, на слайде 9 представлено количество лиц, уголовные дела и материалы по которым направлены в суд с 2011 по 2015 годы. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. прирост таких лиц был незначительный (всего 122 человека), тогда как 2013 г. данный прирост по сравнению с 2012 г. составил 2668 человек. За 1 полугодие 2015 г. прирост по сравнению с 1 полугодием 2014 г. составил 481 человек. В законодательстве существует понятие «нереабилитирующие основания», под которым подразумевается прекращение уголовного преследования в связи с примирением сторон. Согласно ст. 27 УПК РФ предусмотрены следующие основания, по которым может быть прекращено уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого: - непричастность подозреваемого к совершению преступления; - в связи с отсутствием события преступления; - отсутствием в деянии состава преступления . На слайде 10 представлена таблица, отражающая сведения о количестве лиц, освобожденных от уголовной ответственности по таким основаниям. В целом отметим, что в среднем наблюдается ежегодное снижение данного показателя на 1,6% или на 40,33 человека. Приведенная статистика свидетельствует о том, что борьба с коррупцией как с экономической проблемой в целом занимаются и правоохранительные органы, и органы правосудия, и органы исполнительной власти. Среди основных причин возникновения коррупции в России следует отметить (слайд 11): - низкая реальная заработная плата работников и рабочих бюджетной сферы; - недостаточность контроля над действиями управленцев; - свобода принятия различных управленческих решений; - незначительная степень культуры населения; - низкая развитость экономики и гражданского общества; - различные национальные традиции, менталитет и несовершенство судебной системы. Чтобы облегчить борьбу с коррупцией, необходимо (слайд 12): - совершенствовать законодательство во всех сферах государственного и муниципального управления, в т. ч. Федеральный закон «О противодействии коррупции»; - особо жестко контролировать распределение и расход бюджетных средств; - повысить правовую грамотность населения; - повысить зарплату работником и рабочим бюджетной сферы; - повысить эффективность деятельности органов МВД; - агитировать вопросы, связанные с коррупцией; - проводить различные мероприятия по борьбе с коррупцией; - сделать прозрачную систему государственного и муниципального управления и отслеживать все расходы и доходы. Если будут соблюдены эти методы борьбы с коррупцией, тогда ситуация будет измениться в лучшую сторону. Ежегодно неправительственная организация Transparency International составляет индекс восприятия коррупции в различных странах мира, который основывается на независимых опросах, в которых принимают участие международные финансовые и правозащитные эксперты, в том числе Всемирного банка, Всемирного экономического форума, Азиатского и Африканского банков развития. Он составляется на базе «индекса восприятия коррупции» (CPI), который может варьироваться от 0 до 100 баллов. При этом 0 баллов означает «самый высокий уровень восприятия коррупции» (т.е. наибольшую подверженность ей), а 100 – «самый низкий». В 2015 году Россия набрала 29 баллов и заняла 119 из 167 позиций в рейтинге уровня коррупции, тогда как в 2014 - 27 баллов, заняв 136 строчку рейтинга (слайд 13). Таким образом, согласно оценкам организации, приводимым в обнародованном в среду пресс-релизе, РФ удалось снизить уровень коррупции и подняться на 17 строчек в рейтинге. |
Коррупция в россии: независимый годовой доклад всероссийской антикоррупционной общественной приемной чистые руки | Коррупция в россии: независимый годовой отчет всероссийской антикоррупционной общественной приемной чистые руки | ||
Философы современной России. Энциклопедический словарь. Издание 5-е. Сост., вступит ст., прил. М. В. Бахтина. М.: Издательский дом... | Доклад подготовлен за 9 месяцев 2017 года по результатам контрольной деятельности в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей... | ||
России и ближнего зарубежья, пропаганда здорового образ жизни и полноценного досуга среди населения, привлечение к занятиям современной... | «коррупция» | «превышение полномочий» | «должностное преступление» | «мздоимство» | «взятка» | «нарушение» | | ||
Доклад по правоприменительной практике подготовлен в рамках реализации пункта 1 раздела «Внедрение системы комплексной профилактики... | Бродовская Е. В. Политическая система современной России: Учебное пособие/Е. В. Бродовская. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. – 160 с | ||
Министр сельского хозяйства России Николай Федоров в рамках рабочей поездки в Омскую область ознакомился с презентацией ряда инвестиционных... | России и ближнего зарубежья, пропаганда здорового образ жизни и полноценного досуга среди населения, привлечение к занятиям современной... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |