Конспект родительского собрания «Разные дети»


Скачать 150.4 Kb.
НазваниеКонспект родительского собрания «Разные дети»
ТипКонспект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 53»

Городской конкурс методических разработок педагогических работников образовательных учреждений ЗАТО Северск

«Образование в Наукограде»


Конспект родительского собрания «Разные дети»
Номинация: «Родители – наши союзники»

Выполнила:

Баранова Татьяна Игоревна

воспитатель

ЗАТО Северск 2011 г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РАЗНЫЕ ДЕТИ». ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА «PMI»
Пояснительная записка.

Практика работы с родителями, через родительские собрания показала, что традиционное информационное содержание не является эффективной формой работы и не дает положительного результата во взаимодействии с семьей. Положительный результат может быть достигнут только если изменить форму родительского собрания. На родительских собраниях должны быть использованы такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути беседы, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и результативный разговор. Одним из таких методов является метод PMI (Plus-Minus-Interesting), расшифровывается как Плюс-Минус-Интересно. Этот метод был разработан ученым Кембриджского университета Эдвардом де Боно. Метод PMI очень прост, суть его заключается в заполнении таблицы принятия решения. Таблица состоит из трех граф. В графу «Плюсы» записываются все факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?» В графу «Минусы» - факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» В графу «Интересно» - записываются различные интересующие факты и мысли «Что в этом интересного?» все записанное в графах оценивается по пятибалльной шкале, после заполнения таблицы принятия решения подчитывается сумма плюсов, минусов, сумма интересного (приложение №2) .

Метод PMI позволяет не предвзято посмотреть на проблему. Обычно мы сразу ставим ярлык на идею «нравиться-не нравиться», однако метод PMI позволяет сознательно приложить усилия и найти как плюсы так и минусы, а так же и интересные моменты.

Метод PMI позволяет родителям в простой, интересной форме рассмотреть такой важный и сложный вопрос, как инклюзивное воспитание и образование с разных сторон. Метод PMI отличный обработчик поступающей информации, он позволяет сознательно обойти эмоциональную реакцию, что очень важно при обсуждении спорных тем. Использование метода PMI позволяет родителям сформировать свое отношение к инклюзивному воспитанию и образованию после его изучения, а не до него.

Ожидаемые результаты использования метода PMI на родительских собраниях:

  • Равно партнёрские отношения педагогов и родителей;

  • Педагогическое просвещение родителей;

  • Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с семьей;

  • Заинтересованность родителей работой ДОУ.


План-конспект родительского собрания.
Тема: инклюзивное воспитание и образование
Форма проведения: использование метода PMI (Plus Minus Interesting)
Место проведения: МБДОУ детский сад №53 ,

музыкальный зал
Характеристика аудитории: педагоги, психолог, заместитель заведующей, родители старшей группы.
Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.
Задачи:

  • Ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»

  • Ознакомление родителей с основными условиями реализации инклюзивного воспитания и образования

  • Сплочение родительского коллектива

  • Повышение имиджа дошкольного учреждения


Предварительная работа: анкетирование родителей (приложение 1), изготовление с детьми пригласительных на родительское собрание, выставка детских рисунков на тему «Разные дети», выставка публикаций, статей, положений об инклюзивном образовании и воспитании. Подготовка таблиц принятия решения (по количеству родителей (приложение 2)). Изготовление памяток «Инклюзивное воспитание и образование» (приложение 3).
Оборудование: аудиоаппаратура, мультимедийный проектор, демонстрационная доска.

Слайды: 1. Диаграмма результатов анкетирования родителей

2. «Обычное» дошкольное учреждение

3. «Коррекционное» дошкольное учреждение

4. Инклюзивное образование и воспитание

5. Фильм
Ход родительского собрания: педагог группы встречает родителей в музыкальном зале, предлагает ознакомиться с выставкой детских рисунков «Разные дети» и выставкой публикаций, статей, положений об инклюзивном воспитании и образовании. В музыкальном зале столы и стулья расставлены по кругу, спокойное музыкальное сопровождение.

На столах лежат таблицы принятия решения, шариковые ручки.

1.Вступительное слово педагога:

Уважаемые родители, педагоги! Разрешите открыть наше родительское собрание, посвященное инклюзивному воспитанию и образованию. Мы рады, что вы проявили интерес к этой теме. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу.

Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными способностями.

Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей-инвалидов. Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные дошкольные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Дети-инвалиды оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить мальчишке, который проводит свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в тот садик, что по соседству, не в тот, куда ходят все его сверстники, а в специализированный, отличный от других? Именно по этому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.

2. Анализ результатов анкетирования родителей.

Перед нашей встречей вы принимали участие в анкетировании (приложение №1). Нам было очень важно узнать ваше мнение об инклюзивном воспитании и образовании. Давайте теперь вместе посмотрим результаты анкетирования:
Слайд №1.


10% опрошенных не готовы к появлению в группе ребенка-инвалида.

30% опрошенных не против если такой ребенок будет посещать нашу группу.

60% родителей затрудняются определенно ответить.

Результаты анкетирования показали, что большинство родителей испытывают трудности и не могут однозначно ответить «за» или «против» они инклюзивного воспитания и образования. Предлагаю высказаться о затруднениях, озвучить те сложности, которые возникли перед вами, когда вы отвечали на вопросы анкеты.
3. Краткий обмен присутствующих мнениями о сложностях инклюзивного воспитания и образования.

- я не уверен в том, что мой ребенок сможет принять ребенка-инвалида.

- я боюсь конфликтов между обычными детьми и ребенком-инвалидом.

- мне не понятно для чего соединять разных детей?

- меня пугает, что я не смогу объяснить своему сыну, что такого ребенка нельзя обижать, я считаю, что неизбежны конфликты между родителями такого ребенка и мною, так как мой сын очень активный и часто бывает инициатором детских ссор.

- теоретически я не против, если в нашей группе будет ребенок-инвалид , но мне не понятно, как будет осуществляться процесс обучения, не будет ли воспитатель больше занят этим ребенком, а наши дети останутся без должного внимания.

- я считаю, что в нашем саду и в нашей группе нет условий для пребывания и обучения такого ребенка, ведь согласитесь, для этих детей нужны особые условия. Но я согласна с тем, что эти дети должны общаться с обычными детьми, но для этого нужно менять условия, а кем это будет финансироваться?

Педагог: спасибо вам за ваши мнения. Это искренние мнения, в которых много правды. Нам понятны ваши сомнения и тревоги и сегодня мы вместе постараемся ответить на ваши вопросы. Давайте найдем плюсы и минусы инклюзивного воспитания и быть может, минусов окажется не так много, как кажется сейчас. И в этом нам поможет таблица принятия решения (приложение №2). У вас у каждого есть такая таблица. По ходу нашего родительского собрания предлагаю ее заполнять. В графу «Плюсы» будем записывать все, что в инклюзивном воспитании и образовании хорошего, положительного. В графу «Минус» будем записывать все, что плохого, отрицательного. В графу «Интересно» будем записывать все, что находим интересного в идее инклюзивного воспитания. Предлагаю уже сейчас начать работу с таблицами, в графу «минусы» можно записать ранее озвученные проблемы, если они являются для вас важными. Кратко сформулируем их так-конфликты между детьми, конфликты между родителями, недостаток внимания педагога обычным детям. А вот высказывание - мне не понятно для чего соединять разных детей предлагаю записать в графу « интересно», так как мы не можем отнести его ни к « плюсам», ни к « минусам».
4. Основная часть

Педагог: для начала давайте поймем, что же это такое «инклюзивное воспитание и образование» и чем же оно отличается от «обычного».

Давайте посмотрим на проектор.

Слайд №2



Представим себе, что обычный ребенок вот такой «кругленький цилиндрик» ходит в обычныйдетский сад с обычными воспитателями – у нас круглые цилиндрики для круглых отверстий.
Слайд №3


Ребенок-инвалид «колышек квадратный» получает специальное воспитание и образование, тогда все подогнано под этот квадратик, созданы квадратные отверстия, для «квадратных колышков» - специальные детские сады, специальные воспитатели.
Слайд №4

Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности , но все дети могут развиваться и учиться. При этом система адаптируется к потребностям ребенка.

Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это воспитатели, психолог, логопед, врачи, администрация дошкольного учреждения и конечно же родители. Но центральной фигурой всегда остается ребенок.

Когда ребенок-инвалид попадает в обычный детский сад, то должны быть созданы определенные условия. Давайте поговорим об этих условиях.

Одно из первых условий – это специально подготовленные для работы с этими детьми педагоги. Воспитатели, в чьих группах находятся дети-инвалиды , должны постоянно обучаться, повышать свою педагогическую квалификацию. Это и прохождение специальных курсов, семинаров, прослушивание лекций, получений индивидуальных консультаций специалистов, обмен опытом с другими педагогами. Процесс обучения педагогов должен быть непрерывным и качественным. Профессиональный рост воспитателя – несомненный плюс в инклюзивном воспитании и образовании. Давайте обратимся к нашим таблицам принятия решения и впишем эти условия в графу «плюсов» или «минусов», или «интересно», на усмотрение каждого. У меня тоже есть такая таблица и я впишу профессиональный рост воспитателя в графу «плюсы» (педагог работает с демонстрационной доской).

Следующие условие пребывания ребенка-инвалида в обычном детском саду – это особый медицинский контроль как за таким ребенком, так и за всеми детьми группы. Медицинская поддержка должна быть оказана всем воспитанникам без исключения. Что тоже является плюсом инклюзивного воспитания и образования. Я вписываю данное условие в графу «плюсы» (работа педагога с демонстрационной доской). Если и вы считаете усиленный медицинский контроль плюсом, то вписывайте его в графу «плюс».

Помимо особого медицинского контроля инклюзивное воспитание и образование предполагает и поддержку психолога. Психологическая поддержка, как и медицинская, должна быть направленна не только на такого ребенка, но и на детей всей группы. В психологической поддержке нуждаются так же педагоги. Особую психологическую поддержку мы можем отнести к графе «плюсы» нашей таблицы принятия решения. Психолог должен помочь «особому» ребенку успешно включиться в детский коллектив. Когда такой ребенок попадает в обычный детский сад, то важным условием является то, как относятся к нему, принимают его играть или нет, уделяют ли ему внимание, любят ли его. И действительно проблема межличностных отношений в детском коллективе одна из очевидных. Слово представляется психологу нашего дошкольного учреждения.
5. Выступление педагога-психолога.

Прежде всего, хотелось бы определиться с понятием « дети с ограниченными возможностями здоровья». Кто же такие – эти дети с ОВЗ? К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

- дети с нарушениями слуха ( неслышащие и слабослышащие )

- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)

- дети с тяжелыми нарушениями речи

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

-дети с задержкой психического развития

-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом)

-дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения ( например, слабослышащие с детским церебральным параличом ,слабовидящие с задержкой психического развития и др. )

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно включиться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.

Теперь давайте вернемся к тем сложностям инклюзивного воспитания и образования, которые были вами озвучены. Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка-инвалида как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.

История из жизни: в группе появился ребенок с ОВЗ и все-все вокруг: воспитательница, няня, какие-то тети- постоянно кружатся около этого ребенка. И у некоторых « обычных детей» это вызвало негативные эмоции - ревность, обиды. Чем же закончилась наша история? Негативные эмоции, ревность по отношению к ребенку с ОВЗ сменились на качества, которые раньше в воспитанниках не замечали. Они стали более внимательными, терпимыми. Изменился и сам процесс воспитания в группе, стал, более индивидуальным для всех детей. Постепенно «включились» и родители, и это стало общим делом.

Несомненными плюсами инклюзивного воспитания и образования является то, что « обычные» дети учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого-содействует развитию толерантности.

9 апреля 2008 г. ТРОД «ДИВО» в рамках проекта «Партнерство: путь к инклюзии» и подготовке к Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование» провело Круглый стол на тему «Инклюзивное образование в Томске: за и против». Заседание проходило в помещении Центра «Факел».Предлагаю посмотреть видеоролики с этого круглого стола. ( видеоролики « школа» )

6. Краткий обмен присутствующих мнениями.

Педагог: большое спасибо вам за ваше выступление, надеюсь для многих сомнений стало меньше. Давайте обратимся к нашим таблицам принятия решения, что мы можем вписать в графу « плюсы»? Прежде всего это- развитие толерантности у наших детей. Это очень важное качество.
7. Выступление заместителя заведующей.

Я начну с непреложной истины: право на образование – это право любого человека. А образование детей - это основное и неотъемлемое условие их социализации.

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна и по этому возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвекцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала конвекцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвекции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течении всей жизни человека.

Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных садов принимают детей с особыми образовательными потребностями или особыми возможностями здоровья (ОВЗ), не зависимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создаёт им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием:

  • для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы);

  • следует предусмотреть наличие пандуса;

  • для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.);

  • тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;

  • для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.

Помимо оснащения специальным оборудованием в группе, где есть

ребенок с ОВЗ, дополнительно оснащается различным демонстрационным, дидактическим материалом для всех детей.

Инклюзивное обучение признано всем мировым сообществом как

наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становиться одним из главных в российской образовательной политике.

Педагог: мы благодарим вас за ваше выступление. Какие плюсы, уважаемые родители, мы можем выделить для себя? Это оснащение специальным оборудованием и дополнительное оснащение дидактическим и игровым материалом.

8. Заключение

Педагог: наше родительское собрание подходит к концу. Давайте возьмем наши таблицы принятия решений и оценим каждую графу, по пятибалльной шкале. Напротив каждого «плюса» или «минуса», или «интересного», ставим оценку от единицы до пяти. Считаем сумму «плюсов», «минусов», сумму «интересного». Теперь, когда вы видите результаты своих подсчетов, можете принять решение: «за» или «против» инклюзивного образования.

Когда вы узнали больше об инклюзивном воспитании и образовании сомнений, я надеюсь, стало меньше. Сегодня мы с вами находимся только в начале пути становления инклюзивного воспитания и образования. Качество которого зависит от нас. Каждый из нас должен сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ОВЗ. Мы подготовили для вас брошюры, которые называются, так же как и наше собрание - «Разные дети». В этих брошюрах прописаны основные тезисы инклюзивного воспитания и образования. Возможно, она вам поможет окончательно разобраться. Заглянув в брошюру, вы сразу освежите в памяти суть нашей беседы. Огромное вам спасибо за активную работу.

Список используемой литературы:

  1. Арнаутова Е.П.Педагог и семья. Москва, 2006.

  2. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей. Москва , 2005.

Другие источники информации:

  1. Семинар в рамках Месячника молодых специалистов 20011.

« Общение и представление опыта» Соколовой Т.Н. Мастер-класс.Метод PMI.

  1. www. armseven.ru

  2. http // divo.tomsk. ru

Похожие:

Конспект родительского собрания «Разные дети» iconКонспект родительского собрания Тема: Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам егэ
Цель: расширить представление родителей о едином государственном экзамене с учётом трудности и стратегии поддержки старшеклассников...

Конспект родительского собрания «Разные дети» iconПамятка ведения документации по работе с родителями
Протоколирование родительского собрания, начинать с результативности выполнения предыдущего собрания

Конспект родительского собрания «Разные дети» iconПамятка ведения документации по работе с родителями Оформление протоколов...
Протоколирование родительского собрания, начинать с результативности выполнения предыдущего собрания

Конспект родительского собрания «Разные дети» iconО праве на семью и принципе приоритета семейного воспитания детей
Ключевые слова: семья, право на семью, семейные связи, приоритет семейного воспитания детей, дети-сироты, дети, оставшиеся без родительского...

Конспект родительского собрания «Разные дети» iconПротокол родительского собрания №1 от 29 августа 2013 года
По первому вопросу слушали Панчука П. В., он рассказал о подготовке учащихся к школе

Конспект родительского собрания «Разные дети» icon1. 1 Теоретические основы налогообложения
В разные века существовали разные научные концепции (теории) о сущности и назначении налогов. Подберите трактовки сущности налогов,...

Конспект родительского собрания «Разные дети» iconПротокол общего родительского собрания №1 от 17. 10. 2014г по мадоу «Детский сад №3» кв
Цель: распространение передового опыта родителей по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста

Конспект родительского собрания «Разные дети» iconПротокол родительского собрания №1 от 15. 09. 2012 года
По первому вопросу слушали: Базилевских Т. М. учителя начальных классов, которая познакомила родителей с основной информацией, касающейся...

Конспект родительского собрания «Разные дети» iconI. Организация деятельности пмпк мбоу «Школа №8»
Овз: дети с нарушениями зрения 1 чел дети с нарушениями слуха – 1 чел., дети с сахарным диабетом -2 чел, с заболеванием сердца –...

Конспект родительского собрания «Разные дети» iconРазные сроки – разные платежки
Образцы заполнения платежек на уплату налогов Вы найдете в Типовой ситуации: Как заполнить платежное поручение на уплату налога?...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск