Скачать 224.41 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВО «МГГУ») Психолого-педагогический институт РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Производственной практики (шифр дисциплины и название в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом) образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» очная форма обучения
Структура рабочей программы дисциплины (модуля). Наименование дисциплины (модуля). Производственная (летняя) практика проводится в муниципальных дошкольных образовательных организациях и является основным видом профессиональной подготовки студентов-бакалавров. Производственная (летняя) практика проводится на 1 курсе в 2 семестре, в течение 4 недель. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий. Данная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» Место практики в структуре ООП ВПО для направления 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» - для освоения практических навыков обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Общая и экспериментальная психология», «История педагогики и образования», «Теория обучения и воспитания». Производственная (летняя) практика проводится в условиях, приближенных к реальной обстановке будущей профессиональной деятельности, с опорой на знания и умения студентов. Аннотация к дисциплине: Цели производственной (летней) практики: способствовать соединению теории и методики воспитания с опытом организации процесса организации оздоровительно-досуговой деятельности детей; формировать умения проектировать, реализовывать воспитательный процесс в условиях детского летнего лагеря и проводить анализ результатов процесса, осуществлять руководство временным детским коллективом. Производственная (летняя) практика осуществляется в образовательных учреждениях, является обязательной частью профессиональной подготовки бакалавров направления 44.03.05 - Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» и рассматривается как важная форма связи процесса обучения в университете с будущей практической деятельностью. Педагогическая практика проводится на 1 курсе, во 2 семестре (в детских оздоровительных учреждениях, детских площадках и т.п.) в течение 4 недель. Обязательными являются: установочная конференция (проводится перед началом педагогической практики), педагогическая деятельность (непосредственно практика) и итоговая конференция, которая проводится с целью анализа результатов и отчета о проделанной на практике работы. Задачами производственной (летней) практики являются: - овладение методикой организации жизни детей разного возраста в процессе самостоятельной работы в условиях летнего лагеря, пришкольной площадки; - овладение умениями и навыками воспитательной деятельности вожатого, воспитателя, руководителя кружка, студии, секции в условиях летнего лагеря; - овладение студентами умениями вести воспитательную работу с детьми во временном детском коллективе; - овладение технологией подготовки и проведения отрядных дел, занятий по дополнительному образованию индивидуальных бесед с родителями; - осуществление культурно - просветительной деятельности в различных её формах;
Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП и углубленным при освоении задач педагогической практики: В результате практики студенты должны знать: - сущность, принципы и содержание гуманистического воспитательного процесса; - виды и типы профессиональных задач; - особенности организации жизнедеятельности детей и воспитательного процесса в образовательных учреждениях, методы и приемы организации жизнедеятельности детей; - особенности организации и планирования педагогического процесса в летний период; - формы и технологии взаимодействия с субъектами воспитательного процесса; основы организации воспитательного процесса детей; - педагогические системообразующие термины, понятия, категории и взаимосвязь между ними; условия организации образовательной развивающей среды. - технологии социально-коммуникативного, речевого, физического, познавательного, художественно-эстетического развития детей и способы их реализации в условиях образовательной организации; уметь: - организовывать и выстраивать педагогический процесс в разных возрастных группах; - создавать условия для полноценного развития, воспитания детей; - организовывать психологически комфортную и безопасную образовательную среду в учреждении; - планировать воспитательно-образовательную работу; - планировать систему методов и приемов стимулирования активности детей в различных видах деятельности; - планировать мероприятия по взаимодействию с родителями в целях воспитания и обучения детей; - использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности; - - учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей; - понимать воспитанников и способствовать их разностороннему развитию; решать профессиональные задачи в целостном педагогическом процессе; владеть: - владеть современными технологиями педагогической деятельности и способами организации жизнедеятельности детей; - технологией организации коллективной жизнедеятельности детей разного возраста - владеть способами взаимодействия с детьми; - владеть навыками анализа педагогической деятельности, рефлексии; - владеть общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины, в соответствии с ФГОС ВО (ВПО): компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической (производственной) практики: общепрофессиональными (ОПК): - готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); - готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4); - готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК – 5); - способность организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК – 6). Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы. Педагогическая (летняя) практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование. Педагогической практике в образовательных учреждениях предшествует изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического («Философия», «Основы социологии»), математического и естественно-научного («Современные информационные технологии, «Анатомия и возрастная физиология»), профессионального («Общая и экспериментальная психология», «Психология развития», «Безопасность жизнедеятельности», а также курсов по выбору, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Прохождение производственной (летней) практики является необходимой основой для успешной подготовки и прохождения государственной итоговой аттестации в форме государственного экзамена. На государственном экзамене студент должен показать не только знание теоретических основ изученных дисциплин, но и готовность применять полученные знания для решения конкретных педагогических ситуаций. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах
Структура и содержание практики В соответствии с учебным планом производственная (летняя) практика проходит на 1 курсе (2 семестр) на базе муниципальных образовательных учреждений. Практика проводится в течение 4 недель. Общая трудоемкость практики составляет _5__зачетных единиц, ___часов.
Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с задачами, содержанием, порядком прохождения практики; проводится инструктаж по технике безопасности. Установочные и итоговые конференции проводятся также групповыми руководителями в образовательных учреждениях, на базе которых организуется педпрактика. Виды деятельности студентов на педагогической практике 1. Подготовительный этап: – составление плана студента практиканта, – составление и согласование с руководителем плана-графика педагогических и воспитательных мероприятий; - подбор необходимого оборудования для реализации заданий по практике; - знакомство с базовым образовательным учреждением практики. 2 Основной этап: – наблюдение, анализ педагогических явлений и особенностей организации жизнедеятельности детей в образовательном учреждении; - подготовка необходимого дидактического материала, оборудования; - собственная практическая деятельность студента по организации жизнедеятельности детей и организации воспитательных мероприятий; – поэтапная реализация заданий согласно плану-графику. 3 Заключительный этап: – обработка и оформление полученных результатов; – оформление протоколов о результатах выполнения заданий практики; – оформление документации по практике; – написание и отчета об итогах практической деятельности студентов; - подготовка мультимедийных материалов по итогам практики Производственная (летняя) практика проводится концентрированно. Студенты распределяются в образовательные учреждения. Время работы: 6 часов. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике. Успешному выполнению плана воспитательной работы с детьми в условиях временного детского коллектива студенту-практиканту поможет создание и использование методической копилки "В помощь вожатому": - методические разработки проведения "Огонька знакомства", родительского дня, творческих конкурсов и др.; - набор спортивных, подвижных, интеллектуальных игр; - тексты песен, речевок; - эскизы грамот, наград, визиток, таблиц; - список необходимых вещей для детей в лагере; - методики диагностики личности и детского коллектива; - план-программа кружка, студии, секции. За время педагогической практики студент должен выполнить следующие виды деятельности: В период прохождения летней педагогической практики студент включается в педагогическую деятельность по реализации утвержденного плана учебно-воспитательной работы лагеря, отряда, смены, объединения: - организует жизнедеятельность детей, проводит разнообразные воспитательные дела, включая общелагерные; - изучает психолого-педагогические особенности детей и способствует формированию детского коллектива; - налаживает контакты с родителями, используя различные формы взаимодействия в воспитании ребенка; - знакомится с основными документами нормативно-правового и локального характера - оформляет итоговую документацию. - участвует в итоговом педсовете. По итогам летней педагогической практики выставляется дифференцированный зачет по бальной системе:
1. Аналитический отчет по итогам производственной летней педагогической практики. Критерии оценивания:
Наличие предложений по содержанию и механизму организации прохождения летней педагогической практики студентами. 2. Характеристика на студента о прохождении производственной летней педагогической практики. 3. Дневник. Критерии оценивания:
4. Воспитательное мероприятие (зачетное). Критерии оценивания:
Критерии оценивания: Содержание портфолио: материалы, подтверждающие полноту содержания профессиональной деятельности студента, представленные в дневнике и в плане работы; результативность (благодарность, отзывы администрации, отзывы родителей, грамоты и т.д.). 6. Материалы научно-исследовательской работы (психолого-педагогическая характеристика на воспитанника или отряд). Критерии оценивания:
Ожидаемые результаты: За время педагогической практики студент должен овладеть следующими профессионально-педагогическими умениями:
Формы отчетности по итогам педагогической практики: По итогам практики, в соответствии с рабочими программами педагогической практики, студенты сдают групповому руководителю в течение трех дней после ее окончания следующую документацию: 1. Аналитический отчет по итогам производственной летней педагогической практики 2. Дневник педагогической практики 3. Конспект воспитательного мероприятия (зачетного) 4. Портфолио студента-практиканта 5. Материалы научно-исследовательской работы (психолого-педагогическая характеристика на воспитанника или отряд). 6. Характеристика на студента На основании представленных документов и характеристик групповой руководитель выставляет зачет с оценкой. Итоговая аттестация студентов. По итогам педагогической практики проводится конференция. Заключительная конференция по организации и итогам практики проводится в университете в течение двух недель после ее окончания. Студенты представляют отчетные (совместные) мультимедийные презентации о результатах педагогической практики. Работа студентов оценивается дифференцированно. Оценка выставляется на основании предоставленной отчетной документации и наблюдений группового руководителя за практической деятельностью студента. В итоговой оценке за педагогическую практику учитываются: степень эффективности проведенной студентами воспитательной деятельности; участие в методической работе образовательного учреждения; активность студента, его отношение к педагогической профессии, к детям, уровень общения с родителями детей, педагогическим коллективом образовательного учреждения; стремление к самосовершенствованию; качество и результаты воспитательно-образовательных мероприятий, проводимых студентом самостоятельно; уровень и аккуратность выполнения отчетной документации. Оценка может быть снижена, если студент в указанные сроки не отчитался по педпрактике. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Задание №1.
Задание №2.
Типовое контрольное задание Перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам учебной практики, осваиваемым студентом самостоятельно:
Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля). Основная литература
Дополнительная литература
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):
http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека On-line электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online http://www.cir.ru/ УИС Россия http://www.elibrary.ru/eLIBRARY.RU http://www.rubricon.com/ Рубрикон http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm Базовые федеральные образовательные порталы. http://www.edu.murmansk.ru/ Образовательный портал города Мурманска.
Материально - техническое обеспечение производственной / учебной (название вида) практики Для проведения учебной практики необходимо следующее материально-техническое обеспечение: доступ к библиотечным и «Интернет-ресурсам», консультации с преподавателями и руководителем практики в режиме «onlain». |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |