Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 125
г.Челябинска
Принято: Утверждаю:
Председатель Совета ДОУ
________Н.А. Бердникова Заведующий МБДОУ № 125
Протокол № от 201_г. Черемшанцева Г.А. ________
Приказ № от « »__________
Положение
о группе компенсирующей направленности МБДОУ № 125
I. Общие положения
1. Настоящее положение составлено в соответствии с приказами, нормативными актами и положениями министерства РФ:
Закона об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказа МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- образовательной программы ДОУ
- Устава МБДОУ №125,
- Сборник документов и методических рекомендаций, регламентирующих деятельность учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений. Составители: Аминова Р.С., Гильдиш А.В., Нуриева Р.Р., Скупцова Н.А., Федотова О.А. Методическое пособие для учителей-логопедов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и логопедических пунктов дошкольных учреждений Ленинского РУО г. Челябинска. 2011г. 2. Настоящее положение регулирует деятельность учителей-логопедов в МБДОУ.
3. Организация образовательного процесса в МБДОУ № 125 регламентируется приказами, нормативными актами и положениями министерства РФ, ГУО, РУО, «Положением об организации коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях», Уставом ДОУ, коррекционной и общеобразовательной программами, сеткой непосредственной образовательной деятельности, локальными актами ДОУ.
4. Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) открываются в дошкольных образовательных учреждениях.
5. Группы компенсирующей направленности детей с ТНР комплектуются детьми дошкольного возраста с 5-6-х до 6-7 лет в соответствии с коллегиальными заключениями РПМПК и согласия родителей (или лиц их заменяющих).
6. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и составляет соответственно:
- для детей с тяжелыми нарушениями речи
| - до 10 детей;
| - для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи
| - до 12 детей;
| 7. Группы компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями комплектуются по видам речевого дефекта:
7.1 группа компенсирующей направленности для детей с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) на 1 год обучения;
7.2 группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2 года обучения с речевыми диагнозами:
- группа компенсирующей направленности для детей с ФФНР со стертой формой дизартрии (фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
- группа компенсирующей направленности для детей с ОНР (общее недоразвитие речи);
8. В группы компенсирующей направленности для детей с ТНР могут быть зачислены дети с речевыми заключениями:
- алалия;
- ринолалия. II. Участники образовательного процесса
1. Участниками образовательного процесса являются воспитанники, родители (или лица их заменяющие), педагогические работники.
2. На должность учителя-логопеда принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
3. Учитель-логопед принимается на работу заведующей МБДОУ.
4. За комплектование, создание условий, контроль за уровнем и качеством организации коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР несут ответственность заведующая МБДОУ и учитель-логопед.
5. За организацию, уровень и качество коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в равной степени несут ответственность учитель-логопед и воспитатель.
6. На каждого ребёнка зачисленного в группу учитель-логопед заполняет речевую карту и, оценив уровень речевого развития в соответствии с критериями мониторинга (приложение 10), выстраивает план индивидуальной работы .
7. Результаты обследования учитель-логопед доводит до всех участников образовательного процесса.
8. Учитель-логопед работает во взаимосвязи со специалистами МБДОУ: музыкальным руководителем, социальным педагогом, психологом, валеологом, руководителем физической культурой, старшим воспитателем, воспитателями групп, массажистом и т.д. и составляет «Карту взаимодействия со специалистами».
9. Учитель-логопед осуществляет взаимосвязь с учителем-логопедом ОУ по вопросам преемственности в работе с детьми, нуждающимися в логопедической коррекции: учитель-логопед ДОУ собирает катамнез о детях, прошедших обучение в 1 классе, принимает учителя-логопеда ОУ для проведения профилактической работы, приглашает учителя-логопеда ОУ для участия в родительских собраниях, консультациях, методических совещаниях, семинарах.
10. Учитель-логопед осуществляет профилактическую работу по своевременному выявлению детей, нуждающихся в логопедической коррекции. О результатах обследования осуществляется запись в «Медицинскую (школьную) карту развития», в «Тетрадь узких специалистов» МДОУ, «Журнал учета профилактической работы в МДОУ», при необходимости составляется список детей для обследования узкими специалистами-медиками, районной психолого-медико-педагогическую комиссией для направления в группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
11. Для обследования в районную психолого-медико-педагогическую комиссию представляются следующие документы: направление учителя-логопеда педагогическая характеристика (заполняется воспитателем, заверяется заведующей дошкольного образовательного учреждения)), медицинская карта из поликлиники, рисунки ребенка (2-3 шт.).
12. Учителя-логопеды при проведении анализа логопедических заключений используют следующие критерии оценки групп здоровья детей при речевых нарушениях).
13. На учителя-логопеда распространяются все льготы и преимущества, предусмотренные законодательством РФ для учителей-логопедов.
14. Оплата труда учителя-логопеда, работающего в группе для детей с ТНР, производится из расчёта 20 часов в неделю.
15. Руководителям МБДОУ при утверждении графика образовательного процесса и отпусков учителей-логопедов следует предусмотреть выполнение учебного плана в объеме 40 недель, в июне учитель-логопед должен проводить только индивидуально-подгрупповую работу.
16. Учитель-логопед работает 4 астрономических часа в первую половину дня. Из них 3 часа 30 мин проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Ежедневно отводит 30 минут рабочего времени на оформление документации (запись заданий по взаимодействию с воспитателями и специалистами, составления заданий для индивидуальной работы, подготовка к консультированию родителей и педагогов и т.д.).
17. Для правильного распределения нагрузки в течение рабочей недели составляется «График работы» и «Циклограмма» которые заверяются заведующей ДОУ.
18. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь воспитателям, родителям детей в определении причин речевых нарушений, даёт рекомендации по их преодолению
19. Для осуществления тесного контакта учителя-логопеда с воспитателями группы ведется «Тетрадь взаимосвязи с воспитателями» в которой записываются задания для работы, проводимой во время совместной деятельности детей и воспитателя.
20. При выпуске учитель-логопед заполняет «Журнал движения по годам» дает рекомендации родителям о дальнейшей работе с ребенком, проводит вместе со специалистами, воспитателями для родителей выпуск из группы для детей с ТНР в форме творческого праздника, концерта.
21. Учитель-логопед отвечает за содержание раздела «Развитие речи» в «Уголке для родителей» (оформляется воспитателем в группе), материал которого меняется по мере необходимости, но не менее 4 раз в год.
22. Под руководством учителя-логопеда воспитатель оформляет и пополняет содержание «Речевой зоны» в группе, следит за сменой содержания материала в «Речевой зоне» в соответствии с временем года, темами программы и возрастом детей.
23. Учитель-логопед, в случае необходимости может составлять и реализовывать индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты, основанные на заключениях ПМПК образовательного учреждения.
24. Учитель-логопед принимает участие в педагогическом совете, ПМПК МБДОУ, МО специалистов, творческих отчетах, конференциях, семинарах и т.д.
25. Учитель-логопед своевременно представляет запрашиваемую информацию вышестоящим органам образования. III. Содержание работы
1. В начале учебного года проводится обследование готовности логопедического кабинета к эксплуатации и заполняется акт-разрешение с учетом его оснащенности заполняется «Паспорт логопедического кабинета», уточняется список воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи формируется комплект инструкций по охране жизни и здоровья детей, пожарной безопасности и т.д.
2. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание осуществляется на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи»:
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А. Лагутина А.В.– Москва, «Просвещение», 2008. Данная программа совместима с общеразвивающими образовательными программами, рекомендованными Министерством образования РФ для дошкольных учреждений.
3. Для обеспечения современного и качественного построения коррекционно-развивающего процесса учитель-логопед составляет годовой план работы с учетом годовых задач дошкольного образовательного учреждения учебно-методический комплекс
4. Для организации коррекционной непосредственной образовательной деятельности учитель-логопед составляет календарно-тематическое планирование пояснительную записку к календарно-тематическому планированию и тематическое планирование с учетом рекомендаций коррекционной и общеобразовательной программ.
5. Учитель-логопед организует работу в учебном году в следующем режиме:
Срок
| Направление деятельности
| 01.09 - 15.09
| Зачисление детей в группу компенсирующей направленности, утверждение списков группы, предварительное знакомство с семьями и детьми.
Проведение полного логопедического обследования, анализ логопедических обследований, заполнение индивидуальных «Речевых карт», составление планов индивидуальной коррекционной работы, проведение мониторинга речевого развития воспитанника группы. Оформление документации.
| 15.09-15.05
| Проведения фронтальной и индивидуальной коррекционной непосредственно образовательной деятельности.
| 15.05-31.05
| Проведение полного логопедического обследования, анализ логопедических обследований, заполнение индивидуальных «Речевых карт» проведение мониторинга речевого развития воспитанника группы. Анализ работы за учебный год, сдача отчетов.
| 01.06-30.06
| Проведение индивидуально-подгрупповой коррекционной непосредственно образовательной деятельности.
|
III. Организация и проведение коррекционной непосредственно образовательной деятельности.
1. Учитель-логопед осуществляет фронтальную, индивидуально-подгрупповую коррекционную непосредственно образовательную деятельность.
2. Фронтальная коррекционная непосредственно образовательная деятельность проводится со всеми воспитанниками группы по календарно-тематическому плану учителя-логопеда согласно регламенту непосредственно образовательной деятельности группы Продолжительность коррекционной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе – 20-25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут.
3. Минимально допустимый объем недельной фронтальной образовательной нагрузки по реализации коррекционной образовательной программы для детей дошкольного возраста в старшей группе (дети шестого года жизни) составляет 60-75 минут, в подготовительной к школе группе (дети седьмого года жизни) - 90 минут.
4. На индивидуальную коррекционную непосредственно образовательную деятельность на одного воспитанника отводится не менее 15-20 минут 2-3 раза в неделю, что составляет не менее 30-45 минут в неделю.
5. На индивидуально-подгрупповую коррекционную непосредственно образовательную деятельность подбираются воспитанники со сходными недостатками речи.
6. Учет индивидуально-подгрупповой коррекционной непосредственно образовательной деятельности осуществляется на листе «Содержание индивидуальной коррекционной непосредственно образовательной деятельности» в индивидуальных тетрадях воспитанников), в «Табеле учета посещаемости индивидуальной коррекционной непосредственно образовательной деятельности детьми» (заведующая учреждением, старший воспитатель осуществляют контроль правильности заполнения и регулируют своевременность его ведения).
7. Коррекционно-развивающий процесс строится в соответствии с режимом дня группы с учетом регламента непосредственно образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения
8. Учитель-логопед при проведении непосредственно образовательной деятельности выстраивает межпредметные связи, учитывает национально-региональный компонент.
9. На время индивидуальной коррекционной непосредственно образовательной деятельности с учителем-логопедом воспитанники освобождаются от другой непосредственно образовательной деятельности, предусмотренной режимом детского сада, по обоюдной договоренности с педагогами. Администрация МБДОУ решает вопрос об организации доставки воспитанников на индивидуальную коррекционную непосредственно образовательную деятельность с участием вспомогательного персонала МБДОУ (во время прогулки детей). IV. Перечень документации, регулирующей деятельность учителя-логопеда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного образовательного учреждения
Учитель-логопед составляет содержание папки «Документация учителя-логопеда группы для детей с ТНР» (приложение 19) и отвечает за ведение следующей документации:
Акт-разрешение на эксплуатацию кабинета
Годовой план работы учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Годовые задачи МБДОУ
График работы учителя-логопеда
Журнал учета движения детей по годам в МБДОУ
Журнал учета профилактической работы в МБДОУ
Календарно-тематическое планирование коррекционной непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Карта взаимодействия со специалистами МБДОУ
Мониторинг уровня сформированности компонентов речи воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № ________ Направление к специалистам
Направление на РМППК
Образец расписки родителей (законных представителей), отказавшихся переводить ребенка в логопедическую группу
Оснащение логопедического кабинета
Паспорт логопедического кабинета
Перечень документации, регулирующей деятельность учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного образовательного учреждения
План индивидуально-коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Положение об организации коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ № __________
Положение об организации коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию коррекционной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию коррекционной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Режим дня группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Речевая карта воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Реглмент непосредственно образовательной деятельности группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Сетка коррекционной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Содержание индивидуальной коррекционной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда
Содержание папки «Документация учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ № 125
Список воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Табель учета посещаемости фронтальной логопедической непосредственно образовательной деятельности воспитанниками группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Табель учета посещаемости индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности воспитанниками группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по формированию произносительной стороны речи и подготовки к овладению элементарными навыками письма и чтения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по совершенствованию произносительной стороны речи и подготовки к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка и самостоятельной развернутой фразовой речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тетрадь для индивидуальной непосредственно образовательной деятельности с учителем-логопедом воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МДОУ № 125
Указатель группы здоровья воспитанников МБДОУ
Учебно-методический комплекс учителя-логопеда для работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Учет проведенных консультаций с родителями и педагогами МБДОУ учителем-логопедом
Характеристика на ребенка
Циклограмма работы учителя-логопеда V. Материально-техническое и финансовое обеспечение.
1. Для работы учителю-логопеду выделяется кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием и дезинфицирующими средствами для обработки инструмента и рук. На администрацию МБДОУ возлагается ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание и ремонт помещения.
2. Логопедический кабинет финансируется МДБОУ, в ведении которого он находится. |