Областной педагогический отряд секреты вожатского мастерства


НазваниеОбластной педагогический отряд секреты вожатского мастерства
страница1/12
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




КОМИТЕТ ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

СОЮЗ ПИОНЕРСКИХ, ДЕТСКИХ, ПОДРОСТКОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД
СЕКРЕТЫ

ВОЖАТСКОГО

МАСТЕРСТВА
МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК

ДЛЯ ВОЖАТЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ



Брянск – 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ К ВОЖАТОМУ 3

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВОЖАТОМУ О ЛАГЕРЕ? 4

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО 4

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО 5

ЭТИКА ВОЖАТОГО 6

БАГАЖ ВОЖАТОГО 7

МИНИМУМ ПО ОХРАНЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА 8

Что нужно знать при заключении и расторжении трудового договора? 12
ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ 14

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РЕГИСТРАЦИЮ ДЕТЕЙ? 16

ЗНАКОМСТВО С ЛАГЕРЕМ 17

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ 17

СЕКРЕТЫ НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ ЛАГЕРНОГО ДНЯ 21

ЕЖЕДНЕВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ 22
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕЧЕРНИХ ОГОНЬКОВ 24

ОГОНЬКИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА 24

ОГОНЬКИ ПЕРИОДА КОНФЛИКТОВ 26

ОГОНЬКИ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА 28

ОГОНЬКИ ИТОГОВОГО ПЕРИОДА 30

ВАШ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК 32
КОЛЛЕКТИВНО - ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО 34

ОРИЕНТИР ОТРЯДНЫХ ДЕЛ 37
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ 40

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ЛАГЕРЕ 42
РЕЧЕВКИ И КРИЧАЛКИ 49

ПРИМЕРНЫЕ НАЗВАНИЯ И ДЕВИЗЫ ОТРЯДОВ 51
МАСТЕР - КЛАСС «ОРИГАМИ» 53

МАСТЕР – КЛАСС «ОБЕРЕГ В НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ» 57

МАСТЕР - КЛАСС «КВИЛЛИНГ» 60
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 63

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО 64

ИГРЫ НА ЗАИМОДЕЙСТВИЕ 67

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ 70

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАВЖНЕНИЯ 71

МАССОВЫЕ ИГРЫ С ЗАЛОМ 73

ИГРЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ - ШУТКИ, ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ 77

ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА 80

Подвижные игры 83

Русские народные игры 87
СПОРТИВНЫЕ СЕРОПРИЯТИЯ 91
ПЕСНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВОЖАТЫХ 95

ОБРАЩЕНИЕ К ВОЖАТОМУ

А все-таки вожатство неизменно!

Сравнения, упреки - ерунда!

За годом - год, за пересменкой - смена,

А на отрядах молодость всегда!

Идет с детьми за голубые дали,

И учится искать, дерзать, творить,

И каждому кусочек сердца дарит...

А что дороже можно подарить?
Действительно, а что еще дороже может быть у вожатого? Наверное, это те методические знания, с помощью которых каждый во­жатый делает жизнь ребенка в лагере яркой, незабываемой, творческой.

Основная задача детских оздоровительных лагерей - научить детей общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, развить их творческие способности, снять комплексы, избавить от скованности. Постоянная смена творческих видов деятельности обширный выбор способов самореализации позволяют сделать отдых детей более насыщенным и интересным.

Став вожатым, все сталкиваются с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, видят детский летний лагерь глазами не ребенка, а взрослого, организатора и одновременно глазами человека, ответственного за жизнь и здоровье детей.

Хорошая работа вожатого - это не только полная физическая отдача, но и огромное моральное удовлетворение. И от того, насколько грамотно вожатый сможет построить свою работу, зависит очень многое.

Вожатый - профессия, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Вожатый - ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Ведь именно он является самым значимым взрослым для каждого ребенка в этот летний месяц.

Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое или обязан этому учиться. И учиться очень быстро.

Вожатый от слова «вожак» - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия).

Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям четко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но не жестокий надзиратель, которого нужно бояться.

Успех вожатого - в умении стать своим для ребят. Он не строгий педагог, придирчиво следящий за каждым шагом, он тот взрослый, который понимает, доверяет, уважает, придумывает вечно что-то интересное и участвует во всем вместе с детьми и на равных с ними. Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. Это должно стать результатом той работы, организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу.

Очень тяжело бывает в лагере вожатому, который работает в первый раз, для этого и существуют подобные пособия. Они помогут не растеряться новичку - вожатому при работе с детьми в загородном оздоровительном лагере.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВОЖАТОМУ О ЛАГЕРЕ?

Летний лагерь является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, пространством, созданным для оздоровления и развития творчества ребенка.

Задача летнего лагеря - помочь детям разного уровня воспитания развития обрести более глубокое понимание самого себя и с их взаимоотношений с окружающими. Основополагающий принцип деятельности - воспитание через вовлечение детей в программу, через погружение в мир творчества. Исходя из этого, выбирается стиль работы педагогического коллектива. Особенность летнего лагеря в том, что на первый план выход:

- сотрудничество;

- сотворчество;

- соуправление.

Организация деятельности детей в лагере предполагает знание интересов и возможностей ребят, их включение в соответствующую предметно-практическую деятельность. Ориентация на формирование целостного мира человека позволяет создать программу, интегрирующую культурно-образовательную, досуговую и спортивную деятельность детского лагеря.

Решив работать вожатым, каждый человек должен отдавать себе отчет, что он должен делать, как ему это сделать и за что он несет ответственность.

В первую очередь все организаторы детского отдыха, все вожатые должны быть ознакомлены со всеми нормативными документами, которые необходимы для функционирования детского оздоровительного лагеря.

Всем сотрудникам лагеря необходимо помнить о том, что в лагере ребенок освобождается от влияния школы и опеки родителей. Поэтому в руководстве детским коллективом необходимо соблюдать ценностное отношение к личности ребенка. Это проявляется в интересе к личности, способности почувствовать, понимать настроение ребенка, превратив общение в удовольствие.

Главная функция вожатого в личностном подхо­де заключается в создании условий для самореализации и самоутверждения ребенка.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

  • Лично отвечает за здоровье и благополучие всех детей своего отряда.

  • Информирует детей о правилах, нормах, традициях детского лагеря.

  • Контролирует приём пищи.

  • Организует детей на участие во всех лагерных, отрядных делах.

  • Проживает вместе с детьми, отдыхающими в детском лагере.

  • Соблюдает личную гигиену и безопасность.

  • Пользуется всеми гражданскими правами, предоставляемыми остальным гражданам.

  • Исполняет профессиональные обязанности, соблюдая нравствен­ные нормы.

  • Принимает участие в разработке содержания программ летнего отдыха.

  • Имеет право на объективную оценку своего труда, которая доводиться до его сведения.

  • Имеет право обжалования неоправданных, по его мнению, оценок своей работы.

  • Должен быть свободен в выборе форм и методов, которые ему представляются наиболее целесообразными для организации жизни коллектива.

  • Имеет право получить копию жалобы, если таковая имеет место, стремиться к полноценному выполнению своих профессиональных обязанностей, росту своего профессионального уровня.

  • Постоянно заботиться о нравственном и физическом здоровье вверенных ему детей и подростков.

  • Принимает всевозможные меры для обеспечения безопасности детей.

  • Изучает состав отряда и индивидуальные особенности детей, составляет психолого-педагогическую характеристику отряда.

  • Разрабатывает план работы отряда (с учетом плана работы лагеря) и представляет его на утверждение директора лагеря.

  • Организовывает работу с детским коллективом с учетом возрастных и психологических особенностей детей, работает с родителями ребят.

  • Соразмеряет возможности свои, детского лагеря и особенности детей.

  • Использует различные методические приемы, формы и средства, активизирующие деятельность ребят.

  • Сочетает индивидуальную, групповую работу с детьми разного возраста.

  • Принимает участие в организации и проведении общелагерных мероприятий.

  • Анализирует и корректирует систематически собственную деятельность.

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО

Каждому вожатому необходимо запомнить несколько заповедей, которые он должен свято соблюдать при работе в детском оздоровительном лагере.

  • Приехав в лагерь, оставь свой образ жизни дома и руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя.

  • Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).

  • Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

  • Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком. Не только оберегай ребят от чего-то дурного, но и учи сопротивляться ему.

  • Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь выполняй их сам.

  • Каждый имеет право сказать другому, что, по его мнению, плохо, но только в том случае, если сам знает, как сделать так, чтобы стало хорошо.

  • Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше найди возможность сработаться с ним.

  • Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез.

  • Приучай ребенка мыслить самостоятельно. Помогай ему строить свои собственные планы и принимать решения. Дай ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

  • Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.

  • Допустил ошибку - признай ее. Не бойся отменить свое распоряжение, согласившись с доводами ребят.

  • Умей удивлять и поражать ребят, а если надо - покорять.

  • Будь жизнерадостным человеком, и пусть ребята знают и видят это.

  • Не злоупотребляй приказаниями. Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.

  • Не унижай ребенка, не давай ему почувствовать, что он чем - то хуже тебя.

  • Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умнее детей. Возможно, у тебя больше жизненного опыта, но вот ум дается от природы.

  • Хвали ребенка только за конкретные успехи и поступки и делай это искренне.

  • Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте.

ЭТИКА ВОЖАТОГО

Внешний вид вожатого.

Он оценивается прежде всего по тому, соответствует ли внешний облик конкретной ситуации, в которой оказался вожатый (спортивное мероприятие, встреча родителей в родительский день, поход и т. д.). Безусловно, вожатые, не смотря на постоянную занятость, должны все же выбрать время, чтобы привести свою одежду в порядок. Никто не требует, чтобы вожатые одевались с учетом последней моды, но их одежда должна быть всегда чистой, хорошо отглаженной. Аккуратность, продуманность в одежде - это визитная карточка вожатого, особенно при первой встрече с ребятами и их родителями перед отправлением в лагерь. Но внешний облик складывается не только из одежды, но и из умения двигаться, управления собственной мимикой и пантомимикой. Дети обращают внимание на доброжелательность вожатого, приветливое выражение лица, внимание к каждому ребенку.

Культура речи вожатого.

Человек, который работает с коллективом детей, просто обязан обратить особое внимание на культуру своей речи. Вожатый должен научиться использовать грамматически правильные конструкции предложений, лексическое богатство и выразительность родного языка. Важным моментом в устной речи является отчетливое произношение слов, правильная интонация (паузы, логическое ударение), а также умение ясно и выразительно читать литературный текст. Категорически запрещается использовать нецензурные выражения и слова-паразиты, например: «ну», «понимаешь», «вот».

Следует помнить, что в общении с детьми недопустим повышенный, раздражительный тон. Криком или, наоборот, грозным молчанием трудно добиться от детей желаемого результата. Они, скорее всего, перестанут воспринимать слова своего воспитателя, появится психологический барьер между ними. Наладить испорченные отношения гораздо труднее, чем сдержаться и какой-то конкретной ситуации и попробовать решить проблему мирным путем. Воспитателю всегда надо помнить, что ребёнок - это развивающаяся личность, которой нужно помогать формировать характер и обучать общечеловеческим ценностям, и новее не требовать идеального поведения и четкого выполнения всего, что говорит вожатый. Поэтому следует избегать публичных замечаний, обсуждения поступков ребенка, а тем более иронии по отношению к детям. Ребенку всегда можно тактично объяснить, что он сделал неправильно и почему не следует так поступать в дальнейшем. Разговор наедине с максимумом такта, сердечности и терпения принесет больше результатов, чем публичное осмеяние или категоричные запреты.

Отношения вожатого со старшими по должности, с воспитанниками и с коллегами по работе.

Необходимо учитывать тот факт, что вожатыми в летних детских лагерях работают в основном студенты педагогических вузов, а значит, они являются самыми молодыми работниками. Немаловажно, как сложатся отношения у вожатых - практикантов с остальным персоналом лагеря. Отношения к людям должно быть вежливое, доброжелательное, уважительное (даже если вы испытываете не совсем дружелюбные чувства к этому человеку). Студент - практикант должен следовать правилам внутреннего распорядка лагеря, выполнять общие правила и обязанности, принимать активное участие в жизни лагеря. Недопустима критика руководителя, вожатых, воспитанников в присутствии детей. Вожатые могут выразить свое недовольство старшему воспитателю, старшей вожатой или начальнику лагеря.

Отношения между вожатыми должны основываться на взаимоуважении и взаимопонимании, вежливости, взыскательности, прежде всего к себе, стремлении создать единый коллектив. Вожатые, конечно, стараются выбрать себе в напарники своего друга. Но дружить - это одно, а работать вместе - это совсем другое. Надо стремиться делить ответственность за работу в отряде, вместе планировать работу на день, определить, кто за что отвечает, чтобы не делать одну и ту же работу вдвоем.

Отношения вожатого с родителями воспитанников.

Вожатый должен постараться наладить хорошие взаимоотношения с родителями своих воспитанников. Вожатый, прежде всего, перед родителями несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Родители не всегда ведут себя сдержанно при высказывании недовольства по поводу содержания детей в лагере. Задача вожатого - спокойно и вежливо выслушать все замечания, ответить на все интересующие родителей вопросы, ни в коем случае не отклоняясь от диалога с ними. Если же родители выражают свои претензии в оскорбительной для вожатого форме, целесообразно направить родителей к начальнику лагеря для продолжения разговора. Все конфликтные ситуации с родителями не должны решаться на глазах у детей. И даже если у вожатого возникло недопонимание с родителями его воспитанника, это никоим образом не должно отразиться на характере взаимоотношений с ребенком. Вожатый обязан сохранять доброжелательное и заботливое отношение к воспитаннику. Не стоит жаловаться родителям на поведение ребенка, рассказывать о его незначительных проступках.

БАГАЖ ВОЖАТОГО

Вожатый отправляется на работу в летний детский лагерь как минимум на одну лагерную смену, т. е. на 21 - 25 рабочих дней. Конечно, сначала надо продумать, что понадобится самому вожатому, чтобы не испытывать дискомфорта на новом месте жительства. Не следует брать очень много одежды, лагерь - это не подиум, где вы работаете моделью. Вам надо позаботиться о выборе одежды с учетом частых перемен климата в средней полосе России. Одежда обязательно должна быть удобной. Понадобится как спортивная экипировка (спортивные мероприятия, походы), так и нарядная (родительский день, торжественные мероприятия). Средства гигиены, лекарства и мази от комаров лучше привезти из дома. Вам пригодятся будильник, свисток, свечи, батарейки, нитки, иголки, ножницы, булавки.

Но не забывайте, что вы направляетесь на работу с детьми, а значит на творческую работу. Для осуществления ее в полном объёме надо захватить из дома некоторые вещи:

  • набор конкурсов, игр для разных возрастов (вы не знаете заранее, с какими детьми вам придется работать);

  • набор методической литературы;

  • аудиокассеты или диски с песнями известных исполнителей и записями сказок или интересных рассказов;

  • старые открытки, фотографии певцов, актеров, политиков и т. д.;

  • набор картинок (животные, времена года, овощи - фрукты, одежда...);

  • набор мелких сувениров (это могут быть ненужные мягкие игрушки, игрушки из «Киндер-сюрпризов», блокноты, ручки и т. д., их можно использовать в качестве призов за участие в конкурсах);

  • интересные современные художественные книги и т.д.

Минимум по охране

жизнедеятельности ребенка

Организационный период

Наиболее важным и ответственным периодом по охране жизни и здоровья детей, предотвращения несчастных случаев и травматизма является организационный период в лагере.

В этот период времени воспитатели, вожатые обязаны обеспечить полную организованность, порядок в отряде, уделять особое внимание организации детского коллектива, не выпускать из поля зрения ни одного ребенка, обеспечить все меры безопасности детей.

Медицинские работники обязаны результаты медицинского осмотра и рекомендации но физической нагрузке каждого ребенка довести до каждого воспитателя и вожатого.

В период акклиматизации запрещается выход и выезд отрядов и отдельных детей за территорию лагеря, долгое пребывание на солнце. На эти дни всем детям по возможности устанавливается щадящий режим. Запрещается проводить спортивные соревнования, купание, всевозможные конкурсы, которые увеличивают физическую нагрузку. Срок оргпериода в лагере устанавливается от 3 до 5 дней.

По прибытии детей к месту сбора для отправки в лагерь врач и медицинская сестра проводят осмотр кожных покровов детей, термометрию и проверяют медицинскую документацию. При выявлении признаков заболевания ребенка медицинский работник не допускает направления его в лагерь.

После распределения детей по отрядам вожатый, воспитатель (тренер-преподаватель) полностью несут ответственность за жизнь и здоровье вверенных им детей.

При поездке в автобусе дети размещаются в соответствии с наличием посадочных мест. В пути, в автобусе педагоги должны видеть всех ребят. Окна левой стороны должны быть закрыты. Ребята, плохо переносящие дорогу, усаживаются с правой стороны на передних сидениях.

Строго запрещается:

  • выглядывать из окон автобуса;

  • передвигаться по автобусу во время его движения;

  • портить имущество и сорить в автобусе.

При остановке машины первым выходит взрослый. Выбирать место остановки для отдыха слева от шоссе (по направлению движения) строго запрещается. При посадке в автобус педагоги должны проверить наличие детей, и только после этого можно начинать движение автобуса.

По прибытии в лагерь и распределении детей по спальным корпусам вожатый или воспитатель (тренер-преподаватель) знакомит их с территорией лагеря, правилами противопожарной безопасности, пользования аттракционами, требованиями по соблюдению строгой дисциплины, выполнению режима дня.

Каждый работник лагеря обязан в случае угрозы состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения опасности, проявлять максимум бдительности в случае обнаружения взрывоопасных предметов или принять меры к устранению очагов травматизма, пожарной опасности. Не допускать нарушений правил техники безопасности, сангигиены и требовать от детей их выполнения; исключить посещение детьми подвалов корпусов, технических и хозяйственных служб, очистных сооружений, стройплощадок.

Пребывание детей у реки, водоема, а также прогулки детей без сопровождении взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются.

Медицинский и воспитательский персонал обязан следить за соблюдением детьми личной гигиены, не допускать контакта здоровых детей с больными или находящимися на карантине.

Пребывание и проживание посторонних лиц на территории лагеря запрещается.

Проведение купания

Купание детей в реке, водоеме, море, бассейне проводится в присутствии начальника лагеря или старшего вожатого, вожатых отрядов и воспитателей (тренеров-преподавателей), медицинского работника, инструкторов по физкультуре и плаванию. На берегу должны находиться спасательные средства и сумка первой медицинской помощи. Не разрешается купание натощак, вскоре после еды и физических упражнений с большой мышечной нагрузкой.

Вожатый или воспитатель (тренер-преподаватель) заранее выявляет детей, не умеющих плавать. Доплывать до знаков ограждения зоны плавания разрешается детям, умеющим плавать, остальные - купаются у берега, при этом глубина воды должна быть не выше груди ребенка.

Разрешается пребывание в воде одновременно не более одной группы (10 детей). Один из вожатых (воспитателей, тренеров-преподавателей) находится у знаков ограждения в водоеме, другой наблюдает с берега за купающимися детьми. Дети во время купания обязаны точно и быстро выполнять все распоряжения и указания взрослых, ответственных за проведение купания. Перед входом в воду и при выходе из воды вожатый (воспитатель, тренер-преподаватель) проверяет наличие детей.

Обучение детей плаванию проводится инструктором по плаванию в соответствии с организационно-методическими указаниями по физическому воспи­танию в детских лагерях.

Во время купания детей в душе, бане присутствие медработника, вожатого (воспитателя, тренера-преподавателя) отряда обязательно.

Пользование плавсредствами

Прогулки на катерах (шлюпках, лодках) допускаются только с разрешения начальника лагеря в тихую безветренную погоду.

Категорически запрещается пользоваться неисправными плавсредствами, а также перегружать катера (шлюпки, лодки), вставать на сиденье, сидеть на борту, свешивать ноги за борт, доставать воду, вставать со своего места до полной остановки катера (шлюпки, лодки) у причала (помоста), берега. Причем в каждой шлюпке (лодке) должен находиться взрослый из числа работников лагеря, хорошо умеющих грести и плавать. Пересадка с кормового сиденья шлюпки (лодки) на весла разрешается только у причала или берега. Запрещается: проводить катание детей в купальных костюмах, находиться в шлюпке или катере без головного убора.

Посадка и высадка детей из шлюпки или катера происходит под непосредственным руководством старшего в шлюпке. Воспитатель и вожатый, непосредственно отвечающий за прогулку детей своего отряда, имеет право в случае плохого самочувствия детей просить прекратить прогулку, экскурсию, после чего старший шлюпки должен немедленно выполнить указанную просьбу.

Проведение туристских походов и экскурсий

Все туристские походы планируются на каждую смену. Выход в поход оформляется приказом начальника лагеря с обязательным инструктажем по технике безопасности под роспись. Отряд может отправляться в поход или на экскурсию только в том случае, когда это согласовано с начальником лагеря и получено письменное разрешение от врача лагеря. Без подписи врача и укомплектованной медсестрой аптечкой не имеют право покинуть территорию лагеря. Воспитатель или вожатый не имеет право уходить в поход, не заполнив маршрутный лист за день до похода, в котором указываются список детей, направляемых в поход, время отправления, маршрут и время возвращения группы из похода.

Маршрут походов разрабатывается в начале смены инструктором по туризму и физруком и в письменном виде сдается начальнику лагеря. Они же несут ответственность за полную укомплектованность необходимым туристическим инвентарем каждого отряда, выходящего в поход. Ответственность за обеспечением продуктами каждого отряда, выходящего в поход, несет начальник лагеря и заместитель по воспитательной работе.

В походном отряде на каждые 15 детей должен быть руководитель, который назначается распоряжением начальника лагеря. Он несет ответственность за здоровье и жизнь детей, за правильную подготовку, проведение похода. В любых случаях задержки возвращения отряда воспитатель обязан сообщить начальнику лагеря.

За подготовку и проведение похода также несут ответственность начальник и врач лагеря.

Во избежание перегрева рекомендуется светлая форма одежды, голову обязательно покрывать шапочкой или косынкой.

Категорически запрещается движение отрядов по шоссе неорганизованными группами вне строя и без сигнальных красных флажков. При движении отрядов во главе и в конце колонны должны идти взрослые.

В походе детей сопровождает воспитатели и вожатые данного отряда, медсестра, инструктор по туризму. После привала воспитатель или вожатый разрешает продолжать движение по маршруту только после проверки наличия всех детей. Во время привала педагоги обязаны следить за местом нахождения детей, не разрешая удаляться от привала.

При несчастных случаях персонал, сопровождающий детей в походе или экскурсии, обязан в первую очередь оказать доврачебную помощь и принять меры по немедленной доставке пострадавшего в ближайший медицинский пункт и сообщить об этом в лагерь.

Во время похода категорически запрещается: пить воду из сомнительных источников, курить; употреблять грибы и ягоды; покупать мороженое, напитки, пирожные и т.д. без разрешения взрослых; посещать магазины, рынки, места больших скоплений людей.

Проведение спортивных мероприятий, игр

Врач лагеря распределяет детей по физкультурным группам. Занятия детей в спортивных секциях согласовываются с врачом лагеря. Ответственность за подготовку мест для спортивных занятий и спортивно-массовых мероприятий возлагается на инструктора по физкультуре (тренера-преподавателя) и инструктора по плаванию. Присутствие медицинского работника на всех спортивно-массовых мероприятиях обязательно.

Перед проведением спортивных занятий необходимо подготовить спортивный инвентарь, осмотреть место проведения занятий на наличие травмирующих предметов и неисправного оборудования, устранить неполадки.

Во время отрядных спортивных тренировок, сборов и других мероприятий все дети должны находиться вместе с вожатым (воспитателем, тренером-преподавателем) на участке лагеря или в помещении, где проводится данное мероприятие. Присутствие вожатого иди воспитателя на утренней зарядке обязательно. Детские спортивные команды направляются на соревнования только в сопровождении вожатого (воспитателя, тренера-преподавателя).

При проведении тренировок сборных команд дружины и других дружинных спортивных занятий вожатый должен передать участников из своего отряда работнику лагеря - ответственному за этот сбор.

Во время мероприятий (спартакиады, костры, фестивали, водные праздники, аттракционы, концерты, кинофильмы и др. с детьми обязательно находятся начальник лагеря, старший вожатый, вожатые и воспитатели отрядов (тренеры-преподаватели, медицинские работники). Лица, ответственные за проведение массовых мероприятий, обеспечивают полный порядок, исключающий несчастные случаи среди участников и зрителей.

Продолжительность спортивных занятий допускается не более 35 минут для детей 7 лет и не более 45 минут для детей старше 7 лет. Категорически запрещается разжигать костры легковоспламеняющимися средствами, устраивать фейерверки, факельные шествия и другие мероприятия, связанные с опасностью возникновения пожара.

Соблюдение правил безопасности в столовых

Категорически запрещается допускать детей к работе на механической хлеборезке, картофелечистке, посудомоечных машинах и других механических аппаратах и механизмах, работающих под напряжением и высоким давлением.

Запрещается работа с дезрастворами и другими химикатами, пребывание детей в варочных, разделочных цехах и посудомойке. Категорически запрещается привлекать детей к переноске кипятка, горячих блюд в котлах и ведрах.

Самообслуживание детей проводится только в обеденных залах.

Пребывание детей в технических мастерских

и на занятиях в кружках

При занятиях в технической мастерской, кружках, секциях и т.д. руководители кружков несут персональную ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, отвечают за исправность инструментов, электроприборов, наличие ограждения рубильников, всех движущихся частей станков, механизмов и другого оборудования, достаточную естественную и искусственную освещаемость рабочих мест, использование материалов, безопасных для здоровья детей. Перед занятиями руководитель кружка инструктирует каждого ребенка на рабочем месте по обращению с оборудованием, инструментом, показывает безопасные приемы труда.

Организация дежурства детей по лагерю и отряду

Дежурство по отряду и лагерю - наиболее ответственный момент в вопросах безопасности детей, так как ребятам предоставляется большая самостоятельность. За организацию дежурства по лагерю и отряду полную ответственность несет воспитатель и вожатый.

Взрослый дежурный несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей, привлеченных к дежурству.

Дежурство детей по отряду предусматривает:

  • соблюдение в течение дня санитарно-гигиенических правил;

  • недопущение посторонних лиц на свой этаж;

  • бережное отношение к расходованию воды, электричества;

  • при отсутствии отряда дежурный находится на своем посту.

Дежурный воспитатель или вожатый имеет право в случае ненастной погоды по согласованию с врачом отменить мероприятия на улице и перенести их в помещение.

Дежурный воспитатель должен знать, где находится каждый отряд, вышедший за территорию лагеря, контрольное время ею возвращения.

Период разъезда

В период разъезда, как правило, чаше всего встречаются нарушения дисциплины среди детей, невыполнение ими режимных моментов и, как следствие, учащение случаев травматизма и заболеваемости. Для предупреждения этого воспитательский, медицинский и обслуживающий персонал лагеря обязаны в последние дни пребывания детей в лагере особенно внимательно следить за выполнением режимных моментов. За день до отъезда сориентируйте детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное, отдали чужое.

В день отъезда:

  • соберите белье по комнатам, пересчитайте, сдайте;

  • осмотрите комнаты, оставьте их чистыми и в порядке;

  • проверьте, все ли вещи собрали дети;

  • напомните детям правила поведения в автобусе, о том, что перед уходом с родителями необходимо предупредить вожатого;

  • рассадив детей, вожатый проверяет списочный состав, докладывает руководителю колонны о готовности к отъезду.

Что нужно знать при заключении и расторжении трудового договора?

Трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем. В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре должно быть указано:

  • Фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя.

  • Место работы.

  • Дата начала работы.

  • Наименование должности, специальности.

  • Права и обязанности работника.

  • Права и обязанности работодателя.

  • Характеристика условий работы.

  • Режим труда и отдыха.

  • Условия оплаты труда.

В связи со спецификой работы вожатого с ним заключается срочный трудовой договор, т.е. с определенным сроком действия. При этом запрещается требовать от работника выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором.

При заключении трудового договора вожатый должен предоставить работодателю следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

  • медицинскую книжку установленного образца.

Трудовую книжку на молодого специалиста в течение 5 дней обязано оформить образовательное учреждение, куда он оформляется, если работа является основной.

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования при заключении трудового договора впервые также оформляется работодателем. Документ об уровне образования необходим также и для установления разряда по оплате труда.

Педагогические работники обязаны также представить медицинские справки об отсутствии противопоказаний к работе. В соответствии с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.99 № 52-ФЗ педагогические работники должны представить санитарные книжки установленного образца, в которые вносятся данные о прохождении медицинских осмотров.

Кроме того, предоставляются данные о присвоенном индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН) для представления данных об удержанном подоходном налоге в налоговые органы.

Трудовое соглашение заключается в письменной форме. Прием на работу оформляется приказом работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Данный приказ должен быть объявлен работнику под расписку в 3-дневный срок со дня подписания договора.

Вследствие того, что с вожатым заключается срочный трудовой договор, то не требуется каких-либо активных действий для его прекращения, он прекращается в связи с истечением его срока действия, о чем работник должен быть предупрежден в письменной форме за 3 дня до увольнения. Работник может расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 2 недели. По истечении этого срока работник имеет право прекратить работу, а работодатель обязан выдать ему трудовую книжку и другие документы, связанные с работой. Работодатель также вправе расторгнуть трудовой договор по своему желанию, но при этом необходимо наличие определенных оснований, предусмотренных законом (например, прогул работника, совершение вожатым аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, и др.).

ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь, с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование работы - основа будущей эффективной работы.

План - документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа.

Советы вожатому, планирующему свою работу:

  • ознакомьтесь с программой данного лагеря;

  • определите цели и задачи предстоящей работы на смену (с будущим напарником);

  • изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на ожидания детей данного возраста;

  • используйте данные из детских анкет (увлечения, конкретные ожидания, желаемые поручения, умения и др.);

  • изучите возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность отрядных дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;

  • отберите средства, формы, методы, которыми владеете;

  • составьте модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря;

  • создайте творческую атмосферу в отряде;

  • учитывайте интересы детей.

План работы на каждый день, составленный накануне, корректирует­ся каждое утро, в зависимости от погоды, с учетом интересов детей.

Исходными данными для планирования могут служить следующие:

  • государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;

  • календарь летних праздников;

  • текущие и ожидаемые события в стране и в мире, вашем городе, селе, лагере традиции оздоровительного лагеря;

  • информация о детях;

  • ожидания детей;

  • задачи оздоровительного периода;

  • модель смены.

Лучший план работы - план, одобренный, подсказанный детьми.

Помните, для ребят это планирование собственной жизни. Можно просто поговорить с ними о том, что бы они хотели делать, можно провести конкурс на лучшее оригинальное предложение.

Вожатому нужно пойти навстречу ребятам в их выборе форм отдыха, «начинать на их территории», постепенно организуя педагогически целесообразную деятельность. А можно идти по пути, предложенному А.С. Макаренко: он рекомендовал делать то, что педагогам самим интересно, и этим увлекать детей.

В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом валено не перегружать план.

Требования к плану работы вожатого:

  • направленность плана на достижение определенного педагогического результата - отражение социального заказа на формирование качеств личности;

  • учет интересов, потребностей детей;

  • разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;

  • систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;

  • посильность и реальность планов для вожатых и ребят (по видам деятельности, по срокам);

  • согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.

Форма, структура и содержание плана

Вожатому рекомендуется иметь следующие виды планов: перспективный (план-сетка), план на каждый день (утро - день - вечер). План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; план на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погоды. Он корректирует отрядный план.

В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; тематические дни, дни дежурства; и только потом - планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.

План - сетка на смену:

Заезд детей.

Операция «Уют».

Знакомство с лагерем.

Творческие площадки.


















Родительский

день

Вечерний огонек знакомств
















Дискотека













Банный день




Родительский день













Вечерний огонек




Просмотр кинофильма

















Прощальный автограф лагерю.

Отъезд детей.





















  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Областной педагогический отряд секреты вожатского мастерства iconО проведении областной Олимпиады профессионального мастерства по специальности
Настоящее положение определяет статус, цели и задачи Областной олимпиады по специальности 08. 02. 01 «Строительство и эксплуатация...

Областной педагогический отряд секреты вожатского мастерства iconОтряд альпинистов СССР спасательный отряд альпинистов СССР
В книге представлены официальные списки членов горно-спасательной службы ссср, бережно сохранённые Ю. И. Пустоваловым инструктором...

Областной педагогический отряд секреты вожатского мастерства iconРабочая программа элективного курса по литературе «Сочинение: законы...
Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной...

Областной педагогический отряд секреты вожатского мастерства iconТом Шрайтер Большой Эл раскрывает секреты оглавление дистрибьютор...
Бэрсс. 541 Большой Эл раскрывает свои секреты. /Подготовлено к печати Цветов И. М. М. 1999. 48 с.(Библиотека начинающего предпринимателя...

Областной педагогический отряд секреты вожатского мастерства iconДолгое время в России существовали лишь профессиональные династии...
Как же устроено наследование бизнеса в России? Что надо предпринять для того, чтобы оставить своим наследникам не только квартиру,...

Областной педагогический отряд секреты вожатского мастерства iconО конкурсе профессионального мастерства
Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель большегрузного...

Областной педагогический отряд секреты вожатского мастерства iconКонкурс профессионального мастерства в номинации «Лучший сварщик»
Информация к условиям проведения Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» на уровне

Областной педагогический отряд секреты вожатского мастерства iconРобер Амбелен «Драмы и секреты истории. 1306 1643»»
«Робер Амбелен «Драмы и секреты истории. 1306 – 1643»»: Издательская группа «Прогресс»; «Прогресс Академия»; Москва; 1992

Областной педагогический отряд секреты вожатского мастерства iconПоложение о республиканском фестивале – конкурсе педагогического мастерства
Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения республиканского заочного фестиваля-конкурса педагогического мастерства...

Областной педагогический отряд секреты вожатского мастерства iconПоложение областного конкурса исполнительского мастерства преподавателей «грани мастерства»
Номинации: фортепиано, народные инструменты, оркестровые инструменты (струнные, духовые, ударные), камерный ансамбль, вокал, джаз,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск