Организация учебного процесса Условия комплектования классов


Скачать 164.61 Kb.
НазваниеОрганизация учебного процесса Условия комплектования классов
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
Приложение 2

Организация учебного процесса

1.Условия комплектования классов.

    1. Порядок приема учащихся.


Прием учащихся в ГОУ школу № 688 происходит согласно ст. 16 Законом РФ «Об образовании» и на основании Устава ГОУ, Распоряжения Комитета по Образованию от 26.03.2001 №23-р (Приложение №1), локального акта согласованного с учредителем «Положения об организации приема, перевода и отчисления детей в ГОУ», Приказов Отдела Образования «О зачислении учащихся ГОУ №688 по медицинским показаниям».

Количество учащихся в Образовательном учреждении зависит от числа поданных гражданами заявлений на основании заключений медицинский комиссий лечебно-профилактических учреждений об обучении на дому, условий и квот, определяемых в лицензии, а также условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм.
    1. Особенности контингента учащихся.


Система организации учебно-воспитательного процесса в школе, в том числе образовательная программа, адресована следующим категориям учащихся:

  1. Больным и ослабленным детям и подросткам с сохранным интеллектом, которые не в состоянии регулярно посещать массовую школу, по нескольким основным обстоятельствам: конкретное соматическое заболевание, отклонения в психическом развитии (в том числе инвалиды детства по психиатрии), неоднородность психофизического развития, значительные трудности адаптации к условиям массовой школы, находящимся на длительном лечении в стационарах и санаториях.

  2. Детям и подросткам с сохранным интеллектом с нормальным в целом состоянием психофизического здоровья, у которых, со временем обнаруживается некоторое замедление или отклонения социального созревания, которые проявляются в недостаточной коммуникабельности, затруднениях в контактах со сверстниками, неумении или устойчивом нежелании вписываться в обычную школьную жизнь.

  3. Детям и подросткам с сохранным интеллектом, имеющим длительные перерывы в учении, в связи с трудным социально – бытовом положении семей (в т.ч. мигрантов, военнослужащих).

Особенностью контингента учащихся школы является постоянное внешнее движение учащихся в течение всего учебного года на всех ступенях обучения (в среднем 24% учащихся прибывают ежегодно). Основная доля прибывших учащихся из других ОУ приходится на основную и среднюю ступень обучения (как правило, 7 – 11 классы)

Учащиеся прибывают в течение всего учебного года, с разным уровнем обученности и обучавшиеся по различным образовательным программам. С данной категорией учащихся предусмотрена определенная работа, описанная далее.

Образовательное учреждение осуществляет прием учащихся со всего района, однако ГОУ предлагает родителям учащихся, проживающим с детьми в отдаленных от школы микрорайонах при невозможности обучения на базе школы перевести ребенка на надомное обучение в школу по микрорайону, т.к. организация выезда учителей к ребенку на дом или ребенка в школу сопряжена с транспортными, финансовыми и временными затратами. В таких случаях окончательный выбор ОУ остается за родителями.

При приеме учащегося ГОУ заключает Договор с родителями об организации индивидуального надомного обучения.
    1. Причины выбытия учащихся.


1. Окончание среднего (полного) общего образования.

2. Окончание основного общего образования.

3. Улучшение состояния здоровья.

4. Коррекция поведения.

5. Окончание действия медицинской справки лечебно-профилактических учреждений об обучении на дому и дальнейший отказ от ее продления по ряду причин.
    1. Особенности комплектования классов.


Особых принципов комплектования 1-х, 5-х, 10-х классов в ГОУ не предусмотрено, в связи со спецификой контингента учащихся. Однако существуют особенности комплектования классов в соответствии с Уставом, локальными актами (договором с родителями, заявлением родителей, приказы по школе, расписанием), не противоречащие федеральным и региональным нормативным документам:

  1. С 1 по 5 класс учащиеся учатся только индивидуально (один ребенок – один класс).

  2. С 6 класса по желанию родителей некоторые учащиеся учатся не индивидуально, а по два человека в классе с учетом психологической совместимости и уровня обученности.

Объединение учащихся в пары является важным моментом функционирования школы индивидуального надомного обучения. С одной стороны, объединение в пары является этапом социализации учащихся, не нарушая их права на индивидуальное обучение (в отличие от классов малой комплектации (3 – 5 человек) при преподавании учебных предметов инвариантной части Учебного плана), с другой стороны, высвобожденные учебные часы позволяют вносить изменения в инвариантную часть Учебного плана (увеличение количества учебных часов), ввести вариативную часть Учебного плана и уроки по Предметной коррекции, не требуя дополнительных финансовых затрат сверх предусмотренных федеральными нормативными документами затрат на обучение одного учащегося на дому.

  1. Для изучения инвариативной части учебного плана скомплектованы классы - группы по 3 - 6 человек с 1 по 11 классы в специально выделенный день. Групповые занятия могут посещать все учащиеся, по выбору учащихся и родителей, с учетом психофизического состояния.
    1. Принципы комплектования предпрофильных классов.


На основании распоряжения Комитета образования Санкт-Петербурга № 93-р от 10.03.05 г. «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга» и, учитывая социальный заказ, с 01.09.05г. в 9-х классах проводится «Предпрофильная подготовка: элективные курсы» (1 час в неделю). По нормативному учебному плану для индивидуального обучения на дому (основание: Письмо Министерства образования №17-253-6 от 14.11.1988 «Об индивидуальном обучении больных детей») устанавливается максимально допустимая нагрузка для учащихся 9-го класса – 11 недельных часов. Поэтому увеличение учебной нагрузки по предметам на один или более часов по учебному плану школы индивидуально – надомного обучения согласовывается с родителями при заключении договора.

Предпрофильная подготовка включает в себя:

  1. Информационную работу и профильную ориентацию «Мой профессиональный выбор» (12 часов).

  2. Элективный курс «Музейное дело» (11 часов)

  3. Элективный курс «Введение в делопроизводство» (12 часов)

Учащиеся разделены на группы по 6-8 человек в зависимости от состояния здоровья и по согласованию с родителями.

Учитывая специфику образовательного учреждения, учащиеся 9-го класса на любом отрезке учебного времени могут прервать посещение или приступить к занятиям по данному курсу по состоянию здоровья и согласованию с родителями. Исходя из специфики обучения в школе №688, не представляется возможным организовать предпрофильную подготовку в полном объеме, поэтому с 2005/2006 учебного года для учащихся 9-х классов была введена вышеуказанная система предпрофильного обучения. Анализ обучения на элективных курсах за предыдущие годы (по анкетированию учащихся и их родителей) показал готовность учащихся продолжать предпрофильную подготовку.
  1. Учебный план


Статья об Учебном плане была опубликована ранее. См. ссылку: http://festival.1september.ru/articles/520900/
  1. Учебные программы.

    1. Реализация учебных программ в условиях школы индивидуального надомного обучения.


ГОУ школа № 688 реализует базовую общеобразовательную программу. Уровень используемых учебных программ соответствует данному виду образовательной программы. Перечень названия используемых программ соответствует наименованию учебных предметов Учебного плана. К учебным программам составляются индивидуальные календарно – тематические планирования, которые обсуждаются на методических объединениях, утверждаются директором, при необходимости согласуются с методистами НМЦ и АППО. В программах для общеобразовательных школ рекомендованных Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ заложен принцип преемственности в изучении учебных предметов, как по вертикали, так и по горизонтали, что находит отражение в индивидуальных календарно – тематических планированиях учителей предметников. В пояснительной записке к скорректированному календарно – тематическому планированию отражаются способы достижения учащимися соответствующего уровня образованности, за счет следующих форм деятельности: индивидуализации, репродуктивных форм (создающих условия для перехода к самостоятельной деятельности), организации самостоятельной деятельности, активного использования опорных конспектов, схем; использования на уроках средств информатизации; обучающего контроля (устного, письменного, компьютерного, тестового); самоконтроля и т.п.
    1. Календарно-тематическое планирование


Пример календарно-тематического планирования по геометрии 11 класса,

разработанного учителями математики ГОУ школы № 688:




Из пояснительной записки: « …Учебный план ГОУ школы № 688 предусматривает 3 ч в неделю изучения математики (2 ч алгебры и 1 ч геометрии) вместо 5 ч в массовой общеобразовательной школе по базовой программе. Содержание изучаемого материала соответствует содержанию базовой общеобразовательной программе по математике. Усвоение материала учащимися достигается за счет тщательного подбора форм, методов, приемов и способов обучения…

…Особенности методики преподавания математики:

  1. Программный материал разделен на опорные и проходные темы.

  2. Поблочные смысловые разбивки темы.

  3. Использование авторских опорных таблиц, справочников, конспектов.

  4. Скорректированная учебная программа разработана с учетом учебного плана, издана отдельным пособием, используется учителями других ОУ Приморского района.

  5. Многократное проговаривание опорного конспекта, особенно на уроках геометрии в 7 – 11-х классов.

  6. Использование игровой деятельности, особенно при обучении учащихся 5 – 7-х классов.

  7. Система зачетов по геометрии в 10 – 11-х классах – система поэлементного учета ЗУН.

  8. Использование ИКТ на уроках, разработка собственных уроков с использованием ИКТ.

  9. Разработка учителями школы методики подготовки учащихся к ЕГЭ.

  10. Вовлечение учащихся в конкурсные мероприятия школьного, районного и городского уровня (Городской ученический конкурс «Золотая пчела», Международная математическая игра «Кенгуру», школьные олимпиады и игры).

  11. Ежегодное проведение предметной декады с целью выведения учащихся за рамки учебника, расширения их кругозора, повышения интереса к предмету, популяризации предметной области «математика».


  1. Элементы системы учебно-воспитательной работы, направленные на повышение эффективности получения минимального образовательного стандарта.

    1. Положение о «Предметной коррекции» ГОУ школы № 688 индивидуального надомного обучения.


1. Актуальность.

Особенностью контингента учащихся школы является постоянное движение учащихся в течение всего учебного года на всех ступенях обучения. Учащиеся прибывают в разное время учебного года, с разным уровнем обученности и обучавшиеся по различным образовательным программам.

Согласно учебному плану индивидуального надомного обучения количество выделенных часов на изучение основных предметов значительно меньше, чем в массовой общеобразовательной школе. Прохождение программного материала в объеме, предусмотренном минимальным образовательным стандартом, осуществляется за счет составления индивидуальных календарно-тематических планирований по предметам и применения в учебном процессе педагогических технологий.

2. Цели.

  1. Своевременное выявление и квалификация трудностей в обучении.

  2. Определение комплекса мер (лечебных, профилактических, коррекционных, развивающих).

  3. Индивидуальная коррекция общего развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, подготовка к восприятию трудных тем учебной программы.

  4. Максимальная социально – психологическая адаптация.

3. Порядок организации.

  1. Выявление учащихся, нуждающихся в занятиях по предметной коррекции на разных этапах учебного процесса по мере выявления педагогом, психологом индивидуальных пробелов в развитии и обучении. В первую очередь к ним относятся учащиеся:

    • длительно и часто болеющие;

    • испытывающие трудности в обучении;

    • находящиеся на стационарном или санаторном лечении без обучения;

    • имеющие функциональную незрелость центральной нервной системы;

    • имеющие низкий уровень учебной мотивации и общую познавательную пассивность;

    • имеющие незрелость эмоционально – волевой сферы;

    • имеющие трудности социальной адаптации.

  2. Отбор оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с поставленными задачами. Содержание коррекционных занятий должно исключать формальный, механический подход, «натаскивание» в формирование отдельного навыка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

  3. Проводятся коррекционные индивидуальные или групповые занятия общеразвивающей и предметной направленности. Комплектация групп не более 6 человек. Продолжительность занятий 20 - 40 минут.

  4. Динамическое наблюдение за продвижением учащегося.

4. Порядок оформления документов.

  1. В Учебном плане ГОУ предусмотрены индивидуальные и групповые коррекционные занятия по коррекции общего развития и по предметам учебного плана с 1 по 11 класс по мере необходимости по согласованию с родителями.

  2. Индивидуальное расписание коррекционных занятий.

  3. Календарно-тематическое или поурочное планирование.

  4. Оформление тем коррекционных занятий в классном журнале.
    1. Отработка пропущенных уроков.


Данный вид деятельности обусловлен необходимостью предоставления непрерывного системного полноценного образования учащимся, имеющим по состоянию здоровья регулярные пропуски учебных занятий разного характера: длительные пропуски, в связи с пребыванием на стационаре, санаторно-курортном лечении либо короткие, но систематические пропуски, в связи с резким кратковременным ухудшением состояния здоровья.

Отработка пропущенных уроков производится при возвращении учащегося после лечения или при нормализации его самочувствия, по согласованию с родителями вне сетки расписания.

Отработка пропущенных уроков документально оформляется в Классном журнале согласно Инструкции по ведению Классного журнала.
    1. Технология: «Листы прохождения программного материала»


Введение данной технологии обусловлено наличием у конкретного учащегося значительных пробелов в ЗУН, не позволяющих дальнейшее усвоение минимального образовательного стандарта и влекущее за собой промежуточные задолженности по предмету/предметам по итогам триместра, полугодия.

Процедура функционирования «Лита прохождения программного материала» регламентирована пунктом 3.2. локального документа школы «Положения о ликвидации промежуточной задолженности».

ПОЛОЖЕНИЕ

О ликвидации промежуточной задолженностей за триместр, полугодие.

Данное положение регламентирует правила ликвидации промежуточной задолженности. Положение не противоречит Закону РФ «Об образовании», Уставу ГОУ школы №688 .

1. Обоснование установления порядка и срока ликвидации промежуточной задолженности: учащиеся, длительно имеющие неликвидированную промежуточную неудовлетворительную аттестацию по предмету, не могут качественно, в соответствии с минимальным образовательным стандартом продолжать изучение данного предмета.

2. Сроки и критерии ликвидации промежуточной задолженности по предмету (предметам).

2. 1.Сроки ликвидации задолженностей за триместры в начальной и основной школе:

2.1.1. Ликвидация задолженности за I триместр производится до 29 декабря.

2.1.2. Ликвидация задолженности за II триместр производится до 1 апреля.

2.1.3. Ликвидация задолженности за III триместр производится до 5 июня.

2.2. Сроки ликвидации промежуточной задолженности по предмету (предметам) за полугодие в средней (полной) школе:

2.2.1. Ликвидация задолженности за I полугодие производится до 15 февраля.

2.2.2. Ликвидация задолженности за II полугодие производится до 5 июня.

2.3. Продление сроков ликвидации текущих задолженностей возможно в индивидуальном порядке, в случае болезни учащегося, пребывании в лечебно – профилактических и реабилитационных учреждениях.

2.4. В случае если задолженность не ликвидирована в установленные сроки, неудовлетворительная отметка за триместр, полугодие считается окончательной.

2.5. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с результатами промежуточной аттестации, а также с оценкой знаний по предмету за триместр, полугодие или учебный год, обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной Педагогическим Советом Образовательного учреждения до 5 июня текущего года. Сообщить о своем несогласии родители должны в срок до 25 мая.

2.6. При несогласии обучающегося, его родителей (законных представителей) с результатами повторной аттестации (пересдачи экзамена комиссии) обучающемуся, его родителям (законным представителям) предоставляется право обратиться в апелляционную комиссию органа управления образованием администрации Приморского района Санкт-Петербурга.

2.7.Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно.

Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года с 30 мая по 30 августа, Образовательное учреждение обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

2.8. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательную программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету до 30 августа, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, продолжают получать образование в иных формах или переводятся в другой тип учреждения на основании решения медицинской комиссии.

Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательные программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум или более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

3. Порядок и формы организации ликвидации промежуточной задолженности.

3.1. На совещании при директоре назначается дата проведения Малого Педагогического совета с участием учащегося и его родителей, в начальной школе только с участием родителей.

3.2. На Малом Педагогическом Совете учащийся и его родители

  • Знакомятся с нормативными документами, определяющими порядок и сроки ликвидации промежуточной задолженности

- Закон РФ «Об Образовании»

- Устав ГОУ школы №688

- Настоящее положение.

  • Знакомятся с предложенными возможными формами ликвидации промежуточной задолженности с учетом ступени обучения:

- Зачет

- Тест

- Реферат

- Устные ответы по теме

- Письменные ответы по теме

- Контрольная работа

- Выполнение практических заданий

- Собеседование

- Пересказ по заданной теме

  • Знакомятся и получают «Лист прохождения программного материала», в котором указываются предметы, темы, формы и сроки (дата, время) ликвидации промежуточной задолженности (рис.1).

3.3. Ответственность за ликвидацию промежуточной задолженности несут родители учащегося (На основании Закона РФ «Об Образовании» статья 52, п.2, п.5).

3.4. Контроль за своевременностью ликвидации промежуточной задолженности осуществляет классный руководитель учащегося и зам. директора по УВР.

3.5. В случае неявки учащегося без уважительной причины в установленные и согласованные с родителями сроки сдачи программного материала, неудовлетворительная отметка за триместр, полугодие считается окончательной.

Рис. 1. Пример заполнения Листа прохождения программного материала.

  1. Расписание учебных занятий


Специфика контингента, наличие нескольких форм обучения (на дому, в школе, комбинированно; индивидуально, в паре с другим учащимся, в малой группе) определяют особенности составления и функционирования расписания учебных занятий.
    1. Факторы, влияющие на составление расписания


К основным факторам, влияющим на составление и функционирование расписания, относятся:

  1. Родителя в конце учебного года обозначают проблемы, которые влияют на составление расписания:

  2. Форма обучения: на дому, в школе, комбинированно.

  3. Реализация инвариантной и вариативной части Учебного плана: индивидуальные и групповые занятия.

  4. Наличие занятий по предметной коррекции.
    1. Особенности расписания


К основным особенностям расписания относятся:

1. Динамичный характер расписания: изменения в расписании у одного учащегося могут приводить к изменениям в общем расписании до 20%.

2. Наличие 3 видов расписания взаимосвязанных и дополняющих друг друга:

  • Индивидуальное расписание (рис.2)

  • Расписание групповых занятий (рис. 3)

  • Расписание занятий по Предметной коррекции (рис.4)


Рис. 2. Индивидуальное расписание



Рис. 3. Расписание групповых занятий


Рис. 4. Расписание занятий по Предметной коррекции


  1. Документальное оформление учебно-воспитательного процесса

    1. Особенности ведения Классного журнала.


Специфика построения учебно-воспитательного процесса в школе индивидуального надомного обучения определяет особенности ведения Классного журнала:

  1. Классный журнал заводится не на класс, а на конкретного учителя, таким образом, на первой странице Классного журнала отражена учебная нагрузка данного учителя, в том числе проведение занятий по Предметной коррекции.

  2. В Классном журнале в обязательном порядке отражается любые изменения связанные с посещением учащимся учебных занятий (прибытие, выбытие, пребывание на стационарном, санаторно-курортном лечении, отработки пропущенных занятий).

В школе индивидуального надомного обучения существует обязательная к исполнению инструкция по ведению Классного журнала. Основными целями соблюдения Инструкции являются:

    • контроля за получением учащимся минимального образовательного стандарта в полном объеме;

    • отслеживание учащихся, у которых могут быть пробелы в усвоении ЗУН;

    • контроль за выполнением учебной нагрузки каждого учителя.
    1. Журнал посещения учащихся.

Необходимость ведения Журнала посещений


Журнал посещений представляет собой документ ежедневного отслеживания посещаемости учащихся. Ведение данного журнала позволяет своевременно фиксировать отсутствие учащегося, опоздания на уроки.

Также ведение Журнала посещений позволяет анализировать во времени поведенческие тенденции учащихся или некоторые особенности семейного контроля или отношения к учебной деятельности, требующие коррекции. Как, например, систематические пропуски уроков по просьбе родителей по причинам, которые могли бы быть осуществлены в свободное от уроков время с учетом минимальной временной учебной загруженности детей (например, посещения стоматолога, курсы платного массажа, поездки в собес и т.п.)

Процедура заполнения Журнала посещений:

Журнал заполняется сотрудниками школы в следующих случаях:

  1. Родители звонят в школу и сообщают о причине и времени отсутствия учащегося в школе.

  2. Если учащийся на момент начала урока отсутствует педагог через 5 минут после начала урока, в ситуации проведения индивидуальной форме, либо после урока, в ситуации обучения в паре или малой группе, звонит родителям и выясняет причины опоздания или отсутствия учащегося.
    1. Журнал замещений и Журнал совмещений.


Ведение Журналов замещений и совмещений обуславливается производственной необходимостью в ситуациях отсутствия учителя по уважительным причинам (например, больничный лист).

Журнал замещений ведется традиционно, как и в других общеобразовательных учреждениях. Журнал совмещений является необходимой составной частью организации учебного процесса в школе индивидуального надомного обучения. Под совмещением подразумевается временное соединение двух классов, обучающихся в индивидуальном режиме или в паре.

Процедура заполнения Журналов замещений и совмещений описана в локальном документе школы «Положении об организации замещений и совмещений уроков».

Похожие:

Организация учебного процесса Условия комплектования классов icon1 Общие сведения о специальности
Организация учебного процесса. Использование инновационных методов в образовательном процессе 12

Организация учебного процесса Условия комплектования классов iconДисциплины
Мое мнение такого: что производственная практика одна из наиважнейшей части подготовки студентов, из всего учебного процесса, она...

Организация учебного процесса Условия комплектования классов iconМетодическое управление Отдел методического сопровождения учебного процесса
Отчет о реализации решений Ученого совета гу-вшэ по развитию системы тестирования для оценки результатов обучения и контроля образовательного...

Организация учебного процесса Условия комплектования классов iconПамятка студенту-заочнику по организации учебного процесса
«Об образовании», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального...

Организация учебного процесса Условия комплектования классов iconПамятка студенту-заочнику по организации учебного процесса
«Об образовании», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального...

Организация учебного процесса Условия комплектования классов iconОсновная образовательная программа основного и среднего общего образования
Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы

Организация учебного процесса Условия комплектования классов iconПоложение об организации учебного процесса на очном отделении Общие положения
Настоящее положение определяет организацию учебного процесса по очной форме обучения в Государственном профессиональном образовательном...

Организация учебного процесса Условия комплектования классов iconОб организации учебного процесса на заочном отделении
Настоящее Положение разработано для студентов, обучающихся на заочном отделении гапоу «Приморский краевой колледж культуры». В нём...

Организация учебного процесса Условия комплектования классов iconМетодические рекомендации ведения журнала Ведение классного журнала...
Реализация профильного обучения предполагает поточно-групповую организацию учебного процесса. Поэтому на старшей ступени обучения...

Организация учебного процесса Условия комплектования классов iconОрганизация учебного процесса с использованием моок
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск