Инструкция Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ СССР №354/7, Минавтотранса рсфср №10/998 от 30. 11. 83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом»


Скачать 122.81 Kb.
НазваниеИнструкция Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ СССР №354/7, Минавтотранса рсфср №10/998 от 30. 11. 83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом»
ТипИнструкция
filling-form.ru > Договоры > Инструкция

Трудности бухгалтерского учета

Трудности бухгалтерского учета


Сегодня в разделе:
Документооборот Путевые листы

Методология бухгалтерского учета

Подарки к Новому году

Путевые листы

Одной из вечных тем, волнующих бухгалтеров, является путевой лист транспортного средства. В сегодняшней статье мы в очередной раз поговорим об этом документе и приведем пример заполнения одной из форм путевых листов.

Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

  2. Постановление Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»;

  3. Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом».


Форма путевого листа

Формы путевых листов установлены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее - Постановление № 78).

До недавнего времени эти формы были обязательны для всех юридических лиц независимо от их формы собственности. На это неоднократно указывали статистическое ведомство и Минфин. Так, Росстат в своем Письме от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257 разъяснил, что форма путевого листа легкового автомобиля, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 по согласованию с Минфином России, Минэкономики России, Минтрансом России в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер.

Об этом также писал Минфин в своем Письме от 15 июля 2005 г № 03-03-04/1/75. В нем Минфин на вопрос организации ответил, что «учитывая, что унифицированная форма путевого листа утверждена Постановлением № 78, организация не вправе самостоятельно разработать и утвердить форму данного первичного учетного документа».

В настоящее время мнение Минфина о путевых листах кардинально изменилось. В Письмах от 20.09.05 № 03-03-04/1/214 и от 01.08.05 № 03-03-04/1/117 говорится, что установленные Постановлением № 78 формы, служащие основанием для начисления заработной платы водителю и для учета работы автомобиля, обязательны только для автотранспортных организаций. Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа, в которой должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Мы же считаем, что унифицированные формы, установленные Постановлением № 78, должны применять все без исключения организации, так как в альбоме унифицированных форм нет указаний, что они применяются только транспортными организациями.

Поэтому в случае, если по каким-то причинам организация не хочет применять унифицированные формы путевых листов, прежде чем самостоятельно разработать свою форму, мы рекомендовали бы сделать запрос в Минфин. Только после получения положительного ответа стоит создавать свою форму. При этом составить ее нужно с учетом требований об обязательных реквизитах первичных учетных документов и не забыть закрепить в учетной политике.
Требования к путевым листам

При самостоятельной разработке формы необходимо учесть, что этот документ должен предоставить всю необходимую информацию, на основании которой организация сможет рассчитать расход бензина, рабочее время водителя и, соответственно, его заработную плату. Для этого, кроме обязательных реквизитов, в путевых листах должны быть указаны фамилия, имя, отчество водителя, реквизиты его удостоверения, регистрационный номер автотранспорта, а также расчетные данные, а именно:

  • остаток бензина на начало и на конец дня (смены), сколько выдано;

  • дневной пробег;

  • норма расхода бензина, перерасход или экономия;

  • время убытия и прибытия автотранспорта;

  • пункты назначения автотранспорта.

Важная составная часть путевого листа - подписи водителя, руководителя предприятия, заправщика, выдавшего бензин, механика, ответственного за исправное состояние автотранспорта и т.д. Список этих лиц также должен быть определен организацией.

Путевые листы составляются ежедневно только на один день или на одну смену. Новый путевой лист выдается при условии, что водитель сдал путевой лист за предыдущий день работы. Выданные путевые листы регистрируются в журнале регистрации и выдаются водителям под роспись.

Путевые листы нужно составлять на все транспортные средства, независимо от того, собственный это автомобиль или арендованный, купленный или полученный безвозмездно.

Часто у фирм, которые пользуются услугами транспортных компаний, возникает вопрос: кто должен оформить путевой лист, заказчик или транспортная организация?

Путевой лист предназначен для списания бензина и расчета заработной платы водителя. В рассматриваемой ситуации учет бензина ведет транспортная фирма, и водитель, которому рассчитывают заработную плату, является ее работником, и, наконец, транспортное средство, на которое составляется путевой лист, тоже принадлежит транспортной организации. А заказчику путевой лист не нужен.

Оформляя путевой лист, необходимо учесть, что он составляется только лицами, уполномоченными на это, например, сведения о движении горючего вносит заправщик, задание водителя вписывает диспетчер. Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка изготовления, учета, заполнения и обработки путевого листа для грузового автомобиля, утвержденного Инструкцией Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом», участие водителя в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля.

Заполняя путевой лист, нужно избегать таких формулировок, как «поездки по городу», «в соответствии с приложенными ТТН», поскольку на практике налоговики не принимают затраты на бензин, учтенные на основании путевых листов, в которых не указаны все пункты назначения.

Кроме того, путевой лист в обязательном порядке должен быть заверен печатью и штампом организации.

После выполнения транспортной организацией работ заказчик получает только отрывной талон путевого листа, на основании которого транспортная организация выставляет счет.

Оказывающая транспортные услуги фирма должна заполнять форму № 4-с или № 4-п. Согласно Постановлению № 78 они являются основным документом первичного учета, определяющим вместе с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Выбор одного из этих документов зависит от того, как по условиям договора оплачивается работа автомобиля - в зависимости от выполненной работы или в зависимости от отработанных часов.

Форма № 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам.

Форма № 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Путевой лист остается у организации - владельца автотранспорта, в нем повторяются записи о времени работы автомобиля у заказчика, служащие основанием для учета работы автомобиля в течение рабочего дня.

Если транспортная организация перевозит товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих товарно-транспортных документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.

Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации - владельца автотранспорта и заказчики.

Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.

Путевые листы хранятся в организации вместе с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.
Заполнение формы № 4-п

Перед тем как выдать путевой лист водителю, диспетчер заполняет следующие строки:

- дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в диспетчерском журнале;

- в строке «Режим работы» записывается код или наименование режима работы (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, в день субботника, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю;

  • в строке «Колонна, бригада» указываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель. В случае их отсутствия в эти строках нужно поставить прочерки;

  • в строке «Автомобиль» записываются марка, государственный номер и тип автомобиля, а также его гаражный номер;

  • в строке «Лицензионная карточка» ставится прочерк, так как в настоящее время транспортировка грузов автомобильным транспортом не подлежит обязательному лицензированию;

  • в строку «Водитель» вписываются фамилия, инициалы, номер служебного удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу;

  • в строке «Табельный номер» записывается номер, присвоенный водителю в автопредприятии;

  • в строках «Прицепы» указываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки. В случае их отсутствия ставятся прочерки;

  • в строку «Сопровождающие лица» вписываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.);

  • в разделе «Задание водителю» указывается организация-заказчик, планируемое время прибытия автомобиля к заказчику и убытия от него, количество часов, в течение которого автомобиль находится в распоряжении заказчика, а также количество заказанных ездок.

После этого в строке «Водительское удостоверение проверил, задание выдал, выдать горючего» прописью указывается количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего с предыдущего дня работы.

Далее записи в путевом листе производит заправщик. Он в разделе «Движение горючего» указывает марку, код используемого бензина и количество выданного бензина. В случае если бензин выдается по талонам, в соответствующей графе нужно указать количество бензина, указанное на талоне.

Для отслеживания движения выданных и использованных талонов рекомендуется выданные талоны регистрировать в специальном журнале и выдавать их водителям под роспись.

На лицевой стороне врач или другой медицинский работник при осуществлении предрейсового медицинского осмотра подписью удостоверяет состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.

Приемка-сдача автомобиля на начало дня (смены) заверяется подписями водителя и механика. Последний также должен расписаться в строке «Автомобиль технически исправен».

При выезде автомобиля механик записывает количество бензина, находящегося в баках автомобиля, в графе, где указывается остаток бензина при выезде, раздела «Движение горючего».

Раздел выполнения задания оформляется заказчиком, где он указывает:

  • время прибытия и убытия автомобиля;

  • показания спидометра при прибытии и убытии;

  • маршрут движения по всем пунктам назначения;

  • количество ездок;

  • номера и количество ТТД, если транспортируется груз;

  • штамп заказчика.

Заказчик также заполняет обратную сторону талона. На нем он указывает марку и государственный номерной знак автомобиля, время прибытия и убытия автомобиля, показания спидометра во время его прибытия и убытия, количество и номера ТТД, наличие и отсутствие экспедитора.

В разделе «Простои на линии» работник службы техпомощи или уполномоченное на то лицо в соответствующих графах записывает причину простоя, дату и время его начала и окончания и удостоверяет эти записи своей подписью.

В строках «Особые отметки» на лицевой стороне записываются сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки органов Госавтоинспекции, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, различных дорожных служб и т.п.).

При возвращении автомобиля в гараж путевой лист заполняется следующим образом.

В первую очередь, механик в разделе «Работа водителя и автомобиля» фиксирует фактическое время возвращения автомобиля и показания спидометра. В разделе «Движение горючего» он указывает остаток бензина при возвращении и расписывается под ним. В случае если водитель сдал бензин, его количество указывается заправщиком в этом же разделе.

В строке «Сдал» водитель подписью удостоверяет сдачу автомобиля механику в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик в строке «Принял» подписью удостоверяет прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.

После сдачи автомобиля диспетчер заполняет следующие строки:

  • в графе «Нулевой пробег» по таблице расстояний записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража;

  • в графе «Коэффициент изменения нормы» записывает один общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода горючего, связанного с работой автомобиля по повышенной норме расхода;

  • в графах «Время работы спецоборудования» и «Время работы двигателя» на основании соответствующих записей в приложенных к путевому листу ТТН записывает соответственно время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (работа двигателя, вращающего погрузочно-разгрузочные механизмы, и т.п.). Эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода горючего. Правильность заполнения данных реквизитов диспетчер заверяет подписью под соответствующими графами.

После этого путевой лист заполняется таксировщиком или работником бухгалтерии транспортной организации.

Таксировщик на основании указанных заказчиком данных заполняет раздел, в котором указывается фактический результат выполненных работ. Отметим, что в путевом листе есть два таких раздела, совершенно одинаковых. Один из них находится на лицевой стороне отрывного талона и потом будет передан заказчику. Второй - на оборотной стороне путевого листа.

В этом разделе указывается фактическое время работы автомобиля, тариф оплаты за один час работы автомобиля и сумма к оплате. Кроме того, нужно указывать количество ездок, пробег автомобиля как с грузом, так и без груза, перепробег, наличие или отсутствие экспедитора и общую сумму к уплате. На основании данных этого раздела транспортная организация выставляет счет своему заказчику.

Раздел, где отражается таксировка, также заполняется таксировщиком или работником бухгалтерии транспортной организации. Здесь производится расчет бензина по норме, исходя из применяемых организацией норм и коэффициента изменения нормы.

В случае если заработная плата водителя повременная, производится также расчет заработной платы водителя, исходя из фактически отработанного времени. Если же ему заработная плата выдается согласно окладу, то расчет заработной платы рассчитывается исходя из времени, установленного по графику.
Пример:

ООО «ХХХ» занимается транспортными перевозками на автомобилях марки ГАЗ 3221. Заработная плата водителей компании - повременная.

Для учета расходов на топливо компания применяет установленные Минтрансом нормы, согласно которым расход топлива для этой марки автомобилей составляет 18,8 л бензина на 100 км.

7 ноября 2005 г. водитель выполнял заказ ООО «YYY», после которого пройденный километраж автомобиля составил 220 км. Фактически было израсходовано 42 л бензина.

ООО «YYY» находится в 30 км от ООО «ХХХ». Расстояние от заказчика до пункта назначения составляет 120 км. А расстояние от пункта назначения до ООО «ХХХ» составляет 70 км.

До заказчика и обратно водитель проехал за 2 часа, кроме того, 1 час предусмотрен для обеденного перерыва водителя.
Заполненный образец путевого листа для грузового автомобиля по форме № 4-п приведен в приложении к рубрике.





Консалтинговая компания «Верген Групп» т./ф. (095) 105 5293

Похожие:

Инструкция Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ СССР №354/7, Минавтотранса рсфср №10/998 от 30. 11. 83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» iconУтверждены Постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 г. N 84...
Цнииомтп госстроя ссср, Сводного отдела капитальных вложений Госплана ссср, Технического управления Стройбанка ссср, Планово-экономического...

Инструкция Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ СССР №354/7, Минавтотранса рсфср №10/998 от 30. 11. 83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» iconИнструкция о порядке расчетов за перевозки грузовым автотранспортом (приложение 3;7)
Ссср по заказам министерств, ведомств и других организаций в количествах, удовлетворяющих потребность в них. Бланки товарно транспортных...

Инструкция Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ СССР №354/7, Минавтотранса рсфср №10/998 от 30. 11. 83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» iconОснования и фундаменты
Ссср, Трансвзрывпрома, Союздорнии Минтрансстроя ссср, Союзгипроводхода и Мосгипроводхоза Минводхоза ссср, ниипромстроя и Красноярского...

Инструкция Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ СССР №354/7, Минавтотранса рсфср №10/998 от 30. 11. 83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» iconОснования и фундаменты
Ссср, Трансвзрывпрома, Союздорнии Минтрансстроя ссср, Союзгипроводхода и Мосгипроводхоза Минводхоза ссср, ниипромстроя и Красноярского...

Инструкция Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ СССР №354/7, Минавтотранса рсфср №10/998 от 30. 11. 83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» iconГосстрой СССР
Снип iii-18-75 «Металлические конструкции» разработана проектным институтом Промстальконструкция Минмонтажспецстроя СССР и цниипроектстальконструкция...

Инструкция Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ СССР №354/7, Минавтотранса рсфср №10/998 от 30. 11. 83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» iconМинистерство труда и социальных вопросов СССР постановление
Ссср, Министерства общего машиностроения ссср, Министерства нефтяной и газовой промышленности ссср, Министерства угольной промышленности...

Инструкция Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ СССР №354/7, Минавтотранса рсфср №10/998 от 30. 11. 83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» iconНесущие и ограждающие конструкции
Госстроя ссср; Горьковского инженерно-строительного института им. Чкалова Государственного комитета СССР по народному образованию;...

Инструкция Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ СССР №354/7, Минавтотранса рсфср №10/998 от 30. 11. 83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» iconНесущие и ограждающие конструкции
Госстроя ссср; Горьковского инженерно-строительного института им. Чкалова Государственного комитета СССР по народному образованию;...

Инструкция Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ СССР №354/7, Минавтотранса рсфср №10/998 от 30. 11. 83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» iconНесущие и ограждающие конструкции
Госстроя ссср; Горьковского инженерно-строительного института им. Чкалова Государственного комитета СССР по народному образованию;...

Инструкция Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ СССР №354/7, Минавтотранса рсфср №10/998 от 30. 11. 83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» iconИнструкция о порядке составления, подготовки к изданию и издания географических
Центрального Комитета кпсс и Совета Министров СССР от 6 ноября 1987 г. №1259-306, Положения о Главном управлении геодезии и картографии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск