Филиал в г. Н. Новгород
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра экономики и менеджмента
Программа производственной практики
(методические указания для студентов)
Направление подготовки
38.03.02 «Менеджмент» Квалификация (степень) выпускника
«Бакалавр»
Н.Новгород, 2014 1. Цели производственной практики
Целями производственной практики являются:
- закрепление теоретических знаний по циклу управленческих и общепрофессиональных экономических дисциплин;
- овладение практическими навыками менеджера в различных областях профессиональной деятельности. 2. Задачи производственной практики
В ходе прохождения практики обучающийся должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
а) организационно-управленческая деятельность:
Участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.);
Участие в разработке и реализации мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
Планирование деятельности организации и подразделений;
Разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);
б) информационно-аналитическая деятельность
Сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
Создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
Оценка эффективности проектов;
Подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
Оценка эффективности управленческих решений.
в) предпринимательская деятельность
Разработка бизнес-планов создания нового бизнеса.
3. Формы проведения производственной практики
Учебным планом предусмотрена заводская форма проведения производственной практики.
Руководство практикой осуществляется:
- руководителем практики от кафедры;
- руководителем практики от предприятия (организации).
В обязанности руководителя практики от кафедры входит:
Подготовка необходимой документации по направлению студентов на практику;
Проведение организационного собрания студентов перед началом практики, включающего выдачу и пояснение методических материалов по практике;
Еженедельные консультации в период практик для студентов-практикантов с целью решения текущих вопросов и контроля результатов практики;
Организация своевременной проверки и защиты отчетов по практике.
В обязанности руководителя практики от предприятия (организации) входит:
Оказание помощи студентам-практикантам в их адаптации на предприятии (в организации);
Знакомство студентов-практикантов с правилами внутреннего трудового распорядка, действующими на предприятии (в организации), и требованиями, предъявляемыми к специалисту;
Помощь студентам-практикантам в сборе материала в соответствии с содержанием программы практики;
Контроль за соблюдением студентами-практикантами трудовой дисциплины.
По окончании практики руководитель от организации проверяет отчет и дает письменный отзыв-характеристику с оценкой (по четырехбалльной системе) его содержания и качества практической работы студента.
При прохождении практики студент обязан:
Полностью, качественно и в установленные сроки выполнять работы, предусмотренные программой практики и индивидуальными заданиями;
Подчиняться действующим на предприятии (в организации) правилам внутреннего распорядка, положениям о структурных подразделениях и должностным инструкциям;
Изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
Регулярно информировать руководителя практики от кафедры о проделанной работе;
Предоставить на кафедру Отчет о практике, оформленный с учетом требований настоящих методических указаний; заполненные, подписанные и заверенные печатью предприятия (организации) Договор на прохождение практики, Отзыв-характеристику руководителя практики от предприятия (организации), Дневник о прохождении практики;
Защитить отчет в установленные кафедрой сроки.
4. Место проведения производственной практики
Выбор предприятия – базы практики осуществляется студентом самостоятельно, по согласованию с руководителем практики от кафедры и с оформлением всех необходимых документов.
Объектами прохождения практики могут выступать: организационно-обособленные подразделения государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, а также научно-производственные объединения и органы государственного управления. При этом предприятия, выбранные в качестве баз практики, должны удовлетворять следующим требованиям:
- иметь достаточно высокий уровень экономических показателей, а также обладать эффективной системой организации и управления;
- иметь возможность назначать в качестве руководителя практики от предприятия специалиста, обладающего соответствующей профессиональной и педагогической подготовкой для работы со студентами-практикантами;
- обеспечивать возможность комплексного ознакомления студентов-практикантов со всем перечнем вопросов по программе практики.
Производственная практика студентов должна проходить в одном из подразделений предприятия, выполняющего экономические, плановые, организационные или управленческие функции, или их комплекс.
Прохождение практик студентами регламентируется договором (в соответствии со ст.11, п.9. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), заключенным между предприятием-базой практики и ЧОУ ВО «МУ им. С.Ю. Витте», филиал в г. Н. Новгород,. 5. Структура и содержание производственной практики
Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единиц 216 часов.
Разделы (этапы) практики
| Виды производственной работы на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
| И*
| ПЗ**
| СР***
| Подготовительный этап
(организация практики, вводный инструктаж на предприятии, в т.ч. инструктаж по технике безопасности);
Производственный этап
(выполнение производственных заданий в зависимости от места прохождения практики);
Аналитико-исследовательский этап
(сбор, обработка, систематизация и анализ фактического и литературного материала в соответствии с программой практики);
Подготовка отчета по практике
(оформление и защита отчета о практике).
|
6
10
10
2
|
-
60
38
-
|
-
30
40
20
| Проверка качества выполнения задания в соответствии с программой практики
| Итого:
| 28
| 98
| 90
| Защита отчета
|
И* - инструктаж
ПЗ* - выполнение производственного задания
СР*** - самостоятельная работа 6. Программа производственной практики
Задание 1. Общая характеристика предприятия
Общая характеристика предприятия предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
основные этапы создания и развития предприятия – краткая историческая справка о предприятии;
миссия, цели и задачи деятельности предприятия;
организационно-правовая форма, форма собственности предприятия;
принадлежность по капиталу и контролю: национальная, иностранная, смешанная;
основные технико-экономические показатели работы предприятия за рассматриваемый период, их динамика (см. табл.1)
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели в 20…-20… годах
(в динамике за последние 3 года на момент прохождения практики)
Показатели
| 20…
| 20…
| 20…
| 20.., в % к 2012
| Численность работников, чел
|
|
|
|
| Основные фонды, тыс. руб.
|
|
|
|
| Оборотные средства, тыс.
|
|
|
|
| Объем производства (продаж), шт., тыс.руб.
|
|
|
|
| Рентабельность, %
|
|
|
|
|
производственная структура предприятия;
ассортимент выпускаемой продукции или услуг, их назначение (см. табл.2);
характеристика предприятия с точки зрения масштабов производства, уровня специализации;
внешнеэкономическая деятельность.
Таблица 2
Анализ основных видов продукции
(в динамике за последние 3 года на момент прохождения практики)
Вид продукции
| Объем выпускаемой продукции по каждому виду за год, шт.
| 20… (последний анализируемый год), в % к 20.. (первый анализируемый год)
| 20…
| 20…
| 20…
| Продукция А
|
|
|
|
| Продукция Б
|
|
|
|
|
Задание 2. Система управления предприятием
После изучения штатного расписания предприятия студент должен:
охарактеризовать существующую систему управления предприятием;
представить организационную структуру управления в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них (см. табл.3):
Таблица 3
Характеристика структурных подразделений
Наименование подразделения
| Цель
| Решаемые задачи
| Функции
| Количество
сотрудников
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, штабная, программно-целевая и т.д.), указать их достоинства и недостатки;
оценить методы, применяемые на предприятии, для совершенствования и развития организационных структур;
установить существующие информационные взаимосвязи должностного лица или структурного подразделения, как по горизонтали, так и по вертикали (привести примеры);
представить схему документопотока на предприятии (привести примеры);
привести перечень должностей внутри структурного подразделения и функции, закрепленные за ними (см. табл. 4);
дать анализ административной деятельности фирмы;
оценить рациональность использования рабочего времени;
Таблица 4
Распределение должностных обязанностей внутри структурного подразделения
Наименование должности
| Цель
| Решаемые задачи
| Функции
| Уровень
квалификации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| выделить факторы нерационального использования рабочего времени1;
указать причины, усугубляющие перегруженность менеджера2.
определить наличие корпоративного управления и оценить его эффективность;
сформулировать предложения по повышению эффективности системы управления организацией.
|