О. В. Коновалова Организация деятельности


НазваниеО. В. Коновалова Организация деятельности
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5



Министерство образования Пензенской области

ППМС центр Пензенской области






О.В.Коновалова
Организация деятельности

школьных служб примирения

в образовательных учреждениях

Пензенской области

Сборник материалов


Пенза

2013
Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области. Сборник материалов.

Утверждены на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пензенской области (Протокол № 1 от 26 марта 2013 года)


Составитель:

О.В. Коновалова, старший методист отдела профилактической работы с семьей и детьми в системе образования ППМС центра Пензенской области
Рецензент:

О.А. Бабкин, главный специалист-эксперт Правительства Пензенской области, ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пензенской области

Разработано в рамках реализации проекта «Развитие регионального института Уполномоченных по правам участников образовательного процесса через становление и развитие в регионе службы примирения»

Сборник составлен на основе авторских материалов, подготовленных специалистами, занимающимися созданием и продвижением в России социальной технологии «школьная служба примирения». Сборник содержит практические рекомендации по становлению и развитию школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области.

Данный сборник предназначен для Уполномоченных по правам участников образовательного процесса. Может заинтересовать специалистов системы образования Пензенской области, изучающих современные эффективные технологии, направленные на разрешение конфликтов в образовательном учреждении, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений среди участников образовательного процесса.


Введение

Образовательное учреждение — это не только учебный процесс, но и групповое взаимодей­ствие совершенно разных людей, объединенных в одном простран­стве и участвующих в различных видах деятельности. В ходе этого взаимодействия возникает большое число конфликтных ситуаций.

Проведение ежегодных мониторингов деятельности Уполномоченных позволяет сделать вывод о том, что именно конфликты между участниками образовательного процесса составляют значительную часть обращений к ним.

Системой образования Пензенской области для повышения эффективности работы Уполномоченных была выбрана технология примирения, которая реализуется через школьные службы примирения. Методическую составляющую деятельности служб примирения образуют принципы восстановительной медиации. В качестве важнейшего результата восстановительной медиации рассматриваются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

Значимость начатой системой образования Пензенской области работы подтверждается Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 -2017 годы, утвержденной 1 июня 2012 г. Указом Президента России. В VI главе этого важного документа записано следующее «В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается ... организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении».

Школьная медиация существует во многих странах мира: в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, США, Великобритании, Шотландии и Северной Ирландии, Италии, Румынии, Польше, Турции, Германии, Южной Африке, Украине, Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции и других. В некоторых странах (Киргизия, Белоруссия, Латвия) школьная медиация делает первые шаги.

В Российской Федерации на основе мирового опыта строится собственная модель школьной медиации. Работа в этом направлении в течение 10 лет ведется Центром «Судебно-правовой реформы» (г. Москва). За эти годы школьные службы примирения были созданы во многих регионах и городах России: Москве, Пермском крае, Волгограде, Великом Новгороде, Казани, Тюмени, Самаре и других.

Данный сборник материалов содержит информацию о подходах к организации службы примирения в образовательном учреждении, этапах её организации, процедуре использования метода восстановительной медиации в практике образовательного учреждения.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ В РЕГИОНЕ

ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
Для создания сети школьных служб примирения необходимо:

  • разработать и реализовать пилотный проект создания школьных служб примирения в нескольких образовательных учреждениях региона;

  • разработать и реализовать проект создания школьных служб примирения в масштабах региона;

  • создать региональное сообщество куратаров школьных служб примирения и участвовать в деятельности российского сообщества медиаторов и кураторов школьных служб примирения.

Таким образом, можно говорить о трех важнейших этапах внедрения и развития на территории Пензенской области данной технологии восстановительного правосудия.
Этап 1. Разработка и реализация проекта создания школьных служб примирения в отдельных общеобразовательных учреждениях как пилотных площадок, предполагающего:

  • формирование команды инициаторов и освоение ими навыков ведущих программ примирения на базе технологии восстановительной медиации;

  • определение функций и устройства пилотной площадки;

  • включение детского сообщества в процесс реализации проекта;

  • разработка и принятие документов, обеспечивающих функционирование и развитие деятельности пилотной площадки;

  • организации и проведение мероприятий по работе со случаем;

  • разработка универсальной формы по сбору информации, мониторинг и оценка.

Этап 2. Разработка и реализация проекта создания школьных служб примирения в масштабах региона. Для команды, реализующей данный проект, важно:

  • разработать и утвердить на уровне правительства региона проект создания школьных служб примирения и формы поддержки такой работы;

  • провести работу со специалистами и управленцами районных звеньев по информированию и обучению;

  • сформировать рабочие органы сообщества практиков и руководителей, позволяющие управлять процессом развития и функционирования данного проекта как на уровне региона, так и в муниципальных образованиях;

  • подключить к участию в проекте органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Этап 3. Создание регионального сообщества и участия в деятельности российского сообщества восстановительной ювенальной юстиции. Для команды, реализующей пилотный проект, важно разработать:

  • организационно-правовую форму сообщества;

  • стратегию и формы взаимодействия сообщества с региональными органами власти и общероссийским движением школьных служб примирения.



Понятие восстановительной медиации

Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Основные принципы восстановительной медиации


  • Добровольность участия сторон

Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

  • Информированность сторон

Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

  • Нейтральность медиатора

Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

  • Конфиденциальность процесса медиации

Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

  • Ответственность сторон и медиатора

Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.


  • Заглаживание вреда обидчиком

В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

  • Самостоятельность служб примирения

Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
Процесс и результат медиации

Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.

Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.
Задачи службы примирения

Школьная служба примирения – это команда взрослых и подростков, которая стремится:

  • при конфликте снизить административные, карательные воздействия взрослых, а также силовые воздействия и манипуляции подростков и перевести их в конструктивную коммуникацию;

  • реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип управления;

  • строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям, как справедливость и ответственность;

  • дать возможность существующим в школе сообществам (взрослых и детей, «лохов» и «авторитетов», отличников и «ботаников», богатых и бедных и пр.) понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений.

В качестве основного метода своей работы школьные службы примирения используют медиацию – посредничество в решении конфликта.

Конечно, можно готовить в школе медиаторов только из взрослых. Но принципиальным является участие учеников школы в службе примирения, поскольку, во-первых, это дает возможность улучшать взаимодействие и понимание не только в тех ситуациях, о которых стало известно взрослым, но и в той среде, куда взрослым доступа нет. Ведь, если медиаторами будут только взрослые, то множество ситуаций не только не разрешится, но, скорее всего, их просто не заметят. Во-вторых, подросткам проще достичь доверия со сверстниками – они говорят друг с другом на одном языке. А в-третьих, для самих подростков-медиаторов работа в школьных службах примирения – это прекрасный тренинг по конструктивной коммуникации, который им пригодится в дальнейшей жизни.

В процессе своей деятельности служба примирения решает следующие задачи, направленные на работу с конфликтами и напряженностью в школьном сообществе:

  • проведение медиации (программ примирения) между конфликтующими сторонами, а также между обидчиком и потерпевшим;

  • просвещение и презентационные мероприятия для всей школы (учителей, родителей, администрации и учеников) с целью прояснения ценностей восстановительного подхода и увеличения числа ситуаций, передаваемых на медиацию;

  • выступление на городском уровне и в средствах массовой информации, участие в конференциях, сборах, тренингах, специализированных сменах;

  • обучение школьников конструктивной коммуникации и медиации;

  • налаживание взаимопонимания между разными людьми, организация «школьных конференций» и «кругов» для решения важных для школьного сообщества проблемных вопросов.


Структура службы примирения

В большинстве случаев служба примирения состоит из куратора (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальной педагог, педагог дополнительного образования, реже психолог или один из учителей; в нашем случае - это Уполномоченный по правам участников образовательного процесса) и порядка десяти школьников.

Все эти люди проходят подготовку в качестве медиаторов, администрация школы поддерживает создание службы примирения. В службе должны быть взрослые медиаторы (для тех ситуаций, которые подросткам не под силу в связи с их статусом), обычно этот человек является куратором службы.

Информация о конфликтных и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках, порче имущества) поступает от администрации и педагогов, а также от школьников и через «почтовый ящик». Медиаторы, которые обычно работают в парах, проводят предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности), и сами примирительные встречи. Для распространения информации о своих ценностях и своей практике служба проводит презентации для педагогов, учеников и сверстников, выступает на конференциях, издает стенгазету и т.п.
  1   2   3   4   5

Похожие:

О. В. Коновалова Организация деятельности icon3. Организация работы Конференции Конференция состоится 05 февраля 2014 года в 11. 00 на базе
Антипова В. Г., воспитатель; Коновалова Г. А., инструктор по физической культуре; Ишпулатова О. А., председатель профсоюзного комитета;...

О. В. Коновалова Организация деятельности icon2. Порядок комплектования и организация деятельности
Гпд создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих...

О. В. Коновалова Организация деятельности iconНаличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по...
Профессиональная образовательная организация (поо) образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности...

О. В. Коновалова Организация деятельности iconКоновалова Ирина Геннадьевна
Должность: Менеджер сектора по обслуживанию физических лиц операционного отдела

О. В. Коновалова Организация деятельности iconЕ. А. Коновалова С. М. Чигинцев Строение атома
Методические указания утверждены на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин от 17. 10. 2011 (протокол №2)

О. В. Коновалова Организация деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика «профессиональный цикл»
Рецензент: Коновалова Е. Ю., председатель пцмк социально-правовых дисциплин гбоу спо «пгк»

О. В. Коновалова Организация деятельности iconОбразовательная организация некоммерческая организация, осуществляющая...
Образовательная организация некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве...

О. В. Коновалова Организация деятельности iconМетодические указания по прохождению преддипломной практики для студентов...
«Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)» по специализации «Организация деятельности предприятия»

О. В. Коновалова Организация деятельности iconРабочая программа профессионального модуля пм. 06 Организация и контроль...
«ПМ. 06 Организация и контроль текущей деятельности подчиненного персонала» разработана на основе Федерального государственного образовательного...

О. В. Коновалова Организация деятельности iconЕ. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006
Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб метод пособие; Новгу имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск