МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Е.Л. Невзгодина, Н.А. Темникова
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебное пособие к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр
направление подготовки «Юриспруденция» 030900.62
профиль подготовки бакалавров 030900_02.62 Гражданское право
Омск 2012
ББК Х623.2
Н402
УДК 347 Семейное право Российской Федерации. Учебное пособие. Автор к.ю.н., профессор Е.Л. Невзгодина и к.ю.н., доцент Н.А. Темникова. Омск. ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2012. с. 329 Учебное пособие подготовлено с учетом новейшего законодательства и предназначено для использования при изучении курсов «Семейное право» бакалавриата, а также курсов «Защита прав несовершеннолетних», «Ювенальная юстиция» при обучении магистров юриспруденции. Предназначено для преподавателей, аспирантов, магистров, студентов юридических вузов, а также граждан, интересующихся вопросами семейного права и проблемами защиты прав ребенка.
Рекомендовано к опубликованию Ученым советом юридического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Рецензенты:
доктор юридических наук, профессор
кафедры теории и истории государства и права
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Т.Ф. Ящук;
кафедра гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России
(начальник кафедры – доктор юридических наук М.А. Бучакова)
Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.Л. Слесарев.
© Е.Л. Невзгодина, Н.А. Темникова, 2012
© Юридический факультет
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2012 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ……………………………………………………
Требования к уровню освоения дисциплины……………………………
Учебно-тематические планы учебной дисциплины «Семейное право».
Учебная программа по семейному праву (содержание дисциплины)… Тема 1. Предмет и метод семейного права
План лекции………………………………………………………………
План семинарского занятия ………………………………………………
Задачи и задания для практического занятия …………………………
Задания для самостоятельной работы……………………………….…
Основная и дополнительная литература по теме ………………………
Тесты и контрольные вопросы …………………………………………… Тема 2. История развития законодательства о браке и семье
План лекции ………………………………………………………………
Задания для самостоятельной работы ……………………………………
Основная и дополнительная литература по теме………………………
Тесты и контрольные вопросы …………………………………………… Тема 3. Действующее семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права
План лекции .………………………………………………………………
План семинарского занятия ………………………………………………
Задания для самостоятельной работы ……………………………………
Основная и дополнительная литература по теме ………………………..
Тесты и контрольные вопросы …………………………………………… Тема 4. Семейное правоотношение. Осуществление и защита семейных прав
План лекции ………………………………………………………………
План семинарского занятия ………………………………………………
Задачи и задания для практического занятия ……………………………
Задания для самостоятельной работы ……………………………………
Основная и дополнительная литература по теме ………………………
Тесты и контрольные вопросы …………………………………………… Тема 5. Брак. Заключение брака
План лекции ………………………………………………………………
План семинарского занятия ………………………………………………
Задачи и задания для практического занятия……………………………
Задания для самостоятельной работы ……………………………………
Основная и дополнительная литература по теме ………………………
Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 6. Прекращение брака
План лекции ………………………………………………………………
План семинарского занятия ………………………………………………
Задачи и задания для практического занятия ……………………………
Задания для самостоятельной работы ……………………………………
Основная и дополнительная литература по теме ………………………
Тесты и контрольные вопросы …………………………………………… Тема 7. Недействительность брака
План лекции ………………………………………………………………
План семинарского занятия ………………………………………………
Задачи и задания для практического занятия ……………………………
Задания для самостоятельной работы ……………………………………
Основная и дополнительная литература по теме ………………………
Тесты и контрольные вопросы …………………………………………… Тема 8. Права и обязанности супругов
План лекции ………………………………………………..........................
План семинарского занятия ………………………………………………
Задачи и задания для практического занятия ……………………………
Задания для самостоятельной работы ……………………………………
Основная и дополнительная литература по теме………………………
Тесты и контрольные вопросы …………………………………………… Тема 9. Установление происхождения детей
План лекции ………………………………………………………………
План семинарского занятия………………………………………………
Задачи и задания для практического занятия ……………………………
Задания для самостоятельной работы …………………………………
Основная и дополнительная литература по теме ………………………
Тесты и контрольные вопросы ………………………………………… Тема 10. Права и обязанности родителей и детей
План лекции ………………………………………………………………
План семинарского занятия ……………………………………………
Задачи и задания для практического занятия …………………………
Задания для самостоятельной работы …………………………………
Основная и дополнительная литература по теме ………………………
Тесты и контрольные вопросы ………………………………………… Тема 11. Алиментные обязательства членов семьи
План лекции ………………………………………………………………
План семинарского занятия………………………………………………
Задачи и задания для практического занятия …………………………
Задания для самостоятельной работы …………………………………
Основная и дополнительная литература по теме ………………………
Тесты и контрольные вопросы ………………………………………… Тема 12. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
План лекции ………………………………………………………………
План семинарского занятия ……………………………………………..
Задачи и задания для практического занятия ………………………….
Задания для самостоятельной работы …………………………………
Основная и дополнительная литература по теме .……………………
Тесты и контрольные вопросы ………………………………………… Тема 13. Усыновление (удочерение) детей
План лекции ………………………………………………………………
План семинарского занятия ……………………………………………
Задачи и задания для практического занятия …………………………
Задания для самостоятельной работы …………………………………
Основная и дополнительная литература по теме ………………………
Тесты и контрольные вопросы ………………………………………… Тема 14. Опека и попечительство над детьми
План лекции ………………………………………………………………
План семинарского занятия ……………………………………………
Задачи и задания для практического занятия …………………………
Задания для самостоятельной работы .…………………………………
Основная и дополнительная литература по теме ………………………
Тесты и контрольные вопросы ………………………………………… Тема 15. Акты гражданского состояния
План лекции ………………………………………………………………
Задания для самостоятельной работы …………………………………
Основная и дополнительная литература по теме………………………
Тесты и контрольные вопросы ………………………………………… Тема 16. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Задания для самостоятельной работы …………………………………
Основная и дополнительная литература по теме ……………………… Методические указания по изучению отдельных разделов
Тема 1-3 Предмет и метод семейного права ……………………………
Тема 4. Семейное правоотношение. Осуществление и защита семейных прав ……………………………………………………………………….
Тема 5. Брак. Заключение брака…………………………………………
Тема 6. Прекращение брака ……………………………………………..
Тема 7. Недействительность брака………………………………………
Тема 8. Права и обязанности супругов …………………………………
Тема 9. Установление происхождения детей …………………………
Тема 10. Права и обязанности родителей и детей ……………………
Тема 11. Алиментные обязательства членов семьи ……………………
Тема 12. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………
Тема 13. Усыновление (удочерение) детей ……………………………
Тема 14. Опека и попечительство над детьми …………………………
Тема 15. Акты гражданского состояния ………………………………
Тема 16. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства ……………………………………………………………………………. Методические указания и задания для выполнения студентами контрольной работы ……………………………………………………… Вопросы для подготовки к экзамену…..……………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей
Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей
Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об актах гражданского состояния»
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об опеке и попечительстве"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Семейное право» являются;
- всесторонне развитие личности обучающегося;
- приобретение знаний о правовой природе брака, сущности родительских отношений, специфике алиментных отношений, видах и особенностях форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, о современном состоянии, содержании и направлении дальнейшего развития семейно-правового регулирования;
- формирование профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности;
- подготовка к прохождению производственной практики в государственных, муниципальных, правоохранительных органах, судах и в организациях.
Место дисциплины в структуре ООП вуза
Дисциплина «Семейное право» преподается в 6-м семестре. Ее освоение базируется на результатах образования, достигнутых по итогам изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов. Изучение дисциплины «Семейное право» непосредственно взаимосвязано с изучением таких дисциплин, как «Теория государства и права», «Гражданское право», «Жилищное право», формирующих сходные компетенции выпускников, ориентированных на личностное развитие, практическую и педагогическую деятельность. Изучение семейного права увеличивает информационную емкость основных теоретико-правовых понятий, углубляет сущностную сторону основных цивилистических понятий, таких как обязательство, ответственность, собственность и т.д. Осознание учебной дисциплины «семейное право» в общей системе других наук позволяет студентам осознать системность приобретаемых ими знаний и развить познавательную деятельность обучающихся. В целом изучение дисциплины способствует в формировании современного стиля мышления студентов.
Дисциплина «Семейное право» нацелена, в первую очередь, на подготовку выпускника к практической деятельности. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
оды компетенций
| Название компетенции
| Краткое содержание/определение и структура компетенции.
Характеристика (обязательного)
порогового уровня сформированности компетенции у выпускника
| Средства и технологии оценивания
| 1
| 2
| 3
| 4
| ПК–05
ПК–07
ПК-15
ПК-16
| Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Владеет навыками подготовки юридических документов
Способность толковать различные правовые акты
Способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
| Знает –
-основные российские и международные документы, регулирующие семейные отношения;
-место преподаваемой дисциплины в структуре ООП;
формулирует основные положения семейного законодательства;
перечисляет условия, препятствия для заключения брака; условия брачного договора, имущество, являющееся совместной собственностью, основания возникновения алиментного обязательства; условия усыновления, виды опеки (попечительства);
описывает особенности применения правовых норм при разрешении семейных споров;
описывает порядок возникновения, изменения и прекращения обязательства;
определяет права и обязанности субъектов гражданско-правовых отношений.
Умеет-
-использовать знания из разных отраслей для составления плана решения семейного спора;
-соотносить наименование семейно-правовой конструкции с ее содержанием;
-выявлять факты, имеющие юридическое значение;
- применять правовые нормы в конкретных практических ситуациях; Владеет –
навыками обобщения судебной практики отдельных категорий дел по применению норм СК РФ;
навыками составления проектов брачных договоров, алиментного соглашения, соглашения о разделе имущества и иных семейно-правовых сделок;
навыками получения и обработки необходимой информации;
навыками исследования обстоятельств дела и принятия обоснованного решения;
- навыками использования нормативных правовых актов в профессиональной деятельности;
-приемами использования информационных ресурсов и технологий. Пороговый уровень –
знает содержание нормативных правовых актов в сфере своей деятельности, основные юридические понятия и категории;
умеет толковать и применять правовые нормы в конкретных практических ситуациях;
владеет навыками исследования обстоятельств дела для принятия обоснованного решения.
Знает-
основные элементы составляемого юридического документа;
источники правового регулирования общественных отношений, нормы которых используются при составлении юридического документа;
- реквизиты, элементы, условия и форму составляемого документа Умеет-
систематизировать составляемые документы в зависимости от цели регулирования, источников правового регулирования и сферы общественных отношений;
учитывать особенности правового регулирования общественных отношений нормами других отраслей права.
составлять различные документы семейно-правового характера;
Владеет -
навыками аргументирования необходимости включения в юридический документ различных положений (условий), позволяющих обосновать составление конкретного юридического документа для разрешения возникшей проблемы;
навыками работы на компьютере, поиска, сбора и анализа правовой и иной необходимой для профессиональной деятельности информации, в том числе в поисковых системах и Интернете;
- навыками разработки и составления документов правового характера
- навыками оценки выполненной работы. Пороговый уровень -
знает требования к форме, условиям и реквизитам, юридического документа при правильной квалификации общественных отношений, подвергающихся правовому оформлению;
умеет составить семейно-правовой договор, алиментное соглашение, исковое заявление;
владеет навыками выбора применяемых норм права, способов защиты семейных прав. Знает-
Способы толкования норм права; Структуру норм семейного права; Этапы толкования норм права.. Умеет-
демонстрировать навыки уяснения, разъяснения норм семейного права;
применять грамматический, систематический, логический, исторический, функциональный и другие способы толкования распознавать особенности аудитории, на которую рассчитано правовое воздействие; дискутировать по правовым вопросам; Владеет –
способностью уяснить содержание нормы и доступно разъяснить её содержание аудитории; способностью дать письменное толкование, с соблюдением необходимой формы; способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения. Пороговый уровень
знает способы толкования;
умеет выбирать необходимый способ толкования, разъяснить содержание нормы аудитории;
владеет различными способами толкования. Знает:
- перечисляет формы и механизмы защиты прав граждан и юридических лиц;
- знает основное содержание нормативных правовых актов в сфере своей деятельности;
- объясняет особенности применения правовых норм в конкретных практических ситуациях;
- описывает последовательность действий, необходимую для защиты прав и законных интересов субъектов
Умеет:
применяет на практике гражданско-правовые нормы;
составляет различные документы правового характера;
использует знания из разных отраслей для составления плана решения юридической проблемы;
использует профессионально-ориентированные информационные технологии в юридической сфере, а также базы данных
Владеет:
-навыками составления обоснованного юридического заключения по запросу граждан и юридических лиц;
-Навыками интервьюирования и консультирования по правовым вопросам;
- юридической техникой;
-навыками исследования всех обстоятельств юридического дела Пороговый уровень:
знает основное содержание нормативных правовых актов в сфере своей деятельности; умеет: самостоятельно анализировать информацию,
логично и грамотно излагать свою точку зрения.
Владеет навыками консультирования по правовым вопросам
| Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, тестирование
анализ, обсуждение и оценка выполненной самостоятельной работы,
зачет,
защита курсовой работы или ВКР
итоговая государственная аттестация
Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, тестирование,
подготовка проекта брачного договора, искового заявления,
анализ, обсуждение и оценка выполненной самостоятельной работы,
зачет,
защита курсовой работы или ВКР
итоговая государственная аттестация
Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка решенных задач,
Зачет,
Защита курсовой работы или ВКР,
Итоговая государственная аттестация
Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка решенных задач,
Зачет,
Итоговая государственная аттестация
|
Виды аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ
Целью самостоятельной работы студентов является освоение в полном объёме основной образовательной программы; систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; формирование умений использовать нормативные акты и специальную литературу; развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.
Самостоятельная работа студентов в рамках курса «семейное право» делится на два вида: аудиторную; внеаудиторную. Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и предусматривает: выполнение самостоятельных работ; составление схем, таблиц; решение задач; работу с нормативными актами и научной литературой; деловые игры, дискуссии, конференции; тестирование. Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения дисциплины «семейное право» студент должен иметь представление о специфике семейного права и семейных правовых отношений. Студент должен знать: систему семейного права; источники семейного права; понятие и признаки брака, порядок его заключения и прекращения; семейные права супругов и режим их совместной собственности, который может быть изменен брачным договором; права и обязанности родителей и детей и последствия нарушений родительских обязанностей; основания возникновения, изменения и прекращения алиментных обязательств; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Студент должен уметь: ориентироваться в структуре Семейного кодекса РФ; различать среди юридических фактов действия, события и состояния; применять сроки исковой давности в семейных отношениях; определять обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, и основания для признания брака недействительным; определять правовые последствия прекращения брака, момент прекращения брака; различать общее имущество супругов и имущество каждого из супругов, общие и личные обязательства; изложить перечень личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей родителей и детей; определять лиц, являющихся алиментополучателями и алиментоплательщиками, условия уплаты алиментов; определять особенности форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; определять законодательство, подлежащее применению к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
По окончании изучения курса обучающиеся должны приобрести следующие навыки: разграничения отношений, регулируемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ; выявления юридических фактов, требующих государственной регистрации; подачи заявления о признание брака недействительным и применения правовых последствий; оформления документов, необходимых для расторжения брака; составления брачного договора, оформления сделок, совершаемых с общим имуществом супругов; разрешения споров между родителями, связанные с воспитанием детей; определения размеров алиментов, составления соглашений об уплате алиментов; рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей применения международных договоров и коллизионных норм семейного права.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»
|