Учебное пособие к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр направление подготовки «Юриспруденция»


НазваниеУчебное пособие к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр направление подготовки «Юриспруденция»
страница1/33
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Договоры > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Е.Л. Невзгодина, Н.А. Темникова


СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Учебное пособие
к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр

направление подготовки «Юриспруденция» 030900.62

профиль подготовки бакалавров 030900_02.62 Гражданское право

Омск 2012

ББК Х623.2

Н402

УДК 347
Семейное право Российской Федерации. Учебное пособие. Автор к.ю.н., профессор Е.Л. Невзгодина и к.ю.н., доцент Н.А. Темникова. Омск. ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2012. с. 329
Учебное пособие подготовлено с учетом новейшего законодательства и предназначено для использования при изучении курсов «Семейное право» бакалавриата, а также курсов «Защита прав несовершеннолетних», «Ювенальная юстиция» при обучении магистров юриспруденции. Предназначено для преподавателей, аспирантов, магистров, студентов юридических вузов, а также граждан, интересующихся вопросами семейного права и проблемами защиты прав ребенка.

Рекомендовано к опубликованию Ученым советом юридического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.
Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор

кафедры теории и истории государства и права

ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Т.Ф. Ящук;

кафедра гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России

(начальник кафедры – доктор юридических наук М.А. Бучакова)

Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.Л. Слесарев.


© Е.Л. Невзгодина, Н.А. Темникова, 2012

© Юридический факультет

ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………

Требования к уровню освоения дисциплины……………………………

Учебно-тематические планы учебной дисциплины «Семейное право».

Учебная программа по семейному праву (содержание дисциплины)…
Тема 1. Предмет и метод семейного права

План лекции………………………………………………………………

План семинарского занятия ………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия …………………………

Задания для самостоятельной работы……………………………….…

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 2. История развития законодательства о браке и семье

План лекции ………………………………………………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 3. Действующее семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

План лекции .………………………………………………………………

План семинарского занятия ………………………………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………..

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 4. Семейное правоотношение. Осуществление и защита семейных прав

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия ……………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 5. Брак. Заключение брака

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия……………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………

Тема 6. Прекращение брака

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия ……………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 7. Недействительность брака

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия ……………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 8. Права и обязанности супругов

План лекции ………………………………………………..........................

План семинарского занятия ………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия ……………………………

Задания для самостоятельной работы ……………………………………

Основная и дополнительная литература по теме………………………

Тесты и контрольные вопросы ……………………………………………
Тема 9. Установление происхождения детей

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия ……………………………

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 10. Права и обязанности родителей и детей

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ……………………………………………

Задачи и задания для практического занятия …………………………

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 11. Алиментные обязательства членов семьи

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия………………………………………………

Задачи и задания для практического занятия …………………………

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 12. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ……………………………………………..

Задачи и задания для практического занятия ………………………….

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме .……………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 13. Усыновление (удочерение) детей

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ……………………………………………

Задачи и задания для практического занятия …………………………

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 14. Опека и попечительство над детьми

План лекции ………………………………………………………………

План семинарского занятия ……………………………………………

Задачи и задания для практического занятия …………………………

Задания для самостоятельной работы .…………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 15. Акты гражданского состояния

План лекции ………………………………………………………………

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме………………………

Тесты и контрольные вопросы …………………………………………
Тема 16. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

Задания для самостоятельной работы …………………………………

Основная и дополнительная литература по теме ………………………
Методические указания по изучению отдельных разделов

Тема 1-3 Предмет и метод семейного права ……………………………

Тема 4. Семейное правоотношение. Осуществление и защита семейных прав ……………………………………………………………………….

Тема 5. Брак. Заключение брака…………………………………………

Тема 6. Прекращение брака ……………………………………………..

Тема 7. Недействительность брака………………………………………

Тема 8. Права и обязанности супругов …………………………………

Тема 9. Установление происхождения детей …………………………

Тема 10. Права и обязанности родителей и детей ……………………

Тема 11. Алиментные обязательства членов семьи ……………………

Тема 12. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………

Тема 13. Усыновление (удочерение) детей ……………………………

Тема 14. Опека и попечительство над детьми …………………………

Тема 15. Акты гражданского состояния ………………………………

Тема 16. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства …………………………………………………………………………….
Методические указания и задания для выполнения студентами контрольной работы ………………………………………………………
Вопросы для подготовки к экзамену…..………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей

Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей

Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об актах гражданского состояния»

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об опеке и попечительстве"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Семейное право» являются;

- всесторонне развитие личности обучающегося;

- приобретение знаний о правовой природе брака, сущности родительских отношений, специфике алиментных отношений, видах и особенностях форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, о современном состоянии, содержании и направлении дальнейшего развития семейно-правового регулирования;

- формирование профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности;

- подготовка к прохождению производственной практики в государственных, муниципальных, правоохранительных органах, судах и в организациях.

  1. Место дисциплины в структуре ООП вуза


Дисциплина «Семейное право» преподается в 6-м семестре. Ее освоение базируется на результатах образования, достигнутых по итогам изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов. Изучение дисциплины «Семейное право» непосредственно взаимосвязано с изучением таких дисциплин, как «Теория государства и права», «Гражданское право», «Жилищное право», формирующих сходные компетенции выпускников, ориентированных на личностное развитие, практическую и педагогическую деятельность. Изучение семейного права увеличивает информационную емкость основных теоретико-правовых понятий, углубляет сущностную сторону основных цивилистических понятий, таких как обязательство, ответственность, собственность и т.д. Осознание учебной дисциплины «семейное право» в общей системе других наук позволяет студентам осознать системность приобретаемых ими знаний и развить познавательную деятельность обучающихся. В целом изучение дисциплины способствует в формировании современного стиля мышления студентов.

Дисциплина «Семейное право» нацелена, в первую очередь, на подготовку выпускника к практической деятельности.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


оды компетенций

Название компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции.

Характеристика (обязательного)

порогового уровня сформированности компетенции у выпускника

Средства и технологии оценивания

1

2

3

4

ПК–05

ПК–07

ПК-15

ПК-16



Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

Владеет навыками подготовки юридических документов

Способность толковать различные правовые акты

Способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности

Знает –

-основные российские и международные документы, регулирующие семейные отношения;

-место преподаваемой дисциплины в структуре ООП;

  • формулирует основные положения семейного законодательства;

  • перечисляет условия, препятствия для заключения брака; условия брачного договора, имущество, являющееся совместной собственностью, основания возникновения алиментного обязательства; условия усыновления, виды опеки (попечительства);

  • описывает особенности применения правовых норм при разрешении семейных споров;

  • описывает порядок возникновения, изменения и прекращения обязательства;

  • определяет права и обязанности субъектов гражданско-правовых отношений.


Умеет-

-использовать знания из разных отраслей для составления плана решения семейного спора;

-соотносить наименование семейно-правовой конструкции с ее содержанием;

-выявлять факты, имеющие юридическое значение;

- применять правовые нормы в конкретных практических ситуациях;
Владеет –

  • навыками обобщения судебной практики отдельных категорий дел по применению норм СК РФ;

  • навыками составления проектов брачных договоров, алиментного соглашения, соглашения о разделе имущества и иных семейно-правовых сделок;

  • навыками получения и обработки необходимой информации;

  • навыками исследования обстоятельств дела и принятия обоснованного решения;

- навыками использования нормативных правовых актов в профессиональной деятельности;

-приемами использования информационных ресурсов и технологий.
Пороговый уровень –

знает содержание нормативных правовых актов в сфере своей деятельности, основные юридические понятия и категории;

умеет толковать и применять правовые нормы в конкретных практических ситуациях;

владеет навыками исследования обстоятельств дела для принятия обоснованного решения.

Знает-

  • основные элементы составляемого юридического документа;

  • источники правового регулирования общественных отношений, нормы которых используются при составлении юридического документа;

- реквизиты, элементы, условия и форму составляемого документа
Умеет-

  • систематизировать составляемые документы в зависимости от цели регулирования, источников правового регулирования и сферы общественных отношений;

  • учитывать особенности правового регулирования общественных отношений нормами других отраслей права.

  • составлять различные документы семейно-правового характера;


Владеет -

  • навыками аргументирования необходимости включения в юридический документ различных положений (условий), позволяющих обосновать составление конкретного юридического документа для разрешения возникшей проблемы;

  • навыками работы на компьютере, поиска, сбора и анализа правовой и иной необходимой для профессиональной деятельности информации, в том числе в поисковых системах и Интернете;

- навыками разработки и составления документов правового характера

- навыками оценки выполненной работы.
Пороговый уровень -

знает требования к форме, условиям и реквизитам, юридического документа при правильной квалификации общественных отношений, подвергающихся правовому оформлению;

умеет составить семейно-правовой договор, алиментное соглашение, исковое заявление;

владеет навыками выбора применяемых норм права, способов защиты семейных прав.
Знает-

Способы толкования норм права;
Структуру норм семейного права;
Этапы толкования норм права..
Умеет-

демонстрировать навыки уяснения, разъяснения норм семейного права;

применять грамматический, систематический, логический, исторический, функциональный и другие способы толкования
распознавать особенности аудитории, на которую рассчитано правовое воздействие;
дискутировать по правовым вопросам;
Владеет –

способностью уяснить содержание нормы и доступно разъяснить её содержание аудитории;
способностью дать письменное толкование, с соблюдением необходимой формы;
способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения.
Пороговый уровень

знает способы толкования;

умеет выбирать необходимый способ толкования, разъяснить содержание нормы аудитории;

владеет различными способами толкования.
Знает:

- перечисляет формы и механизмы защиты прав граждан и юридических лиц;

- знает основное содержание нормативных правовых актов в сфере своей деятельности;

- объясняет особенности применения правовых норм в конкретных практических ситуациях;

- описывает последовательность действий, необходимую для защиты прав и законных интересов субъектов

Умеет:

  • применяет на практике гражданско-правовые нормы;

  • составляет различные документы правового характера;

  • использует знания из разных отраслей для составления плана решения юридической проблемы;

  • использует профессионально-ориентированные информационные технологии в юридической сфере, а также базы данных


Владеет:

-навыками составления обоснованного юридического заключения по запросу граждан и юридических лиц;

-Навыками интервьюирования и консультирования по правовым вопросам;

- юридической техникой;

-навыками исследования всех обстоятельств юридического дела
Пороговый уровень:

знает основное содержание нормативных правовых актов в сфере своей деятельности; умеет: самостоятельно анализировать информацию,

логично и грамотно излагать свою точку зрения.

Владеет навыками консультирования по правовым вопросам

Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, тестирование

анализ, обсуждение и оценка выполненной самостоятельной работы,

зачет,

защита курсовой работы или ВКР

итоговая государственная аттестация

Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, тестирование,

подготовка проекта брачного договора, искового заявления,

анализ, обсуждение и оценка выполненной самостоятельной работы,

зачет,

защита курсовой работы или ВКР

итоговая государственная аттестация

Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка решенных задач,

Зачет,

Защита курсовой работы или ВКР,

Итоговая государственная аттестация

Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка решенных задач,

Зачет,

Итоговая государственная аттестация



Виды аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ

Целью самостоятельной работы студентов является освоение в полном объёме основной образовательной программы; систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; формирование умений использовать нормативные акты и специальную литературу; развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа студентов в рамках курса «семейное право» делится на два вида: аудиторную; внеаудиторную. Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и предусматривает: выполнение самостоятельных работ; составление схем, таблиц; решение задач; работу с нормативными актами и научной литературой; деловые игры, дискуссии, конференции; тестирование. Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «семейное право» студент должен иметь представление о специфике семейного права и семейных правовых отношений. Студент должен знать: систему семейного права; источники семейного права; понятие и признаки брака, порядок его заключения и прекращения; семейные права супругов и режим их совместной собственности, который может быть изменен брачным договором; права и обязанности родителей и детей и последствия нарушений родительских обязанностей; основания возникновения, изменения и прекращения алиментных обязательств; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Студент должен уметь: ориентироваться в структуре Семейного кодекса РФ; различать среди юридических фактов действия, события и состояния; применять сроки исковой давности в семейных отношениях; определять обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, и основания для признания брака недействительным; определять правовые последствия прекращения брака, момент прекращения брака; различать общее имущество супругов и имущество каждого из супругов, общие и личные обязательства; изложить перечень личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей родителей и детей; определять лиц, являющихся алиментополучателями и алиментоплательщиками, условия уплаты алиментов; определять особенности форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; определять законодательство, подлежащее применению к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

По окончании изучения курса обучающиеся должны приобрести следующие навыки: разграничения отношений, регулируемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ; выявления юридических фактов, требующих государственной регистрации; подачи заявления о признание брака недействительным и применения правовых последствий; оформления документов, необходимых для расторжения брака; составления брачного договора, оформления сделок, совершаемых с общим имуществом супругов; разрешения споров между родителями, связанные с воспитанием детей; определения размеров алиментов, составления соглашений об уплате алиментов; рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей применения международных договоров и коллизионных норм семейного права.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Похожие:

Учебное пособие к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр направление подготовки «Юриспруденция» iconРабочая программа производственной практики Направление подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция»
Направление подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция» (квалификация (степень ) «бакалавр»)

Учебное пособие к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр направление подготовки «Юриспруденция» iconРабочая программа учебной практики Направление подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция»
Направление подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция» (квалификация (степень ) «бакалавр»)

Учебное пособие к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр направление подготовки «Юриспруденция» iconУчебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция»
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения

Учебное пособие к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр направление подготовки «Юриспруденция» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Оответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального...

Учебное пособие к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр направление подготовки «Юриспруденция» iconМетодические указания по выполнению, оформлению, защите специальность...
Методические указания предназначены для студентов выпускников Кузбасского института экономики и права (специальность 030501. 65 Юриспруденция;...

Учебное пособие к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр направление подготовки «Юриспруденция» iconМетодическое пособие таможенное право по направлению подготовки Юриспруденция
Учебное пособие по дисциплине «Таможенное право» разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...

Учебное пособие к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр направление подготовки «Юриспруденция» iconУчебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62
Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 «Социальная работа» (бакалавр)

Учебное пособие к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр направление подготовки «Юриспруденция» iconГ. М. Меретуков Криминалистическая методика расследования
Учебное пособие предназначено для студентов-бакалавров, изучающих криминалистику по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификация...

Учебное пособие к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр направление подготовки «Юриспруденция» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Оответствии c Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального...

Учебное пособие к образовательной программе по направлению подготовки бакалавр направление подготовки «Юриспруденция» iconПравила подготовки курсовых и Выпускных квалификационных работ студентов,...
Овки, оценивания, защиты и публикации курсовых работ и выпускных квалификационных работ студентами (далее – вкр), обучающимися на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск