Утверждено
Проректор НИУ ВШЭ
С.Ю. Рощин
______________________
«____»___________2014 г.
Согласовано
Школа дизайна факультета
коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
27 октября 2014 года Положение о практиках аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 50.06.01 Искусствоведение
I. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения практик аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 50.06.01 Искусствоведение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее – НИУ ВШЭ).
II. Цель и задачи практик
2.1. Практики являются составной частью основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее - ООП).
2.2. Практики проводятся в соответствии с утвержденным учебным планом и графиком учебного процесса ООП в целях приобретения аспирантами навыков профессиональной работы, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения.
2.3. ООП предусмотрены следующие виды практик: научно-исследовательская практика и научно- педагогическая практика.
III. Научно-исследовательская практика
3.1. Научно-исследовательская практика – вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных аспирантами в процессе обучения, формирование компетенций в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ.
3.2. Задачи научно-исследовательской практики:
выработка комплекса навыков осуществления научного исследования в соответствии с разработанной программой;
выработка навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов, публичной защиты собственных научных положений.
3.3. Основными формами научно-исследовательской практики являются:
Презентация результатов научного исследования на профильной научной конференции (доклад);
Оформление результатов исследования в форме научного доклада, текста научной публикации, презентации и пр.:
Иные формы научно-исследовательской практики, установленные Аспирантской школой соответствующего направления в зависимости от специфики программы аспирантуры и закрепленные в учебном плане.
3.4. Обязательной формой научно-исследовательской практики вне зависимости от направления и профиля (направленности) обучения является участие в научной конференции (с докладом) по теме диссертационного исследования.
3.5. Научно-исследовательская практика проводится как в образовательных и научных подразделениях НИУ ВШЭ, так и на предприятиях, в учреждениях и организациях.
3.6. Объем (общее количество) часов, отведенных на научно-исследовательскую практику, определяется учебным планом и индивидуальным учебным планом аспиранта.
IV. Научно-педагогическая практика
4.1. Научно-педагогическая практика аспирантов является обязательной частью ООП, направленной на формирование у аспирантов компетенций преподавателя высшей школы.
4.2. Задачам научно-педагогической практики являются:
овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения преподавательской работы.
проектирование и реализация на практике основных видов учебных занятий (в том числе лекции, семинары, занятия по контролю самостоятельной работы и т.д.);
разработка методических материалов, учебных программ для реализации учебных дисциплин, содержательно близких к профилю научного исследования;
апробация результатов научного исследования в высшей школе.
4.3. Объем, структура, содержание педагогической практики определяется учебным планом.
4.4. Конкретные формы научно-педагогической практики и сроки их исполнения указываются в соответствующем разделе индивидуального учебного плана аспиранта.
4.5. Научно-педагогическая практика аспирантов может проходить в различных формах преподавательской деятельности:
изучение опыта преподавания ведущих преподавателей НИУ ВШЭ в ходе посещения учебных занятий по научной дисциплине, смежным наукам;
• разработка содержания учебных занятий, методическая работа по учебному предмету, соответствующему направлению научных интересов аспиранта;
проведение лекционных и семинарских занятий по тематике, соответствующей направлению научных интересов аспиранта;
• подготовка кейсов, материалов для практических работ, составление задач и т.д.;
• другие формы педагогической деятельности, определенные Аспирантской школой и закрепленные в учебном плане.
4.6. Научно-педагогическая практика проводится в образовательных и научных подразделениях НИУ ВШЭ.
4.7. Аспиранты, ведущие занятия по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера в системе высшего профессионального образования (в том числе участвующие в проекте «Учебный ассистент» НИУ ВШЭ), предоставляют соответствующие подтверждающие документы, и могут быть аттестованы по итогам предоставленной отчетной документации.
4.8. В ходе прохождения практики аспиранты подчиняются правилам внутреннего распорядка и распоряжениям администрации НИУ ВШЭ. В случае невыполнения требований аспирант может быть отстранен от прохождения педагогической практики.
4.9. Аспирант, отстраненный от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план. По решению руководителем подразделения, к которому прикреплен аспирант и научного руководителя ему может назначаться повторное прохождение практики.
V. План и отчетная документация по практике
5.1. Программа практик аспиранта на учебный год составляется в разделе «Рабочий план 1/2/3/(4) года подготовки аспиранта» Индивидуального учебного плана и подписывается аспирантом, научным руководителем и руководителем подразделения, к которому прикреплен аспирант.
5.2. Аспирант при прохождении практики обязан выполнять задания, предусмотренные программой практики и индивидуальными заданиями.
5.3. Руководство практикой и контроль прохождения практики осуществляет научный руководитель аспиранта по согласованию с руководителем подразделения, к которому прикреплен аспирант.
5.4. Отчет о практике оформляется аспирантом по итогам всего года обучения путем заполнения соответствующего раздела аттестационного листа.
5.6. К отчету (аттестационному листу) прилагаются отчетные документы:
Вид НИР
| Отчетные документы
| Научно-исследовательская практика
| Программа конференции, в которой участвовал аспирант
Опубликованные тезисы докладов конференции, в которой участвовал аспирант
Список участников конференции, в которой участвовал аспирант и прочие документы, свидетельствую об участии в конференции.
| Научно-педагогическая практика
| Тексты лекций и/или планы лекций и/или семинарских занятий, составленные кейсы, задачи и пр.
| 5.7. Отчет о НИР согласовывается с научным руководителем и проходит обсуждение в подразделении, к которому прикреплен аспирант в рамках аттестации.
5.8. Практика оценивается ежегодно на осенней промежуточной аттестации на основе отчета, составляемого аспирантом.
5.9. По результатам выполнения каждого вида практик, утвержденного в учебном плане, аспиранту выставляется итоговая оценка («зачтено» / «не зачтено»).
5.10. Аспиранты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку считаются имеющими академическую задолженность.
5.11. Ликвидация академической задолженности по практикам производится установленным в НИУ ВШЭ порядком. |