Скачать 0.79 Mb.
|
Концессионные соглашения - правовые основы С момента принятия в 2005 г. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ в нашей стране появился мощный инструмент для привлечения частного капитала в российскую экономику. Развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений является одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям позволит, с одной стороны, в максимальной степени защитить вложения инвесторов, с другой - сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения. О правовых основах концессионных соглашений мы и поговорим в этой статье. Итак, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) был принят 21 июля 2005 г., но, поскольку российский институт концессии постоянно совершенствуется, в Закон не единожды вносились изменения. Так что же представляет собой концессия? Для ответа на этот вопрос обратимся к п. 1 ст. 3 Закона N 115-ФЗ. Концессионное соглашение представляет собой договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Обязанностью концедента по концессионному соглашению является предоставление концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Иными словами, концессионное соглашение - это договор, в соответствии с которым концессионер за свой счет создает и (или) реконструирует, а также использует в своей деятельности определенное соглашением недвижимое имущество, причем имущество это находится в государственной или муниципальной собственности. По сути, концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров. К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона N 115-ФЗ или из существа концессионного соглашения (п. 2 ст. 3 Закона N 115-ФЗ). Перечень имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения, содержит ст. 4 Закона N 115-ФЗ, согласно пп. 11 п. 1 которой объектом концессионного соглашения могут являться системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения. Обратите внимание! Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения соглашения должен находиться в собственности концедента и на момент передачи его концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. Причем концессионер, реконструирующий объект соглашения, не должен менять его целевого назначения: это недопустимо (п. п. 4, 5 ст. 3 Закона N 115-ФЗ). Если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пп. 11 п. 1 ст. 4 Закона N 115-ФЗ, названное нами выше, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения (п. 4 ст. 3 Закона N 115-ФЗ). Типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 748 (далее - Типовое соглашение N 748). Сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. В качестве концедента в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ могут выступать: - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти; - субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации; - муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. В некоторых случаях от имени концедента могут выступать не только органы государственной власти разных уровней, но и уполномоченные концедентом организации. В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пп. 11 п. 1 ст. 4 Закона N 115-ФЗ и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по соглашению. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи (п. 1.1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица. Иными словами, концессия представляет собой уступку государством на определенный срок и определенных условиях своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям и коммерсантам. Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. В случае перемены лиц по концессионному соглашению не допускается внесение изменений в условия концессионного соглашения, определяющие технические характеристики объекта концессионного соглашения (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению. Требования к такому конкурсу установлены п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ. Существенным условием концессионного соглашения является срок его действия. В соответствии со ст. 6 Закона N 115-ФЗ срок действия устанавливается соглашением с учетом следующих факторов: - срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; - объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения и срока окупаемости таких инвестиций; - других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению. Плата по концессионному соглашению предусмотрена ст. 7 Закона N 115-ФЗ. Как установлено п. 1 названной статьи, концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта соглашения. Внесение платы может предусматриваться как в течение всего срока действия соглашения, так и в течение отдельных его периодов. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения концессионером устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения. Концессионная плата может быть установлена в форме: - определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня; - установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; - передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера. Соглашением может быть предусмотрено сочетание указанных выше форм концессионной платы. Между тем концессионное соглашение может и не предусматривать внесение платы концессионером, но лишь при выполнении определенных условий: - если концессионер реализует производимые товары, выполняет работы или оказывает услуги по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам); - если условиями концессионного соглашения предусмотрены принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта соглашения или плата концедента по соглашению. Как заключается концессионное соглашение? Из ст. 13 Закона N 115-ФЗ следует, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения соглашения, за исключением случаев, о которых мы скажем позже. Соглашения в сфере ЖКХ заключаются в соответствии с уже названным Типовым соглашением N 748 и должны включать в себя все существенные условия, установленные Законом N 115-ФЗ. Помимо этого, соглашения могут включать в себя условия, не урегулированные Типовым соглашением N 748 и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации. Конкурс на право заключения концессионного соглашения согласно ст. 21 Закона N 115-ФЗ может быть открытым и закрытым. Разница между открытым и закрытым конкурсом заключается в том, что заявки на участие в открытом конкурсе могут представлять любые лица, участие в закрытом конкурсе могут принимать только лица, которым направлены приглашения о принятии участия в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения. Закрытый конкурс мы рассматривать не будем, поскольку проводятся такие конкурсы, если соглашение заключается в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, а также в отношении объектов, имеющих стратегическое значение для безопасности государства. Рассмотрим порядок проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения. Решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом, что следует из ст. 22 Закона N 115-ФЗ. О том, кто может выступать на стороне концедента, мы уже рассказали в статье, но отметим, что чаще всего концедентом становятся муниципальные образования, от имени которых выступают органы местного самоуправления. Решением должны быть установлены: - условия и критерии конкурса, а также параметры критериев конкурса; - срок опубликования сообщения о проведении открытого конкурса. Сообщение публикуется в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в сети Интернет в срок, установленный конкурсной документацией, не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. Сведения, которые должны быть указаны в сообщении о проведении конкурса, содержит ст. 26 Закона N 115-ФЗ; - орган, уполномоченный концедентом на утверждение конкурсной документации и внесение в нее изменений, а также на создание конкурсной комиссии и утверждение ее персонального состава. Отметим, что число членов конкурсной комиссии не может быть менее 5 человек (ст. 25 Закона N 115-ФЗ), причем членами комиссии не могут быть граждане, представившие заявки на участие в конкурсе или состоящие в штате организаций, подавших заявки, либо граждане, являющиеся акционерами (участниками) этих организаций, членами их органов управления или аффилированными лицами участников конкурса. Конкурсная документация согласно ст. 23 Закона N 115-ФЗ должна содержать, в частности, следующие сведения: - условия конкурса; - состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества; - требования, предъявляемые к участникам конкурса и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников (в случае если объектом соглашения является имущество, указанное в п. 1.2 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, а именно объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем, требования, которые предъявляются к участникам конкурса, не устанавливаются); - критерии конкурса и параметры критериев; - исчерпывающий перечень документов, материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса; - порядок представления заявок на участие в конкурсе и предъявляемые к ним требования, а также место и срок представления заявок; - порядок, место и срок представления конкурсной документации, а также порядок представления разъяснений положений конкурсной документации (разъяснения в письменной форме представляются в том случае, если запрос поступил не позднее чем за 10 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе; разъяснения направляются каждому заявителю не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе); - указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в п. 1.2 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, - требование о представлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными п. п. 4 и 4.1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере; - размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению; - размер концессионной платы, форму или формы, порядок ее внесения; - порядок, место и срок представления конкурсных предложений, а также порядок и срок изменения или отзыва заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений (заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока представления в конкурсную комиссию заявок на участие в конкурсе); - порядок, место и дату вскрытия конвертов с заявками; - порядок и срок проведения предварительного отбора участников, дату подписания протокола о его проведении; - порядок рассмотрения и оценки конкурсных предложений, порядок определения победителя конкурса, срок подписания протокола о результатах проведения конкурса; - срок подписания концессионного соглашения, а также требования к победителю конкурса о представлении документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств концессионера по соглашению; - срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества. В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и решением концедента установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, конкурсная документация должна содержать такие параметры (п. 1.1 ст. 23 Закона N 115-ФЗ). |
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем... | Оба соглашения довольно тесно связаны друг с другом, вместе с тем имеют различный предмет и вызывают различные правовые последствия.... | ||
Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической... | Современные правовые основы кадетского оборазования в России: правовые акты и их проекты | ||
Российской' Федерации, настоящее Наставление и иные нормативные правовые акты мвд россии, а также законодательные и иные нормативные... | Организационно-правовые основы деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов | ||
Правовые основы предоставления имущества в прокат установлены параграфом 2 гл. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст ст.... | Семейно-правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России | ||
Введение тема: Единовременные социальные выплаты: виды, размеры, правовые основы назначения | Об утверждении Программы учебного курса «Правовые основы избирательного процесса и организации работы участковой избирательной комиссии»... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |