Исследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие»


Скачать 361.88 Kb.
НазваниеИсследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие»
страница1/3
ТипИсследование
filling-form.ru > Договоры > Исследование
  1   2   3
Анализ правовой базы для уточнения понятия социального предприятия и связанных с ним терминов, а также инструментария государственного регулирования этой сферы
Анастасия Акрамовская

Введение. Предмет, структура и методология исследования

Структуру настоящего отчета определили две задачи, стоявшие перед исследователем:

1) проанализировать законодательство РФ на предмет наличия в нем определений термина «социальное предприятие»;

2) на основе изучения законодательства выделить инструменты государственного регулирования деятельности социальных предприятий в России.

Исследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие», а также термины, производные от него и связанные с ним. Для поиска нормативных правовых актов использовались справочные правовые системы «ГАРАНТ» и «Консультант Плюс». Анализировались и действующие, и не действующие на момент проведения исследования документы (в последнем случае об этом делалась отметка).

Список нормативных правовых актов приведен в Приложении 3. В тексте исследования в квадратных скобках [__] дается ссылка на номер соответствующего нормативного правового акта в списке. Приложение 1 содержит выборочный обзор определений социальных предприятий, встречающихся в законодательстве РФ. В Приложении 2 в качестве примера приведено «Положение о проведении аккредитации социальных предприятий питания» (г. Москва). В Заключении сделаны выводы и рекомендации для дальнейшего изучения законодательства РФ.

Раздел I. Законодательные определения термина «социальное предприятие» в нормативных правовых актах РФ

Российскому законодательству известны конструкции, с помощью которых в разных странах мира характеризуют такое явление, как социальное предпринимательство1. В России, например, существуют организации, использующие труд инвалидов. Их поддерживает государство (они в том числе пользуются налоговыми льготами при уплате налога на прибыль – в части средств, направленных на социальную защиту инвалидов2), если инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников и доля расходов на оплату труда инвалидов составляет не менее 25 процентов.

Другой пример – предпринимательская деятельность некоммерческих организаций (в соответствии с международной практикой коммерческие подразделения некоммерческих организаций относятся к социальным предприятиям). Российское законодательство позволяет некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей и соответствует им. При этом прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, не может распределяться между учредителями (участниками), а должна направляться на достижение тех целей, ради которых организация была создана. Некоммерческая организация по общему правилу может (но не должна) для ведения предпринимательской деятельности создать коммерческую организацию (выступить ее учредителем и соучредителем). Прибыль, полученная некоммерческой организацией от предпринимательской деятельности, за редким исключением облагается налогом, как и прибыль, полученная коммерческой организацией. Налоговых льгот практически нет3.

Термин «социальное предприятие» (и производные от него) в законодательстве России используется применительно только к двум группам организаций.

1. Организации, предоставляющие товары, работы и услуги социально незащищенным категориям граждан по сниженным (по сравнению с рыночными) ценам. Это социальные предприятия розничной торговли (социальные магазины), питания (социальные столовые), бытового обслуживания (бани, парикмахерские, ремонтные мастерские и проч.). Перечни социально незащищенных категорий граждан (как правило, к ним всегда относят ветеранов, пенсионеров, инвалидов; сюда же могут быть отнесены многодетные и малоимущие семьи, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и др.), видов товаров, работ, услуг (как правило, это базовый набор продуктов питания и товаров первой необходимости, а также бытовых услуг) устанавливаются на региональном или местном уровне. Часто социальные предприятия этой группы подлежат аккредитации (как, например, в Москве и Красноярске), которая дает им определенные льготы и преимущества (скажем, налоговые льготы, льготы по уплате аренды).

Примеры определений социальных предприятий первой группы и связанных с ними терминов приведены в Приложении 1. Там же – извлечения из нормативных правовых актов с оценкой количества предприятий этой группы в Москве и Красноярске. Источником дополнительной информации о социальных предприятиях первой группы могут стать департаменты потребительского рынка и услуг администрации области/города.

Интересно, что в регионах России встречаются примеры продвижения социальных предприятий первой группы (социальных предприятий розничной торговли и бытового обслуживания) под единым, разработанным на региональном или муниципальном уровне, брэндом. Так, в Красноярске в соответствии с постановлением администрации города [1] должен быть разработан единый по стилю и дизайну логотип «Социальная поддержка» и установлен на каждом социально ориентированном предприятии бытового обслуживания.
В Кемеровской области, чтобы улучшить снабжение малообеспеченного населения продовольственными и промышленными товарами по доступным ценам, в соответствии с Распоряжением коллегии областной администрации [10] предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, потребкооперации, торговым организациям и индивидуальным предпринимателям предложено создать на базе действующих и путем открытия новых торговых объектов сеть социально ориентированных торговых предприятий – губернских рынков и магазинов. При этом торговое предприятие, получившее наименование «губернское», должно иметь:

– вывеску в единой желто-зеленой цветовой гамме с наименованием «губернское»;

– форменную одежду в единой желто-зеленой цветовой гамме для работников торгового предприятия;

– дополнительную информацию для покупателей о сниженных ценах в губернском торговом предприятии.

2. Организации, называемые в нормативных правовых актах социально ориентированными предприятиями, социально значимыми предприятиями, предприятиями социальной направленности и предприятиями высокой социальной ответственности. Это, с одной стороны, организации, которые можно отнести к социально ответственному бизнесу, с другой стороны – представляющие большую социальную значимость для региона (в силу того, что являются градообразующими или, например, единственными производителями/поставщиками социально значимых или стратегически важных товаров, работ, услуг).

Интересно, что среди организаций первой подгруппы (социально ответственный бизнес) часто проводятся конкурсы на лучшую организацию (в отрасли, регионе). При этом в качестве критериев оценки используются:

– оплата и стимулирование труда работников;

– охрана здоровья и безопасные условия труда на предприятии;

– реализация социальных программ на предприятии;

– содействие занятости населения.

В отношении предприятий второй подгруппы прослеживается следующая тенденция: то, что предприятие является социально значимым, судами признается смягчающим обстоятельством и учитывается при определении размеров штрафов, пени и иных платежей [41–44].

Примеры определений социальных предприятий второй группы также приведены в Приложении 1.

Единичным случаем употребления рассматриваемого нами термина в законодательстве РФ является Постановление мэра и городского Совета народных депутатов города Архангельска [45], в соответствии с которым в целях формирования политики в работе внешкольных учреждений, удовлетворения запросов детей и подростков Архангельска внешкольные учреждения города должны реорганизоваться в городские муниципальные социальные предприятия по работе с детьми и подростками. Похоже, что в данном контексте термин «социальное предприятие» употребляется как синоним термина «муниципальное учреждение, оказывающее социальные услуги».

Раздел II. Инструменты государственного и муниципального регулирования, поддержки и развития социальных и социально значимых предприятий (далее – СП), используемые в регионах РФ

Можно выделить две группы инструментов, тем или иным образом регулирующих деятельность социальных предприятий.

I. К первой группе относятся инструменты поддержки и развития СП.

  1. Конкурсы на лучшее СП в определенной области/по определенному признаку. Обычно целью таких конкурсов называется «пропаганда социально ориентированного ведения бизнеса и популяризация передового опыта». Задачи конкурсов формулируются примерно следующим образом:

– распространение положительного опыта лучших предприятий, ведущих производственную деятельность с учетом социальных интересов коллектива;

– формирование позитивного общественного мнения о предприятиях;

– поощрение социально ориентированных предприятий.

Примеры:

    1. Смотр-конкурс на лучшую организацию деятельности социальной направленности среди предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения [Ижевск, 11].

    2. Конкурс на соискание звания «Предприятие высокой социальной ответственности» [Ленинградская область, 4].

    3. Конкурс «Лучшее предприятие социальной направленности» [Тюмень, 3].

    4. Конкурс «Предприятие (организация) высокой социально-экономической эффективности» [Республика Северная Осетия – Алания, 36, 37].

  1. Занесение на доску почета [Рязанская обл., 26].

  2. Конкурсы проектов СП. Пример – конкурс предприятий, производственных участков и социальных проектов общественных организаций инвалидов [Хабаровский край, 12].

  3. Социальный заказ. Пример – Постановление главы города Магнитогорска от 19 октября 1999 г. № 355-П «Об обязательном социальном заказе на специализированных предприятиях инвалидов УПП ВОС, УПП ВОГ и лечебно-производственных мастерских МУЗ "Психоневрологическая больница"».

  4. Установление в особом порядке ставки арендной платы [Москва, 14; Республика Мордовия, 15; Калининградская область, 20; Екатеринбург, 21; Магнитогорск, 35], содействие в получении помещений в аренду через регулирование строительства и размещения в новых объектах социальных предприятий [Красноярск, 8].

  5. Снижение ставок федеральных, региональных и местных налогов и сборов [Республика Мордовия, 15; Северодвинск, 17; Пенза, 18; Архангельская область, 19; Калининградская область, 20].

  6. Освобождение от направления части прибыли социально значимых муниципальных предприятий в бюджет муниципального образования [Краснодар, 16].

  7. Гарантийно-залоговое обеспечение проектов (деятельности) СП, выделение ссуд, кредитов. В рамках этого направления администрация может выступать гарантом (поручителем) получения банковских кредитов под проекты либо выдавать (при наличии средств) бюджетные ссуды (в т.ч. на пополнение оборотных средств). [Калининградская область, 20; Екатеринбург, 21; Орел, 23; Воронеж, 25, Астраханская область, 33].

  8. Предоставление рассрочки платежей при покупке социальными предприятиями с аукциона объектов муниципальной (государственной) собственности [Калининградская область, 20], реструктуризация задолженности по налогам [Республика Башкортостан, 32].

  9. Обеспечение социальных предприятий централизованно выделяемыми товарными ресурсами [Екатеринбург, 21].

  10. Безвозмездное выделение социальным предприятиям транспорта для обслуживания сельского населения [Рязанская обл., 22].

  11. Бюджетное финансирование (принятие на бюджет города) социальных предприятий (инвалидов) [Орел, 24], предоставление безвозмездных субсидий [Астраханская область, 34].

  12. Программа поддержки (развития) социальных предприятий [Екатеринбург, 5].

Иногда условием получения преференций (налоговых льгот, права на аренду по льготным ставкам и пр.) является заключение специального договора [Северодвинск, 17].

II. Ко второй группе отнесены инструменты регулирования, мониторинга и контроля деятельности социальных предприятий.

  1. Институт аккредитации социальных предприятий [Москва, 40; Красноярск, 1]. В качестве примера в Приложении 2 приведена процедура аккредитации социальных предприятий питания в г. Москве.

  2. Создание специального органа по мониторингу, контролю за деятельностью СП – Распоряжение администрации Красноярска от 1 августа 2003 г. № 24-ПРОД «О создании комиссии по изучению ценовой политики социально ориентированных предприятий розничной торговой сети города».

  3. Декларирование цен на социально значимые услуги и ежеквартальная отчетность социальных предприятий, пользующихся налоговыми и иными льготами и преференциями [Рязанская обл., 22].

  4. Институт квотирования рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Это достаточно распространенная, хотя и неоднозначно оцениваемая в регионах практика [Москва, 47; Тверская обл., 30; Архангельская обл., 27; Димитровград, 31 и др.], суть которой заключается в том, что на предприятиях различных форм собственности с численностью работников выше установленного предела (например, 50 человек) должна устанавливаться квота (например, 1 штатная единица/рабочее место) для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите, определяются на уровне регионов и (или) муниципальных образований. В качестве примера можно привести следующий список [Приморский район Архангельской области, 27]:

– инвалиды;

– молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих;

– выпускники общеобразовательных учреждений (начального и среднего профессионального образования);

– несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения, другие лица моложе восемнадцати лет, стоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, освобожденные из мест лишения свободы;

– лица, освобожденные из мест лишения свободы;

– одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;

– многодетные родители, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей;

– женщины, воспитывающие детей-инвалидов;

– родители, воспитывающие детей до трех лет и являющиеся единственными кормильцами в семье.

При этом работодателям, выделяющим или создающим за счет собственных средств рабочие места в пределах установленных квот, могут предоставляться льготы по налогам и сборам, уплачиваемым в региональный (местный) бюджет [Приморский район Архангельской области, 27; Димитровград, 31].

Заключение. Выводы и рекомендации

В заключение хотелось бы отметить два обстоятельства:

1) в федеральном законодательстве России НЕ содержится определение (и даже упоминание) термина «социальное предприятие». Он встречается в региональных и местных нормативных правовых актах, где употребляется применительно к двум группам социальных предприятий: 1) организациям, предоставляющим товары, работы и услуги социально незащищенным гражданам по сниженным (по сравнению с рыночными) ценам, и 2) социально ориентированным коммерческим предприятиям, которые можно отнести к категории социально ответственного бизнеса, или предприятиям, представляющим большую социальную значимость для региона. При этом законодательство этих двух уровней неоднородно и содержит различные трактовки и вариации рассматриваемого в настоящей работе явления, отражающие (предположительно) в том числе особенности социально-экономического положения региона. В то же время с большой долей вероятности можно сказать, что на практике могут существовать виды (и группы) социальных предприятий, не нашедшие отражения в законодательстве. Поэтому представляется целесообразным разработать определение «социального предприятия» после изучения видов, типов и моделей их существования на практике;

2) существующее правовое регулирование деятельности социальных предприятий позволяет сделать вывод о том, что государство, тем не менее, выделяет эту категорию организаций в отдельный сегмент (группу, отрасль) и, признавая их социальную значимость, создает различные инструменты для развития социальных предприятий.

В дальнейшем, после уточнения понятия социального предприятия, представляется целесообразным более детальное («сплошное») изучение законодательства РФ на всех трех уровнях (федеральном, региональном и местном). Результатами анализа могут стать:

1. Создание библиотеки лучших практик в области правового регулирования деятельности социальных предприятий в России. При этом на базе лучших правовых актов после их доработки, в результате которой эксперты устранят выявленные в ходе их применения недостатки, могут быть разработаны модельные версии для тиражирования лучшего опыта в регионах/муниципальных образованиях. При необходимости могут быть также разработаны проекты нормативных правовых актов, устраняющих пробелы правового регулирования деятельности социальных предприятий.

2. Разработка рейтинга регионов по уровню продвижения концепции социального предпринимательства4. Представляется целесообразным изучить существующую систему поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в России (бизнес-инкубаторы, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, фонды поддержки, программы развития и т. д.), поскольку вполне возможно, что она может быть использована для классификации, организации сбора информации (мониторинга) и развития социальных предприятий. Так, например, недавно принятый федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [46] предусматривает:

– ежегодную подготовку доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в России, включающего в себя в том числе анализ социальных показателей их развития (пункт 13 статьи 9);

– поддержку малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органами государственной власти и органами местного самоуправления. Одним из видов поддержки признается создание условий для повышения профессиональных знаний специалистов из социально незащищенных групп населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства (пункт 2 статьи 21).
Приложение 1

Примеры определений понятия «социальное предприятие», иных смежных и связанных с ним терминов в законодательстве РФ
Социальное предприятие питания – это аккредитованная организация любой организационно-правовой формы, которая обслуживает малообеспеченных граждан, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны комплексными обедами [Москва, 40].
О состоянии отрасли социальных предприятий в Москве (информация на 2003 год) [39]:
«В Москве функционирует более 31 тыс. предприятий, из них розничной торговли – 17,8 тыс., общественного питания – 7 тыс., бытового обслуживания – 6,3 тыс. Обеспеченность населения в расчете на тысячу жителей по сравнению с дореформенным периодом удвоилась и приближается к уровню ведущих мировых столиц.
В рамках принятых постановлений и программ Правительства Москвы осуществлен целенаправленный комплекс мер по социальной защите малообеспеченных категорий населения, совершенствованию форм и методов их обслуживания.
За счет средств бюджета в общеобразовательных школах организовано бесплатное двухразовое питание для учащихся 1–11 классов из многодетных и малообеспеченных семей, всем школьникам с 1 по 4 класс предоставляются горячие завтраки.
В 2000 году были реализованы решения Правительства Москвы по созданию аккредитованных социальных магазинов для торгового обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также других малообеспеченных граждан. Цены на 35 наименований товаров «потребительской корзины» в них на 10–15% ниже среднегородских (по данным Мосгоркомстата), а инвалидам и участникам Великой Отечественной войны на эти товары предоставляется дополнительная скидка в размере 10%. В настоящее время аккредитовано 290 таких магазинов.
Открыты магазины-дискаунты, где населению предоставляются скидки на товары. Организуется работа по созданию в Москве магазинов-заказов сниженных цен типа «Утконос». В Южном административном округе города Москвы начат эксперимент по открытию магазинов в пределах «шаговой доступности» от мест проживания населения.
Во всех административных округах организованы ярмарки «выходного дня» по продаже населению продовольственных и непродовольственных товаров непосредственно от производителей. Создаются предприятия фирменной торговли.
Реализуется программа по созданию системы оптовой продовольственной торговли, мелкооптовых магазинов типа «Кэш энд Керри», направленная на сокращение звенности в поставках товаров и снижение цен в розничной сети.
Предприятия бытового обслуживания оказывают услуги малообеспеченным категориям населения в порядке благотворительности за счет собственных и привлеченных средств. Предоставляются льготы на услуги бань общего пользования, обеспечивается гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе, организовано обслуживание малообеспеченных категорий населения в центрах социального обслуживания».

Социально ориентированное предприятие бытового обслуживания населения – аккредитованное предприятие любой организационно-правовой формы, которое оказывает социально значимые виды бытовых услуг потребительского назначения повседневного спроса отдельным категориям граждан, пользующимся государственной социальной поддержкой (ветераны Великой Отечественной войны, пенсионеры, инвалиды, многодетные и малоимущие семьи, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию) [Красноярск, 1].
Социально значимые виды бытовых услуг – необходимые населению для удовлетворения минимальных потребительских социальных стандартов в соответствии с федеральным законодательством. Бытовые услуги с учетом потребностей населения и возможностей организации бытового обслуживания предоставляются в любых формах (выездная, срочная, в кредит, с доставкой на дом и т. д.), не противоречащих законодательству. Перечень социально значимых бытовых услуг потребительского назначения и периодичность их оказания определяются нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта РФ [Красноярск, 1]. В качестве примера приведем перечень социально значимых бытовых услуг на территории Рязанской области [7]:
1. Ремонт телерадиоаппаратуры.

2. Ремонт сложной бытовой техники.

3. Парикмахерские услуги:

– женская стрижка;

– мужская стрижка;

– детская стрижка.

4. Ремонт и обновление обуви.

5. Ремонт одежды и трикотажных изделий.

6. Ритуальные услуги.

7. Фотоуслуги:

– изготовление фотоснимков на документы.

8. Услуги по химической чистке и крашению одежды, прачечные услуги.

9. Услуги бань.

10. Ремонт мебели.

11. Услуги проката.

Социально ориентированным предприятием розничной торговли является торговое предприятие, осуществляющее розничную торговую деятельность на потребительском рынке и реализующее малообеспеченным категориям граждан товары, указанные в рекомендуемом ассортиментном перечне, согласно утвержденному перечню, по ценам на 10–15% ниже базовых среднерозничных цен, сложившихся на потребительском рынке города, или торговая надбавка на которые не превышает 15%. Предприятие торговли получает статус социально ориентированного по результатам аккредитации [Красноярск, 1].
О состоянии отрасли социально ориентированных предприятий розничной торговли в Красноярске [9]:
«Развивается сеть социально ориентированных предприятий розничной торговли, объединяющая в настоящее время около 100 магазинов.
Социальная направленность аккредитованных магазинов: местное самоуправление несет практически полную ответственность за предоставление социальных услуг населению. В условиях насыщенного рынка основными факторами, лимитирующими уровень потребления населением продуктов питания и материальных благ, выступают платежеспособный спрос и ценовая доступность товаров и услуг.
В результате социологического исследования на тему "Деятельность социально ориентированных предприятий розничной торговли г. Красноярска как фактор укрепления доверия населения к городской власти" было выявлено, что население ожидает от местных органов власти помощи в решении социальных проблем и обеспечении основными видами товаров. У 50% красноярских семей почти две трети потребительских расходов приходятся на покупку продуктов питания, что определяет высокую зависимость уровня потребления в этих семьях от изменения цен на продовольственные товары.


В целях обеспечения граждан с низким уровнем доходов доступными по цене товарами была создана система аккредитации социально ориентированных предприятий. Для получения статуса аккредитованного социально ориентированного предприятию необходимо отвечать требованиям, которые строго контролируются, в их числе: установление минимальной торговой надбавки на товары, входящие в рекомендуемый ассортиментный перечень; наличие прямых договоров поставки товаров с товаропроизводителями и оптовыми поставщиками.

За период действия Концепции развития потребительского рынка статус социально ориентированного предприятия получили около 100 магазинов. Общая площадь помещений, предназначенных для социального торгового обслуживания населения, составляет более 44 тысяч кв. м. Магазины, входящие в сеть, ежедневно посещает около 48 тысяч горожан. В среднем за год экономия денежных средств на одного человека составляет от 3,5 до 6 тысяч рублей.

<…>
2006–2010 годы следует рассматривать как период качественных преобразований на потребительском рынке г. Красноярска. Для достижения основной цели Концепции необходимо решение следующих задач:

<…>

формирование социально ориентированной системы обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения; контроль деятельности социально значимых объектов торговли».

Социальная инфраструктура – создает материально-вещественные и социально-культурные условия жизнедеятельности людей и охватывает отрасли экономики, оказывающие различные услуги населению, обусловленные его потребностями [Красноярск, 9].
Социально и экономически значимые (для региона) предприятия. Для придания предприятию статуса социально и экономически значимого [для Приморского края] должно соблюдаться хотя бы одно из перечисленных ниже условий [Приморский край, 2]:


  • предприятие относится к приоритетной отрасли экономики Приморского края;

  • выпускаемая продукция или оказываемые услуги относятся к предметам повседневного спроса или к предметам стратегического назначения;

  • не менее 20 процентов от общего объема продукции (услуг) отправляется на экспорт;

  • наличие на балансе предприятия объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры общей оценочной стоимостью не менее 50 000 минимальных размеров оплаты труда;

  • размер обязательных платежей в бюджеты всех уровней и фонды составляет не менее 50 000 минимальных размеров оплаты труда в год;

  • на финансирование благотворительной деятельности направляется не менее 25 процентов от уровня, разрешенного налоговым законодательством Российской Федерации.

Социально значимые предприятия – предприятия и учреждения всех форм собственности, осуществляющие социально значимую для города деятельность (в том числе являющиеся при этом низкорентабельными и убыточными) [Екатеринбург, 5]. Социально значимое предприятие может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и структурным подразделением объединения, коммерческого центра и иметь любую организационно-правовую форму. К социально значимым предприятиям относятся [Екатеринбург, 6]:
- специализированные магазины по торговле хлебом, молоком;

- продовольственные и непродовольственные магазины, обслуживающие население микрорайона товарами первой необходимости (соль, спички, мука, крупа, макаронные изделия, масло растительное, яйцо; моющие средства, мыло туалетное и хозяйственное, зубная паста, чулочно-носочные изделия, детские товары и т. д.);

- предприятия, обслуживающие население льготных категорий;

- магазины, обслуживающие соцбытовые предприятия;

- школьно-базовые столовые;

- торговые базы общественного питания;

- диетические общедоступные столовые;

- предприятия, расположенные вне зоны городских маршрутов.
Предприятие социальной направленности. Для определения (квалификации) предприятия социальной направленности используются следующие критерии [Тюмень, 3]:
- средняя годовая заработная плата в расчете на 1 работника, руб.;

- выплаты социального характера в расчете на 1 работника, руб.;

- отношение суммы выплат социального характера и затрат на спортивно-оздоровительные мероприятия к сумме годовой прибыли в %, определяемое по показателям 2 раздела заявки-анкеты как:

(п. 4 + п. 8)

------------- x 100

п. 2

- отсутствие выявленных профзаболеваний;

- отсутствие несчастных случаев на производстве;

- средний уровень временной нетрудоспособности в расчете на 1 работника, человеко-дней;

- отношение количества работников, проходивших повышение квалификации и переподготовку, к среднесписочной численности работников, %.
Предприятие высокой социальной ответственности. Такими предприятиями могут признаваться предприятия как производственной, так и непроизводственной сферы деятельности. Данное понятие охватывает следующие направления деятельности предприятия [Ленинградская область, 4]:


  • оплата и стимулирование труда работников;

  • охрана здоровья и безопасные условия труда на предприятии;

  • реализация социальных программ на предприятии;

  • содействие занятости населения.
  1   2   3

Похожие:

Исследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие» iconМетодические рекомендации по порядку представления муниципальных...
Обзор деятельности органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики по представлению муниципальных нормативных правовых...

Исследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие» iconФедеральный закон от 3 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе...
В методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв постановлением...

Исследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие» iconСписок независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение...
...

Исследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие» iconПравовых актов
Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Исследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие» iconРекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных...
Таким образом, антикоррупционная экспертиза направлена на предотвращение совершения коррупционного правонарушения путем устранения...

Исследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие» iconПриказ
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее Федеральный закон n 172-фз)...

Исследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие» iconПравительства Чеченской Республики оглавление: I. Подготовка и принятие...
«О регистре муниципальных нормативных правовых актов Чеченской Республики» (далее – Постановление №234) на глав муниципальных образований...

Исследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие» iconПисьмо
Минэкономразвития России направляет рекомендации относительно применения отдельных положений данного федерального закона с 1 октября...

Исследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие» icon5. Правила приема и требования к документам, поступающим Регистратору 25
Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего законодательства о ценных бумагах, акционерных обществах Российской Федерации,...

Исследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие» iconПравовые последствия обжалования нормативных правовых актов
Не случайно, законодательством предусмотрена такая возможность защиты нарушаемых прав и законных интересов граждан и организаций,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск