Правовые последствия обжалования нормативных правовых актов


Скачать 328.53 Kb.
НазваниеПравовые последствия обжалования нормативных правовых актов
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2
Правовые последствия обжалования нормативных правовых актов.
Наличие такой проблемы как издание нормативных правовых актов не соответствующих другим актам, более высокой юридической силы, ни для кого не секрет. Не случайно, законодательством предусмотрена такая возможность защиты нарушаемых прав и законных интересов граждан и организаций, как обжалование незаконных нормативных правовых актов в судебном порядке.

Как следует из судебной практики, не только подзаконные нормативные акты (Президента РФ, Правительства РФ, различных министерств и ведомств) признаются не соответствующими закону (законам), но и сами законы (их отдельные положения) нередко признаются не соответствующими основному закону - Конституции РФ.

Очевидно, что издание незаконных правовых актов наносит существенный урон правовому порядку, так как не только свидетельствует о низкой правовой культуре органа, издавшего такой акт (лиц его готовивших), но и, что гораздо хуже, подрывает доверие граждан к действующему законодательству, создает предпосылки к пренебрежительному отношению к законам.

Казалось бы, в ситуации, когда судом установлено, что права и законные интересы граждан и (или) организаций были нарушены в результате издания незаконного нормативного акта, государство, провозгласившее себя в статье 1 Конституции РФ правовым, должно принять все меры, чтобы восстановить положение, существовавшее до нарушения права, исправить последствия нарушения права или, по крайней мере, компенсировать убытки.

Однако это может быть где угодно, но, к сожалению, не в нашем государстве, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, а защита прав человека и гражданина – обязанность государства.
I. Рассмотрим, как обстоят дела по защите прав и интересов граждан и организаций от незаконных нормативных правовых актов с точки зрения правовых последствий обжалования таких актов в суде.

Для этого, прежде всего, необходимо определиться с содержанием таких юридических понятий, как:

  1. «признание акта неконституционным» («не соответствующим Конституции РФ»);

  2. «признание акта утратившим силу» (юридическую силу);

  3. «признание акта недействительным»;

  4. «признание акта незаконным»;

  5. «признание акта недействующим»;

  6. «признание акта не вступившим в силу» (не влекущим правовых последствий с момента издания);

  7. «признание акта не соответствующим другому нормативному правовому акту, более высокой юридической силы».

Проанализируем правовые значения и последствия указанных понятий.
1. Признание акта неконституционным.

В соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции РФ и статьей 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», исключительно Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Признание акта неконституционным (не соответствующим Конституции РФ) означает, что Конституционный Суд РФ, как судебный орган конституционного контроля, рассмотрел дело о проверке конституционности нормативного акта и вынес итоговое решение по делу - признал нормативный акт (его отдельные положения) несоответствующим Конституции РФ.
2. Признание акта утратившим силу.

Согласно части 6 статьи 125 Конституции РФ, акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В соответствии со статьей 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционным, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Как следует из статьи 87 указанного ФКЗ, признание нормативного акта либо его отдельных положений не соответствующими Конституции РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанным неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащий такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этого нормативного акта не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Понятие «признание акта утратившим силу» в Конституции РФ и в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» не раскрыто. Вместе с тем, из Постановления КС РФ от 11.04.00 № 6-П (пункты 4, 7) можно сделать вывод о том, что признание акта (закона) утратившим силу означает утрату актом юридической силы. При этом КС РФ указал в своем постановлении на то, что «лишение акта юридической силы возможно только по решению самого законодательного органа, издавшего акт, или в предусмотренном Конституцией РФ порядке конституционного судопроизводства», т.е. на основании постановления КС РФ о признании акта не соответствующим Конституции РФ.

Раскроем понятие «юридическая сила» нормативного акта на примере закона.

Известный российский ученый, автор многочисленных публикаций-исследований в области права С.С. Алексеев в своей книге «Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования (М. Изд. «Статут», 1999) в главе 4 «Законы» (стр. 91 – 94) так охарактеризовал действие закона во времени: начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона. Закон обретает юридическую силу на основе его принятия Государственной Думой в окончательной редакции и одобрения Советом Федерации. Практически в соответствии со сложившейся практикой закон обретает юридическую силу после его подписания Президентом и официального опубликования. Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы.

Исходя из изложенного, можно сделать следующий вывод: «признание акта утратившим силу» (юридическую силу) означает прекращение действия акта во времени с момента такого признания. Утрата актом юридической силы не означает, что акт не действовал с момента его издания (вступления в действие) до момента признания акта утратившим силу.
3. Признание акта недействительным.

Такое понятие использовано законодателем в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ).

В соответствии со статьей 12 ГК РФ, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав.

Согласно статье 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 24 апреля 2002 г. № 84пв-01 указано: из содержания части первой статьи 13 ГК РФ следует, что «признание нормативного акта недействительным в силу его несоответствия закону или иным правовым актам приравнивается в данном случае к признанию нормативного акта недействующим, что подтверждается также указанием в статье 16 ГК РФ на последствия издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

О признании акта недействующим см. ниже.
4. Признание акта незаконным.

Частью 2 статьи 46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В статье 2 указанного Закона перечислены действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд. К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (в редакции от 24 апреля 2002 г.) в порядке, предусмотренном указанным выше Законом, могут быть обжалованы в суд любые акты как индивидуального, так и общенормативного характера.

Статьей 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в статье 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» последствиям.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 10 (в редакции от 25 мая 2000 г.), указано на то, что в соответствии с частью 3 статьи 239-8 ГПК РСФСР решение суда о признании нормативного правового акта (включая закон субъекта Российской Федерации) либо отдельной его части незаконными влечет признание этого акта или его части недействующими со дня вступления решения в законную силу.
5. Признание акта недействующим.

В АПК РФ (от 5 мая 1995 года № 70-ФЗ, в настоящее время не действует) законодателем не использовалась такая формулировка, как признание нормативного акта недействующим.

В статье 22 АПК РФ, в которой перечислялись споры, разрешаемые арбитражным судом, указано на споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

Тем не менее, на основании части 5 статьи 22 АПК РФ, согласно которой федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела, арбитражные суды рассматривали споры о признании недействительными отдельных категорий подзаконных нормативных актов.

Например, в силу статей 137, 138 и 142 Налогового кодекса РФ в арбитражных судах рассматривались споры по жалобам налогоплательщиков на нормативные правовые акты налоговых органов. При этом, в случае удовлетворения жалобы налогоплательщика арбитражные суды признавали нормативные правовые акты налоговых органов недействительными.

Несколько иная формулировка, нежели признание акта недействительным, была использована законодателем в ГПК РСФСР (1964).

Согласно части 3 статьи 239-8 ГПК РСФСР, с момента вступления в законную силу решения о признании акта либо отдельной его части незаконными этот акт или его отдельная часть считаются недействующими.

Понимание судами правовых последствий признания правового акта недействующим в разное время было различно. Это связано с существенным изменением правовой позиции Пленума ВС РФ по данному вопросу. Хронология событий такова:

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (в редакции с изменениями от 25 октября 1996 г.) Пленум ВС РФ указал: «Разъяснить, что в соответствии с ч. 3 ст. 239.8 ГПК РСФСР вступившее в законную силу решение суда о признании индивидуального или нормативного акта либо отдельной его части незаконными влечет признание этого акта или его части недействующими с момента их принятия, о чем необходимо указывать в резолютивной части решения».

Постановлением Пленума ВС РФ от 25 мая 2000 г. № 19 пункт 17 указанного постановления был дополнен абзацем следующего содержания: «В случае признания противоречащим федеральному закону закона субъекта Российской Федерации суд в резолютивной части решения указывает об этом, а также о том, что данный закон признается не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу».

Но самые существенные изменения произошли с редакцией пункта 17 Постановления Пленума ВС РФ № 10 в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 24 апреля 2002 г. № 8. Пленум разъяснил, что «в соответствии с ч.3 ст.239-8 ГПК РСФСР решение суда о признании нормативного правового акта (включая закон субъекта Российской Федерации) либо отдельной его части незаконными влечет признание этого акта или его части недействующими со дня вступления решения в законную силу. При этом необходимо учитывать, что если правовой акт издан органом или должностным лицом при отсутствии соответствующих полномочий или не был опубликован для всеобщего сведения либо не был зарегистрирован, когда опубликование или государственная регистрация являлись обязательными, то такой акт признается недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его издания».

В водной части Постановления Пленума ВС РФ от 24 апреля 2002 г. № 8 суд указал на то, что эти изменения произошли в связи с возникшими в судебной практике вопросами.

Полагаем, что это связано, прежде всего, с Постановлением КС РФ от 11.04.00 № 6-П (пункт 7), в котором КС РФ указал: «признание акта недействующим означает, что акт не подлежит применению с момента вступления решения суда в силу».

Очевидно, что такое «новое» понимание двумя высшими судебными органами последствий признания акта недействующим не могло не найти отражение в новых процессуальных кодексах – АПК РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ, введен в действие с 1 сентября 2002 г., и ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ, введен в действие с 1 февраля 2003 г.

Так в статье 191 АПК РФ (2002) установлен следующий порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов: дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Согласно статье 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из статьи 195 АПК РФ следует, что по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

В новом ГПК РФ также произошли изменения, связанные с уточнением законодателем правовых последствий признания судом нормативного акта незаконным.

В статье 251 ГПК РФ (2002) указано: гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно статье 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан и организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

Как следует из статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим после вступления в законную силу влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

Таким образом, в соответствии с новыми АПК РФ и ГПК РФ нормативные правовые акты не соответствующие актам, более высокой юридической силы, признаются недействующими.
  1   2

Похожие:

Правовые последствия обжалования нормативных правовых актов iconФедеральный закон от 3 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе...
В методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв постановлением...

Правовые последствия обжалования нормативных правовых актов iconМетодические рекомендации по порядку представления муниципальных...
Обзор деятельности органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики по представлению муниципальных нормативных правовых...

Правовые последствия обжалования нормативных правовых актов iconПравовых актов
Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Правовые последствия обжалования нормативных правовых актов iconРекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных...
Таким образом, антикоррупционная экспертиза направлена на предотвращение совершения коррупционного правонарушения путем устранения...

Правовые последствия обжалования нормативных правовых актов iconКодексом административного судопроизводства Российской Федерации
Порядок обжалования указов Губернатора Новгородской области, нормативных правовых актов, ненормативных актов, действий (бездействия)...

Правовые последствия обжалования нормативных правовых актов iconПравительства Чеченской Республики оглавление: I. Подготовка и принятие...
«О регистре муниципальных нормативных правовых актов Чеченской Республики» (далее – Постановление №234) на глав муниципальных образований...

Правовые последствия обжалования нормативных правовых актов iconI. Определение нормативности
Разъяснение порядка представления муниципальных нормативных правовых актов и дополнительных сведений к ним для включения в регистр...

Правовые последствия обжалования нормативных правовых актов iconАдминистративный регламент
Ществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых...

Правовые последствия обжалования нормативных правовых актов iconПорядок обжалования нормативных правовых актов, принятых органами...

Правовые последствия обжалования нормативных правовых актов iconОбразец заявления об оспаривании нормативных правовых актов (прежде...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru

Поиск